Научная статья на тему 'Особенности инновационной деятельности в учреждениях социального обслуживания'

Особенности инновационной деятельности в учреждениях социального обслуживания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
614
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВШЕСТВА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МАЛОЗАТРАТНЫЕ / СТАЦИОНАРНОЗАМЕЩАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / МОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА / INNOVATIONS / SELF-REALIZATION OF PERSONALITY / THE PREVENTION OF SOCIAL DISEASES / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / LOW-COST / PERMANENTLY-REPLACEMENT TECHNOLOGY FOR SOCIAL SERVICE / MOBILE SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Родермель Т. А.

В данной статье рассматриваются процессы внедрения новшеств в работу специалистов социальных учреждений. Проанализирован опыт инновационного пространства Ханты Мансийского автономного округа в области социальной работы. Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного российского общества. Актуальным в статье является опыт работы профессионалов и возможность использования новых форм и методов в работе с разными категориями граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INNOVATION IN SOCIAL SERVICES

This article discusses the processes of innovation in the work of specialists of social institutions. Experiences of innovative space of Khanty-Mansi Autonomous Okrug in social work. Concluded that innovative technologies enable qualitatively to solve the social problems of contemporary Russian society. Topical article is the experience of professionals and the ability to use new forms and methods of work with different categories of citizens.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационной деятельности в учреждениях социального обслуживания»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■ Август

Родермель Т.А.

Кандидат философских наук,

Сургутский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются процессы внедрения новшеств в работу специалистов социальных учреждений. Проанализирован опыт инновационного пространства Ханты - Мансийского автономного округа в области социальной работы. Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного российского общества. Актуальным в статье является опыт работы профессионалов и возможность использования новых форм и методов в работе с разными категориями граждан.

Ключевые слова: новшества, самореализация личности, профилактика социальных болезней, система менеджмента качества, малозатратные, стационарно- замещающие технологии социального обслуживания, мобильная служба.

Rodermel' T.A.

PhD in Philosophy,

Surgut State University

FEATURES INNOVATION IN SOCIAL SERVICES

Abstract

This article discusses the processes of innovation in the work of specialists of social institutions. Experiences of innovative space of Khanty-Mansi Autonomous Okrug in social work. Concluded that innovative technologies enable qualitatively to solve the social problems of contemporary Russian society. Topical article is the experience ofprofessionals and the ability to use new forms and methods of work with different categories of citizens.

Keywords: innovations, self-realization of personality, the prevention of social diseases, quality management system, low-cost, permanently-replacement technology for social service, mobile service.

Нельзя не согласиться с тем, что страна стремящаяся встать на путь развития выбирает инновационные преобразования. Также мы не отрицаем, что каждая подходит к этому вопросу по-разному. Некоторые страны, которые уже совершили значительный рывок в инновационном развитии, но есть и примеры стран, которые выбрали путь планомерного, постепенного инновационного роста.

Как правило, этому способствовала эффективная государственная политика,

подразумевающая совершенствование законодательной базы в сфере инноваций, целевое финансирование инновационных проектов по приоритетным направлениям национальной экономики, а также формирование и развитие центров разработки и коммерциализации новшеств [1].

Одной из сфер на данный момент, которая является приоритетной - это процесс инновационного развития социальной работы. В России, она имеет свои особенности, которые касаются расширения сети учреждений социального обслуживания, увеличения разнообразия форм и методов работы с клиентами. В современных условиях необходимо непрерывно работать над повышением качества жизни людей и развивать сферу социального обслуживания, используя различные методы. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на повышение эффективности работы с клиентами, возникает потребность в разработке и внедрении инновационных методов.

Социальная работа в современных условиях является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, рациональность, которая зависит от способности государства выделять ресурсы для социальной сферы [4]. Работа с социумом рассматривается также с позиции социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, инновации помогают взглянуть на обычные явления под другим углом и создать что-то более практичное и ценное. Мы обратимся к понятию инновации как внедрённого новшества, используя которое, можно получить более качественный результат в работе. Рассмотрев инновацию в таком аспекте, мы пришли к заключению о том, что профессионалы во всех областях проявляют активность именно такого рода, чтобы получить качественные результаты.

Эффективным и актуальным для внедрения инновационных технологий в социальной сфере являются следующие факторы:

- нехватка ресурсов для развития социальной сферы, приводящая к необходимости поиска новых, более дешёвых способов решения социальных проблем;

- обострение большинства социальных проблем, требующее выработки новых подходов к их решению;

- резко возросшая открытость российского общества, которая привела к использованию многих зарубежных социальных технологий, являющихся для России инновационными;

- тенденция ужесточения требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы;

- стремление к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.

Воздействие этих факторов на социальную сферу приводит к необходимости внедрения новых концепций, методик и технологий оказания услуг в отраслях социальной сферы[4].

