Научная статья на тему 'Особенности использования балльно-рейтинговой системы в процессе обучения техническим дисциплинам в вузе'

Особенности использования балльно-рейтинговой системы в процессе обучения техническим дисциплинам в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Роман Юрьевич

В статье рассматривается целесообразность применения балльно-рейтинговой системы в сфере высшего профессионального образования, анализируются и иллюстрируются примерами особенности использования данной системы в процессе преподавания технических дисциплин, поднимается проблема осуществления формирующего оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования балльно-рейтинговой системы в процессе обучения техническим дисциплинам в вузе»

УДК 378.146 ББК Ч480.28

Федоров Р. Ю.

особенности использования балльно-рейтинговой системы в процессе обучения техническим дисциплинам в вузе

В статье рассматривается целесообразность применения балльно-рейтинговой системы в сфере высшего профессионального образования, анализируются и иллюстрируются примерами особенности использования данной системы в процессе преподавания технических дисциплин, поднимается проблема осуществления формирующего оценивания.

Ключевые слова: педагогический контроль, педагогическое оценивание, балльно-рейтинговая система, технические дисциплины, формирующее оценивание.

В последние десятилетия российская система высшего профессионального образования активно интегрируется в мировое образовательное пространство, что обусловливает необходимость разработки инновационных педагогических технологий, введения новой нормативной базы, отвечающей международным документам, обеспечивающим образовательный процесс, актуализирует проблему приведения отечественной системы контроля и оценивания учебных достижений студентов в соответствие с европейскими образовательными стандартами. Одной из унифицированных форм контроля и оценивания обученности студентов вузов является балльно-рейтинговая система (БРС).

БРС - одна из современных педагогических технологий, используемая в системе менеджмента качества образовательных услуг, представляет собой «систему оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых измерениях» [4, с. 8]. Она является не только контролирующе-оценивающим средством, но и инструментом определения рейтинга студента.

БРС призвана структурировать систему показателей уровня обученности студентов, обобщить и систематизировать форму и содержание контрольно-измерительных материалов. Применение БРС требует унифи-

кации методов и форм контроля, критериев оценивания результатов, выработки единой системы шкалирования, сбора, обработки и интерпретации данных. Все виды работ студентов и все выполняемые ими задания должны адекватно оцениваться определенным количеством баллов, набирая которые в итоге они могут получить зачет или экзамен досрочно. Обучающиеся, приступающие к изучению дисциплины, в обязательном порядке должны быть информированы о способах и параметрах оценивания их деятельности, количестве контрольных мероприятий и времени их проведения; кроме того, они имеют право в течение семестра получать аргументированную информацию о количестве набранных ими баллов и о своем текущем рейтинге.

Виды работ и соответствующее распределение баллов определяются преподавателем, ведущим дисциплину. При этом выделяются обязательные для выполнения работы (инвариантная, базовая часть) и работы, выполняемые по усмотрению студента (вариативная часть), включая дополнительные задания (тестирование, собеседование, написание и защита реферата и пр.), позволяющие обучающимся повторить или углубленно изучить материал и набрать недостающие баллы. Студенты должны ясно представлять себе, какие баллы за выполнение каких

заданий они могут получить. Например, при написании самостоятельной работы обучающийся может выбрать один из вариантов, что является обязательным условием освоения учебного материала. Однако для получения большего количества дополнительных баллов ему будет необходимо рассмотреть и выполнить все задания [2, с. 4].

Преимущество БРС по сравнению с традиционной системой состоит в том, что она позволяет суммировать результаты контроля уровня обученности студента на протяжении определенного отрезка времени, что в определенной степени исключает субъективизм со стороны преподавателя. БРС обладает высокой дифференцирующей способностью, тогда как традиционная система имеет, по сути, четыре балла для оценки: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». БРС стимулирует студента к осуществлению регулярной и систематической работы в течение семестра, позволяет поощрить обучающихся дополнительными баллами за участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах, за активную работу на практических занятиях и выполнение дополнительных заданий (подготовка презентации, реферата или сообщения), за публикацию результатов своей научной деятельности и т.д. С помощью БРС преподаватели могут оценить реальный уровень овладения студентами учебным материалом, что позволяет вовремя скорректировать образовательный процесс.

