Научная статья на тему 'Особенности инвестиционной деятельности в инновационной сфере'

Особенности инвестиционной деятельности в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1796
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССОВ / INVESTMENT / INNOVATION SPHERE / FEATURES AND SPECIFIC INVESTMENT AND INNOVATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищулин О. В.

В статье рассмотрены особенности инвестиционной деятельности в инновационной сфере с учетом специфики опосредованности инвестиционного и инновационного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features investment in innovation

The peculiarities of investment activity in the sphere of innovation-specific mediation of investment and innovation processes.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционной деятельности в инновационной сфере»

Glukhova S.M., Tchernov A.YU.

THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE ISSUER OF SECURITIES (ON THE EXAMPLE OF THE KOSTROMA REGION)

ne peculiarities of debt securities of entities of the Russian Federation, for example, the Kostroma region. Keywords: securities, a constituent entity of the Russian Federation, Kostromskaya oblast, bond, issue.

УДК 330.322

Пищулин О.В.

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

В статье рассмотрены особенности инвестиционной деятельности в инновационной сфере с учетом специфики опосредованности инвестиционного и инновационного процессов.

Ключевые слова: Инвестиционная деятельность, инновационная сфера, особенности и специфика инвестиционного и инновационного процессов.

Введение

В целях обеспечения наиболее полного охвата специфики и закономерностей экономического механизма стимулирования инвестиций в сферу научно-технической инновационной деятельности, представляется целесообразным разделить его для начала на две относительно самостоятельные составляющие - инвестиционную и инновационную сферы. Анализ закономерностей каждой из сфер позволит определить необходимые варианты их соединения, отвечающие задачам данного исследования. Поэтому ниже рассмотрим сначала особенности инвестиционного процесса, методы его активизации, предлагаемые различными экономическими концепциями, и возможности применения таких методов в условиях современной трансформационной экономики России.

Понятие инвестирования в научно-техническую сферу относительно новое для современной экономики России, и не только потому, что в условиях существования командно-административной экономики понятие «инвестирования» было деформировано и фактически сводилось к централизованному, финансированию научно-технической сферы (различие между этими понятиями будет рассмотрено ниже), но и потому, что это явление в принципе является относительно новым для всех современных экономик промышленно развитых стран, вступающих в эпоху постиндустриального развития [2;4;8]. Этим обусловливается и широкий интерес к данной проблематике, наблюдающийся сейчас в мировой экономической литературе.

Прежде чем приступать к рассмотрению особенностей инвестиционного процесса в научно-тех-

нической инновационной сфере необходимо, в целях установления терминологической ясности, привести то толкование термина «инвестиции» применительно к сфере научно-технической инновационной деятельности, которое будет использоваться в дальнейшем в данной работе.

Как известно, различают инвестиции двух видов: реальные и финансовые (портфельные). Под реальными понимают инвестиции в какой либо тип материально осязаемых активов - землю, оборудование, заводы. Финансовые - вложения в финансовые активы - акции и др. ценные бумаги. Общим для этих двух видов, а следовательно, и для инвестиций вообще является то, что целью вложения капитала является его последующий прирост (при рост объекта вложения). Таким образом, одним из основных критериев отграничения инвестиций от любых других форм вложения капитала (например, в целях долгосрочного потребления) является получение прибыли от вложенных средств, прирост капитала. Результатом реальных инвестиций обязательно выступает вновь созданная стоимость, которая превосходит совокупные затраты на её создание. В макроэкономическом смысле инвестиции подразумевают создание в экономике нового капитала.

До недавнего времени, а именно финансового кризиса конца лета 1998г., под инвестициями в нашей стране чаще всего подразумевались операции на финансовых рынках страны, что в целом соответствовало общим тенденциям в развитых странах, где инвестиции чаще трактуются в финансовом аспекте, чем в плане их осуществления в реальном секторе экономики. Достаточно вспомнить недавно переведенные на русский язык известные учеб-

© Пищулин О.В., 2014

Экономика образования ♦ № 2, 2014

159

ники «Основы инвестирования» (авторы: Лоренс Дж. Гитман, Майкл Д. Джонк), «Инвестиции» (авторы: Уильям Шарп, Гордон Дж. Адександер, джеффри В. Бэйли), где основной упор при исследовании инвестиционного процесса делается на вложения в ценные бумаги и другие формы финансовых инвестиций. Авторы вышеупомянутых учебников обосновывают это тем, что осуществление основной части инвестиций в реальном секторе экономики присуще , примитивным экономикам, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями.

