Научная статья на тему 'Особенности криминологического портрета личности современного террориста'

Особенности криминологического портрета личности современного террориста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4727
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ТЕРРОРИСТА / ТЕРРОРИЗМ / НАСИЛИЕ / TERRORIST'S PERSONALITY / TERRORISM / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станкевич Александра Михайловна, Пушкин Александр Владимирович

В статье рассматриваются особенности криминологического портрета личности террориста с учетом его мотивационных и психологических характеристик. Особое внимание уделено классификации мотивов террористической деятельности, разработанной Д.В. Ольшанским. На основе анализа различных точек зрения авторов выработаны основные критерии, присущие для данной категории лиц: явно выраженные отклонения психики, эмоциональная неустойчивость, невротизированность, подверженность определенному внешнему воздействию со стороны лиц, управляющих их сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF TERRORIST’S CRIMINOLOGICAL PORTRAIT

The article discusses the features of terrorist’s criminological portrait taking into account his motivational and psychological characteristics. The special attention is paid to theterroristic activity motives’ classification developed by D. V. Olshansky. The following main criteria inherent for this category ofpersons were elaborated based on the analysis of different points of view of the authors: obviously expressed mentality deviations, emotional instability, neuroticism, susceptibility to a certain external influence from the persons who control their consciousness.

Текст научной работы на тему «Особенности криминологического портрета личности современного террориста»

УДК 343.918

ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИСТА

А.М. Станкевич, А.В. Пушкин

В статье рассматриваются особенности криминологического портрета личности террориста с учетом его мотивационных и психологических характеристик. Особое внимание уделено классификации мотивов террористической деятельности, разработанной Д.В. Ольшанским. На основе анализа различных точек зрения авторов выработаны основные критерии, присущие для данной категории лиц: явно выраженные отклонения психики, эмоциональная неустойчивость, невротизированность, подверженность определенному внешнему воздействию со стороны лиц, управляющих их сознанием.

Ключевые слова: личность террориста, терроризм, насилие.

3 декабря 2015 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился к Федеральному Собранию с Посланием, обозначив следующую проблему: «Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и за будущее всей цивилизации» [12].

Статистика МВД России за 2015-2016 годы (которые отмечаются как экономически тяжелые) показывает значительный рост количества преступлений террористической и экстремистской направленности. В январе -марте 2016 года зарегистрировано 707 преступлений террористического характера (+71,2%) и 390 преступлений экстремистской направленности (+17,1%). Социологи посчитали, что Россия вошла в пятерку стран с самым большим числом смертей в результате террористической деятельности [5].

Достаточно актуальной на сегодняшний день представляется проблема психологического анализа личности террориста, которая в последнее время поставила много вопросов перед правоохранительными системами различных стран, получила широкое отражение в средствах массовой информации и вызвала большой общественный резонанс.

Но в настоящий момент развернутые характеристики личности террориста отсутствуют, поэтому можно располагать лишь отдельными, разрозненными сведениями, которые, тем не менее, имеют важное значение для понимания мотивации терроризма.

В.В. Витюк указывает на то, что терроризм основан на насилии, при том, что человек склонен к агрессивности и ему присущи разрушительные инстинкты. Однако у людей обозначенные качества могут быть выражены в различной степени, которые обусловлены совокупностью правовых, нравственных и моральных норм [6, с. 52].

Структура личности террориста включает в себя следующие элементы: пол, возраст, образовательный уровень, судимость [1].

Е.М. Юцкова говорит о том, что акты терроризма в основном совершаются лицами мужского пола, но не исключает того, что на

185

современном этапе широкое распространение новых боевых технологий «изменило» лицо террориста, и на первый план здесь выходят женщины-террористки [17, с. 105-106]. Однако данная категория лиц подвержена внешним воздействиям, а особенно зависима от окружающих лиц (родственники, знакомые) [8, с. 85]. Но необходимо отметить, что в России идет достаточно активное вовлечение в данную деятельность детей (несовершеннолетних лиц). Это связано, прежде всего, с тем, что процесс так называемого «обучения» и вербовки проходит в раннем возрасте. Вызывают значительные опасения вовлечения несовершеннолетних лиц в террористические группы и использование их в качестве «смертников», шахидов в республиках Северного Кавказа, в особенности несовершеннолетних лиц женского пола [2, с. 4].

