Научная статья на тему 'Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте'

Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
284
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF ONLINE COMMUNICATION / VIRTUAL SPACE / SELF-PRESENTATION / REPRESENTATION / COMMUNICATION TRAINING / ONLINE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кретова Ольга Владимировна, Черная Елена Васильевна

В статье акцентируется внимание на новой для современного общества проблеме культуры интернет общения. Автор анализирует понятие культуры-интернет общения, особенности его влияния на личность в юношеском возрасте и предалагает модель формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODELLING TECHNOLOGY USE IN SOLVING THE PROBLEM OF CULTURE OF ONLINE COMMUNICATION FORMATION IN ADOLESCENCE

In the article the attention is paid to a new problem for modern society culture of online communication. The author analyzes the concept of culture of online communication and peculiarities of its influence on personality in adolescence; moreover, the author proposes a formation model of culture of online communication in adolescence.

Текст научной работы на тему «Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Кретова Ольга Владимировна

студент III курса Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, РФ, г. Южно-Сахалинск

Черная Елена Васильевна преподаватель высшей квалификационной категории,руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, РФ, г. Южно-Сахалинск

E-mail: elena cherrnaya@mail.ru

PECULIARITIES OF MODELLING TECHNOLOGY USE IN SOLVING THE PROBLEM OF CULTURE OF ONLINE COMMUNICATION FORMATION IN ADOLESCENCE

Olga Kretova

3rd year student of Yuzhno-Sakhalinsk Teachers Training College, Sakhalin State

University, Russia Yuzhno-Sakhalinsk

Elena Chernaya

lecturer of Higher Qualification Grade, Head of Research Methodological Center of

Yuzhno-Sakhalinsk Teachers Training College, Sakhalin State University, Russia

Yuzhno-Sakhalinsk

АННОТАЦИЯ

В статье акцентируется внимание на новой для современного общества проблеме — культуры интернет общения. Автор анализирует понятие культуры-интернет общения, особенности его влияния на личность в юношеском возрасте и предалагает модель формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте.

ABSTRACT

In the article the attention is paid to a new problem for modern society — culture of online communication. The author analyzes the concept of culture of online communication and peculiarities of its influence on personality in adolescence; moreover, the author proposes a formation model of culture of online communication in adolescence.

Ключевые слова: Культура интернет-общения; виртуальное пространство; интернет-общение; самопрезентация; репрезентация; тренинг общения.

Keywords: culture of online communication; virtual space; online communication; self-presentation; representation; communication training.

Актуальность исследования проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте заключается в том, что в результате наступления века инноваций и новых технологий в обществе произошли значительные изменения в области средств массовой информации (СМИ), повлекшие за собой трансформацию привычных процессов коммуникации людей, создание виртуальной личности [7]. А привлекательность интернета, как качественно новой коммуникативной среды, привела к тому, что в настоящее время молодежь, находящаяся в подростковом и юношеском возрасте, значительную часть времени проводит в интернет-пространстве. Так, по данным Фонда Общественного Мнения (ФОМ), на осень 2012 г. месячная аудитория интернета в России составляла 61,2 млн. человек старше 18 лет — это более 52 % всего совершеннолетнего населения страны. Три четверти из них (47 млн. человек) выходят в сеть ежедневно [5]. Это поставило перед психологической и педагогической наукой новые вопросы, в числе которых важная роль принадлежит проблеме формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте.

Данное исследование нацелено на выявление организационных аспектов социально-педагогической деятельности, направленной на привитие основ культуры интернет-общения в юношеском возрасте.

Главной особенностью формирования культуры общения современной личности является то, что оно происходит, опираясь на киберпространство и виртуализацию. С одной стороны, данное явление способствует развитию культуры общения личности, так как интернет раздвигает границы реальности, а с другой — это некий уход личности в виртуальный мир, который создает

иллюзии жизни, а также провоцирует появление депресивных состояний, фрустрации и т. д.

Заметим, что в виртуальном пространстве, коммуникация создается за счет развития социальной среды, в которой существует свой специфический язык общения (жаргон, сокращенные слова, элементы субкультуры криминального мира), далекий от классического понимания русской речи. При этом психолого-педагогический аспект пребывания человека в интернете рассматривается с точки зрения позиции информатизации образования, а также развития дистанционного обучения, однако последние тенденции перехода реальной жизни юношества в виртуальную среду, создают новые задачи для организации и управления педагогического процесса.

Следует отметить и тот факт, что данный феномен современного общества вызывает огромный интерес у ряда исследователей. Среди отечественных ученых, работающих в данном направлении, можно назвать А.И. Рактива [6], А.В. Чуганова [8] А.Е. Войскунского [2], А.Е. Жичкиной [3] и многих других.

