Научная статья на тему 'Особенности лингвокогнитивного уровня структуры языковой личности первого енисейского губернатора А. П. Степанова'

Особенности лингвокогнитивного уровня структуры языковой личности первого енисейского губернатора А. П. Степанова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LINGUISTIC PERSONALITY / CONCEPT / INDIVIDUAL LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурмакина Наталья Алексеевна

Рассматриваются средства вербализации ключевых ценностных концептов «Красота» и «Польза» в индивидуальной картине мира А. П. Степанова. Определяется общее и особенное в концептосфере первого енисейского губернатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language Personality Structure of the First Yenisei Governor A. P. Stepanov: Features of Lingvo-cognitive Level

The article is devoted to the means of verbalization of key axiological concepts “Beauty” and “Utility” in the linguistic picture of the world of A.P. Stepanov’s language personality. The author of the article defines common and special features in the conceptosphere of the first Yenisei governor.

Текст научной работы на тему «Особенности лингвокогнитивного уровня структуры языковой личности первого енисейского губернатора А. П. Степанова»

течного ассортимента) [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.rlsnet.ru

9. Сандалова, Н. В. Вариологические аспекты юридических терминов в русском и английском языках (по терминографическим источникам) : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010. 281 с.

10.Суперанская, А. В. Общая терминология: вопросы теории / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. М., 2012. 248 с.

11.Чернявская, В. Е. Дискурс // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. C.53-55.

12.VIDAL (Справочник лекарственных средств) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vidal.ru.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315).

Филология. Искусствоведение. Вып. 82. С. 64-68.

Н. А. Бурмакина

ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО УРОВНЯ СТРУКТУРЫ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОГО ЕНИСЕЙСКОГО ГУБЕРНАТОРА А. П. СТЕПАНОВА

Рассматриваются средства вербализации ключевых ценностных концептов «Красота» и «Польза» в индивидуальной картине мира А. П. Степанова. Определяется общее и особенное в концептосфере первого енисейского губернатора.

Ключевые слова: языковая личность, концепт, индивидуальная языковая картина мира.

В лингвистической персонологии концепт является одной из единиц лингвокогнитивного уровня наряду с понятиями и идеями. Именно с этого уровня «начинается» языковая личность, поскольку здесь прослеживается ее индивидуальный выбор и личностные предпочтения [3. С. 52-57]. В настоящей статье под концептом подразумевается значимое социокультурное понятие, представляющее ценность и выраженное средствами языка (см.: [2. С. 129; 13. С. 303-312]).

Концепты «Красота» и «Польза» являются важнейшими в социокультурном отношении вербализованными идеями, значимыми для личности первого губернатора Енисейской губернии. Этот человек оставил заметный след не только в региональной истории, но и в истории России: был участником походов А. В. Суворова, в Отечественной войне 1812 г. находился в авангарде при П. И. Багратионе. На становление его личности оказали влияние А. В. Суворов, адъютантом которого он являлся, поэт-сентименталист И. И. Дмитриев, ссыльные декабристы, помощь которым он оказывал, будучи енисейским губернатором. А. П. Степанов был не только государствен-

ным служащим высокого ранга, но и талантливым литератором, принятым в действительные члены «Общества любителей российской словесности». На заседаниях общества он познакомился с будущими декабристами. Факты его биографии свидетельствуют о том, что он в равной степени уделял внимание государственной службе (будучи действительным статским советником, получил в награду «за полезные труды по устройству Енисейской губернии» орден святого Станислава I степени) и литературному творчеству. Поэтический талант молодого А. П. Степанова способствовал его сближению с Г. Р. Державиным, который оценил одаренного человека. Эти обстоятельства обусловили выбор в качестве источников нашего исследования художественных и публицистических текстов, в которых аксиологические предпочтения проявляются ярче.

В многогранном творчестве А. П. Степанова отразилось мировидение людей того времени. Посредством анализа концептов «Красота» и «Польза», которые относятся к числу наиболее важных в концептосфере русского этноса, возможно установить особенности восприятия и оценки действительности в пер-

вой трети XIX в. - период, характеризующийся борьбой нескольких культурных тенденций: классицизма, сентиментализма, романтизма и зарождающегося реализма.

