Научная статья на тему 'Особенности контроля за условно осужденными со стороны работников уголовно-исполнительных инспекций'

Особенности контроля за условно осужденными со стороны работников уголовно-исполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6975
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ / ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЖДЕННЫМ / ЕГО ОБЯЗАННОСТИ / ПРИВОД / НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ОБЪЕКТ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННОГО / ACTIVITY OF CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTION / THE NOTION OF CONTROL OVER CONVICTS / THEIR DUTIES / DRIVE / THE VIOLATION OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE CRIMINAL LAW MEASURES THE IMPACT OF A FORM OBJECT BEHAVIOR OF THE CONVICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов Александр Петрович

В статье рассматриваются контроль органов уголовно-исполнительных инспекций за поведением условно осужденных в РФ, а также профилактика и предупреждение преступлений с их стороны. Особо освещается порядок регистрации условно-осужденных в уголовно-исполнительных инспекциях и обращается внимание на обязанности условноосужденных. Довольно подробно разбираются вопросы уклонения осужденных от порядка отбывания мер уголовно-правового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Некрасов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONTROL OF THE CONDITIONALLY SENTENCED BY EMPLOYEES OF CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTION

The paper considers the control of the bodies of criminal Executive inspection of the behaviour of a conditionally convicted in the Russian Federation, as well as prevention of crimes. Highlighted the procedure for the registration of a conditionally convicted in the criminal-Executive inspection, and draws attention to the responsibilities of the conditionally convicted. Quite explicitly questions evasion convicted of the order of serving the measures of criminally-legal character.

Текст научной работы на тему «Особенности контроля за условно осужденными со стороны работников уголовно-исполнительных инспекций»

УДК: 343

ББК: 67.408

Некрасов А.П.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Nekrasov A.P.

FEATURES OF THE CONTROL OF THE CONDITIONALLY SENTENCED BY EMPLOYEES OF CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTION

Ключевые слова: деятельность уголовно-исполнительных инспекций, понятие контроля за осужденным, его обязанности, привод, нарушение законодательства РФ, уголовно-правовые меры воздействия, объект формы поведения осужденного.

Keywords: activity of criminal-executive inspection, the notion of control over convicts, their duties, the drive, the violation of the legislation of the Russian Federation, the criminal law measures the impact of a form object behavior of the convict.

Аннотация: в статье рассматриваются контроль органов уголовно-исполнительных инспекций за поведением условно осужденных в РФ, а также профилактика и предупреждение преступлений с их стороны. Особо освещается порядок регистрации условно-осужденных в уголовно-исполнительных инспекциях и обращается внимание на обязанности условноосужденных. Довольно подробно разбираются вопросы уклонения осужденных от порядка отбывания мер уголовно-правового характера.

Abstract: the paper considers the control of the bodies of criminal Executive inspection of the behaviour of a conditionally convicted in the Russian Federation, as well as prevention of crimes. Highlighted the procedure for the registration of a conditionally convicted in the criminal-Executive inspection, and draws attention to the responsibilities of the conditionally convicted. Quite explicitly questions evasion convicted of the order of serving the measures of criminally-legal character.

Работа уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за условно осужденными регламентируется нормами разд. VIII УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство работу уголовно-исполнительных инспекций сводит в основном к контролю за поведением условно осужденных.

Понятие контроля за поведением условно осужденных представляет собой деятельность уголовно-исполнительных инспекций по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих -

командования их воинских частей по

контролю за исполнением ими возложенных на них приговором суда обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, и обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ.

Хотя объектом контроля является поведение условно осужденного, но само содержание уголовно-исполнительных правоотношений не охватывается понятием «контроль». Поэтому и содержание деятельности уголовно-исполнительных инспекций в связи с исполнением этой функции значительно шире. Они ведут персональный учет условно осужденных, который является формой организации контроля, но он имеет и самостоятельное значение. С помощью персонального учета и на основе его данных инспекции выстраивают всю индивидуально-воспитательную и профилактическую работу по реализации прав и законных

интересов осужденных, применению норм об ответственности нарушителей установленного режима условного осуждения (ч. 4

ст. 188 УИК РФ).