Важным видится выделение основных целей инновационного управления системой социального обслуживания. К их числу следует отнести повышение самостоятельности клиентов, развитие их способностей контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы [2].

109

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■ Август

Основной формой работы с гражданами разных категорий является профилактика социальных болезней. В социальной работе - это значит выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности. В связи с этим необходима своевременная профилактика различного рода отклонений -нравственного, физического, психического, социального и т. п. [5]

Главная роль в социальной работе, несомненно, отводится содействию саморазвития личности, реализации её творческого потенциала, способностей, задатков, активизации усилий по решению собственных проблем.

Однако же, общество и государство должны, делать акцент не только на семью как социальный институт при оказании влияния на формирование личности, но и укреплять её потенциал. Так же влиять на процессы оздоровления и нормализации отношений в семье и по месту жительства, создании атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.

Нами сделан акцент на необходимости интеграции средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, способствующих непрерывному развитию и самореализации личности на разных возрастных этапах и в принципиально отличных друг от друга сферах её микросреды.

Одной из территорий гарантирующей совершенствование подходов при предоставлении мер социальной поддержки, развитию новых форм и видов услуг, предоставляемых населению учреждениями является Ханты-Мансийский автономный округе- Югры, в частности Департамент социального развития Югры.

Особенно следует отметить обеспеченность стабильного назначения и выплаты всех социальных пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа. Социальная поддержка дополняется социальными услугами, предоставляемыми учреждениями социального обслуживания [3].

В рамках одной работы невозможно проанализировать богатейший опыт внедрения инновационных технологий в деятельность социальных учреждений в Югре, однако хотелось бы выделить особо важные инновационные технологии в системе социального обслуживания. [3]

Во всех учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры действует система менеджмента качества, которая отвечает требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. Создание системы менеджмента качества направлено на удовлетворение запросов и потребностей клиентов, повышение эффективности и качества услуг на всех стадиях их предоставления, обеспечение имиджа учреждения. Система менеджмента качества стала реальным инструментом повышения эффективности деятельности учреждений.

Кроме того, в Югре используются инновационные, малозатратные, стационарно - замещающие технологии социального обслуживания:

- организованы 92 приёмных семьи для пожилых граждан («дорожной картой» предусмотрено увеличение количества приемных семей для пожилых граждан с 80 до 110 по 5 семей ежегодно; ежегодная выдача 50 сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами (в 2012 г. выданы 23 сертификата, в 2013 г. выданы 38 сертификатов);

- обеспечено персональное социальное сопровождение 37 граждан пожилого возраста и инвалидов.

С целью оптимизации социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Югре широкое применение получил бригадный метод социально-медицинского обслуживания на дому (действуют 66 социальных бригад во всех учреждениях социального обслуживания автономного округа).

Безусловно, инновационными являются такие формы, как межведомственная мобильная служба «Экстренная детская помощь». Внедрение этой технологии направлено на профилактику социального сиротства и жестокого обращения в отношении детей на основе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В состав мобильных служб входят специалисты учреждений системы социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел [1].

Появилась Служба социальных помощников, которая реализуется в отделениях надомного обслуживания, действующих на базе 8 комплексных центров социального обслуживания населения, расположенных в труднодоступных районах сельской местности (Берёзовский, Белоярский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Кондинский, Октябрьский, Сургутский, Ханты-Мансийский). Технология направлена на профилактику семейного неблагополучия, снижение числа лишений родителей родительских прав в связи с неисполнением обязанностей по содержанию несовершеннолетних.

Немаловажным является создание и развитие деятельности кризисных отделений для женщин, оказавшихся в экстремальной ситуации (гг. Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут). Мощность отделений составляет 33 койко-места. В 2012 г. реабилитированы 134 женщины, 123 ребёнка (в 2011 г. в кризисных отделениях прошли реабилитацию 82 женщины, 102 ребёнка).

Анализ инновационной деятельности свидетельствует о возможности и необходимости воплощения на практике инновационных научных исследований и технологий, поскольку они позволяют качественно решать социальные проблемы современного российского общества. Однако при введении любой самой инновационной технологии надо помнить, для чего они нужны. Данные инновационные технологии должны быть направлены на благо человека и во имя человека.

Основная идея, которую мы предлагаем: надо не только давать, но и побуждать людей к действию, к реализации личностного потенциала, к превращению из объекта социальной работы в субъекта.

В организационном плане большое место должны занимать прогностическое проектирование, моделирование, их экспериментальная апробация, введение инноваций позволяющих в конструктивном плане исследовать и решать проблемы, порождаемые процессом модернизации. А в дальнейшем введения инновационных процессов в структуру организации, которые и решали бы проблемы постепенно.

