Научная статья на тему 'Особенности лирического героя в революционной поэме С. Есенина «Анна Снегина»'

Особенности лирического героя в революционной поэме С. Есенина «Анна Снегина» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2887
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тюрина Е. С.

Поэма «Анна Снегина» считается итоговым и автобиографичным про­изведением поэта, в которой он анализирует события 1917 года. Присутствие автора на страницах поэмы в образе лирического героя, помогает понять настроение, социальные позиции автора, осмысливание прошлого, настоящего и будущего страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности лирического героя в революционной поэме С. Есенина «Анна Снегина»»

Такие комические жесты, с одной стороны, передают несложный духовный облик замятинских героев, обличают в них древнее, звериное, «изначальное», а с другой, - соединяясь с прочими лубочными художественными приемами, служат средством театрализации, способствуют созданию игровой атмосферы в повестях «уездного цикла».

Список литературы:

1. Голубков С. А. Мозаика смеха: поэтика комического в литературном произведении: учеб. пособие к спецкурсу. - Самара, 2004; Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. - М., 2000; Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. - Елец, 2003; Лотман Ю.М. Блок и народная культура города // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996; Шайтанов И. О двух именах и об одном десятилетии // Литературное обозрение. - М., 1991. - № 7. - С. 4-11.

2. Сказки: Кн. 3 / Сост. и коммент. Ю.Г. Круглова. - М., 1989.

3. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Книга I. А-М / Гл. ред. В.М. Полевой. - М., 1986. - С. 413.

4. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (19621993). - СПб., 1998.

5. Молдавский Д.М. Товарищ смех. - Л., 1981.

6. Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 2000.

7. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, романы, пьесы. - М., 1989.

8. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М., 1978.

9. Бахтин М.М. Замятин. Записи лекций по истории русской литературы (В записи P.M. Миркиной) // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. - М., 2000.

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОЭМЕ С. ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА»

© Тюрина Е.С.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Поэма «Анна Снегина» считается итоговым и автобиографичным произведением поэта, в которой он анализирует события 1917 года. При-

* Студент Филологического факультета. Научный руководитель: Галай К.Н, ассистент кафедры Русской и зарубежной литературы.

сутствие автора на страницах поэмы в образе лирического героя, помогает понять настроение, социальные позиции автора, осмысливание прошлого, настоящего и будущего страны.

Поэма «Анна Снегина» была создана С. Есениным в период творческого взлета двух последних лет жизни. Это произведение справедливо считается одним из наиболее крупных по значению и масштабу творений поэта, произведением итоговым, основная черта которого - желание спокойно и трезво проанализировать «бурный положенный путь» [8, с. 99].

Две войны (Первая мировая и гражданская) и две русские революции 1917 года (Февральская и Октябрьская) оказали огромное влияние на жизнь и творчество Есенина. В 1917-1918 гг. поэт, приняв обе революции, воспевал их в разных произведениях, не раз писал о них в своих статьях, а потом и в автобиографиях. Восприятие Есениным Октябрьской революции освещалось в России и за рубежом на протяжении восьмидесяти с лишним лет с самых разных точек зрения. До середины 80-х годов XX века большинство известных отечественных есениноведов, осветив принятие поэтом обеих революций 1917 г., начинали обвинять Есенина в непонимании Октябрьской революции и почти сразу переходили к 1924-1925 гг., периоду зрелого творчества Есенина, воспевающего Октябрь семнадцатого года в больших поэмах. Так, например, профессор П.Ф. Юшин писал: «Есенин встретил Октябрьскую революцию так же восторженно, как и Февральскую, но, приветствуя и воспевая ее, восхищаясь ее размахом и величием, не заметил истинного ее содержания. <...> Поэт вплотную подойдет к этой теме лишь в «Анне Снегиной» в 1925 году, в годы же революции она выпадает из его творчества» [9, с. 202, 215-216].

И это закономерно. Многое, переоценив заново, поэт взволновано и искренне отражает в «Анне Снегиной» веяния нового времени, жизнь советской действительности послереволюционных лет, где через социальные и духовные преобразования в жизни села запечатляется непосредственная связь самого С. Есенина с эпохой.

С точки зрения взаимоотношения фактического, документального и художественного в «Анне Снегиной» важно проанализировать то, как соотносится биография поэта с образом лирического героя поэмы. В основе поэмы лежит немало достоверных фактов, связанных с жизнью и творчеством С. Есенина, поэтому во многом это произведение носит характер поэтической автобиографии. Но при анализе образа героя-рассказчика в поэме надо учитывать и то, что, создавая лирический образ, автор не придумывает себя заново, а согласно замыслу произведения, отбирает из характерных для себя черт нужные, необходимые для реализации авторского идеала.

Автобиографичность лирического героя поэмы довольно очевидна. Не случайно в «Анне Снегиной» герой-рассказчик - поэт, которому С. Есенин дает свое имя, и даже облик. Он рассказывает в поэме о событиях, очевид-

цем которых он был, приезжая в деревню в 1917-1918 гг., когда позднее эхо революции во всю силу заявляло о себе в деревне. Присутствие автора на страницах поэмы в образе лирического героя, помогает понять настроение и социальные позиции автора. Вопросы о судьбе героев и судьбах всего народа, влияние событий революции и гражданской войны остро поставлены перед читателем. И прежде всего С. Есенина волнует судьба России, его матери-родины, настоящее и будущее стомиллионного русского народа. И эти волнения, сам поэт, в поэме позиционирующий себя как человек сторонний изображает очень правдиво. Он как будто стоит над всеми, и, сливаясь с фоном истории, подтверждает ее неумолимый ход.