Сущность контроля выражается в применении мер, которые обеспечивают возможность наблюдения за определенным объектом и оценку его соответствия предъявленным требованиям. Меры контроля, в отличие от других мер уголовно-правовой профилактики, имеют своей целью создание организационных условий, ограничивающих возможность совершения осужденным преступлений и благоприятствующих применению

воспитательных средств.

Предусмотренные законом формы контроля и их реализация уголовно-исполнительными инспекциями в основном приемлемы и одобряются условно осужденными.

Анализ поведения лиц, имеющих условное осуждение, показал, что не все условно осужденные оправдывают доверие суда и способны самостоятельно, без применения наказания, исправляться и не совершать правонарушений. Поэтому значение контроля заключается не только в фиксации противоправного поведения осужденных и реагировании на них, в его содержание также входят меры по оказанию помощи осужденным в исправлении и организации правомерного образа жизни. Уголовно-исполнительные инспекции

обязаны также выявлять и предупреждать неправомерное их поведение, факты уклонения осужденных от контроля, своевременно и обоснованно представлять в суд материалы, свидетельствующие о неспособности и нежелании осужденного исправляться, для отмены условного осуждения.

Практика показывает, каким по содержанию является контроль за поведением условно осужденных в период испытательного срока, осуществляемый уголовно-исполнительной инспекцией:

- не реже одного раза в квартал условно осужденные подвергаются проверке по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления

новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Справки о результатах проверок приобщаются в личные дела условно осужденных;

- постоянно участвуют в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах;

- систематически (не реже одного раза в квартал) направляют в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки на условно осужденных, поставленных на учет инспекции и снятых с учета. К личному делу осужденного приобщаются справки о проведении с ним профилактических бесед и все материалы, характеризующие поведение осужденного и исполнение им обязанностей, а также объяснения и заявления осужденного, справки и другие документы.

Во взаимодействии с уголовно-исполнительными инспекциями в организации контроля за поведением условно осужденных и исполнением возложенных судом обязанностей участвуют в разной степени и формах сотрудники органов внутренних дел: участковые инспектора, сотрудники ИПДН, паспортно-визовой службы, дежурные смены и наряды и др. (п. 18 ст. 13 Закона РФ «О полиции»172)1.

По данным ФСИН России (по итогам первого полугодия 2013 г.), в целом отмечается усиление контроля за поведением условно осужденных и более активное применение к ним предупредительных мер. Вместе с тем в ряде регионов в результате прокурорских и ведомственных проверок выявлены многочисленные факты

неудовлетворительного контроля за поведением условно осужденных и несвоевременного применения к ним предусмотренных законом мер. Так, условно осужденному Кузнецову B.C.,

1 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // Российская газета. - № 5401. — 2011. —

8 февраля.

состоявшему на учете УИИ № 11 Самарской области, вынесено три предупреждения. При наличии

систематичности в неисполнении обязанностей инспекцией материалы в суд направлены не были, вследствие чего осужденный совершил повторное преступление.

Исполнение условного осуждения представляет собой определенную и строго регламентированную процедуру,

направленную на содействие осужденным в исправлении и предупреждение совершения правонарушений с их стороны. Уголовно-исполнительные инспекции при получении распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления, предписания) регистрируют их в журнале входящих документов и в журнале учета осужденных, а затем оформляют учетные и контрольные документы.

После постановки на учет условно осужденный вызывается в инспекцию для регистрации, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. По результатам процедуры регистрации составляется справка, которая вместе с подпиской приобщается к личному делу осужденного.

Если на условно осужденного судом возложена обязанность не менять место работы (учебы) без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма (наркомании, токсикомании или

венерического заболевания), инспекция уведомляет об этом администрацию предприятия (организации - учебного заведения и лечебного учреждения).

Следует обратить внимание, что в отношении условно осужденного, на которого судом возложена обязанность являться в инспекцию для регистрации, заводится регистрационный лист.

За хорошее поведение и добросовестное исполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей в течение испытательного срока суд по представлению инспекции может полностью или частично отменить установленные для него обязанности.

