Научная статья на тему 'Особенности методики исследования рукописей, выполненных измененным почерком'

Особенности методики исследования рукописей, выполненных измененным почерком Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3950
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗМЕНЕННОГО ПОЧЕРКА / СИСТЕМА ИНФОРМАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ / МНОГОУРОВНЕВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕННОГО ПИСЬМА / ПРОЦЕСС ИДЕНТИФИКАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЯ РУКОПИСИ / ВЫПОЛНЕННОЙ В НЕОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПИСЬМА / CLASSIFICATION OF ALTERED HANDWRITING / SYSTEM OF INFORMATIVE CHARACTERISTICS / MULTILEVEL METHODOLOGY OF THE RESEARCH OF ALTERED HANDWRITING / PROCESS OF IDENTIFICATION OF PERSONS WHO WROTE DOCUMENTS IN UNUSUAL CONDITIONS OF WRITING

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Говоркова Е.Ю.

Освещаются проблемы судебного почерковедения в области исследования рукописей, выполненных измененным почерком. В связи с этим приводится классификация измененного почерка, описывается система информативных признаков, которые свидетельствуют о влиянии на процесс письма различных «сбивающих» факторов. Для повышения результативности судебно-экспертной деятельности освещаются особенности современной многоуровневой методики исследования измененного письма, и излагается примерный алгоритм идентификации исполнителя спорной рукописи, выполненной в необычных условиях. Затрагиваются проблемы обучения студентов вуза по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE METHODOLOGY FOR RESEARCH OF DOCUMENTS PERFORMED WITH AN ALTERED HANDWRITING

The article deals with some problems of forensic handwriting examination in cases when documents were performed with an altered handwriting. We give a classification of the altered handwriting and describe the system of informative characteristics indicating the influence of some categories of «misleading» factors on the process of writing. The article highlights the features of the modern multilevel methodology of the research of altered handwriting. An approximate algorithm is presented for identification of persons who wrote questionable documents in unusual conditions. Some issues related to the training of students on this topic are also covered.

Текст научной работы на тему «Особенности методики исследования рукописей, выполненных измененным почерком»

120

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 1, с. 120-125

УДК 34

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОПИСЕЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ ИЗМЕНЕННЫМ ПОЧЕРКОМ

© 2016 г. Е.Ю. Говоркова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

sudexpert2011@mail.ru

Поступила в редакцию 01.12.2015

Освещаются проблемы судебного почерковедения в области исследования рукописей, выполненных измененным почерком. В связи с этим приводится классификация измененного почерка, описывается система информативных признаков, которые свидетельствуют о влиянии на процесс письма различных «сбивающих» факторов. Для повышения результативности судебно-экспертной деятельности освещаются особенности современной многоуровневой методики исследования измененного письма, и излагается примерный алгоритм идентификации исполнителя спорной рукописи, выполненной в необычных условиях. Затрагиваются проблемы обучения студентов вуза по данной теме.

Ключевые слова: классификация измененного почерка; система информативных признаков, свидетельствующих о влиянии на процесс письма отдельных категорий «сбивающих» факторов; многоуровневая методика исследования измененного письма; процесс идентификации исполнителя рукописи, выполненной в необычных условиях письма.

Одной из основных проблем практики проведения почерковедческих экспертиз и исследований является дифференциация различных «сбивающих» факторов, которые в той или иной мере влияют на обычные условия письма и затрудняют процесс идентификации. Многообразие «сбивающих» факторов, проявляющееся в почерке схожими изменениями, вызывает у экспертов сложности в их дифференциации, что в целом влияет на достоверность и обоснованность выводов. Изучение закономерностей трансформации признаков почерка под влиянием различных «сбивающих» факторов, определение системы этих факторов относятся к числу актуальных задач судебного почерковедения.

Возможность установления условий письма основана на свойствах почерка: избирательной изменчивости, динамической устойчивости и вариационности, а также разбросе признаков в пределах вариантов.

На основании свойства избирательной изменчивости почерка эксперты имеют возможность установить факт необычности условий выполнения рукописи, ее характер (постоянный или временный), группу (естественная или искусственная), подгруппу (внутренняя, внешняя), конкретный «сбивающий фактор» и в итоге провести идентификацию исполнителя по измененному письму [1].

В зависимости от участия сознания исполнителя рукописи все изменения почерка можно подразделить на две основные группы: естественные (объективные) и искусственные (субъ-

ективные). Естественные изменения почерка происходят без участия сознания пишущего и возникают под воздействием трех групп сбивающих факторов:

- изменения внешней обстановки письма;

- изменение внутреннего состояния пишущего;

- непривычная установка пишущего на письмо, не связанная с желанием изменить свой почерк.