Среди выше обозначенной категории лиц, совершающих преступления террористического характера, встречаются лица мужского пола (79%) и женского пола (30%) в возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся (50%), работающие (10%), граждане Российской Федерации (95%) и иностранные граждане (5%), являющиеся выходцами из семей с неблагополучными условиями и семей экстремисткого уклада [2, с. 13].

Основной и первоначальной задачей террористических организаций является формирование негативного общественного мнения оценки работы правоохранительных органов по борьбе с бандитским подпольем. Ярким примером является деятельность правозащитного общественного объединения «Матери Дагестана за права человека», руководители которого занимались сбором информации о родственниках лиц женского пола достаточно молодого возраста, задержанных, арестованных, а также иных участников экстремистких сообществ, для вербовки в ряды членов женского бандподполья. Достаточно часто женщины «воспитывают» из своих детей террористов. Причинами вовлечения несовершеннолетних лиц в терроризм являются: любопытство, жажда приключений, легкомыслие, отсутствие эмпатии, жестокость [2, с. 8182].

Согласно статистическим данным, которые приводит А.Я. Гришко, средний возраст террористов - 27,9 лет, иных преступников - 32,1 года [7, с. 505]. То есть в данной среде возрастной критерий значительно снижен. Также террористы в основном не имеют высшего образования. Однако среди лиц, осужденных за различные преступления, удельный вес закончивших высшие образовательные учреждения составляет 1,2% [7, с. 505-506].

Террористический акт совершают в основном в соучастии лица, ранее не судимые, но тщательно к нему подготовленные. Выделяют две формы соучастия: группа лиц по предварительному сговору - 83,1 % и организованная группа лиц - 11,1 %[7, с. 510].

На базе типологии темперамента, введенной в свое время Гиппократом, затем развитой И.П. Павловым и усовершенствованной Г.Ю. Айзенком, выделяют четыре психологических типа личности террористов. Традиционно известные всем типы «холерика», «сангвиника», «флегматика» и

«меланхолика» приобретают специфическое звучание на примере литературных описаний известных террористов. Содержательно они расшифровываются в основных характеристиках свойств нервной системы, а также в интенсивности проявлений по параметрам «экстраверсия -интроверсия» и «невротизм - эмоциональная устойчивость». Наиболее типичный психологический вариант террориста - это сильно невротизированный и экстравертированный холерик.

Что касается мотивации данной деятельности, то следует отметить, что терроризм представляет собой особую, деструктивную разновидность человеческой деятельности. Однако, как и любая человеческая деятельность имеет трехчленную структуру (деятельность - действие - операция), которым соответствует три вида побуждающих символов (мотив - цель - условия). Мотив обладает побуждающей и смыслообразующей функциями. Среди основных мотивов занятия террористической деятельностью («террорной работой») Д.В. Ольшанский выделяет: 1) меркантильные мотивы; 2) идеологические мотивы; 3) мотивы преобразования, активного изменения мира; 4) мотив власти над людьми; 5) мотивы интереса и привлекательности терроризма как особой деятельности; 6) «товарищеская» мотивация эмоциональной привязанности; 7) мотив самореализации. Данные виды мотивов могут быть смешанными, так как террорист в своем поведении руководствуется двумя и более вариантами мотивации [11]. Основными качествами личности террориста считаются: а) преданность своему делу (террору) и своей организации; б) готовность к самопожертвованию; в) выдержанность, дисциплинированность; г) «конспиративность»; д) повиновение; е) коллективизм - способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами своей боевой группы. Основным свойством личности террориста считается целостность, сконцентрированность на террористической деятельности и своей группе, организации. Однако, с динамической точки зрения, эти свойства оказываются лишь «фиксированными моментами» непрерывных метаний личности по особой психологической синусоиде с широчайшим диапазоном. Чем шире диапазон, тем менее адекватной можно считать такую личность [13].

