Научная статья на тему 'Особенности личностных характеристик и смысложизненных ориентаций педагогов с разным стажем работы'

Особенности личностных характеристик и смысложизненных ориентаций педагогов с разным стажем работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8083
842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / смысложизненные ориентации / ригидность / локус контроля / teacher / life-in-purpose orientation parameters / rigidity / locus of control

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна

Задачей данного исследования стало выявить специфику смысложизненных ориентаций людей, выбирающих профессию учителя, и описать ее изменение с возрастом. Показано, что студенты-педагоги существенно отличаются от студентов-медиков и экономистов по всем параметрам теста смысложизненных ориентаций, демонстрируя самые высокие значения. Подобные различия отсутствуют у специалистов. С увеличением стажа работы у экономистов повышается значимость параметра процесса жизни, а у педагогов снижаются значения по шкалам локуса контроля жизни и локуса контроля Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this study is to identify the specificity of Life-in-Purpose orientations of people choosing teaching profession, and to describe its variation with age. It is shown that the pre-service teachers are very different from medical students and economists in all test parameters of Life-in-Purpose orientations, demonstrating the highest values. These differences are absent for the specialists. For economists, after 20 years of work, the importance of 'process of life' parameter increases, and after the same period teachers get lower values on the scales of control of life locus and control-I locus.

Текст научной работы на тему «Особенности личностных характеристик и смысложизненных ориентаций педагогов с разным стажем работы»

15. TroickajaI. V. Podhody v metodologii jekonomicheskoj psihologii // Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. «Jekonomicheskaja psihologija: sovremennye problemy i perspektivy razvitija. 24-26 nojabrja 2008 g.: Mater. konferencii. SPb.: Izd-vo NIC i «NVSH — SPb». S. 279-283.

16. Tupicyna N. A. Organizacionno-psihologicheskie problemy rabotajuwih studentov // Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. «Jekonomicheskaja psihologija: sovremennye problemy i perspektivy razvitija. 24-26 nojabrja 2008 g: Mater. konferencii. SPb.: Izd-vo NIC i «NVSH — SPb». S. 294-297.

17. Jekonomicheskaja psihologija: teorija, praktika, obrazovanie. Nauchnyj doklad / Nauch. red. prof. A. I. Murav'ev. SPb.: SPb GUJEiF., 1998. 50 s. S. 7-17.

С. А. Котова

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

Задачей данного исследования стало выявить специфику смысложизненных ориентаций людей, выбирающих профессию учителя, и описать ее изменение с возрастом. Показано, что студенты-педагоги существенно отличаются от студентов-медиков и экономистов по всем параметрам теста смысложизненных ориентаций, демонстрируя самые высокие значения. Подобные различия отсутствуют у специалистов. С увеличением стажа работы у экономистов повышается значимость параметра процессf жизни, а у педагогов снижаются значения по шкалам локусf контроля жизни и локусf контроля — Я.

Ключевые слова: педагог, смысложизненные ориентации, ригидность, локус контроля.

S. Kotova

FEATURES of LIFE-in-PURPOSE ORIENTATIONS and PERSONALITY PARAMETERS of TEACHERS WITH DIFFERENT WORK DURATION EXPERIENCE

The purpose of this study is to identify the specificity of Life-in-Purpose orientations ofpeople choosing teaching profession, and to describe its variation with age. It is shown that the pre-service teachers are very different from medical students and economists in all test parameters of Life-in-Purpose orientations, demonstrating the highest values. These differences are absent for the specialists. For economists, after 20 years of work, the importance of 'process of life' parameter increases, and after the same period teachers get lower values on the scales of control of life locus and control-I locus.

Keywords: teacher, Life-in-Purpose orientation parameters, rigidity, locus of control.

В современной практике — не секрет, что большая часть студентов, заканчивающих педагогические вузы, либо не идет в школу, либо задерживается в ней небольшой срок [3; 7; 11; 15]. Именно поэтому, несмотря на непрерывную работу большого числа педагогических вузов, школа постоянно нуждается в учителях. В связи с этим остро встает вопрос — какие психологические особенности позволяют людям, выбравшим профессию учителя, оставаться в

школе, несмотря на низкую зарплату и отсутствие престижности профессии в обществе?

