нес-услуг опирается на теоретические основы качества как научной категории и учитывает практические составляющие деятельности фитнес-клубов по предоставлению услуг. На основе предложенной модели каждый фитнес-клуб может разработать свою формулу качества фитнес-услуг в зависимости от специфики клуба, материальной базы, реализуемых программ, подготовки персонала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов, Г.З. Управление качеством в сфере услуг физической культуры / Г.З. Аронов. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2008. - 176 с.
2. Мазур, И.И. Управление качеством / И.И. Мазур, В. Д. Шапиро. - М. : Высшая школа, 2003. - 342 с.
3. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях / Е.Г. Сайкина. - СПб. : Образование, 2008. - 301 с.
4. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 45-47.
5. Жигалова, Я.В. Проектирование комплексных оздоровительных фитнес-программ для женщин 30-50-летнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Жигалова Я.В. - М., 2003. - 21 с.
6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М. : Русский язык, 1987. - 750 с.
7. ГОСТ 180-9000 [электронный ресурс] // иКЬ: http://www.standard.ru/iso9000/ iso9000.phtml. - Дата обращения 20.09.2011.
Контактная информация: [email protected]
УДК 373.1
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВОЛЕВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ПРОТЯЖЕНИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Наталья Алексеевна Степанова, соискатель Московского государственного областного университета, педагог-психолог,
Средняя образовательная школа №1360, г. Москва
Аннотация
Эффективной организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе способствует знание учителями и школьными психологами особенностей личностного развития на протяжении обучения ребенка в начальной школе. Данные, полученные нами в лонгитюдном исследовании позволили выявить особенности интеграции трёх сфер личности учащихся начальных классов и закономерности их развития.
Ключевые слова: личность младшего школьника, дифференциация, интеграция, динамика, учебная мотивация, интерес к учебным предметам, ценностные ориентации, эмоциональные реакции и состояния, волевые качества, волевое усилие в интеллектуальной и монотонной деятельности.
FEATURES OF INTEGRATION OF EMOTIONAL, STRONG-WILLED AND MOTIVATIONAL SPHERES OF THE PERSON OF THE JUNIOR SCHOOLBOY THROUGHOUT TRAINING AT ELEMENTARY SCHOOL
Natalia Alekseevna Stepanova, the competitor of Moscow State Regional University, teacher-
psychologist,
Average Educational School №1360, Moscow
Annotation
The effective organization of teaching and educational process at elementary school is promoted by knowledge of the teachers and school psychologists of features of personal development throughout training of the child at elementary school. The data received by us in longitude research has allowed revealing features of integration of three spheres of the person of pupils of initial classes and law of their development.
Keywords: person of junior schoolboy, differentiation, integration, dynamics, educational motivation, interest to subjects, valuable orientations, emotional reactions and statuses, strong-willed qualities, strong-willed effort in intellectual and monotonous activity.
Личность младшего школьника развивается при интеграции всех её сфер: эмоциональной, волевой, мотивационной и познавательной. Значение каждой из этих сфер в развитии личности учащихся начальных классов достаточно велико. [2,с. 13].
В нашем исследовании мы опирались на подход Л.И. Божович, раскрывающем младший школьный возраст как решающий для формирования мотивационной, эмоциональной и волевой сфер личности. По мнению Л.И. Божович, личность представляет собой высшую интегративную, нерасторжимую, целостную психологическую структуру, в которой данные сферы взаимосвязаны и влияют друг на друга в процессе развития [1, с. 85-86].
В психологических исследованиях вопросы изучения личности младшего школьника рассматривались многими авторами. Исследования Т.В. Андрущенко, Л.И. Божович, A.B. Быкова, Ю.А. Васильевой, В.Е. Дружинина, А.В.Захаровой, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Е.И. Киричук, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Т.И. Шульги и др. авторов, посвященные вопросам развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности в младшем школьном возрасте отличаются разрозненностью, неполнотой, преобладанием изучения отдельных аспектов эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, не достаточно полно отражают особенности интеграции трёх сфер на протяжении обучения учащихся в начальной школе [3, с. 56-58; 4, с. 99-100; 5, с. 136-137; 8, с. 105; 10, с. 66-67].