Характеризуя личность террориста, важно обратить внимание на цель, которую он преследует, совершая противоправное деяние. Так, некоторые ученые полагают, что в конструкции 205 статьи УК РФ не следует выделять такую цель террористического акта как «устрашение населения», так как это не конечный результат, которого стремится достичь террорист, совершая преступление, а лишь средство его достижения [4, 9, 10].

Как мы видим, законодатель при формулировании диспозиции статьи уголовного закона, предусматривающей ответственность за террористический акт, частично воспринял приведенную выше точку зрения. Однако ряд специалистов считает, что указанная в ч. 1 ст. 205 УК РФ цель просматривается не во всех случаях совершения данного преступления. Иногда желаемым результатом является именно устрашение населения, создание паники,

обстановки неуверенности, незащищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Возможно, что, в конечном итоге, террористы хотят повлиять (и влияют) каким-либо образом на решения органов власти и международных организаций, но эта цель является для них отдаленной, для достижения которой, по мысли преступников, понадобится совершение не одного террористического акта. В подобных случаях они даже не называют себя и не предъявляют никаких требований [14, с. 99].

На наш взгляд, данное мнение заслуживает внимания и для его подтверждения нуждается в анализе правоприменительной практики.

Характер личности террориста в целом определяется не только сегодняшними социально-политическими, национальными и иными реалиями, но и мироощущениями данного субъекта, его отношения к обществу и самому себе в будущем.

Ю.М. Антонян определяет в структуре личности заметно выраженный психопатологический компонент - прежде всего психопатического свойства. Он связан с ощущением реального или мнимого ущерба, понесенного террористом, дефицита чего-то необходимого, настоятельно потребного для такой личности. Как правило, логика и мышление террористов носят путанный и противоречивый характер. В эмоциональном плане выделяются два крайних типа террористов: предельно «холодный», практически безэмоциональный вариант, и вариант эмоционально лабильный, склонный к сильным появлениям эмоций в несвязанной с террором сфере, когда снимается обычно жесткий контроль над эмоциями при подготовке и осуществлении террористических актов. С эмоциями связаны морально-нравственные проблемы («комплекс греховности»), иногда мучительные для террористов при достаточно высоком уровне образования и интеллектуального развития [3].

В более упрощенных вариантах террорист лишен таких проблем и выступает как бездушная «деструктивная машина». Психологический анализ позволяет выделить три наиболее ярких варианта такой «деструктивной машины». «Синдром Зомби» - состояние постоянной сверхбоеготовности, своего рода «синдром бойца», нуждающегося в самоутверждении и подтверждении своей самостоятельности. Он присущ террористам-исполнителям, боевикам низшего уровня. «Миссионерство» - основной психологический стержень «синдрома Рэмбо». «Рэмбо» не может (хотя и умеет) убивать «просто так» - он обязательно должен делать это во имя чего-то высокого. Поэтому ему приходится искать и находить те или иные, все более сложные и рисковые «миссии». К основным психологическим характеристикам «синдрома камикадзе», прежде всего, относится экстремальная готовность к самопожертвованию в виде жертвы самой своей жизнью. Преодоление страха смерти вполне возможно за счет изменения отношения к жизни. Стоит перестать рассматривать жизнь как некую свою собственность, как страх смерти проходит [3].

По мнению Э.Л. Боднара, в своей деятельности террорист использует следующие психологические механизмы: экстернализация (зависимость

поведения от внешних факторов) и психологическое расщепление, т.е. существование в поведении противоречивых, несовместимых обоснований поведения. Стиль поведения террориста демонстративный с присутствием личностных расстройств или психологических защитных механизмов [15].