К изменениям внешней обстановки письма относятся такие «сбивающие» факторы, как:

- необычная поза пишущего (например, стоя, сидя на корочках; на вертикальной либо наклонной поверхности);

- необычный материал письма (фанера, бетон и т.п.); непривычный пишущий прибор (мел, гвоздь, губная помада);

- непривычная обстановка: низкая температура, недостаточная освещенность, движущийся транспорт, неровная опорная поверхность и др.

К изменениям внутреннего состояния можно отнести следующие субъективные факторы, влияющие на почерк:

- кратковременные функциональные расстройства организма: душевное волнение, возбуждение, заторможенность, утомление, стресс, аффект, алкогольное или наркотическое опьянение;

- необратимые возрастные изменения (пожилой или старческий возраст): ослабление или частичная утрата зрения, тремор, атаксия, аграфия;

- патологические изменения, связанные с течением соматических заболеваний и психических расстройств: хронический алкоголизм, прогрессирующий паралич, эпилепсия, шизофрения, последствия черепно-мозговой травмы и другие клинические проявления психических заболеваний.

Непривычная установка пишущего предполагает старательное (медленное) и быстрое письмо.

К искусственным, сознательно внесенным исполнителем в свой почерк изменениям относятся:

- перемена привычно пишущей руки;

- подражание буквам печатной формы или стилизованное письмо;

- скорописная маскировка почерка;

- подражание почерку другого лица;

- другие изменения почерка (изменение способа удержания пишущего прибора, компетентная маскировка, выполнение рукописей с помощью трафаретных ячеек и др.) [2].

О необычных условиях письма при выполнении рукописей свидетельствуют диагностические признаки, основанные на свойстве избирательной изменчивости почерка. Различные причины могут проявляться в одних и тех же диагностических признаках. Это обстоятельство учитывается в методике диагностической судебно-почерковедческой экспертизы, когда в ходе исследования происходит анализ двух условно разделенных категорий диагностических признаков: классических (1) и специфических (2).

К классическим диагностическим признакам относятся снижение координации движений 1-й и 2-й групп и замедленный темп письма [1].

Снижение координации движений 1-й группы проявляется в неточности параметров мелких движений:

- извилистости прямолинейных штрихов;

- изломах, неоднократной угловатости, изломах овальных, полуовальных, дугообразных и петлевых штрихов и элементов;

- несогласованности движений при выполнении и соединении письменных знаков;

- неустойчивости размещения точек начала и окончания, соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и, как следствие, увеличении вариационности почерка и разбросе признаков в пределах варианта.

Снижение координации движений 2-й группы проявляется в неточности параметров крупных движений:

- неравномерности размера, разгона, расстановки, наклона как в целом в рукописи, так и в составе слов;

- неустойчивости направления линии письма;

- извилистости либо ступенчатой форме линии письма;

- неравномерности интервалов между словами и (или) строками;

- необычности размещения самостоятельных фрагментов рукописи.

О замедленности темпа могут свидетельствовать:

- наличие тупых начал и окончаний штрихов;

- наличие необоснованных остановок пишущего прибора (наплывы красящего вещества, разрывы движений);

- преобладание интервальных соединений между элементами письменных знаков, малая связность либо выполнение записей отрывистыми движениями; наличие письменных знаков, выполненных по частям;

- наличие либо преобладание сложных либо усложненных вариантов букв;

- возможно увеличение размера почерка;

- сильный недифференцированный нажим;

- наличие повторов движений, ретуши (дорисовок), исправлений в письменных знаках.

Специфические диагностические признаки могут указывать причину необычных условий письма чаще всего в виде определенной группы наиболее вероятных воздействий или конкретный «сбивающий» фактор.

В ходе экспертного исследования измененного почерка решаются диагностические и идентификационные задачи:

- установление необычных условий выполнения рукописи;

- установление характера группы необычности письма или конкретного «сбивающего» фактора;

- установление исполнителя спорной рукописи.

Методика идентификации исполнителя рукописи, выполненной измененным почерком, базируется на положениях общей методики су-дебно-почерковедческой экспертизы [3], имея при этом специфику, которая проявляется на отдельных уровнях, этапах и стадиях. Исследование должно проводиться не только поэтапно, но и осуществляться циклично, т.е. с разной степенью глубины и приближения к конечному результату на разных уровнях. Можно условно выделить два уровня: первый включает предварительное исследование, заканчивающееся выдвижением общих и частных экспертных версий и планированием дальнейшего исследования, второй - развернутое полное исследование объектов экспертизы, включая конечное решение ее задачи.