В нашем исследовании методологической основой является закон системной дифференциации и усложняющейся иерархической интеграции психического развития, который состоит в том, что всякое развитие есть развитие некоторой исходной «примитивной» целостности и идет в направлении от целого к частям, от общего к частному, от состояний и форм глобально-целостных к состояниям и формам все более внутренне дифференцированным и иерархически упорядоченным. Параллельно этому идут процессы интеграции, обеспечение удержания исходной целостности и формирование в ее составе новых, более высоких иерархических уровней. Закон раскрывает закономерный и направленный характер процессов развития [9, с. 93-95].
Но данный закон рассматривается Н.И. Чуприковой и другими современными исследователями в основном применительно к умственному развитию учащихся разных возрастных групп, к построению соответствующих обучающих программ, общим вопросам филогенеза и онтогенеза психики ребенка. Вопрос о том, насколько данный закон соответствует особенностям личностного развития учащихся, остаётся недостаточно разработанным [9, с. 37-38]
В современных исследованиях указывается на взаимосвязь развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер младших школьников. Существующие на сегодняш-
ний день подходы к изучению развития личности не в полной мере отражают особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер младших школьников на протяжении 4 лет обучения в начальной школе.
В связи с чем целью нашего исследования было изучение особенностей процесса интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности учащихся на протяжении обучения в начальной школе.
Было проведено лонгитюдное исследование эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности на протяжении четырёх лет обучения учащихся в начальной школе. Результаты лонгитюдного изучения особенностей развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младших школьников показывают, что параметрами, наиболее полно отражающими динамику личностных сфер являются ведущие учебные мотивы, интерес к учебным предметам, ценностные ориентации, эмоциональные реакции и состояния, волевые качества, особенности проявления волевого усилия в интеллектуальной и монотонной деятельности.
Изменения в развитии эмоциональной сферы наименее существенны и проявляются в изменении актуальных эмоциональных состояниях и реакций на неуспех в интеллектуальной деятельности.
Самочувствие, активность, настроение практически не меняются и имеют высокий и средний уровень выраженности, что обеспечивает положительное отношение к обучению
Таблица 1
Динамика эмоционального состояния младших школьников с 1 по 4 класс
(средний балл)
Самочувствие Активность Настроение
1 класс 5,72 6,12 6,11
2 класс 5,82 6,12 6,02
3 класс 5,91 5,81 6,15
4 класс 5,86 5,79 6,05
Как видно из табл. 1, динамика самочувствия имеет нарастающий характер от 1 к 3 классу и незначительное снижение к четвёртому. Динамика активности отличается скачкообразностью: наблюдается её резкое снижение с высокого до среднего уровня в 3 классе. К 4 классу показатели активности остаются на среднем уровне. Уровень настроения на протяжении всего времени обучения сохраняется высоким.
Данные особенности эмоционального состояния учащихся могут быть связаны с изменениями в мотивационной и волевой сферах: в 3 классе расширяется сфера интересов и образовательных потребностей, увеличиваются возможности для самореализации, учащиеся охотно включаются в новые виды учебной деятельности, проявляют интерес к дополнительным предметам, которые не требуют высокой сформированности учебных навыков, более доступны, что создаёт благоприятные условия для повышения эмоционального состояния и самочувствия. К 3 классу происходят изменения в произвольной регуляции поведения учащихся. Повышается уровень развития волевых качеств, волевого усилия в интеллектуальной деятельности. Развитые навыки произвольной регуляции поведения (по сравнению с 1 и 2 классом) позволяют учащимся эффективнее управлять собственной активностью, контролировать её. Снижение активности также может быть связано с падением интереса к учебной деятельности.
