Научная статья на тему 'Особенности математических представлений детей с нарушениями речи'

Особенности математических представлений детей с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9596
780
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / КОРРЕКЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / general speech deficiency / formation mathematical concepts / correction / research / verbal task / non-verbal task / cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуева Т. И.

В статье рассматриваются особенности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в сравнительном плане с нормой. Устанавливается взаимосвязь речевого и математического развития дошкольников с недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF CHILDREN WITH SPEECH INFRINGEMENTS

In the article features of mathematical representations of senior preschool age children with general speech deficiency in comparative terms with the norm are considered. A connection between verbal and mathematical development of preschool children with speech deficiency is established.

Текст научной работы на тему «Особенности математических представлений детей с нарушениями речи»

УДК 376. 3

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

© 2010 Т. И. Дуева

аспирант каф. спец. психологии и спец. педагогики e-mail: mironova3@mail. ru

Московская открытая социальная академия

В статье рассматриваются особенности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в сравнительном плане с нормой. Устанавливается взаимосвязь речевого и математического развития дошкольников с недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, сформированность математических представлений, коррекция, исследование, вербальное задание, невербальное задание, познавательная деятельность.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) - это особая категория дошкольников, у которых наряду с системным недоразвитием речевой деятельности в структуре дефекта наблюдаются своеобразие психического развития, специфические черты эмоциональной незрелости, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, двигательная неполноценность (И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева и др.).

Актуальность проблемы математического развития дошкольников с речевой патологией очевидна. С одной стороны, это связано с трудностями, возникающими у детей при формировании элементарных математических представлений, обусловленных специфическими особенностями речевых и неречевых нарушений при ОНР. С другой стороны, формирование первичных математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это положение и делает занятия по формированию элементарных математических представлений значимыми для комплексной, всесторонней коррекции отклонений при ОНР.

Нами была спланирована и реализована программа экспериментального исследования, целями которой стали выявление и анализ сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнительном плане с нормой, установление взаимосвязи речевого и математического развития дошкольников с недоразвитием речи.

Для экспериментального изучения из числа детей с ОНР II-III уровня была отобрана группа из 70 человек. Это дети, которые посещают детские сады ЮВАО г. Москвы. В исследовании принимала участие и сравнительная группа детей с нормальной речью (30 человек).

Детям были предложены задания, сгруппированные в 5 блоков: исследование количественных представлений, представлений о величине, форме, пространственных и временных представлений. Каждый блок включал задания невербального и вербального характера. Экспериментальные задания были подобраны в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова).

В процессе экспериментального исследования установлено, что математические представления у детей с нарушениями речи отличаются от математических представлений детей с нормальной речью. Дети владели практическими навыками счета, выполняли действия сложения и вычитания, создавали сериационный ряд по длине, ширине, высоте, дифференцировали предметы по величине. Однако их знания были неустойчивы, выполнение заданий требовало постоянной зрительной опоры. Трудности в оперировании словесными образцами затрудняли осуществление переноса на аналогичные задания. Дети с большим трудом запоминали инструкцию, удерживали в памяти вербальную организацию практического задания. Отсутствие комментирования математических операций осложняло переход к умственной форме выполнения заданий.

У детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи отмечены неустойчивые количественные представления. Несмотря на то что они имели сформированные первичные представления о натуральном ряде чисел, умели сравнивать множества по количеству, понимали и употребляли числительные, у них наблюдались трудности в установлении зависимостей и отношений между числами, в использовании счетной операции в измененных заданиях, имелись выраженные трудности при одновременном контролировании речевой и практической деятельности.

Дети сравнительной группы также допускали ошибки при выполнении заданий (наибольшие трудности вызывало соотнесение числа и множества предметов). Однако по сравнению с ними дети с ОНР медленнее называли числовой ряд, не использовали счет при проверке правильности выполнения задания, ожидали помощи и поощрения педагога.

В целом у дошкольников с нарушением речевого развития сформированы практические навыки сравнения предметов по величине, длине, ширине и высоте. Но, несмотря на понимание относительного характера размеров, дети не обладали целостностью восприятия величины. У них наблюдались трудности целенаправленного использования сформированных знаний в определении признаков протяженности, точном обозначении их словом.

При выполнении заданий детям необходимо было повторять инструкцию, а зачастую и давать дополнительные вербальные инструкции. Многие дети так и не смогли справиться с заданием, понять сравнительную степень имен прилагательных: длиннее, короче, самый короткий и т.д.

Вербальное задание, в котором требовалось определить, на какой ступеньке находятся сказочные герои, кто их них стоит выше, кто ниже, многие дети с ОНР не смогли выполнить задание даже с помощью педагога. Смысл обращенных вопросов они понимали, однако отвечали, как правило, одним словом или жестом. Детей с нормальной речью, не справившихся с вербальным заданием, не было.

Представления о форме предметов у дошкольников с ОНР в целом сформированы. Дети знали и различали геометрические фигуры, были способны выделить существенный признак геометрических фигур - форму, абстрагироваться от несущественных признаков - цвета и величины. Но в тоже время ни испытывали трудности при дифференциации сходных геометрических фигур (квадрат -прямоугольник, треугольник - прямоугольник, овал - круг). Отмечены трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Хотя дошкольники с нормальным речевым развитием иногда также допускали ошибки в дифференциации математических терминов, затруднялись дать обобщающую характеристику выделенных групп. Однако все дети могли исправить свои ошибки при незначительной организующей помощи педагога.

Наибольшие трудности у дошкольников с ОНР вызвала ориентировка в пространстве. Дети могли найти место предмета, указать, где он находится (вверху, внизу, спереди, сзади, слева), но они не справились с заданиями, требующими развернутого речевого высказывания, содержащего пространственные предлоги и наречия. Исследование показало, что дошкольники ориентировались в пространстве на основе чувственной системы отчета, а освоение словесной системы по основным пространственным направлениям происходило медленно и с трудом. Это осложняло понимание пространственных взаимоотношений предметов и их частей. Аналогичные задания иногда вызывали трудности и у детей сравнительной группы. Они неправильно употребляли пространственные предлоги, затруднялись в определении местоположения предмета и его отношения к себе и другим предметам.

Для временных представлений дошкольников с ОНР характерны неточность и фрагментарность, поскольку у них не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени. Они не могли объяснить причинно-следственные временные связи, затруднялись в понимании слов, обозначающих относительные временные отношения: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Особенности лексико-грамматического строя речи обусловливали трудности в измерении отрезков времени принятыми единицами измерения, в установлении последовательности процессов, их смены и периодичности. В целом дети понимали смену событий, их периодичность, определяли основные признаки временного интервала, но они не могли рассказать о содержании деятельности в течение промежутка времени даже на основе личного опыта.

Результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях формирования математических представлений у дошкольников с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Они испытывают трудности в понимании инструкций, не понимают лексического значения математических терминов, не могут оперировать ими. Все это осложняет обобщение полученных знаний, включение их в новую систему математических понятий.

Выявленные трудности вызывают необходимость определения специальных коррекционно-педагогических условий на занятиях по формированию элементарных математических представлений, которые бы способствовали коррекции речевой и познавательной деятельности в процессе обучения математике.

Библиографический список

Баряева Л. Б. Формирование элементарных математический представлений дошкольников (с проблемами в развитии): учеб.-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.

Непомнящая Р. Л. Формирование математических представлений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1971. № 4.

Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3 изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.

Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. 2 изд., испр. М.: Просвещение, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.