Поскольку ограничение прав и свобод человека допускается только

уполномоченным на то органом, а применительно к осужденным таким органом является суд, недопустимо наложение каких бы то ни было обязанностей и запретов иными государственными органами и

учреждениями, за исключением входящих в их компетенцию и закрепленных в законе. К такого рода обязанностям следует отнести указания, которые может давать условно осужденным специализированный

государственный орган, уполномоченный осуществлять контроль за их поведением в течение испытательного срока, - уголовно-исполнительная инспекция с момента вступления приговора суда в законную силу.

В нормах УИК РФ нет понятия привода как меры государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих условия и порядок исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, а также законодательно не урегулированы форма решения, порядок осуществления привода и

непосредственный его исполнитель. Анализируя смежное законодательство России, содержащее понятие «привод», выявляем следующее. На основании нормы ст. 113 УПК РФ в случае неявки по вызову приводу могут быть подвергнуты лишь подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и свидетель. Причем привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд на основании постановления или определения о принудительном приводе. Данные постановления или определения исполняются органами дознания или судебными приставами. В соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ органы внутренних дел осуществляют приводы только тех граждан, в отношении которых ведется производство

по делу об административном правонарушении. Приводы осуществляются полицией на основании определения судьи, органа, должностного лица,

рассматривающих дело об

административном правонарушении. Таким образом, понятие «привод осужденных» -это, прежде всего, мера государственного принуждения, применяемая к лицам, уклоняющимся от отбывания наказания или контроля, предписывающая

принудительное обеспечение следования в орган, исполняющий наказание или осуществляющий контроль за поведением, в целях выполнения мероприятий по исполнению наказания (контроля), регистрации такого лица, пресечения противоправного поведения, реагирования на факты правонарушений. Постановление о приводе осужденного должно содержать данные осужденного, основания для привода, сроки его выполнения.

Саму же процедуру осуществления привода условно осужденных необходимо закрепить в нормах административного законодательства.

Если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция направляет в суд представление о продлении испытательного срока не более чем на один год.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что по Самарской области применение данной меры воздействия составило 51,2% от общей численности условно осужденных за 2012 год.

О продлении условно осужденному испытательного срока делается отметка в журнале учета и контрольно-сроковой карточке, информируется администрация организации (учебного заведения), в которой он работает (учится), участковый уполномоченный полиции, подразделение по делам несовершеннолетних и паспортно-визовая служба.

Что касается ответственности за уклонение условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им

общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит предупреждение в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Справка о проведении беседы, объяснение и предупреждение приобщаются к личному делу условно осужденного.

При оставлении условно осужденным места постоянного проживания инспекция проводит первоначальные мероприятия, чтобы установить его местонахождение и причины уклонения от контроля.

Первоначальные розыскные

мероприятия и дальнейшие действия по поиску скрывшихся условно осужденных осуществляют уголовно-исполнительные инспекции и розыскные аппараты ФСИН России. Как показывает практика розыска осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, эта работа не всегда проводится эффективно. Такой вывод можно сделать, ссылаясь на обзорный материал Федеральной службы исполнения наказаний России

Если условно осужденный

систематически или злостно не исполняет в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо скрывается от контроля, начальник инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

При принятии судом такого решения необходимо установить виновность условно осужденного, выяснить, имелась ли у него реальная возможность выполнить возложенные на него обязанности. Если они не выполнены по уважительным причинам, основание для продления испытательного срока или отмены условного осуждения отсутствуют.

Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение

предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней)

неисполнение возложенных на него судом обязанностей (ч. 5 ст. 190 УИК РФ).

Понятие злостного уклонения ни в УК РФ, ни в УИК РФ не дается. Представляется, что злостным

неисполнением следует считать грубое нарушение установленных для условно осужденных правил поведения и обязанностей, как-то: отказ от лечения алкоголизма; смена места жительства без уведомления органа, осуществляющего контроль; совершение правонарушений, несмотря на принятые ранее меры общественного, дисциплинарного

характера, официальное предостережение или меры профилактического характера.