Как правило, использование БРС имеет свои особенности для так называемых теоретических дисциплин и для дисциплин, включающих практическую составляющую. К последним относятся разнообразные технические дисциплины и, в частности, курсы, связанные с изучением конструкций автомобилей. Среди них можно назвать такие, как: «Конструкции транспортных средств специального назначения», «Проектирование транспортных средств специального

назначения», «Основы научных исследований и испытания транспортных средств специального назначения», «Информационные основы автомобильного тюнинга», «Энергетические установки транспортных средств специального назначения», «Ремонт узлов и агрегатов шасси автомобилей» и др [3].

Все названные дисциплины ориентированы как на формирование у студентов теоретической базы знаний по специальности, приобретение навыков анализа и синтеза информации, так и на применение полученных знаний в практической деятельности. Однако цели и задачи данных дисциплин различны. Одни из них являются общепрофессиональными; они нацелены на формирование у студентов прочных знаний об устройстве автомобиля, технических условиях сборки и модификации автотранспортных средств; учат анализировать рабочие процессы в агрегатах и механизмах автомобилей. Другие дисциплины имеют специализированный характер, основаны на более глубоком изучении деталей автомобилей, способах их ремонта, а также, что немаловажно, связаны с организацией технологических процессов и с управлением производством в системе автосервиса (к примеру, дисциплина «Технология и организация фирменного обслуживания»).

Учитывая специфику той или иной дисциплины, преподавателю необходимо выбирать адекватные ее содержанию формы контроля, позволяющие точно и объективно оценить уровень владения студентами как теоретическим материалом, так и практическими навыками.

При изучении дисциплин, связанных с конструкцией транспортных средств специального назначения, в качестве форм контроля могут быть использованы следующие: тестирование, выполнение лабораторных, самостоятельных и практических работ, написание отчетов по лабораторным работам,

рефератов и научных проектов, включающих практическую часть, защита курсовых работ (проектов), подготовка доклада и его презентация, дискуссия, коллоквиум, собеседование и др.

Одним из условий эффективности применения БРС при изучении технических дисциплин в вузе является целенаправленное формирование системы контрольных задач прикладного характера, дифференцированных по степени сложности и удовлетворяющих требованиям полноты и преемственности [5]. При этом необходимо предусматривать задачи различного функционального назначения: проверка понимания теоретического материала, оценка развития мыслительных способностей (например, способность к логическим рассуждениям), контроль овладения практическими умениями и навыками. Количество задач каждой функциональной группы должно определяться с учетом специфики контрольного мероприятия (тест или лабораторная работа) и особенностей содержания изучаемой дисциплины. В этой связи следует выделить в каждой теме ключевые задачи комплексного характера, требующие содержательных интерпретаций, преломляемых в сферу будущей профессиональной деятельности. Желательно использовать не только корректные задачи (т.е. задачи, решение которой существует и является однозначно определенным), но и разные типы некорректных задач.

Взаимосвязь между теоретическим или практическим компонентом учебного материала осуществляется на основе моделирования (в частности, математического). Поэтому объектом специального оценивания могут являться умения и навыки студентов, связанные с построением, интерпретацией и использованием разных видов моделей [5]. Для более успешного изучения студентами технических дисциплин преподавателю необходимо следить,

чтобы каждый вид предлагаемого задания включал практическую составляющую, требующую проведения анализа, эксперимента, расчетов и т.п., чтобы практические работы сопровождались теоретическим анализом, а изучаемая теория находила свое применение при выполнении лабораторных работ. При соблюдении данного условия студенты будут подготовлены к написанию курсовой и дипломной работы (проекта), одним из обязательных компонентов которых является практическая разработка, что отражено в предлагаемых для написания работ темах, например: «Проект модернизации автомобильной подвески», «Разработка учебных материалов по теме "Рулевое управление: Конструкция. Анализ конструкций. Рабочие процессы"» и т.д. Гармоничное соединения теории и практики в учебном процессе позволит обеспечить максимально возможное достижение целей и задач изучения того или иного курса, результатом чего станет формирование грамотного, компетентного, широко образованного специалиста.