Все современные теории профессиональной мотивации различают внутреннюю и внешнюю мотивации [26-28], причем внутренняя в значительной мере опирается на смысловую сферу. В условиях, когда внешняя мотивация к работе учителем невелика, необходимо искать истоки во внутренней и, безусловно, в характере смысло-

жизненных ориентаций. Д. А. Леонтьев полагает, что смысловая сфера личности — это особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности человека во всех ее аспектах [14]. Смысловые образования несут, по крайней мере, две функции: создание образа будущего, который побуждает к деятельности в настоящем и производит нравственную оценку поступков, и создание общих принципов ведения деятельности[4; 24].

Согласно классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым, профессия педагога является социономической, поскольку включает систему отношений «человек — человек» [10]. Профессии такого рода рассматриваются как стрессогенные, имеющие крайне высокую эмоциональную нагрузку [1; 8; 15; 21]. Безусловно, остаться в рамках такой специальности могут люди с определенными ценностными представлениями [5, 7, 23]. Работ, связывающих специфику педагогического труда с ценностными представлениями, достаточно [3; 14; 16; 19; 20]. Однако недостаточно рассмотрен процесс изменения смысложизненных представлений с возрастом. Подобное исследование позволило бы усилить процесс подготовки преподавателей и, возможно, увеличить процент молодых специалистов, остающихся работать в школе.

Мы предположили, что студенты, выбирающие профессию учителя, должны в значительной мере отличаться в отношении смысложизненных представлений от студентов, выбирающих более престижные и лучше оплачиваемые в настоящий момент профессии. Более того, с возрастом изменения смысложизненных ориентаций должны отличаться у специалистов-педагогов от таковых у представителей других профессий.

Целью данного исследования стало выявить специфику смысложизненных ориентаций людей, выбирающих профессию учителя, и описать ее изменение с возрастом.

В исследовании приняли участие 241 человек. В качестве контроля для оценки ценностных представлений учителей были выбраны представители двух профессий: медики и экономисты. Медики были выбраны как принадлежащие к той же группе социо-номических профессий. Согласно классификации Е. А. Климова, экономисты принадлежат к сигнономической группе профессий, для которых характерно взаимодействие «человек — знак» [10]. Есть и еще один параметр, который позволяет разделять эти профессии: престижность в обществе. Престиж педагогической профессии невысок в современной России, тогда как экономист — один из наиболее модных выборов среди молодежи. Медики по этому параметру занимают промежуточное положение.

Испытуемые были разделены по группам следующим образом: педагоги (80 человек: 40 студентов и 40 специалистов — все женщины), медики (83 человека: 60 студентов и 23 специалиста, в том числе 15 мужчин: 9 студентов и 6 специалистов), экономисты (78 человек: 45 студентов и 33 специалиста, из них 20 мужчин — все студенты). Поскольку в совокупной выборке количество мужчин незначительно (35 человек), анализ по гендерному признаку в представляемом исследовании не проводился. Однако можно отметить, что наибольшее количество мужчин в выборке экономистов и полное отсутствие их среди педагогов неслучайно и соответствует гендерному распределению в профессиональном выборе. Возраст студентов всех групп ограничивался 21-23 годами, профессионалов — 30-60 годами, что позволило связать их ответы со стажем работы. Студенты заполняли предлагаемые опросники на занятиях, профессионалы — на лекциях на курсах повышения квалификации. Не было специального отбора испытуемых, участие принимали все желающие, присутствующие на лекциях.

Для оценки внутренней мотивации, основанной на ценностных представлениях о смысле жизни, были выбраны следующие

методики: методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [13]. Тест представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика [25]. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу В. Франкла [22]. Тест включает ряд субшкал: цели в жизни (шкала описывает те значимые позиции, которые придают жизни осмысленность); процесс жизни (шкала показывает, воспринимается ли жизнь интересной, эмоционально насыщенной, низкие баллы по этой шкале свидетельствуют о неудовлетворенности жизнью); результативность жизни (шкала показывает удовлетворенность самореализацией); локус контроля — Я (эта шкала описывает представление о себе как о сильной личности, хозяине жизни); локус контроля — жизнь (шкала показывает самоощущение человека относительно того, может ли он управлять своей жизнью).

