МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
Таким образом, благодаря процессу проектирования ИОС ДОО можно отследить способность к созданию информационных потоков для всех участников педпроцесса, обеспечивающих эффективное решение задач, направленных на повышение качества образовательного процесса. Список использованной литературы:
1 Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: ММИЭИФиП, 2002. - 264 с.
2 Кривых С.В. Модульное построение учебного курса «Методология, теория и технология проектирования социальной сферы». - СПб.: Экспресс, 2010. - 84 с
3 Юрков Д.В. Информационные технологии в образовании. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. - 302 с.
4 Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. - 365 с.
© Шанина Н.А., 2016
УДК 378.147.88
Юдачев Сергей Семенович
канд. техн. наук, доцент МГТУ им.Н.Э.Баумана, г. Москва, РФ E-mail: judachev@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В
УНИВЕРСИТЕТАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация
Современные проблемы инженерной школы характеризуются недостаточностью практики. Рассматриваются пути решения этих проблем путем введения новых организационных технологий освоения дисциплин технических университетов на примере изучения предметов электротехнического профиля в университетах Великобритании.
Ключевые слова
Профессиональное образование, творчество, самостоятельная работа, лабораторные работы, курсовые
проекты.
Сегодня роль высшего технического образования становится все более очевидной, а способы его получения все более разнообразными. Введение двухуровневой системы подготовки и присоединение к Болонскому процессу расширили возможности получения или продолжения образования за рубежом. Международная академическая мобильность может иметь различные формы - от полного цикла обучения студентов на различных уровнях в зарубежных вузах до получения двойного диплома, от летних практик до языковых стажировок. В связи с этим сотрудникам и студентам российских вузов было бы небезынтересно ознакомиться с некоторыми особенностями университетского образования стран, с которыми они поддерживают контакты в рамках академической мобильности.
Широко известно, что образование Великобритании обеспечивает выпускников университетов профессиональными квалификациями международного уровня, что повышает их конкурентоспособность на современном рынке труда. Уровень занятости выпускников учреждений профессионального образования Великобритании очень высок, один из самых высоких показателей в Европе [1].
Государственный университет Уэльса Глиндор (Glyndwr University) находится недалеко от центра города Рексхем (Wrexham) расположенного на границе Северного Уэльса и Англии. Он был основан в 1887 г. как технический колледж для подготовки квалифицированных кадров для промышленности, развивавшейся в то время быстрыми темпами. Это учебное заведение находится под личным патронатом
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Королевы, ее указом в 2008 году ему был присвоен статус университета. Университет Глиндор имеет достойную репутацию в Великобритании и многих других странах на образовательном рынке, глубокие традиции и штат опытных преподавателей, его считают одним из самых молодых университетов страны, сейчас он переживает новый виток своего развития.
Финансовый оборот университета составляет 35 миллионов фунтов стерлингов. Обучаются на очной основе 8000 студентов, из которых примерно пятая часть - иностранцы. Предлагаются 150 различных программ для обучения по дневной, вечерней, послевузовской форме и подготовке на степени бакалавра BEng, BSc, магистра (мастера) MSc и PHD.
Здесь накоплен большой опыт взаимодействия системы образования и рынка труда. Обучение тесно связано с работой исследовательских центров в различных областях науки, в том числе в области композитных материалов, полимеров, материаловедения, металлургии, компьютерных и вычислительных технологий, оптики и электроники, радиовещания. Особое внимание уделяется программе передачи интеллектуальной собственности, партнерству с бизнесом и промышленностью путем выполнения исследований по контрактам с такими предприятиями и фирмами как föltogs, Brother, Тоуо1а, Sharp, Airbus, Optic Centre Sant Asaf .
Учебный процесс в Великобританиии, в частности, университете Глиндор, строится на принципиально иной, по сравнению с техническими университетами России, основе. Перед поступлением в высшее учебное заведение необходимо дополнить школьное образование еще двумя годами учебы для получения диплома, дающего право на зачисление в технический ВУЗ (L level). При реализации же самих образовательных программ в университете отсутствуют общеобразовательные дисциплины (физика, язык, графика, физкультура, социально-гуманитарные науки), но при этом студент получает больше знаний по специальности.
Организован учебный процесс по блочно-модульному принципу. Минимальный размер модуля 10 кредитных единиц, более крупные модули могут быть 20 и 40 кредитов (например, курсовой проект оценивается в 40 кредитов). В семестре всего 6 модулей по 10 кредитов, учебный год состоит из 2 семестров, 12 модулей.