Предварительное исследование является первым уровнем данной методики, состоящим

из 6 этапов (условно). На первом этапе эксперт знакомится с материалами экспертизы; уясняет содержание задания; знакомится с обстоятельствами дела, имеющими отношение к предмету экспертизы; устанавливает наличие следственной и иных версий.

Обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы, должны быть указаны в постановлении о назначении экспертизы, в котором должны быть отражены:

- внешние условия выполнения спорной рукописи, известные инициатору проведения экспертизы (пишущий прибор, освещение, поза при письме, положение и вид материала письма);

- данные, характеризующие личность предполагаемого исполнителя: образование, возраст, профессия, национальность, состояние здоровья, привычно пишущая рука, владение письмом обеими руками и пр.;

- предположение о возможном способе умышленного искажения почерка (подражание почерку другого лица, скорописная маскировка и т.д.).

Указанные сведения необходимы эксперту для последующей оценки выявленных диагностических и идентификационных признаков, формирования экспертных версий и выводов.

На втором этапе при осмотре происходит предварительный анализ исследуемой рукописи, который в себя включает:

- определение способа изготовления и целевого предназначения рукописи;

- изучение материалов письма;

- уточнение экспертного задания;

- определение достаточности почеркового материала;

- предварительное изучение наиболее броских диагностических и идентификационных признаков в исследуемой рукописи в целях установления обычных или необычных (по версии участников процесса) условий выполнения. Если экспертом на данном этапе устанавливается наличие подобных признаков, им выдвигается версия о необычных условиях выполнения рукописи.

Предварительное изучение наиболее броских информативных признаков почерка производится с целью установления пригодности рукописи для идентификации, так как при измененном письме это не всегда возможно.

Третий этап предполагает предварительную оценку образцов для сравнительного исследования: наличие, качество, достоверность и достаточность, а также изучение наиболее броских, информативных признаков в образцах.

В качестве сравнительного материала выступают свободные и экспериментальные образцы почерка предполагаемого исполнителя.

Экспериментальные образцы должны быть представлены в виде:

- неизмененного почерка предполагаемого исполнителя в обычных условиях письма («родного»),

- измененного почерка в необычных условиях, максимально приближенных к условиям выполнения спорной рукописи.

Образцы должны быть отобраны с соблюдением всех методических рекомендаций, отвечать требованию бесспорности их происхождения от предполагаемого исполнителя. Достоверность образцов устанавливается путем сопоставления их между собой. На данном этапе устанавливается достаточность материала и может возникнуть необходимость в запросе дополнительных образцов.

Сначала в образцах, выполненных в обычных условиях, изучаются наиболее броские диагностические признаки для исключения наличия у предполагаемого исполнителя собственного маловыработанного почерка. Предварительный анализ сравнительного материала заканчивается установлением наличия или отсутствия броских идентификационных признаков, аналогичных установленным ранее в спорной рукописи.

Предварительное сравнительное исследование на четвертом этапе осуществляется путем сопоставления выявленных ранее наиболее броских информативных признаков в спорной рукописи и образцах. Первоначально сравниваются диагностические признаки, причем сравнение происходит последовательно - классических признаков, свидетельствующих о необычных либо обычных условиях выполнения спорной рукописи, и специфических признаков, которые являются результатом влияния определенных категорий внутренних и внешних сбивающих факторов. Предварительное сравнение идентификационных признаков касается наиболее броских общих и частных признаков, которые были установлены на предыдущих этапах.

Далее, на пятом этапе, осуществляется предварительная оценка результатов исследования, и выдвигаются экспертные версии: оцениваются классические диагностические признаки с выдвижением частной версии о необычных условиях выполнения рукописи; специфические диагностические признаки с выдвижением частной версии о наиболее вероятной причине необычных условий письма - либо устанавливается конкретный «сбивающий» фактор. На этом же этапе выдвигается общая версия о предполагаемом исполнителе.

Шестым этапом первого уровня является планирование дальнейшего исследования. На

данном этапе экспертом принимается решение о последовательности применения качественно-описательных методов, целесообразности использования количественных методов почерко-ведческой экспертизы.