В процессе исследования сочинений А. П. Степанова было установлено, что наибольшей частотностью в его дискурсе обладают лексемы, вербализующие понятия красота / безобразие (420); польза / вред (254); государь (132); вера (138); истина / правда (178); добро / зло (170); жизнь / смерть (170); дух (145); душа (143); тело (110); любовь / ненависть (140); долг (140); образование (75); путешествие (75); счастье (70); дружба (60); ответственность (69); пространство (58); свой / чужой (55); воспитание (55); страсть (48); надежда (43); страдание (40) и др.

Под индивидуальной языковой картиной мира, вслед за В. А. Масловой, мы понимаем модель мира, представленную в сознании личности системой концептов, выраженных средствами языка в определенный исторический период [5. С. 41-43]. Концептосфера личности является конкретным воплощением (формой) индивидуальной картины мира.

Выявленные на основе лексикографических источников семантические поля «Красота» и «Польза» позволяют установить индивидуальные особенности отражения концептов «Красота» и «Польза» в языковой картине мира губернатора А. П. Степанова.

В сочинении А. П. Степанова обнаружены все четыре значения лексемы «красота» (около 200 употреблений), отмеченные в толковых словарях XIX в.: 1) ‘свойство прекрасного или совокупность качеств, которые представляют собой единство внешнего и внутреннего’; 2) ‘красивая внешность, красивый внешний вид’; 3) ‘то, что производит впечатление красивого, нравится, привлекает, отвечает потребностям эстетического вкуса; изящество, художественные достоинства’ || ‘то, что нравится, привлекает в женщине’; 4) ‘красивая женщина, красавица’ [1. II. С. 186; 4. С. 265; 7. С. 86; 8.

II. С. 395].

Ценностный концепт «Красота» репрезентирован в сочинениях А. П. Степанова лексически и грамматически. Лексический способ представлен в определениях к имени концепта (около 50 употреблений): красоту неизъяснимую, при настоящей красоте, образцовой красоте и др. Значение словосочетаний складывается из конструкций, имеющих форму: гл. + сущ. в Вин. п.; гл. + сущ. в Тв. п.; гл. +

сущ. П. п. В 27 конструкциях существительное «красота» находится в объектном значении. Частотным является беспредложное управление, где существительное используется в единственном числе (одаренных красотою, равняться красотою, <черты> изменились в красоту, славятся красотою, природа в дикой красоте), реже - во множественном (собрание красот, под властию красот).

В сочинениях А. П. Степанова существительное «красота» чаще семантизируется прилагательными, реже - местоимениями. Употребляя прилагательные, енисейский губернатор актуализирует многообразные виды красоты: дикая, девственная, возвышенная, увядающая, небесная, моя и др. Более чем в 10 конструкциях лексема «красота» имеет субъектное значение: красота всем нужна, красота не дана в удаль, красота определяется по пропорции и др. Не частотны сочинительные конструкции (10 употреблений): люблю вкус и красоту, красотою и нежностию, красота и приятность, ужас и красы и др. Данная синтагматическая связь выражает значимость для личности таких понятий, как «приятность», «вкус», «нежность», «польза», а также «физическая сила» и «ужас». Последнее понятие отмечено в связи с высокой степенью эстетического потрясения, которое испытывает автор при виде грозы или в момент прослушивания музыкального произведения, передающего состояние природы: пускай гроза, / Бушуя грозно на вершине / Альпийских гор, в огнях зарниц /Красу и ужас образует [11. С. 20]. Лексическая и грамматическая репрезентация концепта «Красота» в сочинениях А. П. Степанова свидетельствует о значимости для него соответствующей ценности.

Своеобразие эстетической оценки в русской концептосфере заключается в том, что духовные ценности главенствуют над материальными, красота внешняя противопоставляется внутренней, внешнее уродство - внутренней красоте. Однако номинации внешней красоты превосходят названия внутренней красоты (аналогично см.: [6]). В дискурсе А. П. Степанова преобладают контексты, в которых раскрывается чувственно воспринимаемая красота мира. При этом встречаются контексты, где раскрывается моральная нечистоплотность человека, но отмечается его внешняя привлекательность. Контекстов, в которых выявляется душевное богатство и внешняя неприглядность, гораздо меньше. Воспринимая красоты

природы как художник, А. П. Степанов размышляет о возможных преобразованиях подвластной человеку местности. Его мысли о прекрасном начале в природе связаны с мечтами о благополучной жизни людей и целого государства, которое должно направлять свои силы на благоустройство Сибири. Для А. П. Степанова несомненна приоритетность духовной красоты.