Между тем, инвестиционный бум, являющийся необходимой предпосылкой выхода из экономического кризиса - практически неизбежного при развитии трансформационных процессов - возможен лишь при положительной динамике реальных инвестиций. В этом смысле важнейшей характеристикой инвестиционного процесса является то, что реальные инвестиции представляют собой ту часть общественных ресурсов, которая обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса в экономике, как в его простой, так и в расширенной форме. Поэтому реальные инвестиции необходимы для преодоления отсталости и устарелости материально-технической и технологической базы производства, массового обновления основного капитала [3;5].

Таким образом, инвестиционная динамика -ОДИН из наиболее важных макроэкономических показателей, характеризующих степень благополучия экономики, её равновесное развитие. Экономический смысл реального инвестирования, рассматриваемого на макроуровне, заключается в том, что оно увеличивает национальный продукт в будущем. По своему содержанию инвестиции - это часть общественных ресурсов, изымаемых из текущего потребления, вкладываемых в производство в расчете на получение будущего дохода. Динамика инвестиций, тем самым, является тем фундаментальным параметром, который выражает самую общую пропорцию, в какой общество распределяет доступные ему ресурсы между текущим потреблением и задачами своего выживания в будущем.

Поэтому анализ эффективных методов стимулирования положительной инвестиционной динамики в переходной экономике России, способен значительно продвинуть в сторону понимания характера и темпов будущего развития экономики страны, определить возможности ускорения трансформационных процессов, направленных на формирование социально-ориентированной рыночной экономики, отвечающей требованиям начала XXI века.

Основная часть

Анализируя возможности совершенствования системы стимулов для оживления инвестиционного процесса в инновационной сфере, необходимо

рассмотреть объективные условия, определяющие характер и уровень развития общеэкономических процессов. Это необходимо, поскольку субъективные предпосылки активизации инновационных процессов, определяемые волевыми действиями государства и иных общественных институтов, не должны (как это характерно для современной экономики России) , идти вразрез с объективной экономической реальностью.

Инновационная сфера экономики России находится в кризисном состоянии, что обусловлено общеэкономическим кризисом в стране. Особенно сильно на состоянии инновационного потенциала сказывается финансовый кризис, в том числе и в инвестиционной сфере [7;9].

Причины кризиса в основном кроются в развертывании трансформационных процессов. В условиях кризиса активизации инвестиционной и инновационной сфер способствует проведение специальной инновационно-ориентированной инвестиционной политики. Однако проблемы в её осуществлении имеют глобальный и объективный характер. Основными объективными причинами их являются незавершенность рыночных преобразований, отсутствие четко очерченной стратегии реформ, преследующей строго определенные цели и позволяющей построить цельную макроэкономическую модель трансформации экономической системы России.

Как известно из теории переходной экономики начальными этапами осуществления трансформационных, реформ являются макроэкономическая стабилизация и институциональная перестройка экономики, основными задачами которых являются остановка спада производства и стабилизация финансового положения при сохранении потенциала возрождения экономического роста, а также завершение формирования субъектов и инфраструктуры рыночной экономики.

Без предварительного (или, по крайней мере, параллельного) прохождения ЭТИХ этапов осуществление каких-либо экономических мероприятий, включая инвестиционную политику в инновационной сфере, представляется невозможным в связи с не предсказуемостью результатов таких мероприятий, связанной с тем, что экономика не может функционировать в полном объеме.

Однако именно на этих этапах экономических преобразований в России были допущены серьезные упущения, усугубившие инвестиционный кризис и осложнившие нормальное развитие инновационных процессов в экономике и продолжающие до сих пор оказывать влияние на состояние инвестиционного и инновационного потенциалов.

