Развитие возобновляемой энергетики в Казахстане требует осуществления ряда мер по поддержке этой деятельности: предусматривается проработка вопросов по поддержке возобновляемых источников энергии, в том числе: резервирование и приоритет при предоставлении земельных участков для строительства объектов возобновляемых источников энергии; обязательства энергопередающих организации по покупке электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии; освобождение возобновляемых источников энергии от платы за транспорт электроэнергии по сетям; поддержка при подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии к сетям энергопередающей организации.
Список использованной литературы:
1.Беккер Н.А. Оценка экономической эффективности использования возобновляемых источников энергии: на примере ветроэнергетики Германии // Дис. канд. эконом, наук. - М., - 2007. - С. 26.
2.Ульянов И.А., Гребенщикова П.И., Малышев А.Г. Уголь в народном хозяйстве. - М.: Недра, - 1982. - С. 112.
3.Козлов В.А. Потребительский рынок и конкуренция // Энергорынок. -2000.-№10.-С9-12.
4.Школьник. В.С. Казахстан в глобальном энергоэкологическом пространстве XXI века // Доклады IV Международной научно-практической конференции. - Алматы, - 2008. - С.3-5.
© Р.М.Тажибаева, А.М.Самаликова, 2015
УДК 338.001.36
Е.В. Свиридова
студент 4 курса экономического факультета Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники E-mail: katerinca@sibnet.ru Научный руководитель: Р.В. Черская старший преподаватель кафедры «Экономика» Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники г.Томск, Российская Федерация E-mail: cherska@mail.tomsknet.ru
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧИСЛЕННОСТИ ГОСАППАРАТА НА ОСНОВЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РФ И США
Аннотация
Статья посвящена вопросам эффективности работы государственного аппарата России. Результат анализа показал, что с наиболее развитой державой США эффективность труда чиновников РФ по показателям ВВП, заработной платы плюс расходы на содержание госаппарата, численности госаппарата в 2,6 раза ниже, т.е. численность госаппарата в России должна соответствовать 587 633 человека.
Ключевые слова
ВВП, экономически активное население, среднегодовая заработная плата, численность госаппарата, консолидированный бюджет, расходы на содержание госаппарата.
«В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение, и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики, реализация государством политических целей, свободное развитие общества, правовой порядок... ». [1]
Ст. 71 Конституции РФ, гласит, к ведению России относится: е) установление основ федеральной политики, федеральные программы в области государственного, экономического, социального, культурного
и национального развития; ж) установление правовых основ рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика; з) федеральный бюджет, налоги и сборы, фонды регионального развития и т.д. [2]
ВВП является критерием оценки уровня развития экономики и эффективности управления государственными органами.
Для сравнительной характеристики, рассмотрен объем ВВП России и США в конце ХХ и начале ХХ1в. Безусловным лидером по объему ВВП является США. Информация представлена на рисунке 1 (для сопоставимости показателей для расчетов принят курс доллара на отчетные даты 01.01.2012г., 01.01.2013г., 01.01.2014г. ) [3]
ВВП в XX в. и нач. XXI в.
ВВП разных стран
Рисунок 1 - Объем ВВП России и США в конце ХХ и начале XXI в. ВВП России в 1990г. составлял 44% ВВП США, к 2013г. сократился на 39%, и Россия переместилась на 8 место. Для сравнительной характеристики показателей произведен анализ эффективности работы экономически активного населения США и России. (Таблица 1, Рисунок 2)
Таблица 1
ВВП и экономически-активное население России и США
Российская Федерация
ВВП, млрд. руб. 55 967 62 218 66 755
Экономически-активное население, чел. 75 779 000 75 676 100 75 528 900
США
ВВП, млрд. руб. 499 617 490 919 552 125
Экономически-активное население, чел. 153 617 000 154 975 000 155 389 000
Рисунок 2 - ВВП и экономически активное население в США и России За анализируемый период (2011 - 2013 г.) объем ВВП США в среднем более чем в 8 раз выше ВВП России. Численность экономически активного населения в России сократилась, а в США выросла на 1%, составив 155,3 млн. человек. Номинальный рост ВВП России составил 19%, США - 10,5%.
ВВП США выше не только за счет большей численности экономически-активного населения, но и более высокой эффективности труда, в США населения в 2 раза больше, чем в России, а ВВП - в 8 раз. (Таблица 2 и рисунок 3)[4]
Таблица 2
Объем ВВП и доходы на единицу экономически активного населения в США и России, руб.