Практика рассмотрения судами представлений уголовно-исполнительных инспекций об отмене условного осуждения (в порядке ч. 4 ст. 190 УИК РФ), по нашим оценкам, не имеет определенной системы, особенно в отношении тех лиц, которые находятся длительное время на нелегальном положении. В одних случаях по таким представлениям принимали решение об объявлении осужденного в розыск, в других - просто не рассматривали такие представления из-за отсутствия

осужденного. Практика заочной отмены условного осуждения, что в принципе допускает закон, не сложилась. При этом суды ссылаются на норму ст. 247 УПК РФ, которая указывает, что при неявке подсудимого дело должно быть отложено, хотя ст. 399 УПК РФ, регламентирующая порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, не обязывает во всех без исключения случаях вызывать на судебное заседание осужденного. В подобных случаях уголовно-исполнительные инспекции фактически ожидали истечения испытательного срока таких осужденных, после чего снимали их с учета как доказавших свое исправление. Эта порочная практика судов по сути дела поощряет неисполнение вынесенных ими же приговоров как в части условного осуждения, так и наказания.

При отказе суда в удовлетворении представления о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения уголовно-исполнительные инспекции

продолжают осуществлять контроль за поведением осужденных. Повторное обращение в суд с подобным представлением инспекции делают при наличии у этих лиц новых фактов правонарушений. Поэтому у некоторых условно осужденных накопленное негативное отношение к правосудию продолжается достаточно долго, а у некоторых - весь испытательный срок.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ нет прямого указания на то, что с условно осужденными должна проводиться воспитательная работа.

Однако в содержании исполнения условного осуждения элементы

воспитательной работы имеют место. Она осуществляется в индивидуальной форме. Ее виды: правовое воспитание (минимум знаний правовых норм, необходимых для соблюдения режима испытания и правомерного поведения); нравственное и этическое воспитание (ориентирована на лиц с отклонениями в поведении и которым определены судом специфические обязанности); трудовое воспитание (преимущественно не имевшим

постоянного места работы, должной квалификации и интереса к труду); физическое воспитание (должно

осуществляться в отношении лиц, страдающих заболеваниями и обязанных пройти курс лечения).

Мы полагаем, что это направление работы с условно осужденными должно быть отражено в Уголовно-исполнительном кодексе РФ для того, чтобы осужденные правильно воспринимали в этой части требования уголовно-исполнительных

инспекций и не реагировали негативно.

Уголовно-исполнительные инспекции должны осуществлять воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Индивидуальная воспитательная работа с условно осужденным направлена на повышение качественных показателей условно осужденных.

Немаловажную роль в процессе исправления условно осужденных играет

включенность их в стабильные коллективы с хорошими трудовыми традициями. Взаимодействие различных организаций (религиозных, благотворительных и т.д.) и государства всегда несет положительный результат. Однако при этом следует помнить замечания Ю.М. Антоняна, который, оценивая роль священников в местах лишения свободы, отметил, что они «взяли на себя многие из тех немногих функций, которые должны были выполнять там воспитатели, но в большинстве случаев оказались не в состоянии сделать это в силу своей низкой профессиональной

подготовки. Самая важная среди таких функций - коснуться души осужденного и воздействовать на нее. Работа священнослужителей с условно

осужденными, являющимися прихожанами, будучи по характеру просветительной и духовно-нравственной, полезна и способна корректировать их мысли, побуждения и поведение.

В практике уголовно-исполнительных инспекций в отношении условно осужденных, к сожалению, этой работы не проводится. На наш взгляд, она давала бы положительный результат. Понятно, что такого рода помощь необходимо предлагать только тем категориям условно осужденных, которые действительно в ней нуждаются.

В деятельности уголовно-исполнительных инспекций как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений по организации контроля за условно осужденными существуют проблемы, которые требуют определенного решения.

На эффективность осуществления контроля за условно осужденными оказывают влияние некоторые негативные факторы:

- слабая его регламентация на уровне закона;

- отсутствие у уголовно-исполнительных инспекций сил и средств с учетом объема работы по различным направлениям их деятельности (содержание с учетом оценки условий в полном объеме не определено и должным образом не регламентировано);

- штаты уголовно-исполнительных

инспекций пока не предусматривают специализации ихтруда (начальник инспекции, инспектор по учету осужденных, инспектор воспитательно-профилактической работы, инспектор контрольно-розыскной работы).

