Такие комические жесты, с одной стороны, передают несложный духовный облик замятинских героев, обличают в них древнее, звериное, «изначальное», а с другой, - соединяясь с прочими лубочными художественными приемами, служат средством театрализации, способствуют созданию игровой атмосферы в повестях «уездного цикла».
Список литературы:
1. Голубков С. А. Мозаика смеха: поэтика комического в литературном произведении: учеб. пособие к спецкурсу. - Самара, 2004; Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. - М., 2000; Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. - Елец, 2003; Лотман Ю.М. Блок и народная культура города // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996; Шайтанов И. О двух именах и об одном десятилетии // Литературное обозрение. - М., 1991. - № 7. - С. 4-11.
2. Сказки: Кн. 3 / Сост. и коммент. Ю.Г. Круглова. - М., 1989.
3. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Книга I. А-М / Гл. ред. В.М. Полевой. - М., 1986. - С. 413.
4. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (19621993). - СПб., 1998.
5. Молдавский Д.М. Товарищ смех. - Л., 1981.
6. Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 2000.
7. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, романы, пьесы. - М., 1989.
8. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М., 1978.
9. Бахтин М.М. Замятин. Записи лекций по истории русской литературы (В записи P.M. Миркиной) // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. - М., 2000.
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОЭМЕ С. ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА»
© Тюрина Е.С.*
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Поэма «Анна Снегина» считается итоговым и автобиографичным произведением поэта, в которой он анализирует события 1917 года. При-
* Студент Филологического факультета. Научный руководитель: Галай К.Н, ассистент кафедры Русской и зарубежной литературы.
сутствие автора на страницах поэмы в образе лирического героя, помогает понять настроение, социальные позиции автора, осмысливание прошлого, настоящего и будущего страны.
Поэма «Анна Снегина» была создана С. Есениным в период творческого взлета двух последних лет жизни. Это произведение справедливо считается одним из наиболее крупных по значению и масштабу творений поэта, произведением итоговым, основная черта которого - желание спокойно и трезво проанализировать «бурный положенный путь» [8, с. 99].
Две войны (Первая мировая и гражданская) и две русские революции 1917 года (Февральская и Октябрьская) оказали огромное влияние на жизнь и творчество Есенина. В 1917-1918 гг. поэт, приняв обе революции, воспевал их в разных произведениях, не раз писал о них в своих статьях, а потом и в автобиографиях. Восприятие Есениным Октябрьской революции освещалось в России и за рубежом на протяжении восьмидесяти с лишним лет с самых разных точек зрения. До середины 80-х годов XX века большинство известных отечественных есениноведов, осветив принятие поэтом обеих революций 1917 г., начинали обвинять Есенина в непонимании Октябрьской революции и почти сразу переходили к 1924-1925 гг., периоду зрелого творчества Есенина, воспевающего Октябрь семнадцатого года в больших поэмах. Так, например, профессор П.Ф. Юшин писал: «Есенин встретил Октябрьскую революцию так же восторженно, как и Февральскую, но, приветствуя и воспевая ее, восхищаясь ее размахом и величием, не заметил истинного ее содержания. <...> Поэт вплотную подойдет к этой теме лишь в «Анне Снегиной» в 1925 году, в годы же революции она выпадает из его творчества» [9, с. 202, 215-216].
И это закономерно. Многое, переоценив заново, поэт взволновано и искренне отражает в «Анне Снегиной» веяния нового времени, жизнь советской действительности послереволюционных лет, где через социальные и духовные преобразования в жизни села запечатляется непосредственная связь самого С. Есенина с эпохой.
С точки зрения взаимоотношения фактического, документального и художественного в «Анне Снегиной» важно проанализировать то, как соотносится биография поэта с образом лирического героя поэмы. В основе поэмы лежит немало достоверных фактов, связанных с жизнью и творчеством С. Есенина, поэтому во многом это произведение носит характер поэтической автобиографии. Но при анализе образа героя-рассказчика в поэме надо учитывать и то, что, создавая лирический образ, автор не придумывает себя заново, а согласно замыслу произведения, отбирает из характерных для себя черт нужные, необходимые для реализации авторского идеала.
Автобиографичность лирического героя поэмы довольно очевидна. Не случайно в «Анне Снегиной» герой-рассказчик - поэт, которому С. Есенин дает свое имя, и даже облик. Он рассказывает в поэме о событиях, очевид-
цем которых он был, приезжая в деревню в 1917-1918 гг., когда позднее эхо революции во всю силу заявляло о себе в деревне. Присутствие автора на страницах поэмы в образе лирического героя, помогает понять настроение и социальные позиции автора. Вопросы о судьбе героев и судьбах всего народа, влияние событий революции и гражданской войны остро поставлены перед читателем. И прежде всего С. Есенина волнует судьба России, его матери-родины, настоящее и будущее стомиллионного русского народа. И эти волнения, сам поэт, в поэме позиционирующий себя как человек сторонний изображает очень правдиво. Он как будто стоит над всеми, и, сливаясь с фоном истории, подтверждает ее неумолимый ход.
