Научная статья на тему 'Особенности культурного развития современности: феномен карнавализации'

Особенности культурного развития современности: феномен карнавализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3071
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / КАРНАВАЛИЗАЦИЯ / ПОСТМОДЕРН / СМЕХ / КРИЗИС / САМООРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Загибалова М. А.

Рассмотрена роль феномена карнавализации в культуре как самоорганизующейся системе, который предстает в качестве значимого фактора социальнокультурной организации вусловиях кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURES OF THE CULTURAL DEVELOPMENT OF MODERNITY: THE PHENOMENON CARNIVALIZATION

We considered the role of the carnivalisation phenomenon in culture (as a selforganized system) which appears as a significant factor of the sociocaltural organization in the conditions of crisis.

Текст научной работы на тему «Особенности культурного развития современности: феномен карнавализации»

УДК 130.2

М.А. Загибалова, канд. филос. наук, доц., (4872) 35-74-37, ш1Б1а79@шаП.ги (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: ФЕНОМЕН КАРНАВАЛИЗАЦИИ

Рассмотрена роль феномена карнавализации в культуре как самоорганизующейся системе, который предстает в качестве значимого фактора социальнокультурной организации вусловиях кризиса.

Ключевые слова: современная культура, карнавализация, постмодерн, смех, кризис, самоорганизация.

Современный этап в развитии культуры принято рассматривать как переходный, пограничный и даже кризисный. Множество явлений современной жизни указывают на то, что происходит «перекраивание» привычных границ во всех сферах человеческой жизнедеятельности: экономика, политика, наука, культура, искусство и проч. Всё это привносит некий хаос, теряется устойчивость мироощущения, происходит «обессмысливание» жизни: «Мы живем без специальных разметок и изначальных координат в мириадах затерянных событий» (М. Фуко). Таким образом, следует признать, что все процессы современности актуализируют пространство «между», а значит, и осмысление пограничности и переходности.

Один из примеров «нечеткости» границ в современной культуре -«размывание» праздничности и повседневности. При этом осмысление механизма культурного развития на современном этапе невозможно без анализа таких категорий, как праздничность и повседневность, новое соотношение между которыми, возникшее в современном обществе, связано с формированием нового хронотопа.

В традиционной культуре пространство «между», пограничность была неразрывно связана с так называемыми «обрядами перехода» (А. ван Геннепп). Одним из таких явлений предстает карнавал. Как культурноисторическое явление карнавал представляет собой одну из наиболее значимых форм праздника, традиционно связанную с древними языческими обрядами, посвященными смене времен года. По мере вырождения карнавально-праздничной жизни в условиях формирования других социально-культурных структур карнавал продолжил свое существование в достаточно сильно измененной форме, но сохранив при этом свою основную функцию - обновления, становления нового. В качестве «стержневого» начала в концепции карнавала М.М. Бахтина выступает смех, обладающий такими чертами, как всенародность (смех «на миру»), универсальность (направленность на все и всех) и амбивалентность (одновременно хоронит и возрождает). Процесс привнесения в культуру черт и принципов карнавала получил название карнавализации. Феномен карнавализации неотъемлемо

присущ современной культуре и предстает как явление, позволяющее совершаться ее обновлению, а культура, изначально обладающая карнавальной природой, уже внутри себя самой содержит потенциал для своего дальнейшего развития.

Культурное пространство современности предстает как культура постиндустриального, информационного общества, культура постмодерна, для которой характерно наличие различных явлений и процессов, связанных с практически тотальным внедрением информационных технологий (информационной революцией) и процессом информатизации. Все это создает особые предпосылки для функционирования феномена карнавализации в современной культуре.

Многие изменения в культуре, произошедшие в эпоху современности обусловили нынешнее понимание повседневности. В культурном пространстве современности повседневность становится проблематичной категорией, что обусловлено культурной динамикой, характерной для периода «поздней современности». Для современной культуры характерной является тенденция размывания непосредственно праздника в стихию общей повседневной праздничности при утрате роли подлинного праздника. В данном случае карнавал, являющийся одним из видов праздника, имеет «сгущенное» пространственное положение, в отличие от карнавализации, где все присущее карнавалу предстает «рассеянным» и «растворенным» в пространстве.

