Научная статья на тему 'Особенности институционализации межсекторного социального партнерства в российском обществе'

Особенности институционализации межсекторного социального партнерства в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
570
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INSTITUTIONALIZATION / INTERSECTOR SOCIAL PARTNERSHIP / MUNICIPALITY / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернявский Руслан Геннадьевич

Представляется актуальность межсекторного социального партнерства. А также авторская интерпретация, особенности социального партнерства в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and features of an institutionalization of intersector social partnership in the Russian society

The paper discusses the role and urgency of intersector social partnership. The author gives his interpretation of an institutionalization, features and obstacles in development of intersector social partnership in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Особенности институционализации межсекторного социального партнерства в российском обществе»

УДК 316.33 ББК 60.560 Ч 49

Р.Г. Чернявский,

аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Негосударственного аспирант кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «СевероКавказский государственный технический университет», тел. 8 918 873 51 29, E-mail: chernyavskiy.ruslan@yandex.ru

Особенности институционализации межсекторного социального партнерства в российском обществе

(Рецензирована)

Аннотация . Представляется актуальность межсекторного социального партнерства. А также авторская интерпретация, особенности социального партнерства в российском обществе.

Ключевые слова: институционализация, межсекторное социальное партнерство, муниципальное образование, социальные сети.

R.G. Chernyavsky,

Post-graduate student of Sociology and Social Work Department of North Caucasus State Technical University, ph.: 8 918 873 51 29, E-mail: chernyavskiy. ruslan@yandex.ru

Role and features of an institutionalization of intersector social partnership in the Russian society

Abstract. The paper discusses the role and urgency of intersector social partnership. The author gives his interpretation of an institutionalization, features and obstacles in development of intersector social partnership in the Russian society.

Keywords: institutionalization, intersector social partnership, municipality, social networks.

В современное врем я с учетом форми- возрастает значимость в разработке, из-

рующегося гражданского общества и из- учении и внедрении различных социаль-

менения функций государства и бизнеса ных инноваций, способных повысить кав обеспечении социально-экономического чество предоставления услуг.

развития большое внимание уделя ется Поэтому необходимость в эволюции

вопросам партнерского взаимодействи институтов власти с внедрением по-

трех общественных секторов. зитивных социальных инноваций воз-

Однако говорить о партнерском растает. Одной из таких социальных

взаимодействии проще, чем реаль- инноваций я вля ется межсекторное со-

но внедря ть его в жизнь. В услови я х циальное партнерство.

гражданской пассивности, коррупции Тем не менее, многие партнерские про-

и кризисной институциональной де- екты, существующие, в разных странах

струкции любой процесс по снижению мира являются важным доказательством

издержек на государственном и муни- того, что межсекторное взаимодействие

ципальном управлении приобретает по- может быть высоко эффективным и устой-

вышенную значимость, что дл совре- чивым, если партнеры примен ют систем-

менной России наиболее актуально. ный подход к формированию, развитию и

Сталкиваясь с н еобходимостью повы- управлению партнерским процессом.

шения эффективности и конкурентоспо- Положительным свойством инсти-

собности всех институтов управлени , туциональной концепции вл етс

конструктивное, взаимовыгодное взаимодействие институтов государства, общества и бизнеса. В этом партнерстве создаются условия для заинтересованности каждой из сторон, и это стано-витс выгодно населению территории, а результат их взаимодействи я дает синергетический эффект [1].

Модель межсекторного социального партнерства и его механизмы уже активно внедрены в Европе и США, а также постепенно внедря ются в некоторых регионах России в виде пилотных проектов.

Как отмечает А.Н.Михеев, «межсекторные партнерства крайне широко раз-личаютс с точки зрени целей, масштабов, сложности, уровня деятельности (от локального до глобального), размера и разнообрази я партнеров» [2].

Межсекторное социальное партнерство — это форма структурированного сотрудничества между бизнесом, государством и гражданским обществом на основе сближения интересов, направленных на достижение синергетического эффекта в общих цел х на территории своей жизнедеятельности. Преимущество достигается за счет объ-единени ресурсов, разделени рисков, выгоды и превращение этого в единый организм.

