течного ассортимента) [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.rlsnet.ru
9. Сандалова, Н. В. Вариологические аспекты юридических терминов в русском и английском языках (по терминографическим источникам) : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010. 281 с.
10.Суперанская, А. В. Общая терминология: вопросы теории / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. М., 2012. 248 с.
11.Чернявская, В. Е. Дискурс // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. C.53-55.
12.VIDAL (Справочник лекарственных средств) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vidal.ru.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315).
Филология. Искусствоведение. Вып. 82. С. 64-68.
Н. А. Бурмакина
ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО УРОВНЯ СТРУКТУРЫ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОГО ЕНИСЕЙСКОГО ГУБЕРНАТОРА А. П. СТЕПАНОВА
Рассматриваются средства вербализации ключевых ценностных концептов «Красота» и «Польза» в индивидуальной картине мира А. П. Степанова. Определяется общее и особенное в концептосфере первого енисейского губернатора.
Ключевые слова: языковая личность, концепт, индивидуальная языковая картина мира.
В лингвистической персонологии концепт является одной из единиц лингвокогнитивного уровня наряду с понятиями и идеями. Именно с этого уровня «начинается» языковая личность, поскольку здесь прослеживается ее индивидуальный выбор и личностные предпочтения [3. С. 52-57]. В настоящей статье под концептом подразумевается значимое социокультурное понятие, представляющее ценность и выраженное средствами языка (см.: [2. С. 129; 13. С. 303-312]).
Концепты «Красота» и «Польза» являются важнейшими в социокультурном отношении вербализованными идеями, значимыми для личности первого губернатора Енисейской губернии. Этот человек оставил заметный след не только в региональной истории, но и в истории России: был участником походов А. В. Суворова, в Отечественной войне 1812 г. находился в авангарде при П. И. Багратионе. На становление его личности оказали влияние А. В. Суворов, адъютантом которого он являлся, поэт-сентименталист И. И. Дмитриев, ссыльные декабристы, помощь которым он оказывал, будучи енисейским губернатором. А. П. Степанов был не только государствен-
ным служащим высокого ранга, но и талантливым литератором, принятым в действительные члены «Общества любителей российской словесности». На заседаниях общества он познакомился с будущими декабристами. Факты его биографии свидетельствуют о том, что он в равной степени уделял внимание государственной службе (будучи действительным статским советником, получил в награду «за полезные труды по устройству Енисейской губернии» орден святого Станислава I степени) и литературному творчеству. Поэтический талант молодого А. П. Степанова способствовал его сближению с Г. Р. Державиным, который оценил одаренного человека. Эти обстоятельства обусловили выбор в качестве источников нашего исследования художественных и публицистических текстов, в которых аксиологические предпочтения проявляются ярче.
В многогранном творчестве А. П. Степанова отразилось мировидение людей того времени. Посредством анализа концептов «Красота» и «Польза», которые относятся к числу наиболее важных в концептосфере русского этноса, возможно установить особенности восприятия и оценки действительности в пер-
вой трети XIX в. - период, характеризующийся борьбой нескольких культурных тенденций: классицизма, сентиментализма, романтизма и зарождающегося реализма.
В процессе исследования сочинений А. П. Степанова было установлено, что наибольшей частотностью в его дискурсе обладают лексемы, вербализующие понятия красота / безобразие (420); польза / вред (254); государь (132); вера (138); истина / правда (178); добро / зло (170); жизнь / смерть (170); дух (145); душа (143); тело (110); любовь / ненависть (140); долг (140); образование (75); путешествие (75); счастье (70); дружба (60); ответственность (69); пространство (58); свой / чужой (55); воспитание (55); страсть (48); надежда (43); страдание (40) и др.
Под индивидуальной языковой картиной мира, вслед за В. А. Масловой, мы понимаем модель мира, представленную в сознании личности системой концептов, выраженных средствами языка в определенный исторический период [5. С. 41-43]. Концептосфера личности является конкретным воплощением (формой) индивидуальной картины мира.
Выявленные на основе лексикографических источников семантические поля «Красота» и «Польза» позволяют установить индивидуальные особенности отражения концептов «Красота» и «Польза» в языковой картине мира губернатора А. П. Степанова.