В целом карнавализация представляет собой не внешнюю неподвижную схему, накладывающуюся на готовое содержание, а необычайно гибкую форму художественного видения, некий эвристический принцип, который позволяет открывать новое и до сих пор неизведанное. Феномен карнавализации в современной культуре и жизни современного общества проявляет себя совершенно в различных аспектах. По мнению У. Эко, жизни современного общества неизменно сопутствует феномен карнавализации. И это не только всем заметная карнавализация в рамках шоу-бизнеса, но и карнавализация рабочего времени (когда в компьютере каждого клерка по секрету от начальства есть множество картинок из «Плейбоя» и ролевых игр), и карнавализация спорта (когда первостепенное значение играет «колготня перед соревнованиями, за кулисами соревнований, после соревнований» и спорт становится индустрией, а не зрелищем), и карнавализация политики (т.к. она теперь «все чаще ... вершится в телестудиях, подобно гладиаторскому бою»), и карнавализация религии («когда допускается даже голый пуп у певицы, выступающей перед Иоанном Павлом II»). Карнавализации жизни общества способствует не только развлекательное телевидение и массовый туризм. Карнавально сегодня вождение машины, выбирающей нужный маршрут и общающейся с водителем, взаимодействие с сотовым телефоном и даже благотворительные марафоны. У.Эко считает, что такого рода тотальная карнавализация никого

не насыщает, а лишь разжигает аппетит и в будущем может даже довести общество до анекдотической ситуации типа «Девушка, а сегодня после оргии вы чего делаете вечером?» [1, с. 146-148].

Итак, неотъемлемой характеристикой феномена карнавализации на современном этапе является ее тотальность, а проявления карнавализации имеют место в трех формах существования современной культуры (элитарной (постмодернистской), массовой, контркультуре (молодежной субкультуре)).

Специфику постмодернистского мировидения в наибольшей степени дают возможность ощутить такие понятия, как «шизоанализ», «пас-тиш», «ризома», «лего», «коллаж», «лабиринт», и др., которые являются отражением принципиально плюрального, хаотизированного и фрагментированного видения мира, связаны с ироничным (а значит смеховым) его переосмыслением и попыткой обретения целостного взгляда на окружающий мир. Все эти особенности постмодернистского мировидения сходны с карнавальным мироощущением и мировосприятием.

Особенно ярко феномен карнавализации современной культуры проявляет себя в рамках массовой культуры, и это неслучайно, т. к. масса, согласно Ж. Бодрийяру, обладает особой характерной непроизвольной формой юмора - гиперконформизмом, а значит, имеет смеховое начало, что позволяет существовать чертам карнавализации в рамках данной культуры. Современная массовая культура часто использует карнавальный принцип с его смысловыми «перевертышами». Связь средневекового карнавала и современного трансформированного его воплощения (карнавализации) наглядно прослеживается путем анализа современной аудиовизуальной (экранной) культуры, истоки возникновения которой многие исследователи находят в народной культуре. Одним из основных «карнавализованных» жанров аудиовизуальной (экранной) культуры является современная реклама. Будучи тематически и в образном плане сходной со средневековыми «криками Парижа», она карнавализует повседневное культурное пространство современного человека. Для современного массового искусства характерной чертой является ориентированность на яркую театральность и красочную зрелищность. Таким образом, массовое искусство, становясь полностью карнавализованным, создает вокруг себя пространство карнавализации.

В целом в рамках массовой культуры в современном обществе достаточно четко прослеживается тенденция размывания непосредственно праздника в стихию общей повседневной праздничности: «праздник, густо облепленный праздничностью, им же эксклюзивно оправдываемой, стал успешным товаром и многократно всучен по самым разным поводам. Праздники не слишком удаются, в то время как праздничность заполонила повседневность. Она воплощена в развлекательной индустрии, в стилистике упаковок, в оформлении витрин, в моде, в украшении цветными лам-

почками зимних деревьев, в зовущей, пестрой, незакомплексованной, взвинчено-радостной рекламе» [2, с.156].