Смысложизненные ориентации несомненно связаны с ментальностью эпохи, национальным и культурным своеобразием. Вбирая эти характеристики в процессе социализации, личность трансформирует их в индивидуальное сознание. При этом системы смыслов пронизаны системами потребностей и образующимися на их основе ценностями [23]. Именно поэтому второй методикой была выбрана методика оценки потребности в поиске ощущений М. Цукер-мана [18]. Методика направлена на определение уровня потребностей в ощущениях различного рода. Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) обозначает наличие влечения к новым впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных мероприятиях. Число баллов от 6 до 10 свидетельствует о среднем уровне потребности в ощущениях, умении ее контролировать. Люди с таким уровнем данного показателя открыты новому опыту, но при этом сдержанны и рассудительны. Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 бал-

лов) обозначает предусмотрительность и осторожность в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Такие испытуемые предпочитают стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

На выраженность тех или иных смысло-жизненных представлений большое влияние оказывают психологические особенности личности. Именно поэтому были дополнительно проведены: тест «Индекс жизненного стиля», направленный на изучение диапазона защитных механизмов [6] и методика диагностики самооценки психических состояний Г. и С. Айзенков (EPQ), описывающая свойства нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма [2]. Наряду с этими методиками оценивалась личностная ригидность [18], важный показатель в связи с тем, что используется экспериментальный дизайн ложного лонгитюда. Если этот показатель существенно будет преобладать в той или иной группе, то не особенности смыс-ложизненных представлений, а именно это личностное качество может обусловливать длительное пребывание человека в профессии. Ригидность представляет собой затрудненность в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность — тенденция к сохранению своих установок, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения. В целом отобранные методики включают показатели, отражающие вклад личности в приспособление к социальным обстоятельствам жизнедеятельности.

Для исследования статистической значимости различий показателей в указанных трех профессиональных категориях при двух уровнях квалификации использовались следующие методы:

- критерии однородности Стьюдента и Манна-Уитни в случае однофакторной модели при двух популяциях;

- однофакторный дисперсионный анализ и его непараметрический аналог критерий

Крускалла-Уоллеса при числе популяций более двух;

- двухфакторный дисперсионный анализ с фиксированными эффектами.

Для наиболее информативной дифференциации представленных популяций были использованы методы пошагового дис-криминантного анализа и многомерного дисперсионного анализа (MANOVA). Для проверки гипотез использовали р-значения, имеющие смысл вероятности того, что при справедливости проверяемой гипотезы статистика критерия принимает значение, большее экстремального, определяемого критической областью. Поскольку для проверки одной гипотезы использовалось сразу несколько критериев, то, когда все их р-значения не превышали общепринятого уровня значимости р < 0,05, говорилось о статистически значимом различии между популяциями при проверке гипотез однородности, а сами р-значения для краткости изложения не указывались. В корреляционном анализе статистически значимыми считались корреляции, при которых доверительные уровни вероятности соответствующих критериев были также меньше уровня значимости р < 0,05. В виде исклю-

чения приводятся p-значения, несколько превышающие p < 0,05, а также их очень низкие значения. Статистические вычисления были выполнены на базе статистических пакетов SPSS 14.0 и Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение.

Полученные данные обнаруживают значимые различия по шкалам теста смысло-жизненных ориентаций (табл. 1). У студентов, выбирающих педагогическую профессию, значения для всех шкал теста смысло-жизненных ориентаций значимо выше, чем у представителей других профессий. У квалифицированных специалистов различных профессий нет различий по общему показателю, хотя очевидна тенденция к более высоким значениям по всем показателям у педагогов. Существующие в студенческом возрасте различия исчезают потому, что у квалифицированных педагогов общий показатель СЖО с возрастом падает (p = 0,000017), тогда как у других специалистов — растет. Аналогичная тенденция имеет место по остальным шкалам (множественный коэффициент корреляции между общим показателем смысложизненых ориен-таций и указанными признаками равен 0,91).

