Научная статья на тему 'Особенности маркетинга в сфере социальных услуг'

Особенности маркетинга в сфере социальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
984
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности маркетинга в сфере социальных услуг»

подсобным хозяйствам (2877,5 млн руб.) и 52 крестьянским (фермерским) хозяйствам (228,07 млн руб.).

За счет федерального бюджета сельхозтоваропроизводителям на поддержку отдельных отраслей выделено всего 1058,3 млн руб.

Кроме того, планировалось получить в виде субсидий почти 100 млн. рублей на приоритетное развитие животноводства. Но фактически было получено 14 млн 100 тыс. рублей на развитие племенного животноводства. На поддержку овцеводства в прошлом году средств выделено не было [3].

Важным этапом модернизации молочного скотоводства в республике стала программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2009-2012 годы». За два года на реализацию мероприятий программы выделены средства на общую сумму 319,874 млн рублей. Из них в минувшем году 128,8 млн. рублей, из которых 99,9 млн. рублей -федерального и 28,9 млн рублей республиканского бюджетов [4].

Несмотря на положительную динамику основных показателей сельского хозяйства, факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства республики, являются низкий уровень энерговооруженности и оснащенности агротехникой, рост цен на материально-технические ресурсы, а также сохраняющиеся проблемы, связанные с обеспечением эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и упорядочением земельных отношений.

Таким образом, в развитии агропромышленного производства в 2010г. по сравнению с 2009г. наблюдается некоторый прирост объема производства сельхозпродукции. Вместе с тем, экономическая ситуация в АПК продолжает оставаться сложной. Производительность труда, валовое производство и продуктивность в сельском хозяйстве достаточно слабо развито, и ситуация в этой сфере сказывается на АПК в целом. Оказываемая государством поддержка не достаточна, учитывая общее состояние АПК.

ТЛ « "

В сложившемся ситуации развивается угроза производственной и продовольственной безопасности региона. Такое положение дел негативно сказывается на рынке сбыта и продвижении продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Литература:

1. В Дагестане начался сев яровых культур, РИА Дагестан, http://www.riadagestan.ru/news/2011/03/30/111705/.

2. В Дагестане в 2010 году увеличился объем продукции сельского хозяйства, РИА Дагестан, http://www.riadagestan.ru/news/2011/02/16/109715.

3. В Дагестане наблюдается рост производства продукции животноводства, РИА Дагестан, http://www.riadagestan.ru/news/2011/02/21/109931.

4. В министерстве сельского хозяйства Дагестана обсудили проблемы развития животноводства, РИА Дагестан.

5. Дагестан нуждается в сельхозтехнике на сумму в 10 млрд. рублей, РИА Дагестан, http://www.riadagestan.ru/news/2011/03/31/111779/ .

6. Сельское хозяйство Дагестане 2010г., Минсельхоз РД, 2011г., 40а 7. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025г., Республика Дагестан, 2011.

Маллаева М.И.

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

145

Данная статья посвящена роли маркетинга как инновационного механизма координации деятельности субъектов на рынке социальных услуг населению. В статье оценивается необходимость применения маркетинговых подходов в сфере распределения социальных услуг, цель и принципы маркетинга, анализируются особенности и тенденции спроса на социальные услуги в условиях их коммерциализации.

Ключевые слова: социальная сфера, социальные услуги населению, маркетинг услуг, спрос на социальные услуги, реклама в сфере услуг

Mallaeva M.I.

MARKETING FEATURES IN SOCIAL SERVICES

This article focuses on the role of marketing as an innovative mechanism that coordinates the activity of the subjects in the market of social services. The article estimated the need for a marketing approaches in distribution of social services, the purpose and principles of marketing, analyzes the features and trends in demand for social services in their commercialization.

Keywords: social issues, social services, marketing of services, the demand for social services, advertising in the services sector

Современный этап развития нашей страны диктует необходимость использования новых подходов к реализации стратегии социально-экономического развития, управлению экономическими системами. Особое место занимает маркетинг как эффективный механизм корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных подходах и технологиях.