В сочинении А. П. Степанова обнаружены все четыре значения лексемы «красота» (около 200 употреблений), отмеченные в толковых словарях XIX в.: 1) ‘свойство прекрасного или совокупность качеств, которые представляют собой единство внешнего и внутреннего’; 2) ‘красивая внешность, красивый внешний вид’; 3) ‘то, что производит впечатление красивого, нравится, привлекает, отвечает потребностям эстетического вкуса; изящество, художественные достоинства’ || ‘то, что нравится, привлекает в женщине’; 4) ‘красивая женщина, красавица’ [1. II. С. 186; 4. С. 265; 7. С. 86; 8.
II. С. 395].
Ценностный концепт «Красота» репрезентирован в сочинениях А. П. Степанова лексически и грамматически. Лексический способ представлен в определениях к имени концепта (около 50 употреблений): красоту неизъяснимую, при настоящей красоте, образцовой красоте и др. Значение словосочетаний складывается из конструкций, имеющих форму: гл. + сущ. в Вин. п.; гл. + сущ. в Тв. п.; гл. +
сущ. П. п. В 27 конструкциях существительное «красота» находится в объектном значении. Частотным является беспредложное управление, где существительное используется в единственном числе (одаренных красотою, равняться красотою, <черты> изменились в красоту, славятся красотою, природа в дикой красоте), реже - во множественном (собрание красот, под властию красот).
В сочинениях А. П. Степанова существительное «красота» чаще семантизируется прилагательными, реже - местоимениями. Употребляя прилагательные, енисейский губернатор актуализирует многообразные виды красоты: дикая, девственная, возвышенная, увядающая, небесная, моя и др. Более чем в 10 конструкциях лексема «красота» имеет субъектное значение: красота всем нужна, красота не дана в удаль, красота определяется по пропорции и др. Не частотны сочинительные конструкции (10 употреблений): люблю вкус и красоту, красотою и нежностию, красота и приятность, ужас и красы и др. Данная синтагматическая связь выражает значимость для личности таких понятий, как «приятность», «вкус», «нежность», «польза», а также «физическая сила» и «ужас». Последнее понятие отмечено в связи с высокой степенью эстетического потрясения, которое испытывает автор при виде грозы или в момент прослушивания музыкального произведения, передающего состояние природы: пускай гроза, / Бушуя грозно на вершине / Альпийских гор, в огнях зарниц /Красу и ужас образует [11. С. 20]. Лексическая и грамматическая репрезентация концепта «Красота» в сочинениях А. П. Степанова свидетельствует о значимости для него соответствующей ценности.
Своеобразие эстетической оценки в русской концептосфере заключается в том, что духовные ценности главенствуют над материальными, красота внешняя противопоставляется внутренней, внешнее уродство - внутренней красоте. Однако номинации внешней красоты превосходят названия внутренней красоты (аналогично см.: [6]). В дискурсе А. П. Степанова преобладают контексты, в которых раскрывается чувственно воспринимаемая красота мира. При этом встречаются контексты, где раскрывается моральная нечистоплотность человека, но отмечается его внешняя привлекательность. Контекстов, в которых выявляется душевное богатство и внешняя неприглядность, гораздо меньше. Воспринимая красоты
природы как художник, А. П. Степанов размышляет о возможных преобразованиях подвластной человеку местности. Его мысли о прекрасном начале в природе связаны с мечтами о благополучной жизни людей и целого государства, которое должно направлять свои силы на благоустройство Сибири. Для А. П. Степанова несомненна приоритетность духовной красоты.
Установлено, что лексические единицы лексико-семантического поля «Польза», выявленные в языке XIX в., весьма частотны в дискурсе енисейского губернатора. В сочинениях А. П. Степанова лексема «польза» употребляется в 44 контекстах. Как уже отмечалось, по-лисемант «польза» в языке XIX в. насчитывает 6 значений. В сочинениях А. П. Степанова выявлены 4 из них: 1) ‘ценность, которая имеет желательный, положительный результат идеально выраженный’; 2) ‘выгода, прибыль’; 3) ‘барыш, нажива’; 4) ‘прок’ [1. Т. III. С. 267;
4. С. 407; 7. С. 1436; 8. Т. III. С. 522].
