Научная статья на тему 'Особенности изучения нравственной воспитанности подростков в условиях общеобразовательной школы'

Особенности изучения нравственной воспитанности подростков в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокименко И. И.

Данная статья посвящена проблеме изучения нравственной воспи­танности школьников-подростков. Автор приводит различные подхо­ды к определению критериев нравственной воспитанности, раскрывает особенности диагностики нравственной воспитанности в условиях об­щеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения нравственной воспитанности подростков в условиях общеобразовательной школы»

ния теоретического материала, но и иа технологии, новые материалы, повышать престиж специализированных учебных заведений, а так же поощрять научно исследовательскую деятельность студентов, аспирантов и преподавателей. Несомненно, все это требует поддержки со стороны государства, ведь по прогнозам аналитиков строительный бизнес будет укрупняться такими же темпами и в ближайшие несколько лет.

Участие ученых, занятых фундаментальными исследованиями, в образовательном процессе дает возможность воспитывать действительно высококлассных специалистов. Лишь немногие из них станут профессиональными учеными, зато частные и государственные компании, занятые производством новых технологий, получат молодых и ценных сотрудников, способных совершать «инновационные прорывы» [3].

Список литературы:

1. Кадровая проблема строительного бизнеса [Электронный ресурс] / Строительный портал. - Режим доступа: www.stroika-info.ru/articles/&c=9 &&а=68. - (дата обращения: 26.05.2010).

2. Соколова Н. Незнайка на стройке. Кадры. Образование. Аттестация. [Электронный ресурс] // Строительство и городское хозяйство. - № 98. - Ре-жимдоступа: www.stroypuls.ru/sgh/98/22.php. - (дата обращения: 26.05.2010).

3. Захаров В. Наука в России и в современном мире [Электронный ресурс] // Континент. - 2010. - № 143. - Режим доступа: www.magazines. russ.ru/continent/2010/143/za12.html. - (дата обращения: 26.05.2010).

4. Экономическое обозрение. Горе от ума? / А.Пик [и др.] // KypcK.com. - 2008. - № 6. - С. 20-28.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Евдокименко И.И.*

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

Данная статья посвящена проблеме изучения нравственной воспитанности школьников-подростков. Автор приводит различные подходы к определению критериев нравственной воспитанности, раскрывает особенности диагностики нравственной воспитанности в условиях общеобразовательной школы.

* Студент кафедры Общей и социальной педагогики. Научный руководитель: С.К. Овсянникова, доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.

При определении исходных положений изучения нравственной воспитанности учащихся подросткового возраста мы исходим из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осуществляется в единой педагогической личностно-ориенти-рованной системе. Одним из критериев оценки качества результатов воспитания является уровень нравственной воспитанности школьника.

Изучение нравственной воспитанности школьника-подростка в общем виде может быть поведено по следующему алгоритму:

1. определение цели и задач изучения;

2. определение критериев, показателей нравственной воспитанности;

3. выбор системы методов диагностики, методик изучения;

4. подготовка диагностического инструментария;

5. применение методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии педагога и воспитанника;

6. обработка и интерпретация полученных результатов;

7. анализ, учет и фиксирование результатов диагностики.

Проведение диагностики нравственной воспитанности в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это как самостоятельно, так и сотрудничая с психологом школы.

Необходимо помнить, что изучение школьников не самоцель, а только средство для улучшения учебно-воспитательной работы. На основании данных диагностики классный руководитель оценивает состояние нравственной воспитанности учеников, формулирует проблемы в их дальнейшем развитии, ставит задачи по преодолению этих проблем.

В современной педагогической науке существует несколько подходов в определении критериев нравственной воспитанности личности. Одна группа ученых (Е.В. Бондаревская, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев) определяющим критерием нравственной воспитанности предлагают считать отношения личности к окружающей действительности (социальной среде, трудовой деятельности, самому себе, коллективу и пр.). Другие ученые (Т.Е. Конникова, A.B. Зосимовский, З.И. Васильева) одной из основных характеристик нравственной воспитанности личности принимают направленность личности как результат устойчивого доминирования преобладающих мотивов поведения. Уровень нравственной воспитанности личности определяется ими из двух основных типов направленности: положительной, собственно нравственной и негативной (аморальной). В работах Н.И. Монахова, Н.И. Болдырева предлагается рассматривать нравственную воспитанность школьника как совокупность определенных нравственных качеств личности [2].

Учитывая отсутствие единства в подходах к определению критериев нравственной воспитанности подростков, необходимо разработать и при-

нять в школе единые критерии. Они должны быть доступны пониманию, как педагогов, так и родителей, самих подростков. Определение нравственных критериев должно быть коллегиальным. Этой проблемой должно заниматься методическое объединение классных руководителей. В оценке нравственной воспитанности учащихся должны участвовать сами учащиеся, родители, учителя, классный руководитель. Критерии нравственной воспитанности определяются возрастными особенностями и качествами личности, которые могут быть преобладающими для этого возраста.

Для того, чтобы критерии нравственной воспитанности использовались в работе с классным коллективом неформально, необходимо выполнять определенные правила:

1. критерии воспитанности учащихся должны стать законом жизни и школы, и класса, поэтому их необходимо рассмотреть на Совете школы и довести до сведения Попечительского совета школы, родительских собраний;

2. после рассмотрения критериев воспитанности на Совете школы и Попечительском совете их необходимо обсудить на классном часе;

3. для этого ребятам можно предложить подумать самим над проектом: «Нравственный человек. Какой он?»;

4. на основании предложенных проектов составляется Кодекс нравственного поведения, который принимается на классном собрании;

5. результативность выполнения учащимися Кодекса и нравственных законов класса обсуждается в конце каждой четверти на классном часе с помощью самооценки и оценки учащимися друг друга;

6. учащиеся, которые получили высокую оценку класса, получают похвальные письма от классного руководителя и администрации школы;

7. письма благодарности получают и семьи учащихся;

8. по результатам подведения итогов проводятся классные собрания вместе с родителями;

9. учащиеся пишут самохарактеристики, отмечают свои достижения в сочинениях;

10. фотографии лучших учащихся помещают на сайт школы.

В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции М.П. Нечаев выделяет три уровня нравственной воспитанности - высокий, средний и низкий.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами, сморегуляция и самоорганизация ситуативны, нечетко выражена психологическая готовность к общению и взаимодействию. Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение,

наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков. Признаками высокого уровня воспитанности являются наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляции наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью и единством всех компонентов, постоянным стремлением к участию в практической деятельности, устойчивой психологической установкой на общение и взаимодействие [1].

Необходимо соблюдать системность в отслеживании динамики нравственной воспитанности. Исследование проводить два раза в год (в начале и конце учебного года). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровне нравственной воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс.

К работе по выбору методик изучения следует приступать только после определения критериев и показателей нравственной воспитанности. Подбор методик не должен быть случайным - выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями.

Непосредственно для организации самого диагностического исследования необходимо, чтобы методики были простыми и доступными детям; краткими по времени, неутомительными; эмоционально насыщенными. Использование эмоционально-окрашенных методик позволяет создать в коллективе хороший психологический климат, наладить контакты ме^ду педагогами и подростками, что, в свою очередь, дает возможность получить наиболее достоверную информацию при изучении нравственной воспитанности учащихся подросткового возраста.

Для проведения диагностической деятельности надо своевременно подготовить необходимый инструментарий - бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д.

По окончании диагностики нравственной воспитанности должны быть оформлены следующие документы: карта воспитанности, заверенная подписью; материалы обследования и заключение. После проведения диагностического изучения нравственной воспитанности создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, заместитель директора школы по воспитательной работе, педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы, школьный психолог, социальный педагог. После обработки данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. Получив общую картину ситуации и выяснив причины повышения (снижения) уровня нравственной воспитанности, группа готовит справку и предложения, представляющие собой систему мер по повышению нрав-

ственной воспитанности школьников. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров нравственной воспитанности в течение нескольких лет. Важно получить целостное представление об уровне нравственной воспитанности подростков и наметить пути и средства дальнейшего ее развития.

Для классных руководителей средней возрастной параллели рекомендуем провести методический семинар, на котором обсудить критерии нравственной воспитанности подростков, способы ее диагностики, а также методы анализа, оценки и интерпретации результатов изучения нравственной воспитанности учащихся. В заключительной части семинара можно провести практикум по работе с диагностическим инструментарием.

Специалисты, которые проводят диагностику, должны постоянно обогащать арсенал ее методов, соблюдать профессионально-этические принципы; обеспечивать суверенные права личности ребенка, конфиденциальность, придерживаться объективности при обобщении результатов.

Список литературы:

1. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников: учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. - 64 с.

2. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

ФОРМИРОВАНИЕДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Моргун О.П.*

Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел

В настоящее время формирование духовно-нравственного воспитания личности является приоритетной проблемой современного образовательного пространства, от решения которых напрямую зависит будущее страны. Автор считает, что для решения проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению школьников.

Повышенного внимания сегодня требуют такие вопросы, как формирование у подрастающего поколения целостной и многогранной картины

* Соискатель кафедры Социально-культурной деятельности. Научный руководитель: В.М. Га-поненко, декан факультета Дополнительного профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.