Установлено, что лексические единицы лексико-семантического поля «Польза», выявленные в языке XIX в., весьма частотны в дискурсе енисейского губернатора. В сочинениях А. П. Степанова лексема «польза» употребляется в 44 контекстах. Как уже отмечалось, по-лисемант «польза» в языке XIX в. насчитывает 6 значений. В сочинениях А. П. Степанова выявлены 4 из них: 1) ‘ценность, которая имеет желательный, положительный результат идеально выраженный’; 2) ‘выгода, прибыль’; 3) ‘барыш, нажива’; 4) ‘прок’ [1. Т. III. С. 267;

4. С. 407; 7. С. 1436; 8. Т. III. С. 522].

Признаки концепта: идеально выраженная польза; материально выраженная польза; польза как прибыль; польза как прок, смысл -выражаются в таких значениях, как ‘польза как прибыль для кого / чего’; ‘польза как прибыль исходит от кого / чего’. Языковое окружение лексемы «польза» указывает, для кого / чего и к кому / чему относится рассматриваемая ценность: а) для отечества и соотечественников; б) для самодержавия; в) для науки, отечественной истории и русской нации; г) для Енисейской губернии; д) для города Красноярска; е) для здоровья (остяков). В контекстах, наряду с основным значением, актуальными оказываются семы ‘благо’ и ‘государство’ (в словосочетаниях «с пользой государственной» и «на пользу жителей»), а также ‘спокойствие, стабильность’, ‘любовь’, ‘выгода’ (в словосочетании «собственную пользу»): Я вижу их (жителей Енисейской губернии. - Н. Б.) на этом пространстве, как группу младенцев, играющих на помосте Ватикана в Риме. <...> Я обнимаю их промышленность, торговлю и прибытки, но, взвешивая их собственную пользу с пользой государственною, нахожу, что вся выгода склоняется на пользу жителей, а не казны, которая, получая несколько более миллиона, употребляет половину на расходы [9. Т. II. С. 193].

Существительное «польза» синтаксически связано с прилагательными, причастиями и однократно с местоимением. Используя определения при существительном, А. П. Степанов

акцентирует внимание на разновидностях понятия «польза», которое вступает в определенные отношения с другими понятиями. Прилагательные общественная, государственная, казенная, личная, собственная актуализируют взаимосвязь противопоставленных понятий «общественное» - «личное». Прилагательные величайшая, совершенная, истинная, входя в языковое окружение существительного «польза», актуализируют сему ‘благо’. Таким образом, в концепте «Польза» реализуется ценностная составляющая. Иными словами, для А. П. Степанова очевидна значимость пользы в жизни общества и личности.

Концептуализация лексемы «польза» проявляется, в частности, в следующих конструкциях: гл. + сущ. в Вин. п.; гл. + сущ. в Дат. п.; прил. + сущ. в Дат. п. В подавляющем числе контекстов лексема «польза» выступает в объектном значении. Только в двух контекстах имя поля «польза» имеет значение субъекта: Не одна страсть к этой пище возбуждает в них столь сильное побуждение, но величайшая польза [9. Т. I. С. 153]; собственная польза состояла в том, чтоб не ожесточать слишком неприятеля [9. Т. II. С. 185]. Из 14 именных словосочетаний в десяти существительное «польза» является стержневым (польза отечеству - употреблено 5 раз, на пользу жителей, на пользу света, польза от казаков, к пользе ... части, по пользе в будущем); в четырех - зависимым (искра пользы, сил для пользы, <при усердии> к пользе, заманчивость... по пользе). Из 23 глагольных словосочетаний наряду с частотным (18 раз) беспредложным управлением, встречаются случаи предложного управления (6 раз): приносящему пользу, доставлять пользу, способствует пользе, взвешивая пользу, склоняется на пользу, <признают> пользу, согласовать к <... > пользе, споспешествовать пользе, посвящали на пользу, пополнять пользой, служащими к пользе, заключать пользу, не ищите <... > пользы, послужило <... > к пользе, извлекают пользу, не повредила пользе и др. Как зависимый компонент слово «польза» встречается в частотных словосочетаниях глагольно-падежного управления.

