Научная статья на тему 'Особенности инвестиций в науку и образование'

Особенности инвестиций в науку и образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конкурентоспособность / Инвестиции / Competitiveness / Investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майстер Дмитрий Викторович

Новый этап в ходе реформ наступил после вступления России в Болонский процесс, предполагающий не только унификацию «правил игры» на европейском рынке образовательных услуг, но и развитие конкурентных преимуществ отдельных вузов и стран. Создание таких преимуществ может позволить российским вузам формировать свою стратегию в мировом образовательном пространстве. Опыт зарубежных университетов и национальных экономических обществ показывает, что на пути повышения эффективности экономического образования приходится учитывать различные его аспекты, среди которых специфика самого экономического образования, содержание, объём и методика преподавания учебных дисциплин, активная роль студентов и их способность к усвоению знаний и навыков, необходимых для современных экономистов, управленцев и других экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of foreign universities and national economic societies shows that on a way of increase of efficiency of economic education it is necessary to consider its various aspects, among which specificity of the economic education, the maintenance, volume and a technique of teaching of subject matters, an active role of students and their ability to mastering of knowledge and the skills necessary for modern economists, managers and other economic specialities. The new stage during reforms has come after the introduction of Russia into the Bolonsky process assuming not only unification of «game rules» in the European market of educational services, but also development of competitive advantages of separate high schools and the countries. Creation of such advantages presumes to form to the Russian high schools the strategy in world educational space.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиций в науку и образование»

Майстер Дмитрий Викторович, заместитель ректора НОУ ВПО СИМЭБ «Планета»

Особенности инвестиций в науку и образование

Новый этап в ходе реформ наступил после вступления России в Болонский процесс, предполагающий не только унификацию «правил игры» на европейском рынке образовательных услуг, но и развитие конкурентных преимуществ отдельных вузов и стран. Создание таких преимуществ может позволить российским вузам формировать свою стратегию в мировом образовательном пространстве.

Опыт зарубежных университетов и национальных экономических обществ показывает, что на пути повышения эффективности экономического образования приходится учитывать различные его аспекты, среди которых специфика самого экономического образования, содержание, объём и методика преподавания учебных дисциплин, активная роль студентов и их способность к усвоению знаний и навыков, необходимых для современных экономистов, управленцев и других экономических специальностей.

Experience of foreign universities and national economic societies shows that on a way of increase of efficiency of economic education it is necessary to consider its various aspects, among which specificity of the economic education, the maintenance, volume and a technique of teaching of subject matters, an active role of students and their ability to mastering of knowledge and the skills necessary for modern economists, managers and other economic specialities.

The new stage during reforms has come after the introduction of Russia into the Bolonsky process assuming not only unification of «game rules» in the European market of educational services, but also development of competitive advantages of separate high schools and the countries. Creation of such advantages presumes to form to the Russian high schools the strategy in world educational space.

Ключевые слова

Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.

Инвестиции (от лат. investio - облачаю) - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т.ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Competitiveness - ability of the goods or service to bear comparison with the similar goods and services of other manufacturers at preservation среднерыночной of the price.

Investments - money resources, target bank contributions, shares, actions and other securities, technologies, cars, the equipment, licenses, including and for trade marks, credits, any other property or property rights, the intellectual values put in objects enterprise and other kinds of activity with a view of reception of profit (income) and achievement of positive social effect.

В эпоху бурного распространения информационно-коммуникационных технологий человеческий потенциал страны во все большей степени становится решающим фактором её конкурентосопособности в глобальном мире. Не случайно в развитых странах растёт внимание к уровню инновационной и экономической подготовки своих граждан. Становление и развитие рыночной экономики в России потребовало радикальных изменений как в содержании, так и в структуре национальной системы экономического образования. Новый этап в ходе реформ наступил после вступления России в Болонский процесс, предполагающий не только унификацию «правил игры» на европейском рынке образовательных услуг, но и развитие конкурентных преимуществ отдельных вузов и стран. Создание таких преимуществ может позволить российским вузам формировать свою

стратегию в мировом образовательном пространстве.

Проблема эффективности экономического образования комплексна, поэтому её рассмотрение на основе модели «затраты-выпуск» не может дать полной аналитической картины. Опыт зарубежных университетов и национальных экономических обществ показывает, что на пути повышения эффективности экономического образования приходится учитывать различные его аспекты, среди которых специфика самого экономического образования, содержание, объём и методика преподавания учебных дисциплин, активная роль студентов и их способность к усвоению знаний и навыков, необходимых для современных экономистов, управленцев и других экономических специальностей.

