Научная статья на тему 'Особенности иноязычного профессионально ориентированного обучения политологов-бакалавров с позиции системного подхода'

Особенности иноязычного профессионально ориентированного обучения политологов-бакалавров с позиции системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / POLITOLOGICAL EDUCATION / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышева Наталия Николаевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты, связанные с использованием системного подхода в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки «Политология». Представлены особенности иноязычного профессионально ориентированного обучения, включающие психологические, психофизиологические и лингвистические аспекты описываемого процесса. Автор более подробно останавливается на тех конструктах, которые могут способствовать совершенствованию иноязычной подготовки, а именно: учет возрастных особенностей студентов, востребованность в практической направленности процесса изучения иностранного языка и его связь с последующей профессиональной деятельностью, а также возможности, которые открывает полипредметность дисциплины «Иностранный язык». С позиции системного подхода предлагаются некоторые практические рекомендации для успешной реализации целей и задач на занятиях по преподаванию иностранного языка политологам-бакалаврам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробышева Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONALLY FOCUSED FOREIGN-LANGUAGE TEACHING OF POLITOLOGISTS-BACHELORS FROM THE SYSTEM APPROACH STANDPOINT

Some aspects relating to the system approach application in the teaching of bachelors for “Politology” specialization are considered in this paper. The features of professionally focused foreign-language training, including psychological, psycho-physiological and linguistic aspects of the described process have been presented. The author comments more detailed constructs that can promote the foreign-language training improving, namely: taking into account students’ age features, demand in a practical orientation of foreign language learning process and its connection with a following professional activity, as well as opportunities that such multidisciplinary branch of knowledge as “Foreign Language” reveals. Some practical recommendations for successful accomplish of objectives and tasks on foreign language lessons for politologists-bachelors are offered from the system approach standpoint.

Текст научной работы на тему «Особенности иноязычного профессионально ориентированного обучения политологов-бакалавров с позиции системного подхода»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

УДК 378.147 DOI 10.12737/17063

Особенности иноязычного профессионально ориентированного обучения политологов-бакалавров с позиции системного подхода

Дробышева Наталия Николаевна

Канд. филол. наук, доцент кафедры «Иностранные языки-2» Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: nndrobysh@bk.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты, связанные с использованием системного подхода в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки «Политология». Представлены особенности иноязычного профессионально ориентированного обучения, включающие психологические, психофизиологические и лингвистические аспекты описываемого процесса. Автор более подробно останавливается на тех конструктах, которые могут способствовать совершенствованию иноязычной подготовки, а именно: учет возрастных особенностей студентов, востребованность в практической направленности процесса изучения иностранного языка и его связь с последующей профессиональной деятельностью, а также возможности, которые открывает полипредметность дисциплины «Иностранный язык». С позиции системного подхода предлагаются некоторые практические рекомендации для успешной реализации целей и задач на занятиях по преподаванию иностранного языка политологам-бакалаврам.

Ключевые слова: обучение иностранному языку,политологическое образование, системный подход.

Features of Professionally Focused Foreign-Language Teaching of Politologists-Bachelors from the System Approach Standpoint

Drobysheva Nataliya Nikolaevna

Ph.D. in Philology, Associate Professor of Foreign Languages-2 Chair, Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: nndrobysh@bk.ru

Some aspects relating to the system approach application in the teaching of bachelors for "Politology" specialization are considered in this paper. The features of professionally focused foreign-language training, including psychological, psycho-physiological and linguistic aspects of the described process have been presented. The author comments more detailed constructs that can promote the foreign-language training improving, namely: taking into account students' age features, demand in a practical orientation of foreign language learning process and its connection with a following professional activity, as well as opportunities that such multidisciplinary branch of knowledge as "Foreign Language" reveals. Some practical recommendations for successful accomplish of objectives and tasks on foreign language lessons for politologists-bachelors are offered from the system approach standpoint.

Keywords: foreign language teaching, politological education, system approach.

В психолого-педагогической литературе системному подходу уделяется большое внимание. Ученые-теоретики определяют сущность системного подхода исходя из тезиса, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются субъектом не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Данный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют в разрозненных элементах, составляющих целостную систему. Исследователи выявляют ключевые аспекты системного подхода — предметный, функциональный и исторический, — которые требуют реализации в совокупности таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет разнообразных связей и развития.

