Научная статья на тему 'Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом'

Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1463
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Т. В., Рубцова Д. С.

Данная статья посвящена теме межличностных отношений дошкольников со сверстниками и проведенному эмпирическому исследованию в рамках курсового проекта. В исследовании были изучены социометрические статусы дошкольников и описаны личностные качества, влияющие на межличностные отношения со сверстниками, дошкольников, имеющих разные социометрические статусы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова Т. В., Рубцова Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

© Павлова Т.В.*, Рубцова Д.С.Ф

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Данная статья посвящена теме межличностных отношений дошкольников со сверстниками и проведенному эмпирическому исследованию в рамках курсового проекта. В исследовании были изучены социометрические статусы дошкольников и описаны личностные качества, влияющие на межличностные отношения со сверстниками, дошкольников, имеющих разные социометрические статусы.

Ключевые слова социометрический статус, межличностные отношения со сверстниками, дошкольники, личностные качества, влияющие на межличностные отношения.

Тема межличностных отношений дошкольников со сверстниками привлекала внимание многих зарубежных и отечественных психологов (Т.А. Репина, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, С.В. Корницкая), которые проводили исследования, выявляя закономерности, определяя подходы и методы к изучению. Но, тем не менее, мы не можем с уверенностью сказать, что данная проблема до конца изучена и рассмотрена во всех аспектах. Она по-прежнему остается актуальна и на сегодняшний день. Актуальность ее заключается в следующем. Стоит обратить внимание на то, что в последнее время, не только , среди подростков и молодежи часто наблюдаются проявления деструктивного, асоциального поведения, негативного отношения к людям (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), но ив младшем школьном и дошкольном возрасте все чаще наблюдаются агрессивность, замкнутость, негативное и порой жестокое отношение, непринятие и отвержение среди детей. Все это с каждым годом усиливается и проявляется в более жестких формах. Поэтому данные проявления асоциального и аддиктив-ного поведения необходимо исследовать на этапе дошкольного детства, выявлять, какие же факторы влияют и способствуют появлению деформаций в межличностных отношениях, в основе которых лежат личностные качества, затрудняющие общение (асоциальность, агрессивность, негативизм и др.).

В данной статье мы опишем результаты эмпирического исследования, которое было проведено в аспекте рассматриваемых социометрических статусов и личностных качеств, которые составляют основу отношений дошкольников.

* Старший преподаватель кафедры Психологии образования, кандидат психологических наук.

* Студент 3 курса Академии психологии и педагогики.

Так как у дошкольников 5-7 лет отмечается появление и развитие устойчивых избирательных предпочтений между детьми, это говорит о том, что и общение между детьми начинает приобретать внеситуативный характер. В общении, как известно, раскрываются различные личностные стороны и характеристики человека. Так как у ребенка личность только формируется и развивается, мы можем проследить, как это происходит и какие характеристики приобретает ребенок в ходе общения и строения отношений.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это разнообразная и устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы.

Поэтому целью данного исследования стало изучение особенностей межличностных отношений дошкольников с разным социометрическим статусом.

Гипотезой же было выдвинуто предположение о том, что межличностные отношения дошкольников с разным социометрическим статусом будут иметь свои особенности.

В данном исследовании использовались следующие проективные и социометрические методики:

- социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцин-ковской);

- рисуночная методика - «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука;

- методика «Рисунок человека» Гудинаф-Харриса;

- методика рисунок «Я и мой друг в детском саду»;

Выборка исследования: в исследовании приняли участие старшие дошкольники МБДОУ № 299 г. Ростова-на-Дону в количестве 46 человек. Средний возраст испытуемых составил - 5,5 лет.

Данное эмпирическое исследование проходило в два этапа: это исследование особенностей социометрического статуса дошкольников и исследование особенностей межличностных отношений дошкольников с разным социометрическим статусом.

Первый этап - исследование социометрического статуса. Социометрия позволила получить нам объективные данные и распределить испытуемых на группы, что в конце позволило нам свести результаты в таблицу, и проследить некую закономерность.

Социометрическая часть исследования проходила в два этапа: собственно проведение самой социометрической методики «Два домика» и проведение рисуночной методики «Я и мой друг в детском саду».