Межсекторное социальное партнерство в насто щее врем продвигаетс как модель высокого потенциала, в которой сотрудничество между тремя секторами общества увеличивает возможности решения насущных проблем и делает важный вклад в развитие гражданского общества, а также выгодно другим партнерам сотрудничества. Для государственного сектора партнерство с общественными органи-заци ми повышает потенциал в разработке и реализации политики, котора способна улучшить легитимность государственного сектора. Дл общественных организаций партнерство дает организационное развитие, по вление дополнительных ресурсов, навыки лоббизма, признание и усиление статуса. Дл я бизнеса партнерство создает благоприятное условие для улучшения репутации бренда, способствует росту ло-

льности к нему на местных рынках, расширя ет возможности управления рисками, предоставл ет преимущества в привлечении, мотивации и удержании работников, а также способствует гуманизации бизнеса. По отдельности эти стороны, облада своими специфическими ресурсами, не способны охватить потребности всех жизненных составляющих, однако при совмещении своих специфик способны давать синергетический эффект.

Отличием обсуждаемой сферы от традиционных представлений о государственной политике вл етс ви-

дение иных, помимо государства, участников процесса выработки и реализации «public policy» — бизнеса и гражданского общества. Тем не менее, исследовани и теоретические наработки имеют одну и ту же направленность в высокой заинтересованности широкого внедрения принципа объединения ресурсов государства, общественных организаций и бизнеса в цел х улуч-шени я социального благополучия [3].

Подобные институты в услови х развитого гражданского общества способны создаватьс на услови х самоорганизации, на основе инициативы граждан и общественных групп.

Предпочтительным инициатором

институционализации межсекторного партнерства может выступать орган муниципального уровн управлени ,

так как, несмотря на ограниченность ресурсов, данный орган наиболее приближен непосредственно к гражданам, проживающим, безусловно, на территории муниципального образовани и в большей степени обременен моральной ответственностью по отношению к жител я м этой территории [4].

Выступа с инициативами создани институциональной инфраструктуры территориального образовани и координируя её, муниципалитет способен подготовить почву дл формировани и развития гражданского общества, а также улучшить благосостояние за счет синергетического эффекта от межсекторного социального партнерства. Немаловажным моментом является то, что с усилением координирующих

функций происходит укрепление политических позиций муниципальной власти по отношению к исполнительным органам власти и растет их легитимность среди населени территории.

Опыт внедрения технологий межсекторного социального партнерства в различных регионах России показывает, что его партнерские институты наиболее актуальны на уровне муниципальной власти. У всех акторов общественной жизни есть общая цель — социальное благополучие местного сообщества, а её достижение возможно только при условии объединени усилий всех участников. Социальные сети, вл сь составл ющими системы межсекторного социального партнерства, обеспечивают устойчивость и стабильность социально-экономического развития территории. Система межсекторного партнерства активизирует накопление социального капитала в местном обществе и делает его более стабильным.

С внедрением инструментов партнерского диалога и механизмов взаимодей-стви происходит вовлечение населени в решение важных социальных задач, что наилучшим образом сказываетс на формировании позитивного и активного гражданского общества на территории муниципального образовани .

В вопросе применени я межсекторного социального партнерства Е.А. Бондарчук и В.Н. Якимец в статье «Межсекторное социальное партнерство: объединение ресурсов бизнеса, власти и общества на территории муниципального образования (Местное самоуправление — новые технологии развити я )» используют пон я тие «механизма межсекторного социального партнерства» [5].

Механизм межсекторного социального партнерства — это разработанна совместно с представител ми двух или всех трех (власть, бизнес, общество) секторов система правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ. Такая система встроена в схему функционирования социальной сферы на данной террито-

рии, направлена на решение социально значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участи создателей.

В вопросе развёртывани институтов на основе межсекторного социального партнерства следует учитывать, что разработать единый институциональный комплекс, универсальный для всех видов муниципальных образований, практически невозможно, и связано это в первую очередь с множеством социальных, культурных, исторических, политических и ресурсных различий.

