Научная статья на тему 'Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП'

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2873
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / DYSARTHRIA / КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / CORRECTIONAL AND LOGOPEDIC WORK / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожанова Д.К.

В статье раскрываются вопросы о коррекционно-логопедической работе с детьми с ДЦП, понятие о дизартрических нарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRECTIONAL-LOGOPEDIC WORK WITH CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY DETSKII

The article reveals questions about the correctional-logopedic work with children with cerebral palsy, the concept of disertacija violations.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП»

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С ДЦП

Д.К. Кожанова, магистрант

Челябинский государственный педагогический университет (Россия, г. Челябинск)

Аннотация. В статье раскрываются вопросы о коррекционно-логопедической работе с детьми с ДЦП, понятие о дизартрических нарушениях.

Ключевые слова: дизартрия, коррекционно-логопедическая работа, детский церебральный паралич.

Дизартрия является одним из тяжелых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного) [4, с. 152]. Среди наиболее распространенных дизартриче-ских расстройств очень часто в логопедической практике встречается стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей имеют стёртую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:

развитие сенсорных функций;

- уточнение пространственных представлений;

- формирование конструктивного пракси-

са;

- развитие высших корковых функций;

- формирование тонких дифференцированных движений рук;

- формирование познавательной деятельности;

- психологическую подготовку ребенка к обучению в школе [1, с. 14].

Логопедическая работа осуществляется следующим образом: на фронтальных, под-групповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т. е. устранение симптомов стертой дизартрии. При коррекции стертой дизартрии основная форма логопедической работы - индивидуальная. Основными методами логопедического воздействия являются: дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, начальные этапы голосовой и дыхательной гимнастики. Так же логопедическая работа предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Вопрос организации логопедической помощи детям со стертой дизартрией остается весьма актуальным, учитывая распространенность этого дефекта. Опираясь на опыт многих логопедов - практиков можно с уверенностью утверждать, что коррекция диз-артрических расстройств будет мало эффективна без применения массажных комплексов. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной речи. В результате мас-

сажа усиливается мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т. д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный. Логопедический массаж - это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц, поэтому пренебрегать данным методом не следует [5, с. 6]. Массаж - один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека - может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей. Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, - рукам. О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана. В древнеиндийских медицинских трактатах - «Аюр-Веды» - подробно описаны приемы массажа. В основном, в те времена, им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх. Описано применение массажа индусами во времена вступления в их страну Александра Македонского (327 до н. э.). Так лечили страдающих от укусов змей воинов [3, с. 6] С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу. В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики мас-

сажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли И.В. Заблудовский, М.К. Барсов, В.В. Гамо-лицкий, Е.Н. Зале-сова, Н.И. Рачинский, В.К. Крамаренко, К.Г. Соловьев, И.П. Кал-листов, А.В. Янчен-ко, И.М. Саркизов-Серазини. Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И.В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи, с чем его по праву называют отцом современного массажа [3, с. 9]. Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В.И. Дубров-ский и др. Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности. Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

1. Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

2. Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

3. Стимуляция положительных кинесте-зий;

4. Улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключае-мость и др.);

5. Увеличение силы мышечных сокращений;

6. Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Е.Ф. Архипова предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются уп-

ражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики:

I. Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).

II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дис-тония, атаксия).

III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус) [2, с. 4].

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата. Осуществляется при помощи специальных приемов, выполняемых рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В. Новиковой) [1, с. 4]. Все вышеозначенные группы мышц пред-

ставляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке. Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время кор-рекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях кор-рекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности [3, с. 12].

Библиографический список

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 254 с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: «Астрель», 2008 г.

3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с.

5. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. -М.: Айрис-пресс, 2010. - (Популярная логопедия).

6. http://festival.1september.ru/articles/618638/ [режим доступа 07.06.2014].

7. http://www.pandia.ru/text/77/305/25349.php [режим доступа 07.06.2014]

- Медицина u 3dpaeooxpaHeHue -

FEATURES OF CORRECTIONAL-LOGOPEDIC WORK WITH CHILDREN WITH

CEREBRAL PALSY DETSKII

D.K. Kozhanov, graduate student Chelyabinsk state pedagogical university (Russia, Chelyabinsk)

Abstract. The article reveals questions about the correctional-logopedic work with children with cerebral palsy, the concept of disertacija violations.

Keywords: dysarthria, correctional and logopedic work, cerebral palsy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.