Необходимость применения маркетинговых подходов в качестве инструмента совершенствования экономических отношений в социальной сфере определяется следующими важными обстоятельствами:

1. Рынок социальных услуг входит в так называемый общественный сектор экономики, продукты деятельности которого носят характер общественных благ, в большинстве своем не являющихся предметом купли-продажи. Поэтому в данном секторе чрезвычайно важна роль государства, осуществляющего функции финансирования социальной сферы и являющегося гарантом предоставления социальных услуг некоммерческого характера. Вместе с тем в современной экономике широко распространились платные социальные услуги, объем и спектр которых давно перевалили за рамки услуг социально-бытового характера, традиционно предоставляемых на коммерческой основе. Следствием этих процессов является усиливающаяся конкуренция между общественным и частным секторами за потребителей этих услуг. Поэтому разумное соотношение платности и бесплатности услуг сегодня представляется важнейшим принципом функционирования социальных отраслей.

2. Важной характеристикой социальных услуг является неисключаемость. Этот фактор, без сомнения, способствовал тому, что резко снизившаяся за годы реформ доля услуг здравоохранения, образования, отраслей социального обеспечения, предоставляемых за счет средств бюджета и других источников, привела к их замещению платными услугами в полном объеме.

3. Изменившиеся социальные условия порождают изменения объемов и структуры услуг. Так, развитие рыночных отношений способствовало расширению перечня и спектра социальных услуг, наряду с этим усилилась отрасле-

вая дифференциация всех услуг, в том числе и социальных. Произошел значительный рост объема услуг социально-бытового характера и рекреационно-оздоровительных, рост продолжительности жизни вызвал увеличение объемов услуг системы здравоохранения и социального обеспечения. Подобные процессы положительно влияют на рынок услуг, так как способствуют росту их конкурентоспособности и качества обслуживания потребителей. Вместе с тем, снижение уровня жизни населения, особенно в посткризисные периоды, снижает уровень потребления платных услуг и тем самым усиливает конкуренцию учреждений социальной сферы за своих потребителей.

Растущие объем и спектр социальных услуг обуславливают потребность в маркетинге услуг, направленном на создание и удовлетворение спроса населения на услуги в конкретных условиях. Маркетинг услуг преследует двойственную цель: с одной стороны - удовлетворение спроса потребителей этих услуг, а с другой - максимизация прибыли предприятия, производящего и оказывающего услуги. Маркетинговая деятельность в сфере услуг строится в соответствии с принципами гибкости, комплексности и адаптивности; реализует всю совокупность функций, присущих маркетингу: исследование рынка, координация проектирования и производства услуг, оптимизация ассортиментного ряда и распределение услуг, разработка ценовой политики, формирование спроса и стимулирование сбыта услуг и др.

Спрос на услуги, как и на любой другой товар, представляет собой часть потребности в услуге, обеспеченную денежными средствами покупателей, или платежеспособную потребность. Спрос является связующим звеном между производством и потреблением, это определяет необходимость его изучения, анализа и прогнозирования в маркетинговой деятельности фирмы. Спрос на услуги формируется под воздействием многих факторов- экономических, социально-политических, демографических, культурно-исторических, природно-климатических, а также таких, как объем доходов населения, уровень рыночных цен, географическое положение рынка услуг, традиции образа жизни, особенности поведения потребителей и т.д. Приоритетное значение приобретают факторы, обусловливающие уровень и тенденции в развитии доходов населения, так как именно они формируют в конечном итоге платежеспособные возможности потребителей.

Постоянное изучение и оценка спроса являются ключевыми элементами современного маркетинга, позволяющими раскрыть перспективы предпринимательской деятельности в сфере услуг, выбрать и обосновать стратегию маркетинга, эффективно решать сложные конъюнктурные задачи. Для формирования спроса на услуги необходимо исследовать рынок по ряду направлений, в частности: получение информации о потребности в услугах, поддержка контактов с определенными клиентами, передача информации о предприятии и оказываемых им услугах потребителям.