Следовательно процесс институционализации межсекторного социального партнерства дл я каждого муниципального образовани вл етс индивиду-

альной работой. Наиболее важным при формировании институтов по принципу межсекторного социального партнерства видитс этап становлени с участием в нем всех акторов предполагаемого партнерства, что способствует легитимации структур с первых дней работы. Дл я муниципальной власти межсекторного социального партнерства вл етс инструментом разделени рисков, ответственности, компетенции и ресурсов между всеми субъектами жизни муниципального образовани я, это способствует более благоприя тной атмосфере, т.к. ответственность распределяется между всеми ключевыми участниками.

Сегодня о межсекторном социальном партнерстве говоритс как о новой структуре общества, котора начинает организовыватьс и отвечать на общие проблемы и вопросы. Пред пол ожени я, лежащие в основе этой структуры, это то, что ни один из секторов не может и не должен доминировать в общественной жизни; не имеет достаточные ресурсы и способности, чтобы решить экономические, социальные, экологические проблемы.

Таким образом, на сегодн шний день можно сказать, что в России нет необходимых условий для реализации совместного социального сотрудничества. Межсекторное социальное партнерство в России недостаточно

институционализированно. И вместе с тем существуют определенные преп т-стви дл более широкого и глубокого внедрения различных механизмов межсекторного взаимодействия в жизнь.

В частности, этому мешают недостаточный профессионализм многих участников такого взаимодействи , информационный недостаток, затруд-ня ющий обмен опытом между регионами, недостаточность правового обеспечения взаимодействия, отсутствие потребности в объединении друг с другом [6].

Межсекторное социальное партнерство зачастую ведется методом проб и ошибок без должной технологической проработки. В силу этого та или ина технология межсекторного взаимодей-стви я не соблюдается. Также в российском обществе существует понимание основ деятельности институтов гражданского общества у иных представителей секторов и населени в целом. Этому способствует отсутствие знаний у людей, занимающих серьезные посты, и неготовность, как управленцев, так и простых людей к формированию демократизации общества.

Специфика межсекторной работы между государством и бизнесом заклю-чаетс в формировании политической бизнес элиты. Между государством и институтами гражданского общества она про вл етс в том, что государство пытаетс создать и создает эти институты искусственно. Между бизнесом и некоммерческими организаци ми особенность заключаетс в том, что бизнес позволя ет спонсировать различные мероприятия , программы, но это тоже в российском обществе проя вл я ется очень незначительно. Можно отметить и то, что, к примеру, у фондов и иных некоммерческих организаций существует проблема недостаточного финансирова-ни я. На Западе существует сво я лини я поведени я дл я поддержки населени я. Она выражается в том, что гражданина никто не об зывает платить взносы на оказание помощи люд м, у которых имеютс проблемы, но в силу создав-шихс там условий он об зан часть дохода отдавать на помощь.

В российском обществе этого пока нет или занимаются таким лишь единицы бизнесменов. Российские бизнесмены не вид т перспективы на будущее и не вер т в стабильность, не уверены в том, что деньги, которые они пере-числ я ют на какую-либо поддержку, будут работать или же они, скорее, будут думать, что их средства будут в об за-тельном пор дке израсходованы не по целевому назначению.

Отечественный бизнес в России сейчас не ориентирован ни на межсекторное социальное партнерство, а на решение собственных интересов. Также имеется очень много административных барьеров: если бизнес себ и пытается проявить в сфере социального партнерства то только, к примеру, в рамках помощи своим родственникам, работающим в общественных организа-ци я х и пока только так, а не иначе.

В российском обществе можно констатировать и то, что сейчас не созданы условия для межсекторного социального партнерства. Российские органы власти не заинтересованы создавать данные услови дл партнерских взаимоотношений. И власть по-прежнему считает, что она должна всегда принимать решения за граждан, не осо-знава , что это пр мым образом вредит партнерскому паритету. Бизнес и власть взаимодействуют друг с другом ради достижения своих корыстных целей, но никак не дл общественного блага граждан.