Перечень предметов электротехнического профиля состоит из 30 позиций. В основном это традиционные предметы, которые включены в планы подготовки бакалавров и магистров: Аналоговая электроника, Цифровая электроника, Основы электротехники, Теория электрических цепей, Микропроцессорные системы, Электрические машины, Радиолокаторы, Сигналы и системы, Цифровая связь.
Однако есть и предметы узкоспециальные. Например, модуль «Развлечения и мультимедийные системы», который состоит из трех разделов: принципы аудиотехники, транспортные развлекательные системы и транспортные мультимедийные и связные системы.
Предметы электротехнического профиля включены в самые различные программы получения степеней бакалавра и магистра. Например, дисциплины Аналоговая электроника, Цифровая электроника, Основы электротехники, Теория электрических цепей включены в программы подготовки бакалавров по следующим направлениям:
Аэронавтика и авионика
Электроника и электротехника,
Автомобильная электроника.
Очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, как в библиотеке или в компьютерных залах, так и под руководством преподавателей. Каждый студент имеет свой пароль для входа в Интернет и работы в личном кабинете в университетской сети. Непосредственно аудиторных лекционных занятий немного, и они носят скорее постановочный и дискуссионный характер. В программу обучения входят и семинары, и лабораторные работы. Организация проведения лабораторных работ по предметам электротехнического профиля существенно отличается от привычной для нас. В частности, в семестре по одному предмету выполняются две работы, называемые лабораторными. В нашем представлении это скорее лабораторно - курсовые проекты, причем с обязательным включением не только
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
теоретической проработки и компьютерного моделирования, но и практической реализации, при этом каждый студент получает свое персональное задание, выполняет его и защищает полученные результаты. На всех этапах работы студент получает возможность показать все свои знания, умения и навыки. На протяжении всей работы всячески приветствуется и поощряется личное творчество. При выполнении работы студент должен пройти следующие этапы:
— получить электрическую схему, ее краткое описание и спецификацию, само задание и требования к отчету;
— моделировать полученную схему на компьютере, исследуются ее характеристики;
— провести электрический расчет всех элементов схемы с использованием справочников, компьютерных программ, учебников и любой доступной литературы;
— спроектировать печатную плату для заданной схемы, разработать топологию слоев и расположение элементов;
— заказать детали и материалы необходимые для изготовления образца своего изделия, получить полный набор комплектующих.
— после разработки полной конструкции платы, сделать фотошаблон и изготовить плату фотолитографическим методом;
— осуществить монтаж платы - просверлить отверстия, установить и припаять элементы;
— испытать полученное устройство, настроить его и измерить параметры, сравнить их с предварительной компьютерной моделью;
— проанализировать результаты, составить отчет;
— защитить отчет.
Оценка за отчет формируется следующим образом: Основная презентация - 10%; Качество аргументации и понимание: принципиальной схемы-20%; конструкции платы и ее компоновки - 15%; Качество изготовления платы студентом: компоновка- 15%; маршрутизация - 15%.
Общая оценка такой работы может составлять до 60% от оценки модуля.
Все этапы работы студент выполняет самостоятельно, причем совершенно не обязательно, что к моменту выдачи задания этот материал проработан на лекциях или в предыдущих курсах. В случае необходимости, преподаватель консультирует любого студента во время своего присутствия в университете,
В качестве примера можно привести краткое описание схемы, которую студент получает в качестве одного из элементов задания для такой лабораторной работы - схему предварительного микрофонного усилителя. Схема содержит достаточно большое количество различных дискретных элементов -микросхемы, транзисторы, переменные и постоянные резисторы, конденсаторы, источник питания. Схема достаточно сложна, особенно с учетом того, что это задание выдается в начале второго семестра первого года подготовки бакалавров.
Основные выводы, которые можно сделать, анализируя проведение таких лабораторных работ, -здесь много, несомненно, положительных моментов, стимулирующих творчество и самостоятельность студентов, побуждающих их к глубокому изучению предмета, позволяющих самостоятельно оценивать прилагаемые усилия и полученный результат. Таким образом, при контролируемой самостоятельной научно-исследовательской работе, привлечении студентов к решению реальных технических проблем в процессе обучения у будущего специалиста формируются инновационные качества на практике реализуя идеи высказанные Джоном Дьюи "учись, делая" [2];
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Однако для университета организация таких работ это достаточно затратный процесс - необходимо постоянное снабжение большой номенклатурой деталей и материалов, строгое соблюдение техники безопасности, наличие специально обученного персонала и преподавателя для консультаций. Список использованной литературы
1. Лощилова М. А. Профессиональное и высшее образование в Великобритании // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. —№ 10. — С. 55-59.
2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). М: Лабиринт-К, 1999. - 192 с.
© Юдачев С.С., 2016