Типы эмоциональных реакций на неуспех в интеллектуальной деятельности как показатели эмоциональной сферы имеют собственную динамику. Как показано в табл. 2, наблюдается снижение процента учащихся с адекватным типом эмоциональных реакций от 2 к 4 классу и возрастание процента учащихся с рискующим типом от 2 класса к 4, отражающего более критичное и избирательное отношение к выполняемой работе, формирование тенденции к самостоятельному принятию решений, независимость в сужде-
ниях, поступках, стремление заслужить похвалу через оправдание своих неудач внешними обстоятельствами.
Таблица 2
Динамика типов эмоциональных реакций на неуспех _________в интеллектуальной деятельности__________
Количество учащихся, %
Адекватный тип реакций Рискующий тип реакций Тип реакций «перестраховщик»
1 класс 51 35 14
2 класс 61 23 16
3 класс 55 31 14
4 класс 49 37 14
Данную особенности можно объяснить изменениями в ценностно-смысловой и мотивационной сферах учащихся, расширением сферы их учебных интересов к 3 классу. С развитием самосознания, формируется более критичное и избирательное отношение к выполняемой работе. Учащиеся становятся более самостоятельными, независимыми в своих суждениях, поступках. В поведении возрастает тенденция к самостоятельному принятию решений (критерий х2 позволил выявить увеличение к 3 классу, по сравнению с 1-м, тенденции к самостоятельному принятию решений)
Волевая сфера представлена особенностями развития волевых качеств, временем проявления волевого усилия в интеллектуальной и длительной монотонной деятельности.
Динамика волевых качеств отличается неравномерностью их развития на протяжении обучения. Ко второму классу у учащихся лучше развита смелость, самостоятельность, организованность, инициативность, прилежание. К 3 классу, по сравнению с 1, возрастает значимость таких качеств, как настойчивость, выдержка, решительность, инициативность. На протяжении всего времени обучения волевые качества имеют средний уровень развития, что обеспечивает успешное усвоение программы школы. На протяжении младшего школьного возраста наиболее интенсивно развиваются такие волевые качества, как дисциплинированность, настойчивость, выдержка и самостоятельность, что позволяет младшим школьникам успешно усваивать учебную программу и способствует их личностному развитию.
Полученные результаты позволили предположить, что уровень развития волевых качеств обуславливает успешность в учебной деятельности и отношение к ней, определяет особенности интереса к учебным предметам, поведения учащихся с 1 по 4 класс. Но наиболее выражено данное влияние на начальном этапе обучения (в 1 и 2 классе).
Изучение волевого усилия в монотонной и интеллектуальной деятельности свидетельствует о возможностях учащихся преодолевать трудности, находить способы решения нестандартных ситуаций.
Выявлена нарастающая динамика проявления волевого усилия при длительной однообразной работе (рис. 1). Можно предположить, что его развитие связано с формированием таких волевых качеств, как выдержка и настойчивость, развитие которых проявляется равномерно от 1 к 4 классу
Динамика волевого усилия в интеллектуальной работе от 1 к 4 классу отличается неравномерностью: резким снижением во 2 классе и повышением в 3-м (рис.1). Данные особенности связаны с неравномерным развитием волевых качеств младших школьников, изменениями в мотивационной и ценностно-смысловой сферах с 1 по 4 класс.
Таким образом, динамика волевой сферы отличается нарастающим характером и подъёмом к 4 классу, что даёт возможность учащимся к концу обучения в начальных классах дифференцировать и контролировать свои эмоциональные реакции и состояния Полученные результаты могут свидетельствовать о преобладании процессов интеграции волевой и мотивационной сфер на начальном этапе обучения, которая наиболее
выражена в 1 классе. Последующая дифференциация сфер личности может приводить к неравномерности проявления волевого усилия, которая наблюдается во 2 и 3 классе.