Системный подход в науке — явление не новое. Его основы были заложены в трудах таких ученых, как Л. Берталанфи, К. Боулдинг, Н. Винер, А.И. Берг. В отечественной педагогике его появление в конце 1960-х гг. было предопределено социокультурными, общенаучными факторами и внутринаучными тенденциями развития процессов в области образования. Основная идея системного подхода в педагогической деятельности заключается в том, что относительно самостоятельные конструкты обучения рассматриваются как систематическая совокупность взаимосвязанных компонентов, в которые входят цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

Системный подход широко представлен в работах отечественных исследователей А.Н. Аверьянова, И.В. Блауберга, М.С. Кагана, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина, а педагогическая специфика данного подхода отражена в трудах В.П. Беспалько, Ю.А. Ко-наржевского и др. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, которая обеспечивает механизмы его развития, выявляет многообразие типов связей сложного объекта и сводит их в единую теоретическую картину. Основной задачей педагога-практика при этом становится необходимость учета всех этих взаимосвязей. При этом он должен учитывать следующие важные обстоятельства:

1) выбор позиции в рамках системного подхода, так как существуют принципиальные различия между системой-предметом и системой-процессом;

2) выбор конкретного подхода (подходов) для успешной реализации цели внутри самого системного подхода, так как он имеет значительное число относительно самостоятельных направлений, каждое

из которых решает собственные задачи, — системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др. [1].

Учет данных аспектов представляет трудность в плане реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Теория, как известно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. Эксперимент призван проверить правильность теоретических обоснований. Педагогическая практика, по сути, — критерий истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и экспериментом. Именно практика становится источником новых фундаментальных проблем образования, которые требуют выработки новых теорий. Таким образом, мы имеем систему, сравнимую по форме со спиралью Гегеля.

Переходя от общего к частному, следует отметить, что процессу иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов вуза присущ системный характер. Он выражается посредством анализа и учета психологических, психофизиологических и лингвистических аспектов. Современная российская школьная программа зачастую ориентирована на то, чтобы «натаскать» ученика в области различных знаний в целях относительно успешной сдачи ЕГЭ. Она не направлена на подготовку выпускника, способного системно мыслить, видеть причинно-следственные связи, воспринимать целостную картину мира во всем его разнообразии. Поступив в вуз, студент вынужден соответствовать требованиям, которые предъявляет ему система обучения более высокого порядка: усвоение большого объема материала за короткий срок, получение основ специальности, расширение кругозора, который будет востребован в дальнейшем в процессе профессионального роста, участие в мероприятиях научно-исследовательского или технического характера и т.д. О систематизации полученных и вновь приобретенных знаний часто речь не идет: задача-минимум для большинства студентов — сдать сессию, задача-максимум — получить диплом. В вузе дополнительные возможности, ориентированные на актуализацию системного подхода в области образования, часто остаются невостребованными со стороны обучаемых.

Средства, которыми располагает современный вуз, способны расширить рамки изучения гумани-

тарных дисциплин, а ведь именно эти дисциплины могут способствовать объединению разрозненных знаний, показать пути дальнейшего направления движения научной мысли, способствовать расширению границ познания вообще, и в сфере выбранной профессии в частности. Например, Е.В. Яковлев убедительно доказывает, что система — это целостная совокупность элементов, которая характеризуется следующими признаками:

• совокупность элементов и их взаимосвязь;

• функционирование элементов благодаря существованию целого;

• функционирование совокупности не сводимо к функционированию отдельных элементов;

• существование системообразующих факторов, влияющих на обозначенные свойства [2, с. 46]. Возвращаясь к вопросу иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов вуза, еще раз необходимо подчеркнуть, что только системность способна помочь педагогу сначала проанализировать, а затем учитывать различные аспекты данного процесса. Говоря о подготовке специалиста в области политологии, следует отметить, что политолог исследует современную политическую обстановку, сравнивает ее с похожими явлениями в мировой истории, обнаруживая сходства или различия. Такое сравнение помогает ему выявить причинно-следственные связи политических событий с другими сферами жизни. Профессиональные политологи не только дают глубокий анализ ушедших в прошлое политических событий, но и составляют прогноз развития событий. В мире политики разбираются далеко не все, и политолог должен в определенной степени быть неким просветителем, способным донести до остальных слоев населения известную ему информацию.