Лирический герой живет судьбой Родины, судьбой своего народа. Согласно фактам из хроники литературной жизни Есенина, в конце мая -начале июня 1917 г. поэт был в Константинове. Следовательно, предреволюционные волнения крестьян не могли остаться незамеченными для него. Есенин стал очевидцем глубоко противоречивых тенденций в жизни деревни: с одной стороны, нарастающей тревоги, которая охватила крестьян, с другой - поднимающегося в сознании народа убеждения в необходимости революционной ломки исторической судьбы России. Революция заявила о себе в 1918 г. Она должна была осуществить вековую мечту крестьян о земле. Однако после февраля 1919 г., когда вышли декреты Советской власти о переходе от единоличных форм землепользования к коллективным, «товарищеским», Есенин, как и значительная часть крестьянства, не принимает происходящих в деревне преобразований.

Важно отметить, что С. Есенин - автор ряда поэм (1917-1919 гг.) выражающих его отношение к революции. В эти годы он работает вместе с поэтами-пролеткультовцами, с которыми пишет сценарий «Зовущие зори» и стихотворение «Кантата», прозвучавшее 7 ноября 1918 г. на Красной площади при открытии мемориальной доски в память павших за революцию. Все эти факты жизненной и творческой биографии С. Есенина, не исключавшие сомнений и переживаний за уходящее родное в связи с наступлением «железного гостя», преломленные в чутком сердце поэта, привели к появлению цикла произведений 1924-1925 гг., по-новому определивших советскую тему в творчестве С. Есенина.

Возмужание и формирование самого С. Есенина выражается через его лирического героя на протяжении всего творческого пути. Эту сложнейшую творческую и жизненную эволюцию С. Есенина в поэтической форме художественного воплощения совершает и герой поэмы «Анна Онегина». Герой-рассказчик истинный советский гражданин, он идет к крестьянам «как старый знакомый гость», Прон Оглоблин в записке называет его «самым близким», через его уста передается отношение к февральской революции, империалистической войне, к Ленину.

Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно

ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать». Но мужики не дают ему остаться в стороне от происходящего, приглашая его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь, они задают множество вопросов:

Кричат нам,

Что землю не троньте,

Ещё не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других? [III, 58].

Настойчиво их желание узнать у поэта правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ»:

«Скажи,

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он - вы» [III, 58].

Эта характеристика Ленина считалась одной из лучших и стала афоризмом в советской литературе.

Лирический герой понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам он тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина - первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. Очень выразительна её речевая характеристика. Мы слышим голос Анны во время болезни повествователя:

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт [III, 60].

Здесь чувствуется и напущенная на себя провинциальная важность, и кокетство. А через некоторое время, когда она узнаёт, что убили мужа, ее речь уже совсем иная:

Оставьте!

Уйдите прочь!

Вы - жалкий и низкий трусишка.

Онумер...

А вы вот здесь... [III, 60].

Интонационная переменчивость Анны Снегиной создаёт сложный образ женщины. Он романтичен памятью юности, и в то же время до жалости банален. Правда, романтическое отношение к этой героине у поэта появляется снова, когда она уже далеко. На что-то надеясь, Анна отправляется искать счастье на чужбину, но надежды её тают, как дым, и остаётся только мечта об утраченной родине:

Я часто хожу на пристань И, то ли на радость, то ль в страх, Гляжу средь судов всё пристальней На красный советский флаг [III, 67].

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.

Далёкие милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас [III, 67].

Преодолевая схематизм и односторонность изображения человека, С. Есенин изображает своего лирического героя во всей полноте его пси-

хологических качеств, воспринимающего «историческую действительность с позиций советского поэта, с позиций полного слияния общественного и личного» [3, с. 33].

В этом слиянии есть истинное новаторство поэмы «Анна Снегина», ведь психологически раскрыть внутренний мир человека без таких присущих ему качеств, как умение любить, понимать красоту, проявлять внутреннее обаяние и духовную чистоту - невозможно. Есенин С. обратил внимание на формирование личности человека и его внутренний мир.

Образ лирического героя - это итог, художественная кульминация в поэме, через который С. Есенин осмысливает происходящее в стране. Думая о будущем, поэт-рассказчик не обрубает связь с прошлым и не отбрасывает его за ненадобность, а вычленяет из него самое главное и сокровенное, без чего нет гармонии и полноты сегодняшнего и завтрашнего. «Это - незабвенная и неискореняемая его связь с миром природы, являющаяся его сутью и истоками отношения к родине, поэтому так пронзительно поэтическое выражение любви С. Есенина к отчизне; это - чистая и целомудренная любовь, обращенная к полулегендарной в поэтическом отношении, необыкновенной в своем обаянии «девушке в белой накидке», юношеская светлая любовь и мечта, подкрепляющая духовность и нравственность» [8, с. 116-117].

Список литературы:

1. Есенин С. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т. 3. - М., 1966-68.

2. Есенин С.А. Материалы к биографии. - М., 1992.

3. Жаворонков А. «Анна Снегина» Сергея Есенина и поэмы 20-х годов // Уч. зап. Кировского пед. ин-та. - 1967. - № 1, Вып. 29.

4. Кошечкин С. Сергей Есенин: Раздумья о поэме. - М., 1974.

5. Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. - 5-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2007.

6. НаумовЕ.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. - Л., 1973.

7. Русское зарубежье о Сергее Есенине / Сост., вступ. ст., коммент., указ. имен. Н. Шубниковой-Гусевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007.

8. Шетракова С. С.А. Есенин. Художественный образ и действительность. - Рязань: Из-во «Поверенный», 2004.

9. Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. - М., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.