Однако рыночная концепция развития социальной сферы предполагает использование всей совокупности маркетинговых методов, направленных на обеспечение сбалансированности спроса и предложения. В качестве примера

можно привести процесс применения маркетинговых подходов в решении проблемы потребления услуг на определенной территории. Так, население всегда сконцентрировано в определенных ареалах (расселено). Характер расселения, сложившийся в территориальных границах конкретного рынка, оказывает влияние на весь комплекс элементов системы маркетинга и формирует специфические методы и приемы маркетингового воздействия. Например, спрос на услуги в области образования можно удовлетворить за счет организации кратковременных курсов обучения по направлениям, соответствующим специфике труда потребителей. Спрос на услуги в области культурного обслуживания можно удовлетворить с помощью организации выступлений деятелей театрального искусства, известных исполнителей, поэтов, писателей, демонстрации выставочных экспозиций и многих других мероприятий временного характера На российском рынке приобрели популярность и такие формы предоставления услуг, как выездная торговля, передвижные кино- и видеоустановки, пункты бытового обслуживания и т п

Таким образом, маркетинговая деятельность представляет собой попытку сделать максимально управляемым процесс производства и реализации услуг. Отсюда главная функция маркетинга — организация комплексной деятельности по производству и сбыту услуг с учетом морально устаревших услуг и продвижением на рынок услуг-новинок. Реализация этой основной функции дополняется комплексом разнообразных функций и видов деятельности:

• изучение рынка услуг и анализ результатов исследования;

• выявление существующего и потенциального спроса потребителей на услуги;

• организация научно-исследовательской деятельности по созданию и производству услуг-новинок, координация проектирования и производства услуг;

• оптимизация ассортиментного ряда услуг и системы их распределения;

• планирование производства и сбыта услуг, поиск источников финансирования;

• разработка ценовой политики;

• формирование спроса на услуги и стимулирование сбыта с помощью средств рекламного воздействия;

• формирование имиджа предприятия сферы услуг и общественного мнения по отношению к морально устаревшим услугам.

Наиболее эффективным способом коммуникативного воздействия на потребителя рынка услуг является реклама, нацеленная на информирование потребителей о качестве услуг и способах удовлетворения их потребностей, обеспечение возможности сравнения услуг-заменителей, стимулирование потребительского спроса с целью его воспроизводства.

Таким образом, маркетинговый подход к деятельности в социальной сфере позволяет, с одной стороны, на новом качественном уровне удовлетворять важнейшие социальные потребности членов общества, а с другой, - наиболее

рационально расходовать на это ограниченные ресурсы государства, выделяемые на развитие социальной сферы.

Литература:

1.Ворачек Х.О. О состоянии «теории маркетинга услуг» //Проблемы теории и практики управления.- 2002.- №1.

2. Карпова Т.Ю. Формирование и развитие маркетинга в управлении муниципальным образованием. Проблемы маркетинговой деятельности. - Екатеринбург: УрО РАН, 2001. - 68 с.

3.Котлер Ф. Новые маркетинговые технологии. СПб.: Издательский дом «Нева». - 2004. -191с.

Маммаева Д.С., Исаева П.Г. СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ

Одним из важнейших факторов влияющих на устойчивый экономический рост является стабилизация экономики. В статье приведены различные определения понятия стабилизации экономики. Определены принципы стабилизации экономики на региональном уровне. Предложены меры, направленные на преодоление региональной нестабильности. Ключевые слова: стабилизация экономики, региональная экономика, экономический рост.

Mammaeva D.S., Isaeva P.G. STABILIZATION OF ECONOMY OF THE REGION: ESSENCE, CRITERIA, INDICATORS

One of the major factors influencing steady economic growth is economy stabilization. In article various definitions of concept of stabilization of economy are resulted. Principles of stabilization of economy at regional level are defined. The measures directed on overcoming of regional instability are offered.

Keywords: economy stabilization, regional economy, economic growth.

Стабилизация экономики региона является важнейшим фактором экономического роста реального сектора экономики и улучшения социально-экономического положения населения.

Содержание процесса стабилизации различными авторами интерпретируется по-разному.

Стабилизацию экономики определяют:

1) как процесс приведения экономики в устойчиво равновесное состояние, выражающееся в снижении темпов падения производства, его фиксации на определенном уровне, наращивании объемов производства на новой технической, технологической основе с учетом реальных потребностей обще-ства[1,ст.95];

2) как целенаправленную экономическую политику, ставящую задачей ограничение и подавление высокой инфляции, насыщение рынка товарами, обеспечение соответствующего спроса и предложения [2,ст.19];

3) как функцию государства, обеспечивающую полную занятость и стабильный уровень цен;

4) как процесс, характеризующийся быстрым снижением высокой инфляции, резким сокращением бюджетного дефицита, прекращением роста денежной массы и повышением конкурентоспособности национальной валюты[3, ст.73];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.