Для решения указанных проблем необходимо развивать теоретическую и практическую де тельность по р ду направлений.

Во-первых, надо углубл ть и рас-шир ть научные изыскани в сфере технологий межсекторного взаимо-действи . В насто щее врем системных фундаментальных научных исследований технологий межсекторного взаимодействи почти не проводитс . Имеются отдельные ученые, которые занимаютс данной проблематикой,

причем дл некоторых из них это лишь одно из нескольких направлений их научной работы.

Во-вторых, требуетс развивать де-

ятельность по внедрению в практику ставителям всех секторов и учитывая

разрабатываемых технологий и по рас- специфику каждого из секторов чело-

ширению уже накопившегося практи- веческой дея тельности.

ческого опыта. В-четвертых, нужна консультаци-

В-третьих, следует перейти к ши- онная деятельность по технологиям

рокомасштабной образовательной дея - межсекторного взаимодействия, ко-

тельности по обучению технологи м тора бы способствовала применению

межсекторного взаимодействия. При этих технологий на практике.

этом представляется важным сочетать И, конечно, невозможно в полной

подготовку молодых специалистов в мере реализовать де тельность по переданной области с переподготовкой и численным направлени ям без достаточ-

повышением квалификации уже рабо- ного информационного обеспечения, в

тающих в сфере межсекторного взаи- том числе без выпуска соответствую-

модействи , удел внимание пред- щей специальной литературы и т. д.

Примечания:

1. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: теория, механизмы, технологии, практика: учеб. пособие. М.: ТАСИС, 2004. C. 128.

2. Михеев А.Н. Многосторонние партнерства: определение, принципы, типология, процесс осуществления // Информационное общество. 2005. 13. С. 18-25.

3. Jorgensen M. Evaluating cross-sectoral partnerships: Working paper presented at the conference “Public-private partnerships in the post WSSD context”. Copenhagen: Business School, 2006.

4. Плотников, А.И. Муниципальная власть как фактор институционализации межсекторного социального партнерства // Политические институты в современном мире: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием, 10-11 дек. 2010 г., г. Санкт-Петербург / под общ. ред. С.Г. Еремеева, О.В. Поповой. СПб: Аллегро, 2010. С. 279 -280.

5. Бондарчук, Е.А., Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: объединение ресурсов бизнеса, власти и общества на территории МО (Местное самоуправление новые технологии развития). URL: http://fsdejournal.ru/pdf-files/2010/bondarchuk_yakimets_03-2010.

6. Лежебоков А.А. Особенности российской модели интеракции структур гражданского общества и государства // Научные проблемы гуманитарных исследований: науч.-теорет. журнал. Пятигорск, 2012. 11. С. 197.

References:

1. Yakimets V.N. Intersectoral social partnership: theory, mechanisms, technologies, practice: a manual. TASIS. М.: 2004. P. 128.

2. Mikheyev A.N. Multilateral partnerships: definition, principles, typology, realization process // The Information Society. 2005. No 3. P. 18-25.

3. Jorgensen, M. Evaluating cross-sectoral partnerships; Working paper presented at the conference “Public-private partnerships in the post WSSD context”; Copenhangen Business School; 2006.

4. Plotnikov A.I. Municipal authority as the factor of institutionalization of intersectoral social partnership // Political institutes in the modern world: materials of the All-Russia scient. conf. with international participation, December, 10-11th, 2010. St.-Petersburg state university / ed. by S.G. Yeremeyev, O.V. Popova. SPb.: Allegro, 2010. P. 279-280.

5. Bondarchuk Е.А, Yakimets V.N. Intersectoral social partnership: integration of business resources, the power and the society in the territory of MO (Local self-governing: new technologies of development) // http://fsdejournal.ru/pdf-files/2010/bondarchuk_ yakimets_03-2010.pdf

6. Lezhebokov A.A. Peculiarities of the Russian model of interaction of civil society structures and the state // Scientific problems of humanitarian studies: scient.-theoret. journal. Pyatigorsk, 2012. No. 1. P. 197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.