Отмечается единичное сочетание предлога с существительным «польза» в дательном падеже: поступить сообразно пользе. Однократно проявляется связь лексемы «польза» с придаточным определительным: Труды имеют заманчивость <... > по той пользе, которую приносят [9. Т. I. С. 153]. Кроме того, однократно

использовано словосочетание значительная по <... > пользе, где стержневое слово выражено прилагательным, а зависимое - существительным «польза». Синтагматические связи слова «польза» обусловлены нелингвистическими связями объектов реальной действительности. Именно они отражают содержание мысли в предложении.

Ценностные концепты «Красота» и «Польза» отражают двойственность и многомерность натуры первого енисейского губернатора. Исследование данных концептов позволяет нам определить тип языковой личности А. П. Степанова как личности деятельностносозерцательной. Деятельностная сторона личности А. П. Степанова проявляется в его рациональном взгляде на устройство общества, на торгово-экономические, хозяйственные взаимоотношения людей во внутренней и внешней политике: Губернское управление Енисейской губернии образовано для того, чтоб сблизить надзор и доставить жителям сего края скорейшее удовлетворение в их надобностях. Из сего выходит, что Красноярск, по своим бедным, недостаточным доходам, поставлен в страдательное состояние для блага обывателей Енисейской губернии [9. Т. II. С. 118]; в самовластии одного воеводы в странах отдаленных предполагалось не только сильнейшее злоупотребление, но и важный государственный вред [9. Т. II. С. 185]; одна только правильная торговля может возвысить и капитал, и собственное достоинство (о преобразованиях купечества. - Н. Б.) [9. Т. II. С. 106].

Созерцательная сторона его натуры проявляется в любовании окружающей природой, произведениями искусства, гармоничными людьми: <Княжна> прелестна во всех отношениях. Она была душою общества [10. Т. IV. С. 170]; Какая восхитительная картина: объятие двух молодых девиц! Яраз-умею не такое, где участвует притворство или какое-нибудь приличие; но в котором нежится, без всякой примеси, одна только взаимная привязанность душ [10. Т. III. С. 105]; разговор сибиряков и даже рассказ их правилен, приятен, чист [9. Т. II. С. 173].

Концепты «Красота» и «Польза» представляют ядерную зону концептосферы языковой личности А. П. Степанова. Установлено, что эстетическое восприятие енисейского губернатора свободно от утилитарного восприятия, которое лежит в основе эстетической оценки конкретных явлений действительности: я слы-

шал артистов, которые удивляли глубоким искусством... (о Паганини. - Н. Б), Он творит чудеса! (восхищение красотой и совершенством игры. - Н. Б.); <его искусство> ввергло меня в восхищение, которого не могу вам изъяснить [10. Т. IV. С. 63-64].

В вербализации данных концептов он в полной мере использовал лексические ресурсы русского языка. Анализ концептуализации таких ценностей, как «красота» и «польза» показал, что их репрезентация в сочинениях А. П. Степанова имеет индивидуальные черты. Рассмотренные средства репрезентации концепта «Польза» в сочинениях А. П. Степанова позволяют сделать вывод о высокой степени значимости пользы для его личности. В понимании первого енисейского губернатора служение отечеству было высочайшим смыслом жизни, оно осознавалось как сохранение и приумножение духовных и материальных богатств отчизны. В отличие от многих авторов художественной литературы первой половины XIX в., А. П. Степанов никогда не использовал эпитет «презренная» к лексеме «польза». Польза, по А. П. Степанову, есть единство личного и общественного положительного результата. Личная польза признается ценностью только в том случае, если она направлена на благо общества и не вступает в противоречия с интересами окружающих: самоядь, юраки, остяки, тунгусы, якуты, татары, казаки, старожилые крестьяне - все они вместе и отдельно являются в прекрасном свете своего усердия к престолу и правительству [9. Т. II. С. 181]. В репрезентации концепта «Красота» у А. П. Степанова больше общих черт с вербализацией данной ценности в русской культуре: Чем бросать старика с отвратительным лицом, лучше его оборотить наизнанку. Посмотри-ка его с этой стороны! Ты увидишь превосходную душу [10. Т. II. С. 10-11].