Таблица 1

Результаты испытуемых разных профессии и возрастов, полученных с помощью методики Д. А. Леонтьева

Группа Шкала Шкала Шкала Шкала Шкала Общий

испытуемых цели процесса результа- локуса локуса показатель

в жизни жизни тивности контроля — контроля СЖО

жизни Я жизни

Экономисты 27,8±5,8 28,0±5,7 22,9±4,8 17,2±4,5 23,9±7,9 88,3±16,8

Медики 29,9±6,4 28,0±5,4 23,3±4,2 17,3±4,9 22,6±9,7 86,7±19,8

Педагоги 31,8±6,7 31,1±5,6 25,4±5,3 20,4±4,1 29,5±7,6 100,9±19,5

Профессионалы 31,2±7 29,6±6,1 24,3±5,6 19,9±4,5 27,7±7,8 96,8±18,4

Студенты 28,9±5,9 28,5±5,47 23,5±4,27 17,0±4,6 23,4±9,3 88,0±19,9

Студенты-педагоги 32,3±5,9* 32,0±5,7* 26,7±4,8* 20,8±3,4* 31,9±6,1* 105±19,4*

Студенты-медики 28,4±5,8 27,3±5,2 22,6±3,7 16,0±4,6 20,2±9,1 82,5±18,9

Студенты-экономисты 27,0±5,1 28,0±4,6 22,5±3,4 16,0±4,2 22,4±8,0 84,5±14,2

Примечание: *— различия с уровнем значимости 0,95 (критерий Стьюдента) между студентами-педагогами и студентами-экономистами.

Исходя из полученных данных возможно предположить наличие идеализированных, чрезмерных смысложизненных ориентаций у лиц, занимающихся педагогической деятельностью.

Сравнение представителей трех групп по методике потребности в ощущениях выявило существенное снижение этого показателя с возрастом, причем снижение в большей мере происходит у экономистов и медиков по сравнению с педагогами (р = 0,00069).

В нашем исследовании не выявлено значимых отличий результатов опросника Г. Айзенка между группами, а потому эти данные здесь не приводятся. Есть выраженная тенденция в сторону большей экстраверсии у студентов по сравнению с профессионалами, причем самые низкие значения экстраверсии выявлены у экономистов. Эти данные можно было ожидать, поскольку в молодости люди более открыты к общению, а в рамках профессий педагога и медика могут долго пребывать лишь люди, обладающие экстраверсией.

Точно также нет существенных различий между группами по показателям защитных механизмов. В то же время ковариационный анализ ригидности с категориальными факторами уровней квалификации и типами профессий с ковариантой в виде фактора нейротизм указал на незначимые различия указанных групп по уровню ригидности и на значимое отрицательное влияние на ригидность фактора нейротизм, особенно среди экономистов. Коэффициент корреляции между показателями нейротизм и ригидность у студентов-экономистов равен г = -0,33, р = 0,03.

У квалифицированных педагогов наблюдается значимая положительная корреляция между ригидностью и экстравертированно-стью (г = 0,42, р = 0,006). Ни в какой другой группе такого явления больше не наблюдается. Таким образом, наши данные свидетельствуют о высокой вероятности того, что

у чрезмерно экстравертированного учителя будет проявляться ригидность, особенно с возрастом.

Однако наиболее яркие результаты были получены с помощью дискриминант-ного анализа.

Сравнение специалистов с разным стажем работы обнаружило, что в качестве порогового значения может быть выбрано значение 20-21 год. Это означает, что разделение специалистов на две группы — стаж менее 20 лет и стаж более 20 лет — связано со значимыми различиями в психологических особенностях специалистов разного возраста. Для представителей разных типов профессий неодинаковой оказалась структура дискриминантных функций.

Экономистов с 20-летним стажем отличает большая искренность, низкая экстра-вертированность, крайне низкие значения локуса контроля — жизнь, более высокие значения показателя процесса жизни. Из защитных механизмов обращает на себя усиление регрессии, подавления, интеллектуализации и уменьшение проекции, замещения и компенсации [9]. Процент правильной классификации равен 97% (рис. 1).