Как эти специфические моменты профессиональной деятельности могут отразиться на подготовке политологов в вузе? Во-первых, следует отметить необходимость учитывать возрастные особенности студентов. Как правило, возраст поступивших в бакалавриат варьирует от 17 до 20 лет. В этом возрасте есть и силы, и возможности обучаться на дневном отделении, ментальные процессы демонстрируют свою активность как никогда успешно; концентрация внимания, скрупулезность выполнения заданий, способность к самообучению достаточно высока; фонематический слух и лабильность языка в достаточной мере развиты после усвоения (желательно, успешного!) школьной программы и т.д.

Во-вторых, педагогам не обойтись без определения реального уровня подготовки зачисленных в вуз

студентов. Преподавателям известно, что все первокурсники прошли жесткий отбор на основе результатов ЕГЭ при приеме в вуз, где основным критерием успешного зачисления является высокий балл по дисциплине «Обществознание». Если первичный срез знаний по данной дисциплине показал действительно высокий уровень подготовки, то преподаватели иностранного языка не просто могут, а должны использовать этот факт на практике. В процессе иноязычной подготовки иногда проще накладывать на старые (ранее полученные) знания на родном языке новый материал уже на неродном языке. Пропедевтика первого курса в рамках дисциплины «Иностранный язык» предполагает не только перевод запаса сведений из одной языковой системы в другую, но и введение нового пласта знаний (пусть и начального) в области выбранной специальности.

Если преподаватель готов следовать системному подходу на занятиях со студентами, то он знакомит учащихся с новым грамматическим и лексическим материалом, используя схемы, формулы, объясняя различные явления в системе иностранного языка логично и последовательно, используя линейный характер введения учебного материала. Кроме того, одной из зарекомендовавших педагогических технологий, которую многие студенты воспринимают для себя как открытие, может стать умение составлять интеллект-карты на основе разработок, например, Т. Бьюзена [3]. Это облегчает усвоение новых знаний и дает хороший эффект его закрепления и последующего использования на практике.

В-третьих, педагоги должны принять во внимание тот факт, что будущим политологам часто важен не сам процесс изучения иностранного языка (они поступили не в лингвистический вуз), а его «привязка» к последующей профессиональной деятельности. Именно в этом аспекте важно подчеркнуть значимость такого конструкта иноязычного образования, как профессионализация [4, аШ-177]. Чтобы каждый, даже слабо подготовленный в языковом плане студент активно участвовал в иноязычном общении на занятиях, педагог должен уметь создавать ситуации, которые были бы близки к возможным в профессиональной сфере. Студентам, выбравшим профиль подготовки «Политология», важно осознать ценности, перспективность, потенциальную прибыль от знания иностранного языка в их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим важным направлением профессиональной подготовки в рамках дисциплины «Деловой иностранный язык» (для студентов второго и третьего года обучения в бакалавриате) остается использование на занятиях различных учебных де-

ловых и ролевых игр [5, с. 2176—2190], подготовка и проведение кейс-стади [6, с. 22—26], применение метода проектов [7, с. 110—115], проведение дебатов, ток-шоу, круглых столов и т.д.

В-четвертых, использование того факта, что сама дисциплина «Иностранный язык» является полипредметной, поскольку в процессе ее изучения педагог имеет возможность привлекать и расширять знания из области любого другого предмета, помогая студенту составить если не целостную картину мира, используя неродной язык как вспомогательное средство, то хотя бы развиваться в этом направлении. При этом преподаватель может успешно решать и еще одну задачу системного подхода в иноязычном образовании — интеграцию всех видов речевой деятельности, а именно чтения, говорения, аудирования, письма и перевода (как одного из подвидов речевых умений, который достаточно востребован в социальной жизни вообще и в политической среде в частности).

Обобщая особенности иноязычного профессионально ориентированного обучения бакалавров — будущих политологов, нужно отметить, что одним из приоритетных педагоги-практики считают системный подход, поскольку он применим к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и

цели, единством управления и функционирования и т.д. При этом важным признаком системных объектов является наличие определенных связей элементов между ними, которые в совокупности с данными элементами образуют целостность системы. Для педагогической практики в системе высшего профессионального образования значимо предложенное В.П. Беспалько представление педагогической системы как совокупности связанных определенным образом компонентов: целей обучения и воспитания, педагогических задач, содержания обучения и воспитания, образовательных процессов, учащихся, учителей, технических средств обучения, форм организации образования, педагогических технологий [8, с. 78].