Рис.1. Динамика волевого усилия при выполнении интеллектуальной и длительной монотонной работы
Динамика мотивационной сферы представлена изменениями ведущих учебных мотивов с 1 по 4 класс.
Таблица 3
________Мотивация учебной деятельности младших школьников 1 и 2 классов______________
Количество учащихся, %
Познавательный мотив Социальный мотив
1 класс 2 класс 77 23
71 29
Как показано в табл. 3, особенностью развития мотивации учащихся в 1 и 2 классе является преобладание познавательного мотива (статистически значимых различий между 1 и 2 классами не выявлено).
Таблица 4
Мотивация учебной деятельности младших школьников 3 и 4 классов _______________________________ (средний балл) ____________________________________
Познава- тельный Коммуника- тивный Эмоцио- нальный Мотив саморазвития Позиция школьника Мотив достижения Внешний
3 класс 6,55 4,48 4,09 7,09 7,12 6,55 4,29
4 класс 6,96 5,22 4,46 7,12 7,19 6,84 4,65
Полученные результаты исследования говорят о существенных изменениях в учебной мотивации учащихся 3 и 4 класса, по сравнению с 1-м и 2-м. Как видно из табл.
4, учебные мотивы младших школьников расширяются и дифференцируются, более значимым становится мотив достижения, саморазвития, связанные с позицией школьника.
Полученные результаты могут говорить о том, что в 3 классе наблюдаются более существенные изменения в развитии мотивационной сферы, чем в 4, выявлена значимая корреляционная связь мотивационной и эмоциональной сферами. В 4 классе ярче проявляется взаимосвязь волевой и мотивационной сфер.
Таким образом, мотивационная сфера меняется неравномерно с 1 по 4 класс: на протяжении обучения ведущим остаётся познавательный мотив, в 3 и 4 классе высокого уровня достигают мотив саморазвития, достижения и позиция школьника, что может способствовать развитию волевых качеств.
Существенные изменения в развитии мотивационной и эмоциональной сфер в 3 и 4 классе могут быть связаны с преобладанием процессов дифференциации в развитии
личности в 3 классе и её интеграции в 4-ом.
Динамика системы ценностных ориентаций младших школьников затрагивает их нравственную сферу и проявляется в повышении к 4 классу значимости альтруистических ценностей (табл. 5).
Таблица 5
Динамика ценностных ориентаций учащихся________________________
Количество учащихся, %
Отдых Фантастические желания и стремления Самореализация в учебной деятельности Материальные ценности Альтруистические ценности
1 класс 12 2 27 40 17
2 класс 17 2 27 27 26
3 класс 6 11 13 29 41
4 класс 1 1 15 27 55
Как видно табл. 5, остальные ценности проявляются на низком уровне на протяжении обучения и имеют не столь существенную динамику.
Результаты исследования при помощи критерия х2 говорят о существенных изменениях в системе ценностей у учащихся в 3 классе, связанных с их дифференциацией, в отношении младших школьников к обучению. К 4 классу формируется устойчивая иерархия ценностей, обеспечивающая преобладание процессов интеграции в личностном развитии младших школьников. Неравномерность динамики ценностных ориентаций отражает изменения учебной мотивации, волевых качеств, эмоциональных реакций и поведения учащихся на протяжении обучения.
Динамика интереса к основным и дополнительным учебным предметам отличается неравномерностью на протяжении обучения (табл. 6).