Детальное исследование на втором уровне осуществляется традиционным образом: раздельный и сравнительный анализ, оценка результатов исследования и формирование вывода эксперта. На первом этапе происходит раздельное изучение диагностических и идентификационных признаков в спорной рукописи и образцах, в ходе которого необходимо дифференцировать:

- из числа диагностических - признаки, характерные для влияния конкретных сбивающих факторов (скорописной маскировки, перемены пишущей руки и пр.), кроме этого признаки, связанные с индивидуальными особенностями исполнителя спорной рукописи, которые могут считаться условно-идентификационными;

- среди идентификационных - «сквозные» признаки, которые характеризуют неизмененный почерк предполагаемого исполнителя. Это наиболее устойчивые частные признаки, которые переносятся из обычного почерка в необычный (например, признаки скорописного «родного» почерка, перенесенные в измененный почерк с подражанием буквам печатной формы).

В ходе раздельного исследования последовательно устанавливаются все диагностические признаки (классические и специфические), свидетельствующие о необычных условиях выполнения рукописи. Во избежание потери информации при определении диагностических признаков в специальных таблицах-разработках необходимо фиксировать их наличие, степень выраженности и локализацию. Анализ этих признаков позволяет установить факт необычных условий выполнения рукописи или конкретного «сбивающего» фактора.

В отношении порядка проведения анализа идентификационных признаков почерка в спорной рукописи и образцах предполагаемого исполнителя существуют две точки зрения, представленные в специальной литературе. Одна из них - выявление и оценка признаков должны начинаться с исследуемой рукописи, и уже на данном этапе в результате выдвинутых ранее частных экспертных версий происходит разграничение диагностических и идентификационных признаков измененного почерка. Вторая -исследование должно начинаться с образцов почерка предполагаемого исполнителя, причем начинать следует со свободных образцов в целях получения полного представления о неизмененном почерке исполнителя и пределах его изменчивости под влиянием различных «сби-

вающих» факторов. С учетом современных методических рекомендаций по многоуровневому, циклически повторяющемуся изучению почер-ковых объектов, первый алгоритм исследования является предпочтительным [4], так как дает возможность разграничить, хотя бы и в форме версии, измененные и неизмененные признаки, не сравнивая почерковых объектов.

Независимо от выбора алгоритма исследования раздельный анализ общих идентификационных признаков в спорной рукописи и образцах обычного (неизмененного) и измененного почерка начинается с исследования признаков, характеризующих пространственную ориентацию и размещение движений; затем - признаков, отражающих степень и характер сформи-рованности письменно-двигательного навыка, далее - структуру движений по их траектории. Результаты раздельного исследования, как обычно, фиксируются в таблице-разработке. Раздельное исследование частных признаков проводится на основе специальной таблицы-разработки, составленной с учетом специфики измененного почерка, при этом в исследуемой рукописи и сравнительных образцах дифференцируются изменившиеся и неизменившиеся («сквозные») признаки, устанавливается их диагностическая или идентификационная значимость.

На втором этапе данного уровня проводится сравнение диагностических (классических и специфических) и идентификационных (общих; частных: неизмененных или «сквозных»; индивидуально-измененных или «условно-идентификационных») признаков. Экспертом устанавливается их совпадение или различие с учетом наличия, локализации и степени выраженности.

Сопоставление общих идентификационных признаков проводится с учетом пределов ва-риационности обычного и измененного почерка. Сравнительное исследование частных признаков - это наиболее трудоемкая и ответственная стадия работы, в ходе которой происходит полное разделение с диагностическими признаками в измененном почерке; учитываются все варианты письменных знаков в исследуемой рукописи и образцах, устойчивость и существенность «сквозных» и условно-идентификационных признаков. Результаты сравнения диагностических и идентификационных признаков также фиксируются в соответствующих разработках.

Следующим этапом экспертного исследования является оценка результатов сравнения диагностических и идентификационных признаков, формирование промежуточных и итоговых выводов. На данном этапе оцениваются каждое совпадение и различие, а также вся совокуп-

ность выявленных совпадений и различий. Несмотря на то что оценочная деятельность осуществляется на протяжении всего исследования, особую значимость она приобретает после сравнения признаков в соответствии с критериями: устойчивостью, существенностью и достаточностью для формирования какого-либо определенного вывода.

На основе проведенной оценки диагностических признаков (классических и специфических) формируются промежуточные выводы о необычных условиях выполнения спорной рукописи и по возможности - о наиболее вероятном «сбивающем» факторе. В случае невозможности установления конкретного «сбивающего» фактора устанавливается его постоянный либо временный характер, к естественной или искусственной группе он относится, воздействием каких условий (внутренних или внешних) он обусловлен.