Древнегреческий философ Антисфен, считавший Сократа своим учителем, говорил: «С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть». Политологам приходится сталкиваться с политикой постоянно и очень тесно. Научить их правильному обращению с этим «огнем» — задача не из легких, и системный подход представляется инструментом, при грамотном использовании которого педагоги высшей школы способны найти пути ее решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин, В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2009.

2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006.

3. Buzan T. Mind Maps at Work // Thorsons, 2004.

4. Звягинцева Е.П. Совершенствование иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов // Мир образования, образование в мире. 2013. №4. С. 171-177.

5. Дробышева Н.Н., Звягинцева Е.П. Учебные деловые игры на уроке английского языка в вузе экономической направленности как средство активизации творческой деятельности студентов в квазипрофессиональной среде // В мире научных открытий. 2014. № 11.6 (59). С. 2176-2190.

6. Ваганова О.Н. Метод кейс-стади как инновационная технология обучения студентов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XIX Международной научно-практической конференции. М.., 2014. С. 22-26.

7. Корниенко, А.Н. Содержание профессионально-ориентированного обучения экономистов иностранному языку на основе метода проектов // Вестник алтайской науки. 2014. №2-3 (20-21). С.110-115.

8. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.

REFERENCES

1. Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkola-Press Publ., 2009. 512 p.

2. Yakovlev E.V. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of building]. Moscow, VLADOS Publ., 2006. 239 p.

3. Buzan Tony. Mind Maps at Work. Thorsons, 2004. 245 p.

4. Zvyagintseva E.P. Sovershenstvovanie inoyazychnoy podgotovki studentov neyazykovykh vuzov [Improving foreign language training of students of not language high schools]. Mirobrazovaniya — obrazovanie vmire [The world of education, education in the world]. 2013, I. 4, pp. 171-177.

5. Drobysheva N.N. Uchebnye delovye igry na uroke angliyskogo yazyka v vuze ekonomicheskoy napravlennosti kak sredstvo aktivizatsii tvorcheskoy deyatel'nosti studentov v kvaziprofessional'noy srede [Educational games business English class in high school economic orientation]. Vmire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discovery]. 2014, I. 11.6 (59), pp. 2176-2190.

6. Vaganova, O.N. Metod «case study» kak innovatsionnaya tekhnologiya obucheniya studentov [The method of case studies as an innovative technology education students]. Aktual'nye voprosy modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya: materialy XIXMezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of modernization of Russian education: Proceedings of the XIX International Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2014, pp. 22-26.

7. Kornienko, A.N. Soderzhanie professional'no-orientirovannogo obucheniya ekonomistov inostrannomu yazyku na osnove metoda proektov [The content of vocational training of economists based foreign language on the basis of projects]. Vestnik altayskoy nauki [Bulletin of the Altai science]. 2014, I. 2-3 (20-21), pp. 110-115.

8. Bespal'ko, V.P. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo protsessa podgotovki spetsialistov [Systemic and methodological support of the educational process of specialists training]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 141 p.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России : Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 3 декабря 2015 года) / Отв. ред.-сост. чл.-кор. РАН С.В. Рязанцева и д-р социол. наук Е.Е.. Письменная. - М. : Экономическое обозрение, 2015. ISBN 978-5-7425-0178-7

В сборнике представлены материалы Международной научно-практической конференции «Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России», проведенной на базе Финансового университета при Правительстве РФ совместно с Центром социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН. В конференции приняли участие исследователи из России, Японии, Беларуси.

Авторами дана оценка эффективности реализации мер демографической политики на федеральном и региональном уровнях, а также обозначены новые возможности, социальные резервы и перспективные направления улучшения демографической ситуации в России на среднесрочную перспективу.

Сборник рекомендуется ученым, специалистам-практикам, аспирантам, магистрантам и интересующимся проблемами демографии.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Материалы международной научно-практической конференции

Москва, 3 декабря 2015 г.

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.