Контркультура современного культурного пространства также является карнавализованной. Это подтверждает анализ смехового фольклора молодежной культуры конца XX века - субкультуры, которая, по мнению Т. Щепанской, обретает статус контркультуры (по отношению к официальной), когда в ней начинает достаточно четко прослеживаться смеховой аспект, который, выдвигаясь на первый план, начинает играть достаточно важную роль. Молодежная культура нашей страны, имевшая в конце XX века самоназвание Система, обладала символикой, во многом сходной с символикой средневекового карнавала, основанной на смеховом начале. Интерпретация этой символики также сходна. Об этом свидетельствует наличие развитой системы смеховых жанров (стеб), которые, интерпретируя символы Системы в рамках антинормы, конструируют перевернутый мир («антимир»); повышенное внимание к телесности (материальнотелесному низу); трактовка лица как маски, значение улыбки; восприятие сферы психического в рамках мифологии безумия, игровое пребывание в измененном психическом состоянии («крышеедство», «закос под дурака») и т.п.

В целом культурное пространство современности характеризуется наличием большого числа разнообразных культурных феноменов, взаимодействие которых создает особые предпосылки для функционирования феномена карнавализации в условиях современного общества. Глобализация и компьютеризация формируют особые условия коммуникации в культуре постиндустриального общества, где происходит определенная унификация и потеря идентичности. Феномен карнавализации в данных условиях также характеризуется определенной унифицированностью, т.е., на наш взгляд, он не имеет определенных национальных черт. Особенности постмодернистского мировидения, специфика которого отражена в наибольшей степени в понятиях, являющихся отражением принципиально хаотизированного видения мира («шизоанализ», «пастиш», «ризома», «ле-го», «коллаж», «лабиринт» и т.д.), сходны с карнавальным мироощущением, т.к. в обоих случаях имеет место смеховое переосмысление окружающего мира и попытка обретения целостности мировосприятия. Существование виртуальной реальности и симулякра в современном обществе создают карнавальное пространство «переряжения» и возможность неоднократной смены «маски». Карнавализацию и массовую культуру роднит связь с народными истоками, и в этом смысле можно считать, что карнавализация в рамках массовой культуры в наибольшей степени продолжает народные традиции карнавала. В рамках контркультуры формируется преобразовательный потенциал культуры, следовательно, возникают предпосылки существования феномена карнавализации в контркультуре с точки

зрения реализации антинормативности и противопоставления официальности.

Смеховое начало, выступающее в качестве «стержневой» категории карнавальности, играет основополагающую роль в отражении карнавального мировоззрения и мироощущения, детерминируя, таким образом, особенности языка карнавальных символов, воссоздающих направленность развития и структурирования между хаосом и порядком. В связи с этим феномен карнавализации является значимым фактором социальнокультурной организации, детерминируемым проявлениями хаотического начала. Хаотическое в данном случае предстает как пространство, необходимое для реализации потенциальных возможностей развития и становления нового.

Этот факт находит свое подтверждение при рассмотрении феномена карнавализации с позиций синергетики как междисциплинарного знания, направленного на изучение мира в его целостности и единстве, в процессе становления (эволюции) и акцентирующего свое внимание на изучении механизмов упорядочивания и дезупорядочивания систем. Культура в современном понимании предстает как открытая динамическая модель, трактуемая с позиций синергетики как антропосоциокультурная система, кризисные состояния в которой являются неотъемлемым элементом ее существования и функционирования.

Кризисные этапы, являясь сложной и креативной фазой в развитии, способствуют активизации внутренних потенций, детерминирующих процессы самопознания культуры и переоценки составляющих ее духовносмыслового ядра. В связи с этим современная тотальная карнавализация, являясь отражением кризисного этапа культуры, несет в себе огромный преобразовательный потенциал, связанный с новым пониманием социальной, политической, экономической, исторической, повседневной и праздничной составляющих в современной культуре.

