Научная статья на тему 'Особенности межличностной коммуникации'

Особенности межличностной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10159
1233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Галина Германовна

В статье рассматривается понятие «коммуникация» как объект изучения различных наук, раскрываются различные виды коммуникации: массовая, групповая и межличностная. Более подробно автор останавливается на проблеме межличностной коммуникации, ее функции, формах и степени эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL COMMUNICATION

This article considers the concept of «communication» as an object of study of various sciences and forms of communication: mass, group and interpersonal. In the more detail way the author dwells on the problem of interpersonal communication, functions, forms and degrees of effectiveness.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностной коммуникации»

УДК 316.77

ПЕТРОВА Галина Германовна, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматривается понятие «коммуникация» как объект изучения различных наук, раскрываются различные виды коммуникации: массовая, групповая и межличностная. Более подробно автор останавливается на проблеме межличностной коммуникации, ее функции, формах и степени эффективности.

Социальная коммуникация, межличностная коммуникация

Понятие «коммуникация» (от лат. сотти-тсаИо - сообщение, передача) начало широко употребляться в научной литературе с начала XX века и в наши дни используется в различных значениях. Понятие «коммуникация» как «передача информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов»1 является объектом изучения многих наук - не только гуманитарных, но и точных. Каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения.

Технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов -систем определенных символов и правил, при помощи которых можно представить необходимую информацию.

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией - разработка диалоговых систем типа «человек-компьютер», совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искус-

© Петрова Г.Г., 2011

ственного интеллекта, реализация машинного перевода.

Психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность речевого поведения коммуникантов.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в устной и письменной, диалогической и монологической речи.

Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп.

Социология рассматривает коммуникацию прежде всего как социально обусловленный процесс, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

поведения. Основной задачей социолога при этом является исследование социальных факторов, обусловливающих влияние коммуникации на формирование общественного мнения - отношения к социальным реалиям, ценностям данного общества и социума в целом.

Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию, наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: массовую, групповую и межличностную.

Массовая коммуникация - это процесс передачи информации посредством использования технических средств (печати, радио, кино, телевидения и т.д.), с помощью различного рода профессиональных приемов для влияния и воздействия на большие группы людей. При этом цель ожидаемого воздействия - решение политических или экономических задач, а также распространение просветительских идей, связанных, например, с желанием донести до каждого человека морально-нравственные нормы и ценности.

Групповая коммуникация - это такой тип коммуникационного процесса, при котором общение происходит между небольшим количеством людей (от 3 до 30 чел.) определенной социальной группы (территориальной, профессиональной, религиозной и др.) или организации (предприятия, учреждения, фирмы, банка и т.п.) в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач. Совокупность коммуникационных взаимодействий может способствовать динамизму структуры, сплоченности группы, ее срабатываемости или, напротив, приводить к возникновению и возрастанию конфликтной напряженности между членами данной группы, подталкивать к внутригрупповому конфликту.

Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом2. Она также предполагает воздействие коммуникантов друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.

Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия - человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.

Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное.

Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации.

Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.

В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная). В описательных моделях выделяются еще два компонента - результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.). Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для каждого коммуниканта может иметь свою оценку3.

Межличностная коммуникация выполняет специфическую функцию, называемую «конверсионной», которая изменяет поведение и мнение индивида, его социальные установки, ценностные ориентации.

Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций - взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) типа коммуникативных личностей, б) восприятия смысловой и оценочной информации и в) целенаправленного воздействия друг на друга. Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей, б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воздействие через убеждение.

Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует

установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие.

В контексте межличностной коммуникации восприятие - это прежде всего сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, т.к. с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации4.

Таким образом, внимание науки и общества к процессам социальной коммуникации неслучайно: от качества информационной среды, в которую «погружен» фактически каждый человек, зависит в значительной степени и качество нашей жизни.

Примечания

1 Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995. С. 286.

2 Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / сост. Ж.В. Николаева. Улан-Удэ, 2004. С. 152.

3 Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 180.

4 Там же. С. 189.

Petrova Galina

FEATURES OF INTERPERSONAL COMMUNICATION

This article considers the concept of «communication» as an object of study of various sciences and forms of communication: mass, group and interpersonal. In the more detail way the author dwells on the problem of interpersonal communication, functions, forms and degrees of effectiveness.

Контактная информация: e-mail: pgg2002@mail.ru

Рецензент -Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.