У медиков со стажем выше искренность, более высокие показатели психотизма, выше общий показатель по тесту СЖО. Из защитных механизмов выше регрессия, проекция и отрицание, ниже интеллектуализация. Процент правильной классификации равен 100% (рис. 2).

У педагогов со стажем по отношению к их коллегам с меньшим стажем самые высокие показатели цели жизни, но более низкие значения по показателю результат жизни, выше нейротизм, ниже показатели локуса контроля — Я и локуса контроля — жизнь, так же, как и в предыдущих группах, выше искренность. Из механизмов психологической защиты ниже регрессия, замещение, выше подавление и реактивные образования. Процент правильной классификации равен 98%.

Дискриминантный анализ по трем возрастным группам (экономисты)

первая каноническая дискриминант ная функция

° студенты

стаж не больше 20 лет о стаж больше 20 лет

Рис. 1. Дискриминантный анализ по трем возрастным группам (экономисты)

Дискриминантный анализ по трем возрастным группам (медики)

-3-2-10123 первая каноническая дискриминантная функция

студенты стаж меньше 20 лет о стаж не меньше 20 лет

Рис. 2. Дискриминантный анализ по трем возрастным группам (медики)

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-педагоги отличаются от других студентов, выбравших более престижные и лучше оплачиваемые профессии, наличием высоких значений по всем шкалам теста смысложизненных ориента-ций. Они более идеализированы, у них высокие жизненные цели, и они верят в то, что сами управляют своей жизнью.

Все обследованные специалисты (педагоги, медики, экономисты) не имеют значимых различий по значениям шкал данного опросника. Это связано с тем, что показатели медиков и экономистов несколько возрастают по сравнению с данными, полученными для студентов, тогда как для педагогов отмечается обратный процесс: их значения по каждой шкале опросника падают.

Дискриминантный анализ по трем возрастным группам (педагоги)

4 ....................

о

-3-2-10 1 2 3

первая каноническая дискриминантная функция

студенты стаж меньше 20 лет О стаж не меньше 20 лет

Рис. 3. Дискриминантный анализ по трем основным группам (педагоги)

Д. А. Леонтьев отмечает, что высокие баллы по шкале цели в жизни могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и человека, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию [12; 13; 14]. Высокие показатели профессионалов по результативности жизни в сочетании с высокими показателями по локусу контроля — Я свидетельствуют об активной жизни в настоящем и ориентации их на личные достижения «здесь и сейчас» при отсутствии ориентации на отдаленное будущее.

Студенты демонстрируют в выборке более низкие показатели по всем шкалам теста. Это свидетельствует о заниженных смысложизненных ориентациях, ослабленной включенностью в процесс социализации и ориентации на достижение реальных результатов, о невысокой удовлетворенности жизнью и процессом самореализации. Сопоставляя результаты, полученные на студентах и профессионалах, можно констатировать, что профессионалы в большей степени удовлетворены прожитой жизнью и достигаемыми результатами, осознают себя сильными личностями и хозяевами собственной судьбы, имеют более радостное

ощущение жизни, чем студенты. При этом студенты-педагоги имеют более идеализированные представления об обществе и о себе, что, предположительно, и направляет их в данную профессию.

Представляется значимым учитывать данные особенности жизненной позиции современного студенчества при построении и реализации образовательного процесса в вузе, ориентировать их на реалистичность достижения успеха, на конкретные требования, которые выдвигает профессиональная деятельность. Наиболее благоприятны для корректировки СЖО практико-ориен-тированные формы предметной подготовки, производственная практика, поскольку именно в этих формах отрабатываются конкретные приемы и виды реагирования, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности. Именно в ходе практики студент получает возможность изучить и перенять особенности профессиональной позиции и конкретный опыт педагогов-мас-теров, скорректировать под руководством преподавателя свою диспозицию и свои цели в образовательном процессе, привязав их к реальным обстоятельствам школьного обучения.