Признаки концепта: идеально выраженная польза; материально выраженная польза; польза как прибыль; польза как прок, смысл -выражаются в таких значениях, как ‘польза как прибыль для кого / чего’; ‘польза как прибыль исходит от кого / чего’. Языковое окружение лексемы «польза» указывает, для кого / чего и к кому / чему относится рассматриваемая ценность: а) для отечества и соотечественников; б) для самодержавия; в) для науки, отечественной истории и русской нации; г) для Енисейской губернии; д) для города Красноярска; е) для здоровья (остяков). В контекстах, наряду с основным значением, актуальными оказываются семы ‘благо’ и ‘государство’ (в словосочетаниях «с пользой государственной» и «на пользу жителей»), а также ‘спокойствие, стабильность’, ‘любовь’, ‘выгода’ (в словосочетании «собственную пользу»): Я вижу их (жителей Енисейской губернии. - Н. Б.) на этом пространстве, как группу младенцев, играющих на помосте Ватикана в Риме. <...> Я обнимаю их промышленность, торговлю и прибытки, но, взвешивая их собственную пользу с пользой государственною, нахожу, что вся выгода склоняется на пользу жителей, а не казны, которая, получая несколько более миллиона, употребляет половину на расходы [9. Т. II. С. 193].
Существительное «польза» синтаксически связано с прилагательными, причастиями и однократно с местоимением. Используя определения при существительном, А. П. Степанов
акцентирует внимание на разновидностях понятия «польза», которое вступает в определенные отношения с другими понятиями. Прилагательные общественная, государственная, казенная, личная, собственная актуализируют взаимосвязь противопоставленных понятий «общественное» - «личное». Прилагательные величайшая, совершенная, истинная, входя в языковое окружение существительного «польза», актуализируют сему ‘благо’. Таким образом, в концепте «Польза» реализуется ценностная составляющая. Иными словами, для А. П. Степанова очевидна значимость пользы в жизни общества и личности.
Концептуализация лексемы «польза» проявляется, в частности, в следующих конструкциях: гл. + сущ. в Вин. п.; гл. + сущ. в Дат. п.; прил. + сущ. в Дат. п. В подавляющем числе контекстов лексема «польза» выступает в объектном значении. Только в двух контекстах имя поля «польза» имеет значение субъекта: Не одна страсть к этой пище возбуждает в них столь сильное побуждение, но величайшая польза [9. Т. I. С. 153]; собственная польза состояла в том, чтоб не ожесточать слишком неприятеля [9. Т. II. С. 185]. Из 14 именных словосочетаний в десяти существительное «польза» является стержневым (польза отечеству - употреблено 5 раз, на пользу жителей, на пользу света, польза от казаков, к пользе ... части, по пользе в будущем); в четырех - зависимым (искра пользы, сил для пользы, <при усердии> к пользе, заманчивость... по пользе). Из 23 глагольных словосочетаний наряду с частотным (18 раз) беспредложным управлением, встречаются случаи предложного управления (6 раз): приносящему пользу, доставлять пользу, способствует пользе, взвешивая пользу, склоняется на пользу, <признают> пользу, согласовать к <... > пользе, споспешествовать пользе, посвящали на пользу, пополнять пользой, служащими к пользе, заключать пользу, не ищите <... > пользы, послужило <... > к пользе, извлекают пользу, не повредила пользе и др. Как зависимый компонент слово «польза» встречается в частотных словосочетаниях глагольно-падежного управления.
Отмечается единичное сочетание предлога с существительным «польза» в дательном падеже: поступить сообразно пользе. Однократно проявляется связь лексемы «польза» с придаточным определительным: Труды имеют заманчивость <... > по той пользе, которую приносят [9. Т. I. С. 153]. Кроме того, однократно
использовано словосочетание значительная по <... > пользе, где стержневое слово выражено прилагательным, а зависимое - существительным «польза». Синтагматические связи слова «польза» обусловлены нелингвистическими связями объектов реальной действительности. Именно они отражают содержание мысли в предложении.