110

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■ Август

Литература

1. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент / В.И. Аверченков, Е.Е. Ваинмаер. - М.: Флинта, 2011г. -293 с.

2. Колесов, В. И., Еременко, Н. Н. Социально-экономические проблемы в управлении социальной работой в России В. И. Колесов, Н. Н. Еременко // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2008. - № 3. - С. 222-223. - Т. 14. (Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика).

3. Соловьёва В.Н. Государственная политика в сфере социальной защиты населения / В.Н. Соловьёва. М.: Лаборатория книги, 2010г. - 86 с.

4. Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа / Е. И. Холостова. - М. : ИТК Дашков и К, 2011. -

С.1-5.

5. Холостова Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова М.: Дашко и Ко - 2014г. - 752 с.

References

1. Averchenkov V.i. innovational management/V.i. Averchenkov, E.e. Vainmaer. -М.: Flint, 2011. -293 s.

2. Kolesov, i., Eremenko, n. socio-economic problems in the management of social work in Russia v. i. Kolesov, n. Yeremenko//Herald of the Kostroma State University. N. A. Nekrasov. -2008. - № 3. -P. 222-223. -Vol. 14. (Series: Pedagogics. Psychology social work. Youth studies. Sociokinetika).

3. V.n. Soloviev State policy in the sphere of social protection of population/V.n. Soloviev. M.: Laboratory books, 2010. -86 s.

4. Holostova, e. i. social policy and social work/e. Holostova. -М.: CTI dashkov and co, 2011. -S. 1-5.

5. Holostova E.i. social work/H. Holostova, G. m.: Klimantova Dashko and co-2014. -752 with.

Слижевский Н.С.

Студент, Витебский Государственный Ордена дружбы народов Медицинский Университет ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация

Цель статьи - призыв к взаимодействию между врачом и пациентом для повышения качества работы в сфере здравоохранения. Задача - описание принципов обеспечения блага в зависимости от ситуации. Практическое применение: любое взаимодействие между людьми в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: благо, взаимодействие, субъективность.

Slizhevskiy N.S.

Student, Vitebsk State Order of peoples friendship Medical University THE PRINCIPLE OF “DO NO HARM” IN THE MODERN WORLD

Abstract

The intent of the article is the appeal to the interaction between doctor and patient to increase work quality in the sphere of the health service. The goal is the definition of the principles of boon providing depending on the situation. Practical use: any interaction between people in the sphere of the health service.

Keywords: boon, interaction, subjectivity.

Принцип Гиппократа «не навреди» являлся основополагающим в становлении моральных принципов врача того времени, но они держались больше на совести, чем на прямой обязанности. Уровень развития знаний о человеке был недостаточен для проведения судебных медицинских экспертиз, поэтому необходим был моральный кодекс для людей, в чьих руках находилась жизнь человека.

В современном мире врачебные обязанности закреплены юридически в законе, благодаря чему можно оставить опасения угрызений совести, ведь все права и обязанности прописаны, а клятва сократилась до минимума. Однако такое управление деятельностью врача сильно ограничивает его мастерство. Сама идея врачебной помощи подразумевает, что врач, имея дело с жизнью доверившегося ему, всегда имеет необходимость импровизировать. В некоторых случаях то, что является злом для одного пациента, может помочь другому, из чего следует, что врач -человек высоких моральных качеств, достаточно чуткий и умеющий делать выбор в зависимости от обстоятельств. Студента-медика в первую очередь учат думать, а не подгонять случаи и людей под рамки заученных схем и стандартных ситуаций. Поэтому врача нельзя заменить простым алгоритмом.

С другой стороны всегда есть фактор некомпетентности врача, поэтому пациенту предоставляется право на согласие оказания медицинских услуг, а в деятельности врача имеет место возможность ошибки без его вины. В настоящее время врач уже не принимается как всесильный и знающий все аспекты жизнедеятельности организма человека мудрец, что связано с расширением круга знаний медицины в целом и её соприкосновения с неизвестным. Также один человек уже не может быть носителем всех этих знаний.

Стремление предоставить людям максимальное количество блага - наверное, главный и благороднейший мотив для овладения профессией врача, но как нужно относиться к понятиям о вреде и пользе, чтобы принести наибольшее количество блага?

В первую очередь абстрактные понятия о вреде и пользе согласуются именно с субъективностью их трактовки. В современном мире развитые страны часто имеют высокий уровень этического развития, и при предоставлении медицинских услуг необходимо считаться не только с улучшением здоровья физического, но и не повредить, а кроме того часто и вылечить здоровье психическое. Например, ряд пластических операций, операции по смене пола. Сложно представить себе, что есть такой человек, который мог бы сам по себе отвечать всем моральным предпочтениям пациентов и предоставлять им полный психологический комфорт, так как сама по себе работа с людьми требует

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.