В настоящее время с учетом объема обязанностей сотруднику инспекции для общения с осужденным, находящимся под надзором, остается минимум времени, поэтому в работе уголовно-исполнительных инспекций преобладает учетно-бюрокра-тический (регистрационный) уклон. Посещение условно осужденными уголовно-исполнительных инспекций, как правило раз в месяц, ограничивается формальной отметкой, поэтому

осуществление контроля становится недостаточно эффективным.

Эффективность исполнения условного осуждения во многом зависит и от того, насколько уголовно-исполнительные

инспекции с учетом поставленных перед ними задач качественно сформированы: обеспечены профессионально

подготовленными кадрами, имеют оптимальную штатную структуру, должное материально-техни-ческое оснащение,

хорошо и продуманно отработанные формы взаимодействия с другими

правоохранительными органами,

общественными организациями, трудовыми коллективами и структурами социального назначения; а также от того, как их деятельность поддерживается властями и обществом в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественный состав кадров уголовно-исполнительных инспекций в настоящее время характеризуется данными, полученными нами в ходе исследования: преобладающая часть сотрудников имеет высшее образование - 73,6%, со стажем работы до 5 лет - 58,3%, количество сотрудников, работающих более 20 лет, составляет 1,3%. Исходя из полученных нами данных, можно утверждать, что в инспекциях работают в основном молодые сотрудники, недавно закончившие вузы, не имеющие профессионального опыта. 81,9% сотрудников уголовно-исполнительных инспекций тяготит проблема денежного содержания и социальной защиты, 76,3% -

организационно-технического оснащения подразделений, 31,9% - качество кадров и возможности их подготовки и переподготовки. Специализированная

подготовка кадров для уголовно-исполнительных инспекций в учебных заведениях ФСИН России не организована.

Социальная защищенность

сотрудников УИИ оставляет желать лучшего: 50% из них не имеют собственной жилой площади, 31,9% сотрудников проживают у родителей или близких, остальные жилую площадь арендуют. На денежное содержание офицера внутренней службы невозможно приобрести жилье. Такие отрицательные социальные перспективы ослабляют в определенной степени деятельность отдельных

сотрудников.

По данным ФСИН России, за первое полугодие 2012 г. во многих территориальных органах ФСИН России проведена значительная работа по улучшению условий размещения и материально-технического оснащения

уголовно-исполнительных инспекций.

Также наметилась положительная тенденция по выводу уголовно-исполнительных инспекций из помещений органов внутренних дел, располагавшихся в стесненных условиях.

Введение в штаты межрайонных уголовно-исполнительных инспекций

должности психолога, безусловно, помогает преодолеть напряженность и стрессовые ситуации, с которыми приходится сталкиваться не только условно осужденным, но и сотрудникам этих отделов. Специфика организации работы УИИ, а также проблемы социальной защиты сотрудников данной службы сформировали свой кадровый состав: 70,8% работающих в уголовно-исполнительных инспекциях

составляют женщины и лишь 29,2% -мужчины. Однако не во всех регионах РФ в уголовно-исполнительных инспекций

введены должности психологов.

Роль уголовно-исполнительных

инспекций в содействии условно осужденными в исправлении значительна. Однако это направление уголовно-исполнительной деятельности требует

дальнейшего совершенствования с учетом обозначенных нами, а также другими исследователями проблем.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает

различные формы контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций (ст.ст. 19-24 УИК РФ), которые способствуют повышению эффективности исполнения как уголовных наказаний, так и мер государственного принуждения (условного осуждения), укреплению законности и правопорядка во взаимоотношениях между сотрудниками и осужденными.

В последние годы в нашей стране в процессе становления правового государства и гражданского общества закономерно происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний, что требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве.

Результаты исследования проблем деятельности уголовно-исполнительной инспекции как субъекта в сфере правоотношений по исполнению условного осуждения позволяют сделать следующие выводы:

1. Уголовно-исполнительные инспекции являются правомочным субъектом уголовно-исполнительных правоотношений по исполнению условного осуждения.