Как показывает практика передовых в научно-техническом и экономическом отношениях стран мира, интенсификация воспроизводственного процесса по инновационному типу в решающей мере определяется темпами и масштабами развития приоритетных направлений науки и техники; уровнем подготовки и оптимальностью состава работников всех квалификационных уровней, степенью прогрессивности средств научно-производственого труда, обеспечивающих ускоренную реализацию инновационных проектов, объемом и качественными характеристиками инвестиций, направляемым на эти цели.

При этом следует учитывать ряд особенностей, характерных для инвестиций в сферу науки и образования, в процесс профессионально-квалификационного развития рабочей силы инновационного обновления производства.

Во-первых, основная особенность инвестиций в сферу науки и образования заключается в том, что они идут как на воспроизводство интеллектуальнодуховного потенциала общества, так и развитие творческих способностей, профессионализма каждого индивида, повышению его социального статуса.

Во-вторых, они осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов воспроизводственного процесса, пока вновь не понадобится переподготовка работников в связи с возросшими требованиями инновационного процесса. Следовательно, инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала и должны непосредственно относиться к

издержкам производства. При этом в процессе перенесения части затрат, вложенных в подготовку и квалификационный рост работников, на вновь создаваемую наукоемкую продукцию, более квалифицированная часть работников создает за равные промежутки времени более высокую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки.

В-третьих, длительность периода, в течение которого затраты на подготовку и квалификационный рост работников переносятся на вновь выпускаемую продукцию, должна определяться периодом морального старения приобретенных обучавшимися профессиональных знаний, который, в свою очередь, вытекает из длительности цикла обновления знаний в соответствующих областях науки и техники. При этом стремление к сокращению указанного срока возмещения затрат на подготовку и переподготовку кадров ведет к неоправданному завышению себестоимости выпускаемой продукции и снижению прибыли и, наоборот, его удлинение - сдерживает рост профессионально-квалификационного уровня работников, осуществляющих инновационное обновление производства, а, следовательно, сдерживает возможность создания за равные промежутки времени более высокой стоимости, чем средний труд.

В-четвертых, образовательный процесс предполагает овладение обучающимися постоянно обновляющейся системой знаний, что неизбежно обуславливает воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня, а в условиях становления и развития механизма рыночных отношений, стремления России завоевать устойчивые позиции на мировом рынке наукоемкой продукции, речь должна идти только о расширенном воспроизводстве рабочей силы, реализующей инновационные проекты.

В-пятых, инвестиции в образование, профессионально-квалификационное развитие рабочей силы могут быть прямыми и косвенными. Прямые затраты в сферу образования направляются непосредственно на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое оснащение, совершенствование системы технических средств организации учебного процесса, оплату труда профессорско-преподавательского состава и

учебно-вспомогательных работников, разработку информационно-обучающих технологий и учебно-методических материалов как на электронных, так и бумажных носителях, управление процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на различных квалификационных уровнях и

др.

В то же время, чтобы процесс обучения и квалификационного роста работников отвечал современным требования научно-технологического развития производства, требуются инвестиции в развитие системы знаний научного фонда общества, прежде всего фундаментальные и прикладные исследование, совершенствование информационного поля учебно-научного труда, квалификационный рост и совершенствование структуры и квалификационного уровня научно-педагогических состава учебных заведений, передающих систему знаний обучающимся, наконец, усиление социальной защищенности научно-

педагогических работников в условиях развития механизма рыночных отношений, которые носят косвенный характер.

Более того, научные знания становятся общедоступными и осваиваются значительно меньшими усилиями и средствами, чем те, которые были затрачены при их производстве. Они могут служить обществу в течение длительного периода времени, что может привести к ошибочному мнению о даровом характере приобретения знаний последующими поколениями.

Как известно, исходя из самой своей экономической природы, избыток стоимости, при производстве качественно новых видов продукции, создаваемый за счет применения труда более высокой квалификации, требует более высоких затрат всех видов ресурсов на предшествующих этапах - в период обучения и квалификационного роста каждого работника. В то же время ограниченность ресурсов, которые общество может выделить на воспроизводство работников интеллектуального труда, обусловливают особую актуальность проблемы оптимизации их использования и достижения за счет этого более высокого квалификационного уровня специалистов, необходимых для успешной реализации инновационных проектов.

В выступлении на III съезде Российского союза ректоров В.В. Путин подчеркнул: «Образование - это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, и от успешного его развития зависит само будущее - и нашей страны в целом, и наших детей».

Литература:

1. Болонский процесс и его значение для России (Интеграция высшего образования в Европе). М.: РЭЦЭП, 2008. - С. 99.

2. Друкер П. Инвестиции и предпринимательство. - М., 2008. - 176 с.

3. Иванов А. Е.. Высшая школа России в конце Х1Х - начале ХХ века. - М.,

2006. - С. 34-35.

4. Сабуров Е. Ф. Система образования: уровни, фильтры, сигналы // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.