Ценностные концепты «Красота» и «Польза» отражают двойственность и многомерность натуры первого енисейского губернатора. Исследование данных концептов позволяет нам определить тип языковой личности А. П. Степанова как личности деятельностносозерцательной. Деятельностная сторона личности А. П. Степанова проявляется в его рациональном взгляде на устройство общества, на торгово-экономические, хозяйственные взаимоотношения людей во внутренней и внешней политике: Губернское управление Енисейской губернии образовано для того, чтоб сблизить надзор и доставить жителям сего края скорейшее удовлетворение в их надобностях. Из сего выходит, что Красноярск, по своим бедным, недостаточным доходам, поставлен в страдательное состояние для блага обывателей Енисейской губернии [9. Т. II. С. 118]; в самовластии одного воеводы в странах отдаленных предполагалось не только сильнейшее злоупотребление, но и важный государственный вред [9. Т. II. С. 185]; одна только правильная торговля может возвысить и капитал, и собственное достоинство (о преобразованиях купечества. - Н. Б.) [9. Т. II. С. 106].
Созерцательная сторона его натуры проявляется в любовании окружающей природой, произведениями искусства, гармоничными людьми: <Княжна> прелестна во всех отношениях. Она была душою общества [10. Т. IV. С. 170]; Какая восхитительная картина: объятие двух молодых девиц! Яраз-умею не такое, где участвует притворство или какое-нибудь приличие; но в котором нежится, без всякой примеси, одна только взаимная привязанность душ [10. Т. III. С. 105]; разговор сибиряков и даже рассказ их правилен, приятен, чист [9. Т. II. С. 173].
Концепты «Красота» и «Польза» представляют ядерную зону концептосферы языковой личности А. П. Степанова. Установлено, что эстетическое восприятие енисейского губернатора свободно от утилитарного восприятия, которое лежит в основе эстетической оценки конкретных явлений действительности: я слы-
шал артистов, которые удивляли глубоким искусством... (о Паганини. - Н. Б), Он творит чудеса! (восхищение красотой и совершенством игры. - Н. Б.); <его искусство> ввергло меня в восхищение, которого не могу вам изъяснить [10. Т. IV. С. 63-64].
В вербализации данных концептов он в полной мере использовал лексические ресурсы русского языка. Анализ концептуализации таких ценностей, как «красота» и «польза» показал, что их репрезентация в сочинениях А. П. Степанова имеет индивидуальные черты. Рассмотренные средства репрезентации концепта «Польза» в сочинениях А. П. Степанова позволяют сделать вывод о высокой степени значимости пользы для его личности. В понимании первого енисейского губернатора служение отечеству было высочайшим смыслом жизни, оно осознавалось как сохранение и приумножение духовных и материальных богатств отчизны. В отличие от многих авторов художественной литературы первой половины XIX в., А. П. Степанов никогда не использовал эпитет «презренная» к лексеме «польза». Польза, по А. П. Степанову, есть единство личного и общественного положительного результата. Личная польза признается ценностью только в том случае, если она направлена на благо общества и не вступает в противоречия с интересами окружающих: самоядь, юраки, остяки, тунгусы, якуты, татары, казаки, старожилые крестьяне - все они вместе и отдельно являются в прекрасном свете своего усердия к престолу и правительству [9. Т. II. С. 181]. В репрезентации концепта «Красота» у А. П. Степанова больше общих черт с вербализацией данной ценности в русской культуре: Чем бросать старика с отвратительным лицом, лучше его оборотить наизнанку. Посмотри-ка его с этой стороны! Ты увидишь превосходную душу [10. Т. II. С. 10-11].
Частотными являются контексты, в которых внутренняя красота доминирует над внешней: Горючий агат и самый сапфир небес, конечно, уступят цвету ея глаз, через которыя отражается в полном блеске светлая, непорочная, пламенная душа ея: все, все можно прочесть в них; только надобно уметь читать их магический язык [10. Т. IV. С. 90]. К дворянину он предъявляет значительно больше моральных требований, чем к крестьянину: Всякая наружность перед внутренностью - мелочь. Всякое наружное достоинство перед умом и душою ничтожны. Дворянин без добродетелей и та-
лантов, хуже всякаго крестьянина, который в трудах добывает себе пищу и содержит господина и государство <... >, однако же, наружность много значит <...> Мы игрушки мира, дети наружности [10. Т. I. С. 115-116]; Мы застали у него (хозяина дома. - Н. Б.) мо-лодаго человека, с приятным лицом и сколько можно заметить в последствии из разговоров, с светлым умом и правильною образованно-стию [10. Т. II. С. 66]; превосходный человек с большими сведениями, твердым умом и весьма добрым сердцем [10. Т. II. С. 33].