Известно, что интернет-общение — это общение в режиме диалога в виртуальном пространстве, не подразумевающее личное присутствие; это мир, который имеет собственные правила, нормы и законы, отражающий все недостатки и достоинства современного общества. Поэтому можно говорить о том, что общение в интернете обладает своими специфическими особенностями, отличающие данный вид общения от привычного реального диалога, для которых характерно следующее:

1. анонимность;

2. своеобразие процессов протекания межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации;

3. желательность и добровольность контактов, так как пользователь по собственной воле завязывает общение, либо избегает их;

4. трудность в эмоциональном компоненте общения, либо стремительное желание к наполнению текста эмоциональной окраской, выражающееся в создании специальных знаков;

5. стремление к ненормативному, нетипичному поведению [9].

Сегодня не вызывает удивления тот факт, что интернет — это мир, который обладает собственными правилами и законами, отражающий все недостатки и достоинства современного общества. Мы полагаем, что сегодня интернет-культуру уже можно выделить в самостоятельную область научного знания, определяющую тенденции развития общения в сети, которая формируется в результате ряда обстоятельств, среди которых можно выделить основные, а именно:

1. Расширение и развитие связей между людьми, а также нахождение новых причин и оснований для вступления в общение.

2. Появление новой формы общения, позволяющей общаться с неявными субъектами, формируя новые формы общения личности.

3. Компенсирование неудовлетворенных потребностей в общении, а также процесс стремления к самовыражению в реальных контактах активных включение в процессы компьютерного общения.

4. Активный рост интерактивного общения, что накладывает свой отпечаток на реальный мир.

5. Расширение специфического словарного запаса, а так же изменение в структуре языка.

6. Отсутствие общепринятых норм морали и правил культуры общения между людьми [10].

Мы полагаем, что все вышеперечисленное самым непосредственным образом оказывает влияние на развитие личности в юношеском возрасте.

Бесспорно, умеренное использование интернет-общения, а также соблюдение всех норм и культуры общения в интернете, позволяют выделить такие положительные стороны рассматриваемого вида коммуникации, как:

• возможность саморазвития, расширения социальных контактов и опыта общения, с помощью приобретения новых знакомств;

• развитие раскрепощённости в общении;

• устранение застенчивости, скрытности и скромности;

• развитие познавательной деятельности, проявление самовыражения, а также развитие креативности;

• возможности для построения жизненных целей и планов [4].

В результате виртуального общения посредством интернета юноша или девушка могут проявлять себя в самых разных социальных ролях, презентовать себя, как совершено иного человека. Можно предположить, что участие в интернет-общении может вносить значительный вклад в становление некого четкого содержания личностной идентичности и развития «Я-концепции». В этом случае виртуальное общение помогает бороться с реальными проблемами юношеского возраста, а именно: стеснительностью замкнутостью и другими.

Однако существует и обратная сторона, которая развивает смешение ролей и девиантное поведение. Если молодые люди не обладают адекватными возможностями для выражения всех сторон своего многогранного «Я», то в результате такого общения может происходить смена идентичности, компенсирующая те качества, которые не развиты или совершенно отсутствуют в реальности, и позволяющие ускорить процесс самоактуализации,

Кроме того, если общение в интернете подменяет собой непосредственное общение с собеседником, то этому способствуют определенные психологические причины, которые можно определить следующим образом:

• недостаток насыщенности общения конкретной личности в реальном мире;

• возможность реализации определенных качеств личности, переживания эмоций, проигрывания несуществующих ролей, которые по различным причинам фрустрированы в реальной жизни. Такая возможность обусловлена тем, что общение посредством сети интернет заключается в анонимности, отсутствием нормативов, а также своеобразным принятием одним человеком другого человека [1].

Поэтому основной проблемой личности юношеского возраста, которая прибегает к интенсивному интернет-общению, на наш взгляд, является концентрация в области самопринятия, если девушки и юноши испытывают

некоторые сложности в приватном реальном общении, а также в самораскрытии, принятии себя и реализации телесных потребностей. Возможно, причинами данного факта являются инфантильные, неразвитые механизмы самооценки, которые порождают идеалистические требования, препятствующие формированию адекватных представлений о себе.

Следует отметить тот факт, что исследование проблемы влияния интернет-общения на развитие личности осложняется тем, что виртуальность создает преграды в освоении реальных вещей, компонентов и качеств личности, из-за распространенной анонимности и валидности пользователей глобальной сети. Вместе с тем, мы полагаем, что проведение специальной профилактической педагогической работы с молодыми людьми, находящимися в юношеском возрасте, может способствовать формированию или корректировке нарушений культуры интернет-общения. С данной целью нами была разработана модель социально-педагогической деятельности, представленная ниже.