Показатели 2011 2012 2013
Объем ВВП на единицу экономически активного населения в РФ, руб. 738 558 822 167 883 838
Удельный вес доходов экономически активного населения в ВВП РФ 38% 39% 40%
Доходы на единицу экономически активного населения в РФ, руб. 280 430 319 546 357 504
Объем ВВП на единицу экономически активного населения в США, руб. 3 252 354 3 167 727 3 553 179
Удельный вес доходов на 1 экономически активного населения в ВВП США 48% 47% 46%
Доходы на единицу экономически активного населения в США, руб. 1 546 797 1 497 040 1 640 038
ВВП н доходы на душу экономически иктнвного населения в США и РФ, руб.
С -<8 I В
31<»-27 3
J1
i
^■ВВП на душу населяли в РФ.
руб.
о
^ ВВП на душу населенна в США.
| РУб
п
¿012 >ои
-УдельныП вес ¡аработноЛ платы в ВВП РФ
-УдельныП вес ¡apaöomoft плат в ВВП №
Рисунок 3 - ВВП и доходы на душу населения Из показателей следует, что удельный вес доходов экономически активного населения в России составляет 38 - 40% ВВП, это на 10 - 4% меньше чем в США, но при этом доходы в России в 4,59 раза меньше и производительность в 4,02 раза ниже, чем в США. Исходя из сравнительных показателей, экономически
/4 02\
активное население в РФ недополучает 14% заработной платы. (Доход = 357 504 ^ = 407 952) т.е. с
учетом объема ВВП, численности экономически-активного населения и доходов на душу населения США, эффективность труда населения РФ составит 0,88 раза (4,02/4,59).
Одним из негативных факторов влияния на доходы населения в России является налоговая нагрузка. При наличии в США прогресивной системы налогообложения удельный вес налогов составляет 32%, в России регрессивная система, удельный вес налогов составляет 46% (в т.ч. ФБ в ВВП в США составляет 17% , а в России - 33% ВВП). (Таблицы 3,4 и рисунки 4 и 5)[5]
Таблица 3
Валовой внутренний продукт и консолидированный бюджет в РФ, млрд. руб.
Год Инфляция ВВП Доходы ФБ + ГВБФ+ТВБФ Доходы консолидированного бюджета субъектов федерации
2011 6,1% 55967 18092 7644
2012 13,1% 62218 21385 8065
2013 20,4% 66755 22341 8165
Таблица 4
Валовой внутренний продукт и консолидированный бюджет в США, млрд. руб.
Год Инфляция ВВП Доходы ФБ Доходы консолидированного бюджета
2011 3,0% 499617 74164 89750
2012 4,8% 490919 74419 73402
2013 6,3% 552125 91376 85235
ВВП и налогн в РФ. млрд. руб
| Фед Бюджет
3 К0НС0ЛЦД1Ч)0В.1НШ.|П0ЮД/К<ГГ
■ ВВП
-Налопша 1 человека, "о
-Доля налогов (от налоговой балы) с 1 чел на 1 чиновника
Доходы на 1 чел . °о
-Инфляция
Рисунок 4 - ВВП и налоги в РФ
Рисунок 5 - ВВП и налоги в США
В России 33% налогов в сконцентрированы в федеральном бюджете, в т.ч. 100% НДПИ и только 10 % налоговых доходов приходится на региональные и местные бюджеты. За 6 лет количество регионов доноров сократилось в 2 раза (осталось 11), 72 являются регионами-реципиентами, что ставит их в зависимость от дотаций из ФБ и лишает возможности развития. Москва и Санкт-Петербург, где зарегистрированы крупные налогоплательщики, являются самостоятельными и не входят своими доходами/расходами в консолидированный бюджет страны.
В США уровень налогов 33 - 32%, распределены между федеральным и бюджетами штатов относительно пропорционально. Инфляция за 3 года в США составила 6,3%, в России 20,4%, т.е. реального роста ВВП нет. Удельный вес затрат на содержание госаппарата, в налогах составляет: в России 3-3,6%, в США - 1,37 -1,31%, т.е. расходы на их содержание в России выросли, а в США снизилась, налоговая нагрузка на их содержание в России выше в 2,2 - 2,7 раза. Но число сотрудников госаппарата в России только на 15% меньше чем в США, при том что численность населения в США 316,1 млн. чел., а в России -146,1 млн. чел., это меньше в 2,5 раза. (Рисунок 6 и Таблица 4)
Таблица 4
Расходы на содержание государственных служащих
Данные 2011 2012 2013
Затраты на содержание госслужащих в РФ, млрд. руб. 204 228 250
Затраты на содержание госслужащих в США, млрд. руб. 934 911 1 001
Годовая заработная плата 1 госслужащего в США, руб. 2 495 359 2 383255 2 601 249
Годовая заработная плата 1 госслужащего в России, руб. 751 200 865 200 1 180 800
Расходы на содержание одного чиновника в РФ, руб./год 878 473 1 010 273 1 342 300
Расходы на содержание одного чиновника в США, руб./год 3 007 044 2 892 205 3 161 748
Рисунок 6 - Сравнительные показатели отношения ВВП к численности госаппарата
Не смотря на то, что число госслужащих в России сократилось за период 2011г. по 2013г. с 1 601 600 чел. до 1 545 700 чел., годовая заработная плата увеличилась с 751 200 руб. до 1 180 800 руб. (или на 57,2%). В США численность госаппарата сократилась (2011 - 2013г). с 1 824 730 чел. до 1 785 885 чел., но заработная плата увеличилась только с 2 495 359 руб. до 2 601 249 руб (или на 4,2%).