Частотными являются контексты, в которых внутренняя красота доминирует над внешней: Горючий агат и самый сапфир небес, конечно, уступят цвету ея глаз, через которыя отражается в полном блеске светлая, непорочная, пламенная душа ея: все, все можно прочесть в них; только надобно уметь читать их магический язык [10. Т. IV. С. 90]. К дворянину он предъявляет значительно больше моральных требований, чем к крестьянину: Всякая наружность перед внутренностью - мелочь. Всякое наружное достоинство перед умом и душою ничтожны. Дворянин без добродетелей и та-

лантов, хуже всякаго крестьянина, который в трудах добывает себе пищу и содержит господина и государство <... >, однако же, наружность много значит <...> Мы игрушки мира, дети наружности [10. Т. I. С. 115-116]; Мы застали у него (хозяина дома. - Н. Б.) мо-лодаго человека, с приятным лицом и сколько можно заметить в последствии из разговоров, с светлым умом и правильною образованно-стию [10. Т. II. С. 66]; превосходный человек с большими сведениями, твердым умом и весьма добрым сердцем [10. Т. II. С. 33].

В его сочинениях чаше встречается подробное описание внешней красоты женщин высшего общества, нежели описание красоты мещанок или крестьянок: <Княжна> погружена в науки; чего, однако же, вовсе не заметно. Я видел девственную красоту во всем ее блеске [10. Т. II. С. 264]; образец красоты небесной <...> Житель неземной в пределах мира <...> Гармония Бога и натуры <...> [10. Т. III. С. 176]. Природа европейской части России не занимает его внимания. А. П. Степанова привлекает мощь и совершенство сибирской природы, красоты которой он сопоставляет с красотой итальянского ландшафта, небосклона: желала видеть великолепную дикую природу этого края (Сибири. - Н. Б.) [10. Т. IV. С. 127]; Светлое небо Востока так же прекрасно, как небо Италии [9. Т. I. С. 65].

Губернатора отличает художественный взгляд на природу, творения которой он признает наивысшим мастерством: Енисей <... > имеет отличительную черту по всему пространству своего течения; это великия террасы или возвышения, более похожия на произведения искусства, нежели природы [9. Т. I. С. 36]; Все цепи, которые обнимает взор, имеют равные вершины и все одеты хвойным лесом. Правильное их расположение, различная зелень, смешанная с дикими цветами утесов; резкая близь и мерцающая даль; тень и свет, меняющиеся от обращения земли - все придает месту сему в течение дня разнообразную очаровательность, которую довершает гора Борус, как мастерская черта художника в величественной картине его [9. Т. I. С. 39]; Я не видал подобнаго места в Швейцарии. Это истинный образец улыбающейся, девственной природы для живописца, поэта и садовника [9. Т. I. С. 28]. Представление о красоте произведений искусства (наружность, по мо-

ему мнению, необходима в политическом государстве для народа. Храмы и дворцы должны быть великолепнейшей архитектуры, чтоб возбуждать чувства к уважению, чтоб посредничать между гражданским обществом и святынею и властью земною [10. Т. II. С. 1117]), в том числе прикладного, связано в его сознании с шедеврами античного искусства и архитектуры: Формы не имеют никакой правильности новых времен и изящества древних греков и римлян [12. С. 63].

Список литературы

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. СПб., 1996.

2. Карасик, В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. М., 2004. 390 с.

3. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 261 с.

4. Крылов И. А. Басни. Словарь языка басен Крылова / сост. Р. Кимягарова. М., 1996. 704 с.

5. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2004. 293 с.

6. Мещерякова, Ю. В. Концепт «красота» в английской и русской лингвокультурах [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 232 с. URL: http: // diss.rsl.ru/diss

7. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный: Ч. 1-5. СПб., 1806-1822.

8. Словарь языка Пушкина : в 4 т. М., 19561961. Т. 2: З-Н / ред. В. Н. Сидоров. 1957. 896 с. Т. 3: О-Р / ред. В. Н. Сидоров. 1959. 1070 с.

9. Степанов, А. П. Енисейская губерния: в 2 ч. СПб., 1835.

10. Степанов, А. П. Постоялый двор. Записки покойного Горянова, изданные его другом Н. П. Маловым: в 4 ч. СПб., 1835.

11. Степанов, А. П. Поэзия и Музыка // Енисейский альманах на 1828 год Ивана Петрова. Красноярск, 1827. С. 3-17.

12. Степанов, А. П. Путешествие в Кяхту из Красноярска // Енисейский альманах на 1828 год Ивана Петрова. Красноярск, 1827. С. 1-98.

13. Шмелев, А. Д. Виды эстетической оценки в представлении русского языка // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М., 2004. С. 303-312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.