Научная статья на тему 'Особенности моделей территориального общественного самоуправления России'

Особенности моделей территориального общественного самоуправления России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
444
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / TERRITORIAL PUBLICSELF-GOVERNMENT / PUBLIC PARTICIPATION / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернова Марина Александровна

В данной статье на основе изучения нормативно-правовых актов и сайта Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС»,освещается классификация территориального общественного самоуправления, характерная только для России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODELS OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT OF RUSSIA

In this article, based on the study of normative legal acts and the site of the Association of Territorial Public Self-Governing Bodies "League of TOS", the classification of territorial public self-government, characteristic only for Russia, is highlighted

Текст научной работы на тему «Особенности моделей территориального общественного самоуправления России»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 УДК 33.054.22

Чернова Марина Александровна, студентка магистратуры 2 курса Курского государственного университета

e-mail: chemaarina@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

Аннотация: в данной статье на основе изучения нормативно-правовых актов и сайта Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС»,освещается классификация территориального общественного самоуправления, характерная только для России.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, общественное участие, местное сообщество.

Chernova Marina, 2th year student of the Kursk State University.

e-mail: chemaarina@gmail.com

PECULIARITIES OF MODELS OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT OF RUSSIA

Annotation: in this article, based on the study of normative legal acts and the site of the Association of Territorial Public Self-Governing Bodies "League of TOS", the classification of territorial public self-government, characteristic only for Russia, is highlighted.

Keywords: territorial publicself-government, public participation, local community.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 Сегодня в России, в условиях развивающейся демократии отмечается глобальная тенденция к снижению роли государства в жизни отдельной личности и различных социальных групп. Все больше набирают силу и повышают свое значение самоорганизующиеся и самостоятельные объединения территориального типа. Одним из востребованных и, на взгляд исследователей, наиболее отвечающим современным вызовам развития общества является территориальное общественное самоуправление (далее ТОС), ведь ресурс объединений данного типа на местном уровне намного выше, чем у всех остальных форм самоорганизации [4].

Юридическое определение TOC, которое прописано в российском законодательстве о МСУ, звучит следующим образом: «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [2].

ТОС - одна из форм осуществления местного самоуправления непосредственно населением с определенной территориальной локализацией. Однако фактически в сравнении с другими формами участия, указанными в законе, ТОС представляет собой единственную форму, предполагающую самоорганизацию населения на основе общих интересов проживания, имеющую массовый (коллективный) и долгосрочный характер, а также определенную институцио-нализацию взаимоотношений организованного сообщества жителей с органами местной власти. В связи с территориальной природой ТОС важно подчеркнуть, что именно территория проживания остается основой для прочной социальной интеграции граждан [1].

Спектр деятельности объединений ТОС с учетом законодательных рамок (вопросы местного значения) и разного территориального уровня - от подъезда до микрорайона - широкий. Так, Е.С. Шомина выделяет следующие большие блоки проблем, которыми занимаются активисты ТОС: «защита своей территории»; улучшение своей жилой среды; социально-культурная работа; блок проблем по обслуживанию и эксплуатации жилого фонда [5].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

Также, ТОС является одной из институциональных форм оздоровления политической и правовой культуры граждан, способствующих солидарности, воспитания гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодоления пассивности и иждивенческих настроений народа.

Одним из основных элементов социальной основы развития ТОС в современном российском городе является наличие соседских связей, которые складываются внутри местного сообщества. Именно от местного сообщества зависит, насколько эффективна будет деятельность ТОС. Для этого модель ТОС должна соответствовать возможностям соответствующей территории.

Рассмотрим классификацию территориального общественного самоуправления, характерную для России.

1. Пилотная модель TOC

Настоящая модель распространена в регионах с низкими показателями в экономике, где социально-бытовые условия поселения не соответствуют последним нормам цивилизации.

Основные характеристики модели:

1) Модель насаждается сверху администрацией региона или муниципального образования.

2) Как правило, ТОСы организованы без образования юридического лица.

3)ТОСы не имеют помещений, другого имущества [3, с. 12]

Чаще всего председатель ТОСа — это одновременно руководитель школы, клуба, библиотеки, может быть, старший по дому, в исключительных случаях — активный пенсионер. Остальные члены совета не активны, совет прописан на бумаге.

«Гражданская активность» навязана муниципальной властью в целях выполнения региональных и муниципальных программ, которые удобнее реали-зовывать не через систему госзакупок, а путем предоставления субсидий, субвенций и других дотаций. Например, клубу для организации выставки необходима финансовая помощь. Руководитель клуба является одновременно предсе-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 дателем ТОСа, и именно как председатель ТОСа реализует проект по организации выставки в клубе.

Денежные средства, которые выделяются на проекты, написанные от имени ТОСа, направляются из бюджета муниципальных образований (причем минуя ТОС) на оплату договоров между заказчиками и подрядчиками (коммерческие организации), а проекты носят разовый характер.