Лирический герой живет судьбой Родины, судьбой своего народа. Согласно фактам из хроники литературной жизни Есенина, в конце мая -начале июня 1917 г. поэт был в Константинове. Следовательно, предреволюционные волнения крестьян не могли остаться незамеченными для него. Есенин стал очевидцем глубоко противоречивых тенденций в жизни деревни: с одной стороны, нарастающей тревоги, которая охватила крестьян, с другой - поднимающегося в сознании народа убеждения в необходимости революционной ломки исторической судьбы России. Революция заявила о себе в 1918 г. Она должна была осуществить вековую мечту крестьян о земле. Однако после февраля 1919 г., когда вышли декреты Советской власти о переходе от единоличных форм землепользования к коллективным, «товарищеским», Есенин, как и значительная часть крестьянства, не принимает происходящих в деревне преобразований.
Важно отметить, что С. Есенин - автор ряда поэм (1917-1919 гг.) выражающих его отношение к революции. В эти годы он работает вместе с поэтами-пролеткультовцами, с которыми пишет сценарий «Зовущие зори» и стихотворение «Кантата», прозвучавшее 7 ноября 1918 г. на Красной площади при открытии мемориальной доски в память павших за революцию. Все эти факты жизненной и творческой биографии С. Есенина, не исключавшие сомнений и переживаний за уходящее родное в связи с наступлением «железного гостя», преломленные в чутком сердце поэта, привели к появлению цикла произведений 1924-1925 гг., по-новому определивших советскую тему в творчестве С. Есенина.
Возмужание и формирование самого С. Есенина выражается через его лирического героя на протяжении всего творческого пути. Эту сложнейшую творческую и жизненную эволюцию С. Есенина в поэтической форме художественного воплощения совершает и герой поэмы «Анна Онегина». Герой-рассказчик истинный советский гражданин, он идет к крестьянам «как старый знакомый гость», Прон Оглоблин в записке называет его «самым близким», через его уста передается отношение к февральской революции, империалистической войне, к Ленину.
Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно
ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать». Но мужики не дают ему остаться в стороне от происходящего, приглашая его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь, они задают множество вопросов:
Кричат нам,
Что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других? [III, 58].
Настойчиво их желание узнать у поэта правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ»:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он - вы» [III, 58].
Эта характеристика Ленина считалась одной из лучших и стала афоризмом в советской литературе.
Лирический герой понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам он тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина - первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. Очень выразительна её речевая характеристика. Мы слышим голос Анны во время болезни повествователя:
Давненько я вас не видала.
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт [III, 60].
Здесь чувствуется и напущенная на себя провинциальная важность, и кокетство. А через некоторое время, когда она узнаёт, что убили мужа, ее речь уже совсем иная:
Оставьте!
Уйдите прочь!
Вы - жалкий и низкий трусишка.
Онумер...
А вы вот здесь... [III, 60].
Интонационная переменчивость Анны Снегиной создаёт сложный образ женщины. Он романтичен памятью юности, и в то же время до жалости банален. Правда, романтическое отношение к этой героине у поэта появляется снова, когда она уже далеко. На что-то надеясь, Анна отправляется искать счастье на чужбину, но надежды её тают, как дым, и остаётся только мечта об утраченной родине:
Я часто хожу на пристань И, то ли на радость, то ль в страх, Гляжу средь судов всё пристальней На красный советский флаг [III, 67].
Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.
Далёкие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас [III, 67].
Преодолевая схематизм и односторонность изображения человека, С. Есенин изображает своего лирического героя во всей полноте его пси-
хологических качеств, воспринимающего «историческую действительность с позиций советского поэта, с позиций полного слияния общественного и личного» [3, с. 33].
В этом слиянии есть истинное новаторство поэмы «Анна Снегина», ведь психологически раскрыть внутренний мир человека без таких присущих ему качеств, как умение любить, понимать красоту, проявлять внутреннее обаяние и духовную чистоту - невозможно. Есенин С. обратил внимание на формирование личности человека и его внутренний мир.
Образ лирического героя - это итог, художественная кульминация в поэме, через который С. Есенин осмысливает происходящее в стране. Думая о будущем, поэт-рассказчик не обрубает связь с прошлым и не отбрасывает его за ненадобность, а вычленяет из него самое главное и сокровенное, без чего нет гармонии и полноты сегодняшнего и завтрашнего. «Это - незабвенная и неискореняемая его связь с миром природы, являющаяся его сутью и истоками отношения к родине, поэтому так пронзительно поэтическое выражение любви С. Есенина к отчизне; это - чистая и целомудренная любовь, обращенная к полулегендарной в поэтическом отношении, необыкновенной в своем обаянии «девушке в белой накидке», юношеская светлая любовь и мечта, подкрепляющая духовность и нравственность» [8, с. 116-117].
Список литературы:
1. Есенин С. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т. 3. - М., 1966-68.
2. Есенин С.А. Материалы к биографии. - М., 1992.
3. Жаворонков А. «Анна Снегина» Сергея Есенина и поэмы 20-х годов // Уч. зап. Кировского пед. ин-та. - 1967. - № 1, Вып. 29.
4. Кошечкин С. Сергей Есенин: Раздумья о поэме. - М., 1974.
5. Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. - 5-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2007.
6. НаумовЕ.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. - Л., 1973.
7. Русское зарубежье о Сергее Есенине / Сост., вступ. ст., коммент., указ. имен. Н. Шубниковой-Гусевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007.
8. Шетракова С. С.А. Есенин. Художественный образ и действительность. - Рязань: Из-во «Поверенный», 2004.
9. Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. - М., 1969.