Описание фрактала, предложенное В.В. Тарасенко, позволяет провести вполне четкую аналогию с описанием карнавала М.М. Бахтина, рассматривавшего карнавал как праздник становления, чуждый всему завершенному, а также с понятием складки в постмодернистской философии, отражающим событийный момент, в качестве которого можно рассматривать момент смеха. «Фрактал как бы самодостаточен. Ему внешнее пространство не нужно - процессуальность фрактала рефлексивна, поэтому он есть не движение по внешнему пространству, а само-движение, движение по самому-себе, всегда подразумевающее бесконечно длящуюся обратную связь, то есть - рост или умирание - в зависимости от направления. Фрактал как математический объект всегда незавершенность, «чистое» становление. Поэтому он так хорошо моделирует процессы самоорганизации, са-моразворачивания. Живое - растущее или умирающее тело, есть тело, состоящее из складок, «повсюду сгибаемое». Живое (в отличие от неизмен-

ного мертвого) очень трудно, практически невозможно поймать, локализовать, ограничить телом в пространстве» [3].

Феномен карнавализации, будучи понятым с позиций синергетики как фрактал или странный аттрактор (нерегулярное множество), предстает как важный культурный элемент, выполняющий адаптивную функцию в механизме самоорганизации культуры, позволяющий преодолевать кризисный момент (точку бифуркации). Несмотря на то, что феномен карнавализации имеет непосредственное отношение к неравновесному (хаотическому) состоянию системы, доля хаотического здесь гораздо меньше, чем непосредственно в момент кризиса, поэтому карнавализация уже может рассматриваться как «путь» («линия») выхода из кризисного состояния, обладающий большей устойчивостью, чем бифуркационный момент.

Принадлежность к хаотическому и процессу становления роднит феномен симулякра с феноменом карнавала и карнавализации. Симулякр, выступая в качестве «следа», позволяет постоянно открывать все новые и новые пространства в сфере понимания. «След», по Деррида, - «то, благодаря чему и как открывается путь, путь есть viarupta, способ раскрытия пространства. И раскрытие Weg, нового пути, который прежде не был открытым» [4, с. 181].

Смеховое начало, являясь основной категорией карнавальности, лежит и в основе механизма самоорганизации трех видов разноуровневых систем, выделяемых на основе совмещения подхода феноменологической синергетики и иерархического подхода: Человек, Культура, Вселенная. Во всех трех видах данных систем в процессах самоорганизации очень важную роль играет смеховое начало, поэтому можно говорить о так называемой самоорганизации «смехом», характерной для Человека, Культуры и Вселенной.

Карнавализация выступает как эстетический способ восстановления целостности мировосприятия, т.к. смех, лежащий в ее основе, вскрывает имеющиеся противоречия и приближает тем самым к познанию истины. В этом усматривается глубокая связь смеха со сферой идеального, которая традиционного получала свое воплощение в виде антинормативного (или мета-нормативного) поведения конкретных индивидов. Подобное поведение в различные исторические периоды в различных культурных ситуациях было всегда связано с обновлениями в развитии общества, будь то скоморохи, юродивые, нигилисты или современные панки и рэперы. Для фигуры трикстера смеховое начало является неотъемлемым и основополагающим. Процесс самоосмеяния неразрывно связан с процессом самопознания и познания истины, что делает человека причастным к трансцендентной реальности Абсолюта. О необходимости получения подобного опыта Ф. Ницше пишет: «Мы должны время от времени отдыхать от самих себя; научиться смотреть на себя со стороны - со всех сторон, - как будто из зала, уметь смеяться над собой и плакать; мы должны видеть того героя,

и того глупого шута, которые поселились в нашей жажде познания.» [5, с. 362]. В связи с этим феномен карнавализации нельзя рассматривать не только в отрыве от материально-телесного низа, но и от сферы идеального и причастности трансцендентной реальности Абсолюта. Проявления карнавализации в современной культуре, видимо, связаны и с формированием особой (новой) ментальности.