2. Контроль за условно осужденными -это лишь часть деятельности по исполнению условного осуждения, которая существенным образом отличается от исполнения наказания по характеру и содержанию уголовно-исполнительных правоотношений, правовому положению осужденных, правовым последствиям применения и процедуре исполнения. Мы полагаем, что наименование ст. 16 УИК РФ должно быть уточнено, мы предлагаем такой вариант: «Учреждения и органы, исполняющие наказания и иные меры уголовно-правового характера». Соответственно, содержание ч. 13 ст. 16 УИК РФ должно быть изменено так:

«Условное осуждение исполняют уголовно-исполни-тельные инспекции, а в отношении условно осужденных военнослужащих -командование воинских частей». Уже само общее количество условно осужденных на 1 января 2012 г., находящихся на учетах уголовно-исполнительных инспекций

ФСИН России, было 4254801; из них судимые за преступления небольшой тяжести - 31,05%, тяжкие преступления -38,34%, особо тяжкие преступления -5,35%2, является свидетельством масштабности и большой ответственности данного направления работы.

Работа уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за условно осужденными регламентируется нормами разд. VIII УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности, Инструкцией по организации исполнения: наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества3. В нашем исследовании мы уже отметили, что данный правовой регламент не в полной мере отражает содержание этой работы, четко не позиционирует осужденного в системе уголовно-исполнительных

правоотношений как субъекта, на наш взгляд, в определенной степени занижает ответственность правонарушителей.

3. Условно осужденные не должны подвергаться значительным ограничениям свободы. Однако в отношении лиц, которые нарушили обязанности, связанные с запретом посещения определенных мест, удалением от места постоянного проживания, следует применять средства

1 О предоставлении статистических сведений о количестве осужденных, совершивших преступления в период отбывания условного наказания за 6 месяцев 2012 // Письмо из Судебного департамента при Верховном суде РФ от 25.09.2010 г. № СД-1/907, форма № 11.

2 См.: Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 // Российская газета. -1997. - 25 июня.

3 См.: Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Минюста РФ от от 20 мая 2009 г. № 142 // Российская газета. - 2009. - 14 августа.

электронного слежения на определенный срок (до 3 месяцев).

4. Понятие «привод осужденных» - это прежде всего мера государственного принуждения, применяемая к лицам, уклоняющимся от отбывания наказания или контроля, предписывающая принудительное обеспечение следования его в орган, исполняющий наказание или осуществляющий контроль за его поведением, в целях выполнения мероприятий по исполнению наказания (контроля), регистрации такого лица, пресечения противоправного поведения, реагирования на факты правонарушений. Постановление о приводе осужденного должно содержать данные осужденного, основания для привода, сроки его выполнения. Саму же процедуру осуществления привода осужденных и иных правонарушителей необходимо закрепить в нормах административного законодательства.

5. Мы предлагаем следующее определение: злостное уклонение -неоднократное и продолжительное неисполнение (свыше трех месяцев) возложенных на условно осужденного обязанностей, указанных в ст. 187.1 УИК РФ и дополнительно назначенных судом, а также совершение нового административного правонарушения (когда за первое к нему уже применялись меры административного воздействия), а также нахождение более 30 дней вне контроля уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ нет прямого указания на то, что с условно осужденными должна проводиться воспитательная работа, хотя реально процедура исполнения условного осуждения предполагает это. Поэтому в Уголовно-исполнительном кодексе РФ должна быть норма, указывающая, что с данной категорией лиц уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с учетом личности, характера поведения, а также отношения к выполнению возложенных судом обязанностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // Российская газета. - № 5401. - 2011. - 8 февраля.

2. О предоставлении статистических сведений о количестве осужденных, совершивших преступления в период отбывания условного наказания за 6 месяцев 2012 // Письмо из Судебного департамента при Верховном суде РФ от 25.09.2010 г. №СД-1/907, форма № 11.

3. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 // Российская газета. - 1997. - 25 июня.

4. Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Минюста РФ от от 20 мая 2009 г. № 142 // Российская газета. - 2009. - 14 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.