Так, в 1991-93 гг. была проведена широкая приватизация, результатом которой явилось то, что значительное количество производственных мощнос-

тей перешло в собственность прежней хозяйственной ЭЛИТЫ, крупных банковских синдикатов, созданными при поддержке государства или региональных элит, имеющих доступ к средствам федеральных или местных бюджетов.

Таким образом, основная цель данного экономического преобразования - формирования класса активных собственников, как необходимого элемента для осуществления эффективного инвестиционного процесса, - осталась нереализованной в требуемом объеме, поскольку «новые собственники» большей частью оказались, либо не способны, либо не заинтересованы в осуществлении инвестиционной деятельности. Кроме того, поскольку приватизация производилась большей частью за счет погашения государственных приватизационных чеков, то денежные поступления в результате её проведения были незначительны и не создали серьезных инвестиционных средств для предприятий.

Кроме того, предприятия приватизировались по заниженной реальной стоимости, а сами масштабы приватизации привели к тому, что государство лишилось огромной части собственности, которая при этом переходила во владение недостаточно эффективных собственников.

Были распределены контрольные пакеты акций предприятий экспортной направленности: нефтегазовой отрасли, промышленности по добыче и переработке цветных металлов и т.д., - т.е. предприятия, способные приносить значительные доходы, не нуждаясь в техническом перевооружении.

Во-вторых, либерализация цен, приведшая к сокращению производственной и инвестиционной активности товаропроизводителей в результате обесценения их оборотных средств и амортизационных фондов, существенно подорвала инвестиционный потенциал отечественных товаропроизводителей на самом начальном этапе осуществления реформ. В результате либерализации цен, а также в связи с усилением налогового пресса ОПТОВЫЕ цены предприятий повысились по сравнению с 1991 г. в 15-20 раз, возросли цены на инвестиционные товары: продукцию машиностроения - в 18 раз, стройматериалы в 17 раз, лес и пиломатериалы - в 16 раз.

До 1988 г. ресурсы амортизационных отчислений практически полностью находились в распоряжении государства. Основные фонды воспроизводились в плановом порядке на основе принципа необходимости освоения до конца года специально выделяемых средств на капитальные вложения, поскольку с 1 января следующего года все остатки снимались со счетов предприятия. В результате закупки оборудования не всегда соответствовали реальным нуждам предприятия, поскольку покупалось не то, что было необходимо, а то, что можно было купить. Ещё одной характерной чертой прежней системы воспроизводства основных фондов было

то, что практически отсутствовал контроль за сроками окупаемости оборудования, рентабельностью его приобретения. В условиях бюджетного финансирования капитальных вложений мониторинг эффективности использования основных фондов фактически не осуществлялся.

Проблема наиболее полного и рационального использования научно-технического потенциала общества, определения возможностей при влечения его на службу интересам ускорения научно-технического прогресса и, на основе этого, повышения уровня жизни и общественного благосостояния, а также отыскания максимально эффективных общественных форм организации инновационного процесса, является следствием объективных закономерностей, определяющих современное развитие общества, развертывания трансформационных процессов, опосредующих переход к постиндустриальной экономике, информационному обществу. Такая про6лема на сегодняшний день актуальна для всех промышленно развитых стран.

Как и при любой глобальной проблеме, затрагивающей все институт ы и сферы общества, решение данной проблемы должно носить системный, комплексный характер и иметь стратегию и тактику действий.

Как показывает опыт развитых стран, которые первыми ощутили новые тенденции экономического развития общества, на стратегическом уровне решение такой проблемы достигается за счет проведения инновационной политики. Термин «инновационная политика» впервые прозвучал в 1967 г. в докладе Министерства торговли США «Технологические нововведения: управление и условия осуществления».

Главной целью проведения инновационной политики является приведение всех институтов общества в соответствие с новыми социально-экономическими реалиями, определяющими его развитие в будущем, на основе приоритета формирования новых институциональных форм, благоприятствующих развитию науки, ускоренному внедрению её результатов в экономике, и стимулирующих повышение технологического и жизненного уровня общества. Таким образом, выявляется уровень, на котором должна осуществляться инновационная политика. Масштаб её действия охватывает всю социально-экономическую среду, при этом она опирается на такие ключевые сферы как наука, образование, техника экономика (включая предпринимательство, производство, финансовую систему, научно -технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения).