Этап первый - социометрическая методика «Два домика».

Данные по этой методике, мы представили в диаграмме в процентном соотношении.

■ популярные

■ предпочитаемые

игнорируемы

■ отвергаемые

Рис. 1. Процентное соотношение социометрических статусов дошкольников

По представленной диаграмме видно, что большинство детей в группе занимает статус «предпочитаемых» (38 %), затем идут дети, которым приписывают статус «игнорируемых» (29,6 %), статус «популярных» занимает всего 19,2 % от всей выборки, статус «отвергаемых» занимает меньше всего места в диаграмме и составляет 15,4 %.

Проанализировав полученные результаты, был сделан вывод о том, что в группе относительно других статусов, высокое процент детей «игнорируемых».

Вторым этапом исследования социометрического статуса является проведение рисуночной методики «Я и мой друг в детском саду». Интерпретация полученных данных проводилась через качественный анализ рисунков детей, в ходе которого были выделены такие критерии как соотношение характера изображения образа себя и друга, размер изображенных персонажей и анализ беседы с каждым ребенком перед началом рисования.

Проведенный анализ обнаружил следующие результаты, которые по общим характеристикам и совпадением критерий, были разбиты на 4 группы:

- группа детей, у которых обнаружены положительные эмоциональные ассоциации, незначительная психологическая дистанция; способность быть сильным, могущим что-либо сделать, высокая значимость друга;

- группа - в ней у детей были отмечены значимость друга; близкий психологический контакт с другом;

- группа - это группа детей, у которых были отмечены низкая значимость в группе; высокая значимость друга; низкая самооценка; отсутствие психологического контакта; слабая решимость изобразить друга, неуверенность;

- группа - дети с опорой в реальности, свободой передвижений; способностью что-то делать, менять настрой; имеется источник угрозы; высокая значимость друга; негативный фон общения.

Из полученных результатов мы выделили две тенденции:

- отсутствие психологического контакта с другом, но значимость друга при этом высокая;

- близкий психологический контакт, тоже с высокой значимостью друга.

И сделали вывод о том, что у дошкольников не зависимо от того, есть ли контакт с другом или нет, существует потребность в друге, который имеет высокую значимость для ребенка.

Следующая часть нашего исследования - это собственно само исследование особенностей межличностных отношений дошкольников. Он проводилось в два этапа с помощью рисуночных методик, которые выявили те личностные характеристики и качества, характерные для каждого социометрического статуса. Это рисуночная методика «Рисунок человека» и «Дом. Дерево. Человек».

Итак, опишем полученные нами следующие результаты:

1) статус популярные («звёзды») получают дети, обладающие такими качествами как эмоциональная лабильность; положительное отношение; живое воображение; демонстративность; импульсивность; настороженность; общительность; потребность в общении; способность быть сильным, могущим что-либо сделать;

2) статус предпочитаемых получают дети, для которых характерны: эмоциональная напряженность; импульсивность; творческая направленность; положительное отношение; стремление держать себя в руках; демонстративность; свобода передвижений; экстравертность; общительность, легкость в установлении контактов; мечтательность.

3) статус игнорируемых получают дети, которые пассивны; тревожны; обладают низкой самооценкой; замкнуты; малоэмоциональны; неуверенны в себе; интроверты; имеют проблемы в общении.

4) статус отвергаемых достается тем детям, которые обладают такими качествами как сниженное настроение; скрытность; снижение самооценки; асоциальность; неумение общаться; осторожность в контактах; потребность в защите; гиперопека; напряженное отношение; неуверенность в себе; проблемы общения, недостаток общения; ярко выраженная тревожность; враждебность; недостаточная социальная адаптированность.

И сделаем вывод о том, что для каждого социометрического статуса характерны определенные личностные характеристики, которые и обуславливают особенности межличностных отношений дошкольников со сверстниками, если у детей диаметрально противоположные характеристики, то и сценарий их взаимоотношений будет разным и социометрический статус будет противоположным. Это подтверждает поставленную нами гипотезу.

Список литературы:

1. Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 202-208.

2. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

3. Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада // В сб.: Проблемы социальной психологии. - М., 1971.

4. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996.

5. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 167-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.