Теоретическую основу построения модели составляет компетентностный подход, предполагающий умение видеть существенные стороны проблемы и предлагать действенные способы её решения; структурный подход, позволяющий выделять ключевые компоненты (этапы) деятельности и их содержание; системный подход, создающий фундамент для объединения логически взаимосвязанных и последовательных структурных компонентов в единое целое с прогнозируемым ожидаемым результатом.

Таблица 1.

Модель социально-педагогической деятельности по формированию

Проблема Механизм решения Специалисты Ожидаемый результат

I. Диагностический этап

Слабые знания молодых людей о культуре интернет-общения 1. Социальный опрос в сети интернет. 2. Беседа с учащимися на тему: «Что такое интернет- Психолог Социальный педагог Выявление уровня знаний о проблеме культуры интернет-общения. Выяснение отношения молодых людей к проблеме

Проблема Механизм решения Специалисты Ожидаемый результат

культура» 3. Тестировани е (методики "Кто я?", "Самооценка личности") культуры интернет-общения.

П.Аналитический этап

Наличие разрозненной информации, полученной в результате диагностики - Анализ и обобщение полученных результатов социально- педагогической диагностики Психолог Социальный педагог Разработка коррекционно-профилактической программы

III .Коррекционно-профилактический этап

- Лекция " Культура интернет-общения: проблемы использования и раскрытие возможности развития" Повышение уровня знаний о проблеме культуры интернет -общения

Слабые знания о культуре интернет-общения - Дискуссия "Виртуальное общение: влияние на окружающую реальность" - Круглый стол "Влияние интернета на своеобразие личности: феномен потери в виртуальной личности" - Семинар "Этика делового общения в сети интернет или как Социальный педагог Учитель информатики Психолог Взаимообогащение имеющихся предметных позиций участников относительно обсуждаемой проблемы Активизация позиции учащихся в принятии правил культуры интернет -общения. Выработка полезных правил общения в сети интернет Формирование у

Проблема Механизм решения Специалисты Ожидаемый результат

построить карьеру" учащихся установок на соблюдение этических норм делового общения в сети

Проблема адекватности репрезентации как отображения внутреннего мира посредством общения в сети интернет - Тренинг "Интернет-общение как форма адекватной репрезентации" Социальный педагог Формирование адекватной репрезентации у участников

Слабая знания о проблеме анонимности в сети и её последствиях - Семинар "Анонимность в сети или можно ли спрятаться по ником" Социальный педагог Повышение уровня правой культуры в области использования сети интернет

Трудности самопрезентации - Тренинг общения на форуме Социальный педагог Развитие коммуникативных умений, культуры интернет-общения

ТУ.Заключительный этап

Разный индивидуальный уровень - Проведение повторной диагностики Социальный педагог Оценка эффективности деятельности специалиста

Таким образом, охарактеризовав феномен культуры интернет-общения как психолого-педагогической проблему, мы выделяем следующие её показатели:

• информационную просвещенность молодых людей о культуре интернет-общения;

• знание и соблюдение социально приемлемых этических правил виртуального общения;

• соблюдение основ правовой культуры в процессе виртуального общения;

• навыки адекватной самопрезентации и репрезентации в сети интернет.

Заметим, что данная модель носит концептуальный характер и создает

основу для дальнейшей разработки содержания каждого этапа с последующей

её апробацией.

Список литературы:

1. Арестова О.Н., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. ун-та. Серия 14. Психология. № 4. — С. 16.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. [Электронный ресурс]

— Режим доступа. — URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/voyskunskiy/babaeva&voyskunskiy 199 8.pdf (дата обращения: 12.11.2013).

3. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон [сайт]. [2008]. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://flo giston .ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения 14.11.2013).

4. Новиков К.Ю. Психология. Дети. СМИ. Новое поколение в виртуальных мирах. М.: ИКАР, 2008. — С. 172.

5. Развитие интернета в регионах России в 2013 г.: информационные бюллетени. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://company.yandex.ru/researches/reports/2013/ya internet regions 2013.xm l#toc6 (дата обращения: 19.10.2013).

6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политика, 1991.

— 287 с.

7. Фаритовна И.П. Культура общения личности [Электронный ресурс] // Человек и наука [сайт]. [2003]. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cheloveknauka.com/kultura-obscheniya-lichnosti (дата обращения: 15.11.13).

8. Чугунов А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. СПб., 2000. — 130 с.

9. Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении // Конференция на портале "Аудиториум": [сайт]. [2004]. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://banderus2.narod.ru/74970.htm (дата обращения: 19.10.2013).

10. Якимец В. Социальное мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий. М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.