Преподаватель в соответствии с требованиями учебного заведения устанавливает и доводит до студентов интервалы градаций баллов, связанные со шкалами оценок успеваемости. Для дисциплин, формой итогового контроля которых является экзамен, а также для оценки курсовых и дипломных работ (проектов) обычно используют 100-балльную шкалу, а дисциплины, завершающиеся зачетом, оценивают по 60-балльной шкале. В условиях БРС оценка обученности студентов будет производиться по результатам суммирования всех полученных ими баллов за все выполненные им задания и работы в период изучения дисциплины, включая тестирования, результаты выполненных практических заданий, лабораторных работ, курсовых работ (проектов), ответы на вопросы к экзамену (зачету) и др.

В самом начале семестра студент должен быть ознакомлен с требованиями, предъявляемыми к выполнению всех видов работ, перечнем тем практических занятий и лабораторных работ. Зная критерии оценивания, он будет понимать, что, например, на практическом занятии по теме «Определение сил, действующих на шатунную шейку. Построение диаграммы износа шатунной шейки» преподаватель будет оценивать правильность выполнения расчетов и построения диаграммы, а также оформление работы согласно ГОСТу. Правильное выполнение каждой из этих составляющих позволяет получить определенное количество баллов, которые в сумме составят оценку за практическое занятие.

Контроль выполнения лабораторных работ (например, такие темы, как: «Регулировочная характеристика двигателя», «Снятие нагрузочных характеристик реле-регулятора», «Система питания двигателей», «Кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения двигателя») основывается на таких критериях, как степень участия студента в лабораторных испытаниях и его активность в ходе лабораторной работы, качество и полнота выполнения отчета, соответствие теоретических расчетов практическому результату и др.

Использование БРС не только позволяет объективно, всесторонне контролировать процесс учебной деятельности студента и оценивать его знания и навыки, приобретаемые при изучении технических дисциплин. Реализация БРС в учреждениях высшего профессионального образования предполагает достижение и таких результатов, как: усиление мотивации студентов к освоению образовательных программ, активизация их самостоятельной работы

и повышение ее роли в приобретении профессиональных знаний и навыков [1, с. 66]. Данная система позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, поскольку каждый обучающийся может выбрать наиболее удобную для себя форму получения баллов, необходимых для получения зачета (экзамена); при данной системе может учитываться психотип и индивидуальные возможности студента (кому-то сложно выступать перед аудиторией, и поэтому при данном виде контроля велика вероятность получения низкой оценки, но при этом он, хорошо владея учебным материалом, может отлично выполнить тест или написать контрольную работу). Кроме того, благодаря возможности получения дополнительных, или поощрительных, баллов, обучающийся может повысить свой рейтинг (например, для получения стипендии). При этом студент может сам «выстраивать» стратегию своего обучения и планировать свой учебный график, что, безусловно, целиком удовлетворяет всем условиям такой педагогической технологии, как формирующее оценивание, поскольку обучающийся сам может непосредственно влиять на результаты оценивания, выбирая наиболее комфортную для него форму получения знаний и навыков, а также прогнозировать результаты своего обучения.

Таким образом, в условиях применения БРС студент сам участвует в процессе оценивания своих учебных достижений, а это является мощнейшим мотивирующим и стимулирующим фактором, который, в конечном итоге, способствует не только повышению уровня обученности студента, но и развитию его как самостоятельной и ответственной личности, формирование которой - одна из главных задач вузовского образования.

список ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аркаева Р. П. Квалиметрический подход к реализации балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов вузов: дис. .. канд. пед. наук: 13.00.08. Владикавказ, 2011. 152 с.

2. Вохмин Д. М. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Рабочие процессы и основы расчета ТиТМО» .Тюмень, 2012. 16 с.

3. Основная образовательная программа ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел России» по специальности 23.05.02 - Транспортные средства специального назначения.

4. Григорьева Г. В., Риттер С. Н., Тепляков А. М. Диагностика знаний с использованием динамичного рейтинга: учеб. пособие. Челябинск, 2001. 124 с.

5. Лебедева И. П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании. Пермь, 2003. 121 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.