2. Административная модель ТОС

Настоящая модель распространена в промышленных городах с большим количеством населения со средним уровнем достатка, имеет сетевую организационную структуру. Четкие границы ТОС определяются «сверху». Финансирование системы ТОС заложено в бюджете муниципального образования.

Основные характеристики модели:

1) Модель имеет четкую структуру иерархической направленности: председатель ТОСа — заместители председателя — члены совета ТОС — старшие по домам — старшие по подъездам.

2) ТОС зарегистрирован в форме юридического лица, имеет смету с оплатой труда руководителей и выстроенную систему поощрения активистов.

3) Вопросы местного значения решаются в основном путем администрирования «сверху»: «весенний и осенний субботники», обеспечение участия населения в городских мероприятиях и акциях, просвещение населения по вопросам ЖКХ и т. д.

4) Ведется прием населения, который проводит председатель или его заместитель.

5) ТОСы обеспечены помещениями, оргтехникой. Имеют план работы на год, квартал, месяц. Планы утверждают муниципалитеты. Такая структура, как правило, очень хорошо проявляет себя на выборах различных уровней [3, с. 13].

3. Демократическая модель ТОС

Настоящая модель распространена в регионах с развитой экономикой, где существуют традиции реализации общественных инициатив. Разработаны му-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 ниципальные программы поддержки ТОС. Эта модель в настоящее время представляет собой одну из самых передовых моделей ТОС.

Основные характеристики модели:

1) Поддержка ТОС органами МСУ различными способами: прямые субсидии, помощь материальными ресурсами (предоставление

помещения, оргтехники, наличие специальной программы по развитию ТОС).

2) Проведение конкурсов социально значимых проектов, где ТОСы могут получить гранты.

3) ТОС имеет возможность на договорной основе с муниципалитетом решать проблемы местного значения.

4) ТОС реализует проекты по инициативе граждан без привлечения бюджетных средств.

5) Выборы председателя и членов совета ТОС носят демократический характер.

6) Границы ТОС определяются жителями территории самостоятельно.

Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны моделей ТОС.

Модель ТОС Положительные стороны Отрицательные стороны

Пилотная модель • на территорию привлекаются средства; • население получает представление о ТОС; • формируются навыки взаимодействия между властью и жителями. • иждивенчество населения только усиливается; • граждане не вовлечены в решение местных проблем; • производится имитация деятельности ТОС.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

Административная модель • достаточно высокий уровень осведомленности о деятельности ТОС среди жителей, представителей НКО и бизнеса, органов власти всех уровней: • ведется пропаганда деятельности ТОС в СМИ; • формируется актив ТОС: • решаются вопросы местного значения в системном порядке с привлечением населения: • проводится обучение членов ТОС; • реализация планов органов МСУ превалирует над реализацией инициатив граждан: • смета расходов ТОС состоит в основном из бюджетных средств, внебюджетные средства привлекаются незначительно: • руководство ТОС, как правило, согласовано с органами МСУ; • инициатива «снизу» не приветствуется.

Демократическая модель • ТОС создается по инициативе жителей; • выборы руководящих органов ТОС происходят по демократическому принципу; • существует система территориального общественного самоуправления, внутри которой сохраняется собственная инициатива и специфика каждого ТОС; • применяются разнообразные формы поддержки ТОС со стороны органов МСУ. • отсутствие системы выявления и обучения лидеров; • создание ТОС с большим количеством жителей, что не позволяет эффективно выявлять и реализо-вывать все инициативы граждан; • отсутствие прозрачных механизмов взаимодействия между ТОС и властью, отсюда возможность имитации деятельности одних при попустительстве других.

Источник: собственная разработка на основе данных [3].

Таким образом, рассмотрев модели территориального общественного самоуправления, можно сделать следующие выводы:

• модели ТОС разнообразны и неоднородны;

• модель ТОС отвечает степени (экономической, политической, социально-культурной) развитости региона или муниципального образования;

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

• при выборе модели развития ТОС необходимо проводить детальные исследования: изучать возможности территории, проводить опросы населения, определять степень гражданской активности и т. д.;

• низкая вовлеченность граждан в деятельность ТОС приводит к имитации деятельности ТОС и дискредитации этой формы участия населения в местном самоуправлении;

• для дальнейшего развития территориального общественного самоуправления необходимо участие не только общественности, но и всех уровней власти — от муниципальной до федеральной.

Список источников:

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: http: //www.consultant.ru/

3. Киселева, А.М., Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе //Социс.-2015. — №10.-с.12-13[Электронный ресурс]: Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС» URL: http://лигатос.рф

4. Пясецкая Е.Н. Местное сообщество и муниципальное управление: трансформация взаимодействия// Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № 9. - С. 61-65.

5. Сергеева З.Н. Перспективы развития территориального общественного самоуправления в городах // Известия АлтГУ. -2014. -№2 (82).[Электронный ресурс]: Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 04.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.