Научная статья на тему 'Особенности конструкции экологически безопасных ЖРД разгонных блоков'

Особенности конструкции экологически безопасных ЖРД разгонных блоков Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
204
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПГ / ЖРД / КИСЛОРОД / РАЗГОННЫЕ БЛОКИ / LNG / LREI / LOX / BOOSTER STAGES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Орешков М.А., Злобин В.Б.

Проведен сравнительный анализ ЖРД с топливом «СПГ кислород» и с топливами современных разгонных блоков. Исследована перспективность создания ЖРД с топливной парой «СПГ-кислород».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Орешков М.А., Злобин В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECOLOGICALLY FRIENDLY LIQUID FUEL ENGINES OF BOOSTER STAGES

A comparative analysis of the LREI with fuel “LNG liquid oxygen” and with other modern fuels is carried out. The advantages of the pair “LNG oxygen” are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности конструкции экологически безопасных ЖРД разгонных блоков»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 1

УДК 621.7.01

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ ЖРД

РАЗГОННЫХ БЛОКОВ

М. А. Орешков, В. Б. Злобин Научный руководитель - В. Ю. Пиунов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: moreshkov@yandex.ru

Проведен сравнительный анализ ЖРД с топливом «СПГ - кислород» и с топливами современных разгонных блоков. Исследована перспективность создания ЖРД с топливной парой «СПГ-кислород».

Ключевые слова: СПГ, ЖРД, кислород, разгонные блоки.

FEATURES OF ECOLOGICALLY FRIENDLY LIQUID FUEL ENGINES OF BOOSTER

STAGES

M. A. Oreshkov, V. B. Zlobin Scientific Supervisor - V. U. Piunov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: moreshkov@yandex.ru

A comparative analysis of the LREIwith fuel "LNG- liquidoxygen" andwith other modernfuels is carried out. The advantages of the pair "LNG - oxygen" are shown.

Keywords: LNG, LREI, LOX, booster stages.

В отечественных двигательных установках разгонных блоков, как правило, используются две топливные пары: «Несимметричный диметилгидразин (НДМГ) - азотный тетраоксид (АТ)» и «Керосин - жидкий кислород». Топливная пара НДМГ - АТ обладает многими достоинствами, в частности высоким удельным импульсом, самовоспламенением компонентов топлива, возможностью долгосрочного хранения. Однако это топливо имеет и множество недостатков - токсичность, канцерогенность, высокая стоимость. Топливная пара «Керосин - жидкий кислород» позволяет получить достаточно высокие энергетические показатели и является экологически безопасной. Но сырьевая база по его получению довольно ограничена, вследствие чего в качестве горючего в ракете выступает смесь нескольких типов керосина. В качестве аналога предлагается топливо «Сжиженный природный газ (СПГ) - кислород». Использование СПГ предполагает наличие некоторых преимуществ перед керосином и НДМГ:

- меньшая стоимость по сравнению с керосином и НДМГ. Получение СПГ не вызывает особых проблем вследствие наличия широкой сырьевой базы и незамысловатого метода изготовления [1];

- более высокие энергетические показатели. Удельный импульс возрастает примерно на 10 %, что составляет около 20 с. Теплотворная способность выше примерно в 3 раза по сравнению с керосином. Хладоресурс СПГ выше в 3 раза, что обеспечивает более лучшее охлаждение камеры ЖРД [1];

- экологическая безопасность СПГ;

- менее напряженные параметры двигателя, такие как температура газа перед турбиной, делают его эксплуатацию более надежной [1].

Секция «Двигателии энергетические установки летательньш и космических аппаратов»

К существенным недостаткам СПГ стоит отнести его невысокую плотность, однако с учетом более высокого соотношения компонентов, объем топлива увеличится примерно на 20 %, что примерно настолько же увеличит габариты и стартовую массу двигательной установки [2].

При выборе принципиальной схемы жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с данным топливом наиболее оптимальным решением конструкторами была выбрана схема с дожиганием генераторного газа. Турбонасосный агрегат данной схемы (ТНА) состоит из двух симметрично расположенных блоков, на каждом из которых находится по одному насосу и турбине. Насосы шнеко-центробежные, включают корпуса подвода, шнеки, центробежные рабочие колеса и корпуса насосов со спиральными отводами.

Турбины осевые, включают корпуса турбины с рабочими соплами, рабочие колеса и выхлопные коллекторы. Предполагается, что первая турбина приводится во вращение газом окислительного газогенератора (с избытком окислителя), вторая - газифицированным в охладительном тракте камеры сгорания горючим СПГ [3]. Смесеобразование происходит по типу «газ -газ», что говорит о наличии в головке камеры газовых форсунок.

На основе проведенных испытаний изготовленных образцов двигателя можно сделать вывод о работоспособности и эффективности конструкций ЖРД на топливе «С111 -жидкий кислород». Более высокий удельный импульс, низкая стоимость топлива с учетом его экологичности, а также широкая сырьевая база могут сыграть решающую роль при выборе конструкций двигателей разгонных блоков будущего.

Библиографические ссылки

1. Использование сжиженного природного газа в ракетно-космической технике [Электронный ресурс] // Новости космонавтики. URL: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/ topic581/?PAGEN_1=24 (дата обращения: 22.03.2017).

2. Подтверждение концепции многоразового жидкостного ракетного двигателя на компонентах топлива сжиженный природный газ и кислород / И. И. Белоусов, В. М. Фомин, В. В. Голубятник и др. // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. 2013. № 4. С. 42-45.

3. Жидкостный ракетный двигатель для многоразовой ракетно-космической системы / А. Ф. Ефимочкин, С. П. Хрисанфов, В. В. Голубятник и др. // Вестник Самар. ун-та. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2012. № 3-1 (34). С. 253-258.

© Орешков М. А., Злобин В. Б, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.