Все специалисты в нашем исследовании традиционно были разделены на возрастные группы по длительности работы: до 20 лет и после, причем данные математического анализа подтверждают, что эти различия существенны. Однако структура этих различий у педагогов иная по сравнению с другими специалистами, участвующими в исследовании. Только у педагогов через двадцать лет происходит существенное изменение представлений о смыслах. Работающие более 20 лет имеют более низкие значения по показателям локуса контроля — Я и локуса контроля — жизнь. Экономисты с 20-летним стажем из всех смыслов, предлагаемых в тесте, начинают больше ценить процесс жизни. Они и ранее не давали высоких оценок по шкалам локуса контроля — Я и локуса контроля — жизнь, и через 20 лет не изменили своего отношения к этому. Они стали больше ценить качество жизни. Параметр процесса жизни у учителей стоит на последнем месте в структуре дискриминантных функций.

Смысложизненные представления для педагогов остаются крайне значимыми всегда. Наиболее высокие оценки через 20 лет работы в школе получаются по шкале цели в жизни. И в студенчестве, и большую часть своей жизни учителя верят в то, что они управляют и процессом жизни, и обстоятельствами, связанными с личностью. Но через 20 лет основной процент учительства утрачивает веру в способность быть хозяином своей жизни. То, что это явление есть у экономистов, не несет последствий для общества, но когда детей в школе, где взрослый учит не столько словом, сколько собственным поступком, учит учитель, полагающий, что он не управляет ни своей жизнью, ни даже самим собой, это может иметь существенные последствия для общества через какое-то время. Эти данные подтверждают положение об эмоциональ-

ном выгорании учителя с возрастом. Но тогда либо учителя через 20 лет работы в школе, как и военные, должны уходить на пенсию и больше не учить детей в общеобразовательных школах, либо обстоятельства жизни и профессиональной деятельности должны быть таковы, чтобы учитель мог оставаться позитивным и уверенным в себе и после 20 лет работы в школе. Поэтому, чтобы сохранить продолжительность профессиональной жизни педагогов, необходимо уже после 15 лет стажа через систему повышения квалификации, через систему управления школой реализовывать специальную систему работы по профилактике отклонений профессионального и личностного самосознания.

Выводы.

1. Студенты-педагоги существенно отличаются от студентов-медиков и студентов-экономистов по всем шкалам теста смыс-ложизненных ориентаций, демонстрируя самые высокие значения по каждой из них.

2. Специалисты разных профессий (педагоги, медики, экономисты) не отличаются по средним значениям шкал теста смысло-жизненных ориентаций.

3. Структура дискриминантных функций, позволяющих значимо разграничить специалистов на группы (до 20 лет работы и более в выбранной профессии), различна. Для экономистов через 20 лет работы повышается значимость параметра процесса жизни, а педагоги через 20 лет работы дают более низкие значения по шкалам локуса контроля — жизнь и локуса контроля — Я.

Необходимо проводить специальную дифференцированную работу по становлению профессионально когерентного (соответствующего) сознания на этапе подготовки профессионала и профилактическую работу по предупреждению появления профессиональных деформаций в период после 15 лет профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

2. АйзенкГ. Ю. Структура личности. СПб.: Речь, 1999.

3. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23-30.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Смысл, 1988.

5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.

6. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. C. 444-452.

7. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. C. 73-79.

8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.; Воронеж, 2003.

9. Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-пресс, 1999.

10. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кожухарь Г. С. Исследование профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. C. 21-30.

12. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов: Методическое руководство. М.: Смысл, 1999.

13. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003.

14. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.

15. Мерзлякова Д. Р. Синдром профессионального «выгорания» и метаиндивидуальность педагога // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. C. 55-61.

16. Миронова М. Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 44-53.

17. Пиняева С. Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 3-10.

18. Практическая психодиагностика / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.

19. Пряжникова Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 64-72.

20. Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога //Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72-80.

21. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологи. 1994. № 6. С. 57-64.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

23. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3-15.

24. Bono J. E., Judge T. A. Self-concordance at work: Toward understanding the motivational effects of transformational leaders // Academy of Management Journal. 2003. V. 46. P. 554-571.

25. Crumbaugh J.C., MaholickL.T. An experimental study of existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. 1964. V. 20. P. 200-207.

26. De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. N. Y.: Academic Press, 1968.

27. Deci E. L., Ryan R. M. The empirical exploration of intrinsic motivational processes // In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology. N. Y.: Academic Press, 1980. V. 13. P. 39-80.