Действительно, достаточно сложно представить себе определенный портрет личности террориста, так как на протяжении нескольких десятков лет он менялся. Если еще двадцать лет назад теракты совершались в основном мужчинами, то на сегодняшний день для совершения данного вида преступлений стали привлекать женщин и даже детей (несовершеннолетних лиц). Возрастные критерии понижены (27,9 лет), по отношении к возрасту лиц, совершающих другие виды преступлений (32,1 год). Следует отметить, что террорист - это лицо с достаточно низким образовательным уровнем, однако с высоким уровнем притязаний и мотивацией. Мотивы могут быть самыми разнообразными: от меркантильных до религиозных.

Не вызывает сомнения также и тот факт, что это личность с явно выраженными отклонениями психики, эмоционально неустойчивая, невротизированная, подверженная определенному внешнему воздействию со стороны лиц, управляющих их сознанием.

Список литературы

1. Анищенко К.Ф. Личностные характеристики преступников, совершающих акты терроризма // http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-harakteristiki-prestupnikov-sovershayuschih-akty-terrorizma (дата обращения: 06.04.2016).

2. Алиева С.Ю. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористической направленности и проблемы противодействия (региональное исследование) Дисс... канд. юрид. наук, Махачкала, 2014. 222 с.

3. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998. 305с.

4. Байрак Г.Ф. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с терроризмом. Дисс. .канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. 222с.

5. Ветров И. Кризис толкает на преступления // Газета. ru // http : //www.gazeta.ru/social/2016/01/22/8036075. shtml (дата обращения: 06.04.2016).

6. Витюк В.В. Некоторые проблемы терроризма в аспекте современных конфликтных ситуаций (соображения террологов) // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Выпуск 4. Терроризм. - М., 1993. С. 52-57.

7. Гришко А.Я. Личность террориста: криминологический портрет // Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. Изд. 2-е, перераб и доп., М., 2007. 518с.

8. Зиядова Д.З., Абасова С.А. Проблемы террористической деятельности женщин // Терроризм в России и проблемы системного реагирования, М., 2004. С. 85-86.

9. Максина С.В. Терроризм: криминологические и уголовно-правовые аспекты. Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2003. 222с.

10. Овчинникова Г.В. Терроризм / науч. ред. проф. Б.В. Волженкин. СПб., 1998. 36с.

11. Ольшанский Д.В. Психология терроризма, Спб., Питер, 2002. 288с.

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3.12.2015г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 06.04.2016).

13. Психология терроризма: [учебно-метод. пособие] / Сост. Э.Л. Боднар, Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург, Изд-во Уральского Университета, 2013. 76с.

14. Сопов Д.В. Уголовная ответственность за терроризм: проблемы квалификации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 203с.

15. Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера: аналитический обзор / Д.С. Трофимов. Саратов. ООО «Издательский центр «Наука», 2013. https://64.mvd.ru/upload/site65/ (дата обращения: 06.04.2016). - 78с.

16. Юцкова Е.М. Криминологическая характеристика лиц, совершающих террористические акции на территории России // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. - С. 104-113.

Станкевич Александра Михайловна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, sistersashenka86@yahoo.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Пушкин Александр Владимирович, канд. юрид. наук, доцент, center@cdtula.ru, председатель суда, Россия, Тула, Центральный районный суд г. Тулы

THE FEATURES OF TERRORIST'S CRIMINOLOGICAL PORTRAIT A.M. Stankevich, A.V. Pushkin

The article discusses the features of terrorist's criminological portrait taking into account his motivational and psychological characteristics. The special attention is paid to theterroristic activity motives' classification developed by D. V. Olshansky. The following main criteria inherent for this category ofpersons were elaborated based on the analysis of different points of view of the authors: obviously expressed mentality deviations, emotional instability, neuroticism, susceptibility to a certain external influence from the persons who control their consciousness.

Key words: terrorist's personality, terrorism, violence.

Stankevich Alexandra Mikhailovna, Candidate of Juridical Sciences, Senior lecturer, Senior lecturer in Justice and Law enforcement activities, sistersashenka86@yahoo.com, Russia, Tula, Tula State University

Pushkin Alexander Vladimirovich, Candidate of Juridical Sciences, Senior lecturer, center@cdtula.ru, Chief of Justice, Central district court of Tula.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.