Производя последовательную оценку совпадений и различий идентификационных общих признаков, эксперт приходит к промежуточному выводу о групповой принадлежности сравниваемых почерков. В результате оценки частных признаков устанавливается исполнитель спорной рукописи, выполненной измененным почерком. Наибольшую ценность для идентификации представляют собой неизмененные «сквозные» частные признаки почерка. Если для образования индивидуальной совокупности их недостаточно, используются «условно-идентификационные» признаки почерка. Выводы эксперта при исследовании измененного почерка имеют традиционные формы.

Следует отметить, что рукописи, выполненные измененным почерком, составляют значительную часть объектов, поступающих в экспертные подразделения. Разработка и введение многоуровневых методик способствует уменьшению числа экспертных ошибок при проведении подобного рода экспертиз и исследований. Дальнейшие разработки в данном направлении судебного почерковедения могут способствовать совершенствованию методического обеспечения процесса почерковедческого исследо-

вания, а также учебного процесса по дисциплине «Почерковедение и судебно-почер-коведческая экспертиза».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения эффективности процесса обучения также необходимы:

- подготовка и применение на первоначальном этапе обучения наглядного материала, содержащего возможные иллюстрации, для улучшения восприятия обучающимися признаков измененного почерка;

- подготовка примерных образцов заключений и объектов для учебных экспертиз с учетом особенностей методики исследования измененного письма;

- проведение дополнительных консультаций по результатам учебных экспертиз.

Практический и теоретический опыт подготовки экспертов-почерковедов показывает, что данный вид экспертизы является самым сложным криминалистическим исследованием, требующим не только глубоких теоретических знаний, но физической и психической устойчивости личности, хорошей зрительной памяти [2].

Совершенствование дидактического материала и методического обеспечения при обучении в конечном итоге приведет к повышению профессионального уровня специалистов, качества проводимых исследований, обоснованности выводов и снижению количества экспертных ошибок.

Список литературы

1. Судебно-почерковедческая экспертиза. Особенная часть: Исследование рукописных текстов: Метод. пособие для экспертов, научных и практических работников правоохранительных органов / Под общ. ред. М.В. Бобовкина. Издание 2-е перераб. РФЦСЭ Минюста России. М.: Наука, 2007.

2. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: Учебник / Под ред. В.В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007.

3. Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств: Ч. 1 / Под общ. ред. В.В. Мартынова. М.: Интеркрим-пресс, 2010.

4. Судебно-почерковедческая экспертиза. Особенная часть. Исследование рукописных текстов / Под общ. ред. В.Ф. Орловой. М.: Наука, 2007.

SOME FEATURES OF THE METHODOLOGY FOR RESEARCH OF DOCUMENTS PERFORMED

WITH AN ALTERED HANDWRITING

E.Yu. Govorkova

The article deals with some problems of forensic handwriting examination in cases when documents were performed with an altered handwriting. We give a classification of the altered handwriting and describe the system of informative characteristics indicating the influence of some categories of «misleading» factors on the process of writing. The article highlights the features of the modern multilevel methodology of the research of altered handwriting. An approximate algorithm is presented for identification of persons who wrote questionable documents in unusual conditions. Some issues related to the training of students on this topic are also covered.

Keywords: classification of altered handwriting, system of informative characteristics indicating the influence of some categories of "misleading" factors on the process of writing, multilevel methodology of the research of altered handwriting, process of identification of persons who wrote documents in unusual conditions of writing.

References

1. Sudebno-pocherkovedcheskaya ehkspertiza. Osobennaya chast': Issledovanie rukopisnyh tekstov: Metod. posobie dlya ehkspertov, nauchnyh i prakticheskih rabotnikov pravoohranitel'nyh organov / Pod obshch. red. M.V. Bobovkina. Izdanie 2-e pererab. RFCSEh Minyusta Rossii. M.: Nauka, 2007.

2. Pocherkovedenie i pocherkovedcheskaya ehksperti-za: Uchebnik / Pod red. V.V. Seregina. Volgograd: VA MVD Rossii, 2007.

3. Tipovye ehkspertnye metodiki issledovaniya vesh-chestvennyh dokazatel'stv: Ch. 1 / Pod obshch. red. V.V. Martynova. M.: Interkrim-press, 2010.

4. Sudebno-pocherkovedcheskaya ehkspertiza. Osobennaya chast'. Issledovanie rukopisnyh tekstov / Pod obshch. red. V.F. Orlovoj. M.: Nauka, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.