Исходя из данных таблицы 4 можно сказать, что: расходы на содержание одного чиновника в США в среднем в 2,9 раза больше, чем в РФ; численность госаппарата США только на 15% больше, чем в РФ. [6]
Доходы на единицу экономически активного населения в США составляют 1640 тыс. руб., расходы на содержание 1 госслужащего 3 161 тыс. руб., т.е. превышают в 1,9 раза, в России это соотношение составляет 3,8 раза (1 342,3/357,5), при ВВП в 8 раз меньше чем в США.
Отсюда следует, с учетом численности населения США и доходов населения в России госаппарат должен составлять в 2013г. 772,8 т.чел., а с учетом численности и заработной платы госаппарата США -
587 633 чел.(Численность = 1 785 885 ^ ^^^ ^ 2,4) , т.е. в США ВВП больше в 8 раз, численность
госаппарата больше в 1,2 раза, зар./плата и содержание госслужащего больше в 2,4 раза).
Из вышесказанного следует, что эффективность труда российских чиновников в 3 раза ниже (2,6/0,88), чем экономически активного населения. Список использованной литературы:
1. Экономика и политика [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.org/1-130702.html (Дата обращения: 10.01.15)
2. Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL: http://ipipip.ru/konstitucia/71/ (Дата обращения: 10.01.15)
3. ВВП, GDP [Электронный ресурс]. URL: http://su90.ru/gdp.pdf (Дата обращения: 10.01.15)
ВВП США [Электронный ресурс]. URL: http://www.statista.com/statistics/263591/gross-domestic-product-gdp-of-the-united-states/ (Дата обращения: 10.01.15)
Экономически активное население в РФ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (Дата обращения: 10.01.15) Экономически активное население в США [Электронный ресурс]. Режим URL: http://data.bls.gov/pdq/SurveyOutputServlet (Дата обращения: 10.01.15)
4. Среднемесячная заработная плата работников в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/zrpl-v.doc (Дата обращения: 11.01.15)
5. ВВП в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.icss.ac.ru/macro/index_year.php?id=2 (Дата обращения: 12.01.15)
Консолидированный бюджет в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://datamarts.roskazna.ru/index.php/2013-razdely/konsolidirovannyj -byudzhet-rf-i-gvbf/fk-0004-0042 (Дата обращения: 12.01.15)
Консолидированный бюджет в США [Электронный ресурс]. URL:
http://www.usgovernmentrevenue.com/year_download_2011USbn_15bs1n_10#usgs302 (Дата обращения: 12.01.15)
6. Расходы на содержание чиновников в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://info.minfin.ru/fbisprash.php (Дата обращения: 13.01.15)
Расходы на содержание чиновников в США [Электронный ресурс]. URL: http://www.usgovernmentspending.com/year_spending_2013USbn_16bs2n_70807173_801#usgs302 (Дата обращения: 13.01.15)
Численность и среднемесячная заработная плата чиновников в США [Электронный ресурс]. URL: http://www.bls.gov/cew/ (Дата обращения: 14.01.15)
Численность и среднемесячная заработная плата чиновников в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (Дата обращения: 14.01.15)
© Е В. Свиридова, Р.В. Черская 2015
УДК 338.46
Ш.Ч. Соян
К.э.н., доцент
Экономический факультет Тувинский государственный университет
г. Кызыл, Российская Федерация А.А. Чараш-оол Студент 4 курса
Экономический факультет Тувинский государственный университет
г. Кызыл, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме роли малого бизнеса в экономике Республики Тыва. Автором выделены основные положительные и отрицательные стороны, которые могут возникнуть у указанных субъектов. Предложены рекомендации для эффективной организации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе.
Ключевые слова
Малый бизнес, предпринимательство, экономика, экономический рост, субъекты рыночной
экономики
В последнее время Президент и Правительство РФ уделяет пристальное внимание развитию малого и среднего предпринимательства в России. Малое предпринимательство играет в экономике любой страны довольно большую роль. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему