Научная статья на тему 'Особенности исторического развития и современной реконструкции парка Шенбрунн в вене, Австрия'

Особенности исторического развития и современной реконструкции парка Шенбрунн в вене, Австрия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
385
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидоренко М.В.

Schönbrunn is a palace and park complex of the Baro que period. The ensemble’s formation occurred under the influence of the environment, historical events and national culture. The article is focused on the history of development of the ensemble, its lay-outs and composition peculiarities. The specifics of reconstruction of the park, including separate zones and park plantings, are studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности исторического развития и современной реконструкции парка Шенбрунн в вене, Австрия»

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПАРКА ШЕНБРУНН В ВЕНЕ, АВСТРИЯ

Сидоренко М.В. (Вена, Австрия)

Schonbrunn is a palace and park complex of the Baro que period. The ensemble's formation occurred under the influence of the environment, historical events and national culture. The article is focused on the history of development of the ensemble, its lay-outs and composition peculiarities. The specifics of reconstruction of the park, including separate zones and park plantings, are studied.

«Культурное наследие создает культурную идентичность и должно быть сохранено».

Роланд Рейнер, австрийский архитектор

Введение. Памятники дворцово-паркового искусства являются ценным культурным достоянием каждой нации, отражением ее традиций, обычаев, развития архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Шенбрунн - это жемчужина барочного архитектурного и садово-паркового искусства, символ идеального мира, олицетворение абсолютной монархии Габсбургов и ее властвования над природой.

По прошествии нескольких столетий ансамбль Шенбрунна сохранил свое непревзойденное очарование представителя эпох барокко и рококо.

В ходе истории Шенбрунн был постоянно в центре политической, светской, культурной, общественной и даже международной жизни. Благ.ря такому вниманию, заботе не одного поколения по сохранению и передаче потомкам данной национальной драгоценности, сегодня Шенбрунн предстает именно в том виде, в каком был во время своего наивысшего развития. С 1996 г. Шенбрунн - это памятник всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, каждый год привлекающий миллионы посетителей.

Основная часть. Особенности исторического развития. Первоначально на месте дворцово-паркового ансамбля располагалось охотничье поместье Каттербург с замком (1569 г.), принадлежавшее императору Максимилиану II Габсбургу. Свое название ансамбль получил от водного источника «Шёнен Бруннен» («Прекрасный Источник»), который обнаружил в 1612 г. австрийский эрцгерцог, кайзер Маттиас (1585-1618 гг.). На охотничьей территории был построен трехэтажный загородный замок в итальянском стиле, который в последующие годы стал королевской резиденцией. Впервые резиденция была названа «Шенбрунном» в 1642 г., в период, когда супруга императора Фердинанда II (1578-1637 гг.) Элеонора фон Ганзаго устраивала в парке пышные придворные праздники и садовые театральные представления. «Блистательное время» пришло к концу в 1683 г., во время второй осады Вены - дворец и парк были практически полностью разрушены.

Как только была снята турецкая осада, в Шенбрунне возобновились работы по строительству нового дворца (арх. Фишер фон Эрлах (1658-1723 гг.))

для императора Леопольда I (1657-1705 гг.). Одновременно проводились крупномасштабные работы в парке. Подготовительным этапом с 1695 г., а затем и устройством парка с 1705-1706 гг. руководил французский садовый мастер Жан Триэ (1654-1740 гг.), один из учеников Анре Ленотра. Планировка парка с прямоугольной системой аллей соответствовала принципам раннего барокко. Главная ось ансамбля проходила с севера на юг, от русла реки Венки через Почетный двор, дворец и в направлении склона Шенбруннского холма. В эту первую фазу строительства обустраиваются ближайшие к дворцу территории. Со стороны паркового фасада дворца, в окружении боскетов из деревьев был устроен «главный зал» парка - Большой партер со звездообразным бассейном. Как и полагается для раннего барокко, в Шенбрунне был организован лабиринт и построена оранжерея (1714 г). В парке, помимо 20 тыс. буковых саженцев в боскетах, было высажено большое количество плодовых деревьев и кустарников, созданы многочисленные аллейные посадки.

С императрицей Марией Терезией (1717-1780 гг.) и ее супругом императором Францем Стефаном Лотарингским (1708-1765 гг.) начинается второй и самый значимый в истории развития ансамбля период. Это время проявления в ансамбле черт позднего барокко, стиля рококо, что позиционировало Шен-брунн в качестве кульминационного объекта этого направления. В 1750-1760 гг. целая группа лотарингских садовых мастеров во главе с архитектором Яном Николасом Жэдо и садовым мастером Луисом Гервесом осуществляли работы по дальнейшему обустройству парка. Во второй фазе садового устройства новая звездообразная система аллей была включена в старую ортогональную, были расширены существующие дорожки и аллеи, обустроена первая значительная часть боскетов. Композиция парка полностью подчинялась архитектуре дворца, являлась продолжением его интерьеров на открытом воздухе (рис. 1).

Природный ландшафт привнес особую специфику в планировку Шен-брунна. Построенный по образцу Версаля, Шенбрунн получил свою собственную композиционно-пространственную трактовку. В отличие от Версаля, в котором главная ось «восток - запад» уходит в бесконечность горизонта, в Шенбрунне главная ось «север - юг» зафиксирована между дворцом и Шен-бруннским холмом с Глориеттой, обеспечивая, таким образом, определенную целостность и компактность этой части ансамбля. Со стороны дворца Большой партер и Фонтан Нептуна кажутся законченным произведением, заключенным в раму из стен боскетов.

Рисунок 1- План Шенбрунна (Франц Боос, 1780 г.) [2]

Кроме того, Шенбрунн имеет еще одну важную особенность, выделяющую его из большинства европейских парков этого периода. Диагональные оси, отходящие от террасы дворца в юго-западном и юго-восточном направлениях, играют практически равноценную с главной осью роль, хотя не имеют такой же планировочной проработки. Юго-восточная ось заканчивается фонтаном Обелиск, юго-западная - павильоном Менажерии.

Диагональные оси, сходящиеся на террасе дворца, планировочно объединяют все части ансамбля в единое целое, центрируют положение дворца, нивелируя ассиметричную композицию. Благ.ря оптической иллюзии перспективы и ландшафту расстояния до фонтана Обелиск и до павильона Менаже-рии кажутся равными. На самом деле расстояние до Менажерии несколько больше и равно расстоянию до Глориетты. Сходящиеся у дворца аллеи - это еще один символ подчинения природы императорской власти.

Как и в Версале, в Шенбрунне есть Аллея Света. Она проходит с востока на запад. Однако на этом сходство заканчивается. В Шенбрунне - это поперечная ось, расположенная сразу за дворцом и формирующая вместе с главной и диагональными осями «гусиную лапку» из пяти элементов. Поперечная ось определяет важные оптические и качественные взаимосвязи в барочном саду. Аллея Света - это не аллея из самостоятельных деревьев, а своего рода проход между высокими шпалерами, создающий впечатление нахождения в долине. В то время как главная продольная ось Шенбрунна имеет четкое начало и завершение, поперечная ось Аллеи Света выходит за границы парка, находя продолжение в окрестностях.

Приватные сады примыкают к восточному и западному фасадам дворца. Во времена Марии Терезии первым был обустроен сад, прилегающий к восточному фасаду дворца и получивший название Сад над погребом (под второй приподнятой частью сада располагался погреб дворцовой кухни). Сад охватывал территорию вплоть до восточной границы парка. Его первоначальный

проект разработан в период с 1745-1750 гг. и был усовершенствован в 1780 г. императорским придворным садовником Францем фон Бусем. С 1870 г. сад называют Садом Кронпринца (к саду примыкали апартаменты кронпринца Рудольфа (1867-1889 гг.)).

В центре нижней части Приватного сада, в месте пересечения дорожек, располагается древний тис, окруженный четырьмя секциями партеров, окаймленных цветочными бордюрами. Заниженное расположение и достаточная защищенность от ветров позволяли в летнее время украшать сад ценными экземплярами цитрусовых деревьев (рис. 2).

Рисунок 2- Фрагмент Приватного сада с тисом цитрусовыми растениями в кадках

На второй верхней части сада были разбиты три цветочно -орнаментальных партера, в центре которых располагался ортогональный водоем с фонтаном. Здесь же полосы газона украшались топиарными формами. По периметру сада размещалась увитая диким виноградом галерея с пятью павильонами-трельяжами (худ. Вензель Бергл) (рис. 3). Остальная часть восточного Приватного сада была решена в виде боскетов.

Рисунок 3- Цветочные партеры Сада Кронпринца

Третий этап строительства парка приходится на 1772-1780 гг. и связан с перепланировкой парка согласно тенденциям английского пейзажного стиля (арх. Ж. Ф. Хетцендорф фон Хохенберг). В это время в парке были возведены романтические сооружения - Римские Руины (1778 г., худ. Б. Хенречи,

В. Бауэр, Ф. Цахерле), Фонтан Обелиск (1778 г., худ. Б. Хенречи, В. Бауэр), немного позже - Фонтан Нептуна (1780 г., худ. В. Бауэр).

В 1775 г. на Шенбруннском холме воздвигается Глориетта - смотровой павильон для императрицы. Склон холма оформляется террасами с лестничными спусками, двенадцатью водоемами с фонтанами и многочисленными скульптурами. Ввиду недостатка воды для питания вскоре водоемы были засыпаны и вся вода пошла на оснащение главного Фонтана Нептуна у подножья холма. В это же время звездообразный водоем с партера был перемещен в центр западной звезды аллей (рис. 4).

Рисунок 4- Вид на Большой Партер, фонтан Нептуна и Глориетту

В 1752 г. в конце западной диагональной оси на месте зверинца создается зоопарк, ставший первым зоологическим парком в Европе. В центре зоопарка был построен восьмиугольный павильон (арх. Н. Жано де Вилле Иссей), окруженный тридцатью секциями. Центр каждой секции был украшен цветником и бассейном. Зоопарк Шенбрунна - единственный зоопарк в Европе, полностью сохранивший историческую планировку.

Центральное место в парке занимает Большой Партер. В середине ХУШ ст. он приобретает тот вид газонно-орнаментального партера, который дошел до нашего времени (рис. 5). Партер был заполнен характерными для барокко арабесками, выполненными из цветов и гальки, земли и низко подстриженного самшита. Его композиционное решение постоянно менялось. Судя по картине Бернардо Коналетто (1721-1780 гг.) «Перспектива Дворца Шенбрунн» (1760 г.), партер состоял из шести газонно-орнаментальных частей, по периметру обсаженных цветочными рабатками. В двух южных частях были устроены буленгрины. По главной оси партера располагалась променада с водоемом и фонтаном, полосами газона с топиарными формами и растениями в кадках.

Рисунок 5- Панорама парка со стороны Шенбруннского холма на дворец, Большой Партер и Вену

Новое решение партера было предложено в 1772 г. Карлом Шутцем и Фердинандом Хетцендорфом. Согласно нему партер ограничивался с двух сторон древесными шпалерами и разделялся на четыре части, в центре каждой располагался водоем с фонтаном. Окончательный проект Большого Партера был разработан Францем Боосом в 1780 г. Территория делилась на восемь частей. Каждая украшалась цветочными арабесками, клумбой в центре и цветочными рабатками по периметру. По обе стороны партера, на фоне шпалер из кустарников были размещены тридцать две скульптуры античных богов, персонажей греческой мифологии и героев римской истории.

В 1753 г. придворным садовником Адрианом ван Штекховеном (17051782 гг.) на присоединившихся с запада территориях устраивается Голландский сад с большой коллекцией растений. Впоследствии (1882 г.) на этом участке строится Пальмовый дом (рис. 6) и организовывается ботанический сад.

Рисунок 6- Пальмовый дом

С 1779 г. при императоре Иосифе II парк открывается для общественного посещения. Только незначительная часть императорского ансамбля, Приватные сады и некоторые боскеты остаются до 1918 г. в частном пользовании королевской семьи. После смерти Марии Терезии интерес императоров к ан-

самблю ослабевает, начинается его деградация, зарастание боскетов, шпалер, парк дичает. Только в XIX ст. во время правления Франца Иосифа (18301916 гг.) Шенбрунн вновь переживает период расцвета и обретает на долгие годы статус императорской загородной резиденцией.

С приходом в моду ландшафтного стиля в отдельных боскетах, Голландском саду и на вновь присоединившихся к парку с запада территориях обустраиваются участки со свободной живописной планировкой. На Шенбрунн-ском холме в самом начале столетия появляется Тирольский сад - небольшой участок естественной природы с постройками в национальном австрийском стиле и Садом Австрии с альпийскими растениями. Во второй половине XIX ст. проводится и первая большая реконструкция одичавшего и заросшего парка. Ему возвращается прежний регулярный облик времен Марии Терезии.

В 1924 г. парк объявлен зоной охраняемого ландшафта с запретом строительства, который в течение последующего времени был неоднократно нарушен (строительство спортивных сооружений в 1930-1933 гг., военных казарм Марии Терезии в 1938-1938 гг., питомника растений в 1949-1951 гг., научно-исследовательского института в 1953-1954 гг.).

В 1992 г. последовала приватизация дворца и зоопарка Шенбрунна. Курирование парка с 1933 г. осуществляется Управлением Федеральными садами Австрии. В настоящее время Шенбрунн является памятником архитектуры и садово-паркового искусства и зоной охраняемого ландшафта. С 1996 г. дворцово-парковый ансамбль включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [1-4].