Таблица 6
Динамика интереса к учебным предметам__________________________
Количество учащихся, %
Основные предметы дополнительные предметы
1 класс 54 44
2 класс 66 34
3 класс 42 58
4 класс 61 39
Как видно из табл. 6, на протяжении обучения наблюдается повышение значимости основных учебных дисциплин во 2 и 4 классе и снижение интереса к ним в 3 классе, что определяет возрастающую осознанность обучения, формирование устойчивого познавательного интереса к 4 классу, обеспечивающего более высокий уровень интеграции личности младшего школьника
Полученные результаты свидетельствуют о том, что на начальном этапе обучения интерес к учебным предметам связан с особенностями эмоциональной сферы, развитием произвольной регуляции поведения. В 3 классе интерес к основным и дополнительным предметам определяется изменениями в отношении к обучению, изменениями в системе ценностных ориентаций учащихся. В данном случае можно говорить о преобладании процессов дифференциации в личностном развитии учащихся. К концу обучения в начальной школе интерес к учебным предметам становится более осознанным: учащиеся отдают предпочтение основным предметам, знания по которым необходимы для успешного обучения с средней школе, что может свидетельствовать об интеграции личностных сфер младших школьников.
Результаты исследования показывают, что личностное развитие младших школьников отличается неравномерностью динамики эмоциональной, мотивационной и волевой сфер на протяжении обучения в начальной школе. Наиболее существенные измене-
ния наблюдаются в развитии мотивационной сферы, определяющей особенности интеграции эмоциональной и волевой сфер с 1 по 4 класс.
Выявлены следующие особенности интеграции личностных сфер младших школьников на протяжении обучения:
1) установлено, что развитие эмоциональной, волевой и мотивационной сфер учащихся в 1 и 2 классе характеризуется их интеграцией, в связи с наличием большого числа значимых взаимосвязей между сферами;
2) целостность, общность эмоциональной, волевой и мотивационной сфер, характерная для учащихся 1 и 2 класса, в 3 классе становится все более и более сложно организованной; первичное целое, оставаясь целым, подразделяется на подсистемы: ведущие учебные мотивы расширяются, образуя иерархию, расширяются и дифференцируются ценности, меняется интерес к учебным предметам, эмоции становятся более осознанными, произвольными и дифференцированными. Параллельно этому благодаря развитию волевых качеств идут процессы интеграции, обеспечивающие удержание исходной целостности и формирование в ее составе новых, более высоких иерархических уровней. Подобное изменение личностного развития определяется нами как феномен 3-х классов;
3) в личностном развитии учащихся 4 класса преобладают процессы интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности, но данная интеграция отличается более высоким уровнем организации, чем в 1 и 2 классе;
4) наличие небольшого числа статистически значимых различий в 4 классе, по сравнению с 3 классом, говорит о том, что к окончанию начальной школы личность младшего школьника представляет собой более организованную систему, в основе которой лежит сознательное отношение к обучению, к себе и окружающим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Братчикова, Ю.В. Успешность младшего школьника в учении / Ю.В. Братчикова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 8-14.
3. Дьяченко, Т.М. Динамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста (лонгитюдное исследование) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Дьяченко Татьяна Михайловна. - СПб., 2005. - 225 с.
4. Захарова, Е.А. Формирование личности младшего школьника в процессе обучения / Е.А. Захарова // Традиционные и новые аспекты исследований в науке и образовании : сб. материалов VIII межрегион. пед. чтений. - Каргополь, 2007. - С. 99-103.
5. Зимина, Е. С. Психологические условия формирования личностной саморегуляции младших школьников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Зимина Елена Сергеевна ; [Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. - Армавир, 2007. - 171 с. : ил.
6. Матющенко, Л.М. Познавательный интерес как психолого-педагогическая основа саморазвития личности младшего школьника / Л.М. Матющенко // Психологопедагогические проблемы образования. - Кемерово, 1998. - С. 44-52.
7. Степанова, Н.А. Динамика личностного развития младших школьников / Н.А. Степанова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2010. - № 2. - С. 89-93.
8. Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2004. - № 2. - С. 103107.
9. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации / Н.И. Чу-прикова. - СПб. : Питер, 2007. - 448 с.
10. Цукерман, Г.А. Две фазы младшего школьного возраста / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 2. - С. 66-67.
Контактная информация: [email protected]