Выступая в качестве коммуникативного средства, смех создает пространство для диалога, осуществляемого как между конкретными людьми, так и между культурами (в том числе культурами, функционирующими в разные исторические периоды), что позволяет различным культурным феноменам (карнавалу, карнавализации и др.) существовать в рамках такого рода исторического диалога. Анализ этого «смехового» исторического диалога дает возможность многое осознать и понять в современной культурной ситуации и культурной ситуации будущего, т.к. позволяет выделить в современности те моменты, которые обусловлены проявлениями смехового начала, присущего карнавалу. В.Ф. Кормер пишет: «Упуская из виду этот смеховой корректив, забывая о нем, мы рисуем чего-то не понять в вещах по-настоящему серьезных и важных, имеющих значение для всей нашей теперешней культуры и ее будущих судеб» [6, с. 185.]. В этом состоит огромное социокультурное значение смеха, сравниваемого М.М. Бахтиным с образом врача, и основанных на этом явлении карнавала и карнавализации.

Таким образом, карнавализация является необходимым культурным феноменом, неизбежность существования которого, его постоянного присутствия в культуре определяется важностью и значимостью выполняемых им социокультурных функций, которые, будучи рассмотренными с позиций синергетики, способствуют самоорганизации культуры как системы, а значит, ее дальнейшему функционированию и развитию.

По мнению Й. Хейзинги, выдвинувшего концепцию двуединства культуры и игры и предопределившего одну из тем современной культурологии, которая имеет дело с целым рядом взаимосвязанных понятий (игра, карнавал, смех), «культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается» [7, с. 76]. «Природа игры (в кости, в карты и т.п.) -карнавальная природа» - отмечает М.М. Бахтин, «символы игры всегда входили в образную систему карнавальных образов» [8, с. 46.]. Таким образом, можно говорить о том, что культура изначально обладает карнавальной природой, а феномен карнавализации культуры является новым витком в развитии культурных процессов.

Карнавализация современной культуры в полной мере отражает сущность современного кризиса. Любой кризис часто воспринимается и ощущается как смерть, и действительно, кризисный этап в развитии является преодолением трудностей, переходом к новому состоянию, а следовательно, смертью старого и отжившего. Возможно, кризисный этап в со-

временной культуре будет успешно преодолен, а современное общество, «насытившись» карнавальной праздничностью, заполонившей повседневность, перейдет на новый этап своего развития, придет к новому пониманию социального, политического, экономического, повседневного и праздничного. Ведь, согласно М.М. Бахтину, гротескный реализм, воплощающий образы материально-телесного низа, способен раскачиваться как качели («качели гротескного реализма»). Это означает, что маятник, качнувшись в другую сторону, способен восстановить равновесие культуры, а значит, и жизни в целом. По словам Ф. Ницше, «бытие и мир получают оправдание только как эстетический феномен; ... даже безобразные и дисгармонические начала представляют собой художественную игру, которую ведет сама с собою Воля, несущая вечную и полную радость» [9, с. 245246].

Список литературы

1. Эко. У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ : пер. с итал. Е. Костюкович. М.: Эксмо, 2007. 592 с.

2. Чередниченко Т. Праздничность // Новый мир. 2002. № 11.

С. 155-165.

3. Тарасенко В.В. Метафизика фрактала / Philosophy.ru: философский портал URL: http://www.philosophy.ru/library/fm/taras.html (дата обращения 15.01.2011).

4. Деррида Ж. Философия и литература: Беседа с франц. философом Ж. Деррида // Жак Деррида в Москве. М.: РИК «Культура». AdMarginem, 1993.С. 13-81.

5. Ницше Ф. Веселая наука :стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. лит., 1993. 670 с.

6. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания» // Вопросы философии. 1991. №1. С. 166-185.

7. Хейзинга И. Homo ludens / Человек играющий :пер. с нидерланд. Д. Сильвестрова. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. 384 с.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972. 176 с.

9. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки :стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. лит., 1993. 670 с.

M.A. Zagibalova

THE FUTURES OF THE CULTURAL DEVELOPMENT OF MODERNITY: THE PHENOMENON CARNIVALIZATION

We considered the role of the carnivalisation phenomenon in culture (as a selforganized system) which appears as a significant factor of the sociocaltural organization in the conditions of crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.