В его сочинениях чаше встречается подробное описание внешней красоты женщин высшего общества, нежели описание красоты мещанок или крестьянок: <Княжна> погружена в науки; чего, однако же, вовсе не заметно. Я видел девственную красоту во всем ее блеске [10. Т. II. С. 264]; образец красоты небесной <...> Житель неземной в пределах мира <...> Гармония Бога и натуры <...> [10. Т. III. С. 176]. Природа европейской части России не занимает его внимания. А. П. Степанова привлекает мощь и совершенство сибирской природы, красоты которой он сопоставляет с красотой итальянского ландшафта, небосклона: желала видеть великолепную дикую природу этого края (Сибири. - Н. Б.) [10. Т. IV. С. 127]; Светлое небо Востока так же прекрасно, как небо Италии [9. Т. I. С. 65].
Губернатора отличает художественный взгляд на природу, творения которой он признает наивысшим мастерством: Енисей <... > имеет отличительную черту по всему пространству своего течения; это великия террасы или возвышения, более похожия на произведения искусства, нежели природы [9. Т. I. С. 36]; Все цепи, которые обнимает взор, имеют равные вершины и все одеты хвойным лесом. Правильное их расположение, различная зелень, смешанная с дикими цветами утесов; резкая близь и мерцающая даль; тень и свет, меняющиеся от обращения земли - все придает месту сему в течение дня разнообразную очаровательность, которую довершает гора Борус, как мастерская черта художника в величественной картине его [9. Т. I. С. 39]; Я не видал подобнаго места в Швейцарии. Это истинный образец улыбающейся, девственной природы для живописца, поэта и садовника [9. Т. I. С. 28]. Представление о красоте произведений искусства (наружность, по мо-
ему мнению, необходима в политическом государстве для народа. Храмы и дворцы должны быть великолепнейшей архитектуры, чтоб возбуждать чувства к уважению, чтоб посредничать между гражданским обществом и святынею и властью земною [10. Т. II. С. 1117]), в том числе прикладного, связано в его сознании с шедеврами античного искусства и архитектуры: Формы не имеют никакой правильности новых времен и изящества древних греков и римлян [12. С. 63].
Список литературы
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. СПб., 1996.
2. Карасик, В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. М., 2004. 390 с.
3. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 261 с.
4. Крылов И. А. Басни. Словарь языка басен Крылова / сост. Р. Кимягарова. М., 1996. 704 с.
5. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2004. 293 с.
6. Мещерякова, Ю. В. Концепт «красота» в английской и русской лингвокультурах [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 232 с. URL: http: // diss.rsl.ru/diss
7. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный: Ч. 1-5. СПб., 1806-1822.
8. Словарь языка Пушкина : в 4 т. М., 19561961. Т. 2: З-Н / ред. В. Н. Сидоров. 1957. 896 с. Т. 3: О-Р / ред. В. Н. Сидоров. 1959. 1070 с.
9. Степанов, А. П. Енисейская губерния: в 2 ч. СПб., 1835.
10. Степанов, А. П. Постоялый двор. Записки покойного Горянова, изданные его другом Н. П. Маловым: в 4 ч. СПб., 1835.
11. Степанов, А. П. Поэзия и Музыка // Енисейский альманах на 1828 год Ивана Петрова. Красноярск, 1827. С. 3-17.
12. Степанов, А. П. Путешествие в Кяхту из Красноярска // Енисейский альманах на 1828 год Ивана Петрова. Красноярск, 1827. С. 1-98.
13. Шмелев, А. Д. Виды эстетической оценки в представлении русского языка // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М., 2004. С. 303-312.