Следовательно, инновационная политика - это совокупность комплексных мероприятий по институциональной перестройке общества в научно-технической, образовательной, производственной, уп-

Экономика образования ♦ № 2, 2014

161

равленческой, финансовой и других сферах, с целью создания новых общественных форм, способствующих ускоренному протеканию инновационных процессов в социальной среде, направленных на совершенствование технологического потенциала общества и улучшение уровня жизни его членов.

Задачи конкретной инновационной политики обусловливаются общими целями глобальных стратегических преобразований экономики, приоритетами выбранных моделей инновационного развития страны и, соответственно, являются производными от последних. Поэтому инновационная политика проводится в строгом соответствии с избранной национальной моделью инновационного развития, которая предопределяет специфический для данной инновационной политики набор приоритетов и инструментов её осуществления.

Необходимо также отметить, что механизмы осуществления инновационной политики разнообразны и прошли определенную эволюцию, обусловленную прохождением обществом различных этапов развития и эволюцией его приоритетов в научно-технической и экономической сферах [10].

Так, на ранних стадиях научно-технической революции в развитых странах Запада (США в 40-50 гг., Франция, Великобритания) была распространена политика «технологического толчка», которая исходила из доминирующей роли государства в определении приоритетных направлений развития науки и техники. Такая политика обосновывалась тем, что только государство обладает достаточными материальными ресурсами, экспертизой и информационным обеспечением необходимыми для стимулирования научно-технического развития. Решение научно-технических и социально-экономических проблем общества в рамках этой политики предусматривала разработку различных государственных программ, крупных капиталовложений и других прямых форм государственного участия.

Исторически следующим типом инновационной политики (в 70-х гг. в США, Японии, Германии, в 80-е гг. в некоторых других развитых странах) стала рыночно ориентированная политика, отводившая главную роль в распределении ресурсов и выборе приоритетов развития науки и техники рыночным механизмам, макроэкономического регулирования. Такая политика была направлена на ограничение роли государства в инновационном процессе и сводила её к поддержке фундаментальных исследований, созданию благоприятного экономического климата и информационной среды для осуществления нововведений в фирмах, стимулирования рыночной инициативы, а также предусматривала сокращение методов государственного регулирования.

Следующие два варианта инновационной политики имеют приблизительно одинаковые временные периоды применения, однако различаются по стра-

нам. Так инновационная политика социальной ориентации получила распространение в ряде европейских стран (в частности, в Германий) с середины 80-х гг. и основывается на согласовании приоритетов инновационного развития с широкой общественностью, использует такие социальные механизмы, как достижение социально-политического консенсуса, а также предусматривает социальное регулирование последствий НТП.

Другой вариант инновационной политики предполагает изменение экономической структуры хозяйственного механизма, за счет уделения большего внимания передовой технологии, используемой для решения широкого круга социально-экономических проблем, а также в целях изменения отраслевой структуры, воздействия на кооперацию хозяйственных субъектов, повышения уровня жизни населения [6]. Реализация такой политики осуществляется путем создания новых форм организации и управления научно-техническим развитием. Такая политика характерна для Японии.

В современном развитом обществе инновационная политика приобретает черты стратегии всеобщего развития, когда рост эффективности общественного производства достигается за счет роста знаний, а экономическая политика государства в значительной степени выстраивается в соответствии с приоритетами национальной модели инновационного развития [1].

Заключение

Вышерассмотренное позволяет сделать вывод о том, что инновационный процесс становится неотъемлемым элементом системы общественного воспроизводства, а задачей государства является посредством проведения инновационной политики обеспечить его стабильность. Инновационная политика представляет собой стратегический уровень решения такой задачи. Реализация же конкретных направлений инновационной политики достигается за счет применения различных тактических инструментов. Так, комплекс вопросов, связанных с финансированием инновационного процесса, а также обеспечением его непрерывности, сближения и интеграции его стадий достигается путем регулирования потока инвестиций, направляемых в инновационную сферу, и стимулирования их роста Реализация этого направления инновационной политики достигается за счет использования такого тактического инструмента как инвестиционная политика. Для целей дальнейшего исследования удобным представляется разбить анализ возможностей стимулирования инвестиций в инновационную сферу на два ключевых направления - определение конкретной инновационной политики в условиях российской экономики и построение, на этой основе, вытекающей из неё инвестиционной политики.

