Научная статья на тему 'Особенности компенсаторных изменений психофизиологических функций у детей 7–10 лет с депривацией зрения и слуха'

Особенности компенсаторных изменений психофизиологических функций у детей 7–10 лет с депривацией зрения и слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
534
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОХРОНИЗМ РАЗВИТИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ДЕПРИВАЦИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / DEVELOPMENT GETEROKHRONIZM / THOUGHT PROCESSES / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS / HEARING AND SIGHT DEPRIVATION / CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорева Елена Геннадьевна

Возрастной морфофункциональный гетерохронизм приобретает свои особенности при сенсорных депривациях, что выражается в неодинаковых темпах развития психофизиологических функций на различных возрастных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPENSATORY CHANGES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS AT CHILDREN OF 7–10 YEARS WITH A SIGHT AND HEARING DEPRIVATION

The age takes its morpho-functional geterohronizm especially in sensory deprivation, resulting in accelerated development of certain qualities at different age levels and decreasing rates of agerelated changes in other stages

Текст научной работы на тему «Особенности компенсаторных изменений психофизиологических функций у детей 7–10 лет с депривацией зрения и слуха»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317).

Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 61-63.

Е. Г. Кокорева

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

Возрастной морфофункциональный гетерохронизм приобретает свои особенности при сенсорных депривациях, что выражается в неодинаковых темпах развития психофизиологических функций на различных возрастных этапах.

Ключевые слова: гетерохронизм развития, мыслительные процессы, психофизиологические функции, депривация слуха и зрения, дети младшего школьного возраста.

Известно, что основной закономерностью возрастного развития является морфофункциональный гетерохронизм, который заключается в периодическом повышении и снижении уровня функционирования отдельных систем организма [1]. Для практики планирования педагогических и оздоровительно-коррекционных мероприятий у детей с сенсорными нарушениями важно понимание закономерностей цикличных изменений важнейших психофизиологических функций на каждом возрастном этапе [2; 3].

В литературе имеются данные об особенностях возрастных гетерохронных изменений отдельных функций у детей с нарушениями развития. Недостаточно работ по изучению закономерностей гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций при различных сенсорных нарушениях у детей. Понимание этих изменений позволит объяснить адаптационнокомпенсаторные механизмы нарушения сенсорных систем и разработать индивидуальные рекомендации для коррекции психофизического развития таких детей [6].

Учитывая необходимость поиска средств, способствующих гармоничному развитию и сохранению здоровья детей, в том числе с нарушением сенсорных систем, несомненно, актуальной считаем проблемы изучения особенностей компенсаторных изменений психофизиологических функций на различных этапах возрастного развития.

Цель работы заключалась в изучении закономерностей гетерохронного характера возрастного развития психофизиологических функций при нарушениях зрения и слуха у детей 7-10 лет.

Материалы и методы исследования. При помощи лонгитудинальных методик обследовали 175 детей, как здоровых, так и с депривацией зрения или слуха.

Психофизиологические методики включали: кинематометрию по Н. М. Жуковскому; опреде-

ление точности воспроизведения минутного интервала времени (хронометрия), теппинг-тест; анализ психо-когнитивных операций [2; 4]; электроэнцефалографию при помощи многоканальных отведений с 8 чашечных электродов, соединённых с ушными электродами и локализованных строго в соответствии с системой 10-20. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью компьютерного пакета прикладных программ 81а118йса 6.0 (Б1а1Бой, США) и БРББ.

Результаты исследования и их обсуждение. Так, у детей с нарушением слуха отмечалось возрастное улучшение нейродинамических функций, как и у здоровых школьников. Ошибка воспроизведения точности движений у мальчиков 7-9 лет имела противоположное значение, по сравнению со здоровыми детьми, что свидетельствует об особенностях механизмов адаптации при нарушениях слуха у детей 7-9 лет (рисунок). У мальчиков 8 лет происходило также снижение точности определения временных отрезков.

У мальчиков с нарушением зрения координация движений с возрастом практически не менялась. У девочек с нарушением зрения координация движений во все возрастные периоды была несколько выше, чем у здоровых детей и детей с нарушением слуха. Характерно, что знак ошибки воспроизведения движений у них ежегодно изменялся, также как это происходило у мальчиков с нарушением слуха (см. рисунок).

Точность отсчёта временных промежутков у девочек с нарушением зрения в основном была ниже, чем у здоровых. Характерно, что у девочек преобладали ошибки со знаком «-», а у мальчиков — со знаком «+», что свидетельствует о преобладании возбуждения у девочек, по сравнению с мальчиками.

