SCIENCE TIME
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Черепкова Наталья Викторовна, Гоцкина Татьяна Александровна, Плотникова Виктория Игоревна, Северо-Кавказский федеральный
университет, г. Ставрополь
Email: ya.gaika2012@yandex.ru
Аннотация. Данная статья раскрывает особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, а также отражает направления логопедической работы с данной категорией детей.
Ключевые слова: логопедическая работа, дети с ЗПР, особенности речи.
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов [2].
Перспективный и современный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением мышления и речи в процессе онтогенеза.
Исследования Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Валлона, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи речи и мышления, а также выделить наиболее значимые вопросы этой проблемы. К ним следует отнести когнитивные предпосылки развития языка и речи, направления и закономерности развития речи и мышления в онтогенезе, отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания.
В процессе развития речи можно выделить «доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи».
На раннем этапе развития речи ребенка прослеживаются разные корни речи и мышления. С одной стороны, еще до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой стороны, наблюдаются доинтеллектуальные корни речи (гуление, лепет).
Из выше сказанного можно сделать вывод что, до определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга.
SCIENCE TIME
Однако в период около двух лет «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, совпадают и начинают перекрещиваться в своем развитии, дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека... Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. Однако для того, чтобы «открыть» речь, надо мыслить. Начиная с этого периода, речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым [1].
Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект -придикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи.
В целом можно сделать вывод о том, что одним из регуляторов последовательности и темпа языкового развития является формирование познавательных процессов.
Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.
При задержке психического развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным развитием. Характерным признаком клинической картины дефектов у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, сочетание различных нарушений речи, наличие комплекса речевых нарушений. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большего количества детей с ЗПР имеются нарушения письменной и устной речи, нарушения как экспрессивной, так и импрессивной речи, неполноценность отражённой и спонтанной речи [4].
Особую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.
Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется трудностях удержания определённой позы языка, в напряжении мышц языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается последовательность движений и плавность переключения.
Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.
В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.
Одним из наиболее значимых специалистов Е.В. Мальцевой выделено три группы:
- первая группа - дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с недоразвитием речевой историки, аномалией строения артикуляторного аппарата;
- вторая группа - дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения фонематического анализа и слуховой дифференциации звуков;
- третья группа - дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: аграмматизмы, примитивная синтаксическая структура предложений, ограниченность и недифференцированность словарного запаса [3].
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР:
- развитие мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения, сравнения;
- развитие зрительной памяти, зрительного анализа, восприятия;
- коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений артикуляционной и ручной моторики;
- коррекция искажений звуковой структуры слова, нарушений звукопроизношения;
- развитие лексики: уточнение значений слова, обогащение словаря, формирование структуры значения слова, лексической системности, закрепление связей между словами;
- формирование синтаксической и морфологической системы языка;
- развитие фонематического синтеза, анализа, представлений;
- формирование анализа структуры предложений;
- развитие регулирующей, познавательной и коммуникативной, функции речи [5].
Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.
Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия
осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей ребёнка, клинической характеристики, работоспособности, особенностей его психической деятельности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать речевую и умственную деятельность детей, максимально
SCIENCE TIME
активизировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития, вызвать положительную мотивацию, использовать разнообразные методы и приемы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия и дальнейшего углубленного изучения. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Вопросы логопедической помощи, соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.
Литература:
1. Дети с временной задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М., 1971.
2. Задержка психического развития // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. с.-57
3. Мальцева Е.В. Статья к докладу Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи. - М.: Школьная пресса. 2005.
4. Нарушения речи и их коррекция у детей с задерж-кой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебря-кова, СВ. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004\_— 303 с.
5. Симонова И. А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова// Дефектология. - М., 2008. - №3. - С. 19-20.)