Научная статья на тему 'Особенности методики развития координационных способностей баскетболистов с использованием компьютерных технологий'

Особенности методики развития координационных способностей баскетболистов с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPORTS TRAINING / COORDINATION ABILITIES / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарь Алексей Александрович

В статье рассматриваются вопросы организации и построения тренировочного процесса на основе использования компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бондарь Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the development methodology for the coordination abilities of basketball players with application of the computer technologies

The article analyzes the questions of the organization and development of the training process on the basis of usage of the computer technologies.

Текст научной работы на тему «Особенности методики развития координационных способностей баскетболистов с использованием компьютерных технологий»

ции, ее условий, индивидуальных особенностей подростка выбирается или разрабатывается индивидуальная тактика работы с конкретной личностью. В этой работе могут быть использованы не только описанные методы, но и другие технологии оказания психологического сопровождения, которые по своим возможностям соответствуют поставленным целям, задачам и техническим возможностям.

ВЫВОДЫ

Психологическое сопровождение социализации делинквентных подростков - это система мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию девиантного и делинквентного поведения у данного контингента, а также оценку индивидуальнопсихологических особенностей и социально-психологических характеристик у них в целях предупреждения развития дезадаптивных расстройств.

Психологическое сопровождение социализации делинквентных подростков проводится в период поступления их в «Новое поколение», а также в процессе обучения и воспитания на протяжении всего периода их нахождения на производственных площадках.

В рамках разработанной концепции психологического сопровождение социализации делинквентных подростков показано, что в самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с несовершеннолетними правонарушителями с целью первичной, вторичной и третичной профилактики правонарушений необходимо проводить с позиций системного подхода, привлекая для совместного решения проблем специалистов смежных профессий (педагоги, социальные работники, медики).

Таким образом, можно сделать заключение о том, что психологическое сопровождение социализации делинквентных подростков является самостоятельной отраслью психологической практики, актуальной в условиях современного мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.

2. Жулковска, Т. «Ненормальные» в обществе : социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями / Т. Жулковска, А.И. Ковалева, В. А. Луков.

- М. : Щецин, 2003. - 134 с.

3. Ковалева, А.И. Социализация личности : норма и отклонение / А.И. Ковалева.

- М. : Академия, 1996. - 49 с.

4. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности / А.А. Налчад-жян. - Ереван : Изд-во Акад. наук Армянской ССР, 1988. - 263 с.

5. Рыбников, В.Ю. Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 2 (37). - С. 46-50.

Контактная информация: my-intemety@yandex.ru

УДК 796.323

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Алексей Александрович Бондарь, соискатель,

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации и построения тренировочного процесса на основе использования компьютерных технологий.

Ключевые слова: спортивная тренировка, координационные способности, компьютерные технологии.

SPECIFICITY OF THE DEVELOPMENT METHODOLOGY FOR THE COORDINATION ABILITIES OF BASKETBALL PLAYERS WITH APPLICATION OF THE COMPUTER TECHNOLOGIES

Alexey Aleksandrovich Bondar, the competitor,

The Volgograd State Agricultural Academy

Annotation

The article analyzes the questions of the organization and development of the training process on the basis of usage of the computer technologies.

Keywords: sports training, coordination abilities, computer technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Есть все основания полагать, что методика тренировки в баскетболе, преследуя, прежде всего, цель тщательной отработки определенных технических приемов и тактических действий, концентрированного развития специальных физических качеств, не создает нужных условий для совершенствования психофизиологических характеристик, лежащих в основе формирования координационных способностей. Общепринятые формы организации занятий, безусловно, включают и деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности, однако эти условия, как правило, бывают однотипными и в скором времени становятся привычными для занимающихся. В вероятностных ситуациях адаптация к условиям деятельности наступает довольно быстро, поэтому эффект спортивной тренировки определяется не только сложностью решаемых психомоторных задач, но и их новизной [1-3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В педагогическом эксперименте проверялась принципиальная возможность тренировки тех проявлений координационных способностей, которые не совершенствуются традиционными средствами физического воспитания. С этой целью была предпринята попытка повысить эффективность локомоторных действий 17-20-летних баскетболистов Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии в вероятностных условиях с помощью целенаправленных концентрированных тренировок и применением компьютерных технологий. Кроме обычных тренировок спортсмены осуществляли анализ игровой деятельности баскетболистов с использованием компьютерных материалов игр ведущих команд мира. Система формирования у спортсменов готовности к педагогическому взаимодействию на базе электронных ресурсов и технологий их разработки носит трехуровневый характер и обеспечивает готовность к основной работе по основным психологическим уровневым компонентам: мотивационному, содержательному, коммуникативному, креативно-оценочному. Проведение основных мероприятий усложняется от уровня к уровню, от этапа к этапу.

Первый (низкий) уровень готовности - базовый уровень. Он характеризуется отсутствием интереса общей массы спортсменов к сетевым и компьютерным технологиям, в частности технологиям взаимодействия, интерес представляет только электронная почта. Предпринимаются попытки поиска образовательных ресурсов по конкретным заданиям тренера (в основном это информация со спортивного форума). Появляется стремление овладеть сетевыми технологиями взаимодействия на интуитивном уровне.

Второй (средний) уровень готовности - специализированный. Этот уровень характеризуется осознанным стремлением овладеть компьютерными технологиями. Активизируется направленный поиск и анализ образовательных ресурсов в сети, обмен мнениями о тех или иных материалах, фрагментах игры, действий ведущих баскетболистов ми-

ра.

Задачи второго этапа будут успешно решены, если создать ситуации, стимулирующие самостоятельность при работе с сетевыми ресурсами; улучшить содержание взаимодействия при сохранении развлекательно-показательных моментов возможности поиска в сети любой информации, интересующей спортсмена.

Третий (высокий) уровень готовности - профессиональный. В работе со спортсменами высокого уровня готовности предусматривались:

- выработка убежденности в необходимости взаимодействия в образовательном пространстве в интерактивном режиме с использованием электронных ресурсов;

- применение веб-портала для работы с ресурсами, стремление к сотрудничеству по анализу, как собственной игры, так и игр ведущих команд мира;

- умение разработать тактику предстоящей встречи на основе анализа техникотактических действий команды-противника.

Предлагаемый образовательный портал по разделу «Технико-тактические действия в баскетболе» явился платформой для совершенствования учебно-тренировочного процесса с помощью электронных образовательных ресурсов. Сопоставив опыт работы с компьютерными технологиями преподавателей и студентов, можно отметить, что их отношение к применению новых компьютерных и сетевых технологий для взаимодействия в образовательной среде неоднозначно. По окончании подготовки к работе, спортсменам экспериментальной группы с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса давались задания, способствующие совершенствованию их технико-тактической подготовленности:

- определить продолжение комбинации, выявить приоритетность броска по кольцу или передачи партнеру;

- прогнозировать перемещение игрока после передачи, выбрать оптимальный вариант для броска, найти наилучшее место для завершения атаки;

- определить лучший вариант защиты при данной атаке;

- выявить оптимальное расположение игроков для перехвата мяча,

- оценить действия каждого игрока (конкретная ситуация) в защите и оценить действий игроков в нападении.

Причем время, отведенное на выполнение задания, постепенно сокращалось.

С помощью компьютерных программ, предполагающих участие спортсменов в компьютерном «соревновании», осуществлялась имитация обстановки и поведения участников обучения в практике принятия решения в условиях, близких к реальным. Производился поиск оптимальных решений многовариантных задач, возникающих по ходу игры. Нами применялись «игры со свободой действий», предоставляющие баскетболистам право вести себя так, как они действовали бы в реальной обстановке. Предполагалось, что такое использование компьютерных игр как метода обучения стимулирует творческое начало, способствует совершенствованию тактического мышления на основе моделирования отдельных моментов в ситуациях, когда спортсмен выбирает продолжение игры в зависимости от знания им закономерностей развития взаимодействий игроков.

Каждая игровая ситуация, представляемая на экране монитора, описывалась в следующей последовательности: 1) ситуация; 2) действия игроков нападения; 3) действия игроков защиты; 4) сюжет игры; 5) задача.

Спортсмены должны были проанализировать и перечислить все возможные варианты с выделением наиболее оптимального варианта в данной ситуации.

Тренер объявлял возможные варианты, обосновывал целесообразность их применения. Спорные мнения обсуждались со всеми спортсменами, разбирались лучшие варианты решений и ошибки.

Предложенная методика оказала существенное влияние на пространственные и временные характеристики двигательных действий и их рациональное функционирова-

ние в вероятностных ситуациях. Данный подход способствовал существенному увеличению количества атак за игру и бросков по кольцу с различных позиций, особенно с края (76,1%, р<0,01) и с линии (34,7%, р<0,05). Достоверно повысились показатели эффективности бросков: дальних - на 42,2% (р<0,01), с средних - на 28,6% (р<0,05), ближних - на 27,6% (р<0,05), штрафных - на 13,4% (р<0,05), а также увеличилась эффективность позиционных атак - на 38,4% (р<0,01) и быстрых прорывов - на 29,6% (р<0,05).

ВЫВОДЫ

1. Экспериментальная методика развития координационных способностей с помощью учебно-игровых компьютерных программ отличается координационной сложностью, элементами новизны, характеризуется многообразием форм выполнения движений, включала задания по активизации работы отдельных анализаторов и регулированию контроля и самооценки различных параметров движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : науч.-метод. пособие / С.М. Гордон. -М. : Физическая культура, 2008. - 256 с.

2. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла : автореф. дис. ...канд. пед. наук / Елевич С.Н. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2004. - 27 с.

3. Костикова, Л. В. Инновационная деятельность Российской Федерации баскетбола по повышению квалификации / Л. В. Костикова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 33-35.

Контактная информация: nina4588@rambler.ru

УДК 796.07

ТЕХНОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПН МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ ИГР

Вадим Владимирович Брагин, соискатель,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,

Алексеевка

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке педагогической технологии правовой подготовки руководителей Государственного противопожарного надзора МЧС России, с использованием обучающих игр. Автором выявлены педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной технологии. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии для повышения качества правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России.

Ключевые слова: руководители ГПН МЧС России, правовая подготовка; обучающие игры, технология.

TECHNOLOGY OF THE LEGAL PREPARATION OF LEADERS OF THE STATE FIRE- SUPERVISION OF THE EMERGENCIES MINISTRY OF RUSSIA WITH

APPLICATION OF TRAINING GAMES

Vadim Vladimirovich Bragin, the competitor,

Alekseevsky Branch of the Belgorod State University,

Alekseyevka

Annotation

The work presents the results of the conducted research on justification and working out the pedagogical technology of legal preparation of leaders of the State fire supervision of the Emergencies Minis-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.