Таким образом, у детей 7-10 лет показатели нейродинамики также различались в зависимо-

ч

ч

о

■3 -в-НЗ -^*-НС

НЗ

НС

З

-*—З

НЗ -^НС

НЗ

■НС

Мальчики

Девочки

Возрастные изменения показателей нейродинамики у школьников:

З — здоровые; НЗ — с нарушением зрения; НС — с нарушением слуха;

К — показатели кинематометрии; Х — хронометрии;

* — достоверные различия с показателями здоровых детей, при р < 0,05

сти от пола, возраста и состояния сенсорных систем. Наиболее резкие изменения показателей отмечены у детей с нарушением зрения. В каждом возрастном периоде выявлено улучшение одних и снижение других показателей. Так, у 7-летних детей с нарушением зрения показатели координации движений были выше, чем у детей других групп, а точность отсчёта временных отрезков — ниже (особенно у девочек). В 10-летнем возрасте, напротив, показатели координации движений были ниже у детей с нарушением зрения (особенно, у мальчиков), чем у сверстников из других групп. Судя по изменению большинства показателей, у детей младшего школьного возраста критическим можно считать возрастной период 9 лет.

Выявленные нами особенности нейродинами-ческих показателей у детей с сенсорными нарушениями сочетались с изменениями у них биоэлектрической активности мозга по сравнению со здоровыми детьми.

У здоровых детей отмечена генерализация альфа-ритма, а при нарушениях зрения преобладает локализация в затылочных зонах.

При нарушениях зрения правое полушарие выполняет ведущую роль с компенсацией нару-

шенных механизмов восприятия, что проявляется в его большем уровне активности. Появление дельта-ритма в 2 раза чаще, чем у здоровых детей, свидетельствовало о напряжении компенсаторных механизмов.

Данные ЭЭГ обследования детей с нарушением слуха свидетельствуют о том, что компенсаторные изменения в центральной нервной системе при нарушениях слуха выражены в большей степени, чем при нарушениях зрения. Характеризуются они в основном перестройкой межполушарных взаимоотношений с преобладанием активности правого полушария и функциональным напряжением в ЦНС. Об этом свидетельствует характер реакций на функциональные пробы, особенно распределение альфа-ритма и повышение активности тета-ритма, в том числе при локальной нагрузке.

Очевидно, что компенсаторные изменения необходимы детскому организму для адекватного приспособления в условиях нарушений сенсорных афферентаций.

У здоровых и с сенсорными нарушениями детей младшего школьного возраста отмечены определённые различия в характере мыслительных процессов. У детей с сенсорными нарушени-

З

ями только к 9-10 годам результаты когнитивных тестов достигали аналогичных уровней, отмечаемых у здоровых детей в возрасте 7-8 лет.

В тесте на тактильное узнавание геометрических фигур дети с сенсорными нарушениями, особенно с нарушением зрения, напротив, показали лучшие, чем у здоровых детей, результаты. При этом у детей с нарушением слуха выявлено затруднение в распознавании мелких фигур. Судя по данным успеваемости, депривация слуха оказывает наиболее негативное влияние на познавательно-интеллектуальные процессы [5].

Гетерохронизм морфофункциональных изменений, как известно, является необходимым условием оптимальных возрастных адаптационных изменений (П. К. Анохин, 1980; Ф. З. Меерсон, 1993; Т. В. Попова, 2006). Судя по нашим данным, существует не только гетерохронизм возрастных изменений (И. А. Аршавский, 1987; Ф. З. Меерсон, 1993), но и гетерохронизм адаптационно-компенсаторных изменений при нарушениях этого развития. По-видимому, целесообразно, с физиологической точки зрения, снизить уровень активности регуляторных процессов компенсаторных изменений с целью сохранения резервов для возрастного развития.

Выводы:

1. Выявлено усиление возрастного гетерохро-низма в развитии психофизиологических функций при сенсорных нарушениях.

2. Это усиление является отражением напряжённости адаптационных процессов у таких детей.

3. Функциональная напряжённость является той «ценой» адаптации, которую организм платит за создание оптимальных условий жизнедеятельности на разных возрастных этапах у детей с сенсорными нарушениями.

Список литературы

1. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М. : Наука, 1982. 270 с.

2. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М. : Академия, 2003. 416 с.

3. Быков, Е. В. Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий / Е. В. Быков, А. В. Рязанцев, А. В. Чипышев, Е. А. Мекеш-кин // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физ. культура. 2012. Вып. 30. № 8 (267). С. 6-8.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2001. 454 с.

5. Огородова, Т. В. К вопросу о мотивации научно-исследовательской деятельности старшеклассников / Т. В. Огородова, Ю. С. Медведева // Вестник интегративной психологии : тез. участников ежегодн. междунар. науч.-метод. конф. «Интегративная психология: теория и практика». Ярославль, 2011. С. 213-214.

6. Попова, Т. В. Основы психофизической регуляции / Т. В. Попова. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2002. 129 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.