28. Deci E. L., Ryan R. M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 11. P. 227-268.

REFERENCES

1. Ababkov V A., Perre M. Adaptacija k stressu. Osnovy teorii, diagnostiki, terapii. SPb.: Rech', 2004.

2. Ajzenk G.. JU. Struktura lichnosti. SPb.: Rech', 1999.

3. Antonova N. V. Lichnostnaja identichnost' sovremennogo pedagoga i osobennosti ego obwenija // Vo-prosy psihologii. 1997. № 6. S. 23-30.

4. Bratus'B. S. Anomalii lichnosti. M.: Smysl, 1988.

5. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professionalizma. M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2004.

6. Diagnostika tipologij psihologicheskoj zawity (R. Plutchik v adaptacii L. I. Vassermana, O. F. Erysheva, E.B . Klubovoj i dr.) / Fetiskin N. P., Kozlov V., Manujlov G. M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp. M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii. 2002. C. 444-452.

7. Dubovickaja T. D. Diagnostika urovnja professional'noj napravlennosti studentov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2004. № 2. C. 73-79

8. Zeer JE. F. Psihologija professional'nogo obrazovanija. M.; Voronezh, 2003.

9. Kamenskaja V. G. Psihologicheskaja zawita i motivacija v strukture konflikta. SPb.: Detstvo-press, 1999.

10. KlimovE. A. Razvivajuwijsja chelovek v mire professij. Obninsk, 1993.

11. Kozhuhar' G. S. Issledovanie professional'no vazhnyh kachestv specialistov pomogajuwih professij // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2006. №3. C. 21-30.

12. Leont'ev D. A. Metodika predel'nyh smyslov: Metodicheskoe rukovodstvo. M.: Smysl, 1999.

13. Leont'ev D. A. Psihologija smysla. M.: Smysl, 2003.

14. Leont'ev D. A., SHelobanova E. V. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov voz-mozhnogo buduwego // Voprosy psihologii. 2001. № 1. S. 57-65.

15. Merzljakova D. R. Sindrom professional'nogo «vygoranija» i metaindividual'nost' pedagoga // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2009. № 1. C. 55-61.

16. Mironova M. N. Popytka celostnogo podhoda k postroeniju modeli lichnosti uchitelja // Voprosy psihologii. 1998. № 1. S. 44-53.

17. Pinjaeva S. E., Andreev I. V. Lichnostnoe i professional'noe razvitie v period zrelosti // Voprosy psihologii. 1998. № 2. S. 3-10.

18. Prakticheskaja psihodiagnostika / Sost. D. JA. Rajgorodskij. Samara: Izd. dom «BAHRAH-M», 2000.

19. Prjazhnikova E. JU. Faktory professional'nogo samoopredelenija prepodavatelej pedagogicheskih vuzov // Voprosy psihologii. 1994. № 6. S. 64-72.

20. Slobodchikov V I., Isaeva N. A. Psihologicheskie uslovija vvedenija studentov v professiju pedagoga // Voprosy psihologii. 1996. № 4. S. 72-80.

21. Formanjuk T. V. Sindrom «jemocional'nogo sgoranija» kak pokazatel' professional'noj dezadaptacii uchitelja // Voprosy psihologi. 1994. № 6. S. 57-64.

22. Frankl V Celovek v poiskah smysla. M.: Progress, 1990.

23. Chudnovskij V Je. Psihologicheskie sostavljajuwie optimal'nogo smysla zhizni // Voprosy psihologii. 2003. №3. S. 3-15.

24. Bono J. E., Judge T. A. Self-concordance at work: Toward understanding the motivational effects of transformational leaders // Academy of Management Journal. 2003. V. 46. P. 554-571.

25. Crumbaugh J.C., MaholickL.T. An experimental study of existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. 1964. V. 20. P. 200-207.

26. De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. N. Y.: Academic Press, 1968.

27. Deci E. L., Ryan R. M. The empirical exploration of intrinsic motivational processes // In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology. N. Y.: Academic Press, 1980. V. 13. P. 39-80.

28. Deci E. L., Ryan R.M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 11. P. 227-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.