Кредитное обеспечение субъектов малого бизнеса в Ростовской области

Библиографический список

1. Пишулин, О.В. Интеллектуальные начала корпоративного управления / О.В. Пишулин // Экономика образования. 2013. .№3 - С. 132.

2. Пишулин, О.В. Оценка эффективности и качества управления / О.В. Пишулин// Экоцомика образования. 2013. №№4. - с. 120-121.

3. Пишулин, О.В. Методы создания привлекательного инвестиционного климата: проблемы теории и практики / О.В. Пишулин // Экономика образования. 2014. №>1 - с. 95-100.

4. Пишулин, О.В. Основные проблемные аспекты современной теории управления / О.В. Пишулин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. №>3.

5. Пишулин, О.В. Особенности инвестиционной деятельности в инновационной сфере / О.В. Пишу-лин // Экономика образования. 2014. .№2 -с. 159-163.

6. Пишулин, О.В. Общественный контроль как экономический институт / О.В. Пищулин // Эконо-

мические институты современной России: материалы VI Международной научной конференции памяти М.И. Скаржинского, г. Кострома, 5-6 мая 2014 г. -453 с.

7. Пищулин, О.В. Трансформация корпоративного управления в условиях глобализации / О.В. Пищулин // М.: Международный издательский центр «Этносоциум». 2013. - 53 с.

8. Пишулин, О.В. Корпоративное управление с позиций инновационного развития сложных систем / О.В. Пищулин // М.: Международный издательский центр «Этносоциум». 2013.- 51 с.

9. Пишулин, О.В. Интеллектуальное корпоративное управление / О.В. Пишулин // М.: Международный издательский центр «Этносоциум». 2013.-70 с.

10.Пищулин, О.В., Белов, В.Г. Самоуправление и общественный контроль в России. Монография. // О.В. Пищулин, В.Г. Белов // М.: Международный издательский центр «Этносоциум». 2012. - 326 с.

Pishchulin O.V.

FEATURES INVESTING ACTIVITIES IN INNOVATION

The peculiarities ofinvestment activity in the sphere of innovation-specific mediation of investment and innovation processes. Keywords: Investment, innovation sphere, features and specific investment and innovation processes.

УДК 378

Макуха С.П.

КРЕДИТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрены проблемы финансирования деятельности малого бизнеса на территории Ростовской обрасти. Определена система взаимных интересов субъектов малого бизнеса и коммерческих банков в обеспечении воспроизводственной деятельности малых предприятий и реализации инвестиционных проектов. Представлена качественная и количественная характеристика распределения заемных средств по отраслям деятельности малого бизнеса. Определена структура инновационной деятельности предприятий малого бизнеса, ее основные внутренние и внешние источники финансирования.

Ключевые слова: финансирование, банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса; инвестиции и инвестиционные решения.

Сфера кредитных отношений банковского сектора и субъектов малого бизнеса требует использования аналитического подхода для выявления критериев выгод и определения неэффективности кредитования, посредством структурирования факторов, определяющих приоритеты вложений свободных денежных средств в развитие малого предпринимательства и роста доходности банковских активов. Важной интегральной составляющей реализации данного вектора кредитных отношений является выявление не только локального экономического эффекта (сопоставления издержек и выгод), но и

исследования влияния процесса кредитования малого бизнеса на развитие реального и денежного секторов экономики на уровне страны и регионов.

Оценивая потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах, как потенциал кредитования, можно заметить, что, во-первых, проблема финансирования является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании и, во-вторых, что основу финансирования составляют собственные средства предприятий. По данным экспертных опросов, практически 90% малых предприятий нуждаются в заемных средствах для открытия дела. Кредитами банков

© Макуха С.П., 2014

Экономика образования ♦ № 2, 2014

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.