Реконструкция парка. Шенбрунн считается одним из лучших примеров поддержания исторического облика парка и сохранения его композиционной структуры. Последняя реконструкция была начата в 1990 году и продолжается до настоящего времени. Она охватывает все части парка и его составляющие -сооружения, дорожные покрытия, растения. За все время реконструировано более 18 парковых объектов, среди которых боскеты и рощи, лабиринт, парковые павильоны, Фонтан Нептуна и Фонтан Обелиск, Римские Руины, Почетный Двор, скульптуры. [4].

Насаждения Шенбрунна, в особенности стриженые формы и великовозрастные деревья - предмет гордости ансамбля. Их сохранению и уходу за ними уделяется особое внимание. Работы по восстановлению насаждений Шен-брунна распределены по следующим направлениям: сохранение и продление жизни ценных старовозрастных насаждений; частичная или полная замена растений в аллейных посадках, шпалерах, живых изгородях; замена выпавших кустарников в боскетах; восстановление исторического ассортимента растений в партерах.

Первая группа работ предполагает проведение ухода за старовозрастными деревьями и включает следующие методы: каблинг или укрепление старых стволов и ветвей путем установки специальных подпорок и крепежных конструкций, растяжек для предотвращения ветровальности; санитарная и струк-

турная обрезки. В основном эти работы касаются деревьев в солитерных и групповых посадках.

Вторая группа работ направлена на поэтапное омоложение насаждений в аллейных и групповых посадках, шпалерах и живых изгородях. В группах и аллеях применяется метод подсадки крупномерных саженцев (липа европейская и мелколистная, каштан конский). В отдельных случаях при незначительной протяженности аллеи (каштановая аллея) была выполнена полная замена деревьев. Липа используется в крупных и «замкнутых» аллеях, конский каштан - в аллейных и рядовых посадках в залах боскетов. Каштан конский в боскетах ежегодно подвергается особому виду регулярной обрезки - полляр-дингу, что позволяет сохранять историческую композицию насаждений. Для шпалер и живых изгородей используется метод полной замены растений с организацией при посадке специальных конструкций из деревянных жердей и металлической сетки. Эти конструкции являются своего рода направляющими, вдоль которых в будущем будет осуществляться рост и обрезка растений. Посадочный материал для реконструкции насаждений Шенбрунна поставляется из венского питомника парка Аугартен. Сохранение реконструированных объектов производится в рамках текущего паркового ухода. Ежегодное выделение средств на реконструкцию парка осуществляется из бюджета Управления Федеральных садов Австрии.

Значимым этапом в общей реконструкции парка стало восстановление Сада Кронпринца, проводившееся с 1999 по 2003 гг. В ходе работ саду был возвращен барочный облик ХУШ ст. На террасах, где долгое время преобладало газонное покрытие, были вновь обустроены барочные цветочно-орнаментальные партеры с характерным ассортиментом растений (рудбекия волосистая, шалфей мускатный, тагетес отклоненный, бегония всегдацвету-щая, гелиотроп перувианский, колеуса Блюме, цинния изящная, целозия перистая, пеларгония зональная, а также агератум мексиканский, душистый табак, ромашка аптечная, дельфиниум гибридный, мирабилис ялапа (ночная красавица), мак самосейка, цинерария приморская и др.). На месте одного из исторических павильонов крытой галереи была сооружена смотровая площадка из стали, полностью сохранившая объемные параметры остальных павильонов. На реконструкцию Приватного сада Управлением Федеральных садов и Администрацией Шенбрунна было потрачено около 560 000 евро.

Заключение. В ходе многовековой истории в парке Шенбрунна сформировалась уникальная композиционная структура, сочетающая черты барокко, рококо и классицизма. Благодаряря заботе и уходу не одного поколения, была сохранена главная концепция ансамбля XVIII ст. Комплексный и системный подход в реконструкции парка Шенбрунна решает не только вопросы его поэтапного обновления, но и позволяет адаптировать исторический ансамбль к высоким рекреационным и туристическим нагрузкам, а также обеспечить соответствие требованиям, предъявляемым к нему как к памятнику всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Литература

1. Клукерт, Э. Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней / Э. Клукерт. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008. - 496 с.

2. Iby, E. Schönbrunner Schlospark / E. Iby. - Leobersdorf: Stiepan Druck Ges. m.b.H., 2008. - 64 р.

3. Kurdiovsky, R. The garden of Schönbrunn / R. Kurdiovsky. - Wien: Rezidenz Verlag, 2005. - 144 р.

4. Der Schlosspark von Schönbrunn. - Режим доступа: http://www.schoenbrunn.at. -Вена, 2011. - Дата доступа: 11.04.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.