Научная статья на тему 'Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи»)'

Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛОВЫЕ АЛГОРИТМЫ / INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION / THEORY AND METHODS OF INCLUSIVE PEDAGOGY / VALUES OF EDUCATION / SEMANTIC ALGORITHMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрякова Юлия Вадимовна, Шишкина Анастасия Андреевна

В статье рассмотрены теоретические принципы и методическая практика обучения словесному мышлению слабослышащих студентов на занятиях по философии и русскому языку. Определяются основные особенности и условия эффективного преподавания. Делается вывод о необходимости долгосрочного планирования в инклюзивном образовании, специальной довузовской подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрякова Юлия Вадимовна, Шишкина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of inclusive education at the university (based on the methods of teaching courses “philosophy” and “russian language and speech culture”)

The article considers theoretical principles and methodical practice of teaching verbal thinking hard of hearing students in the classroom in philosophy and Russian language. It identifies the main characteristics and conditions of effective teaching. The conclusion states the need for long term planning in inclusive education, special pre-University preparation.

Текст научной работы на тему «Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи»)»

13. Khutorskoy A.V. The farm activities as the content of education. Narodnoie obrazovanie, 2003. № 8. P. 107-114. [in Russian].

14. Shmatko N.D. New forms of organization of the correctional help to children with developmental disabilities. Doshkolnoie obrazovanie,1998. № 3. P. 77-81. [in Russian].

15. Elkonin D.B. Selected psychological works. M.: Prosveshchenie, 1989. P. 555. [in Russian].

Сведения об авторе: Ремезова Лариса Асхатовна,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор,

кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Российская Федерация. Ктай: Remezowa@mail.ru

Information about the author: Remezova Larisa Askhatovna,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Special Pedagogy and Special Psychology

Samara State University of Social Sciences and

Education,

Samara, Russia.

E-mail: Remezowa@mail.ru

УДК 371.01 ББК 74.202.45

Ю.В. Серебрякова, А.А. Шишкина

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВ «ФИЛОСОФИЯ» И «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)1

В статье рассмотрены теоретические принципы и методическая практика обучения словесному ч ^

мышлению слабослышащих студентов на занятиях по философии и русскому языку. Определяются <¡3 основные особенности и условия эффективного преподавания. Делается вывод о необходимости ф долгосрочного планирования в инклюзивном образовании, специальной довузовской подготовке. ^

Ключевые слова: инклюзивное образование в вузе, теория и методика инклюзивной педагогики, ценности образования, смысловые алгоритмы. то 5

Jag

J.V. Sereblyakova, A.A. Shishkina ф g

n

FEATURES OF INCLUSIVE EDUCATION AT THE UNIVERSITY ^ (BASED ON THE METHODS OF TEACHING COURSES "PHILOSOPHY" AND "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE")

The article considers theoretical principles and methodical practice of teaching verbal thinking hard of hearing students in the classroom in philosophy and Russian language. It identifies the main characteristics and conditions of effective teaching. The conclusion states the need for long term planning in inclusive education, special pre-University preparation.

Key words: inclusive education in higher education, theory and methods of inclusive pedagogy, values of education, semantic algorithms.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-18015.

Ï! .О о

21 о 5

CÛ К

о

о £

¡¡S

I?

го

X

Э

< <

го"

СО

О

к ^

ю ф

^ ф

О Ш й

Институт высшего образования - это завершающий этап первичной социализации, приобщения личности к исторически сложившимся нормам взаимоотношений в обществе, его идеалам, целям, требованиям, истинам и, конечно же, системе ценностей. Социализация - это явление, которое характеризует жизнедеятельность человека на всех этапах его включённости в общество, поэтому период обучения в вузе вернее было бы назвать завершающим этапом не просто первичной социализации, а направляемой и контролируемой, когда весь предшествующий опыт культуры представляется в определенном ключе, предполагается оценка усвоения этого опыта.

Ценностные ориентиры системы вузовского образования должны обнаруживать в себе ценности жизни и мировой культуры в целом, благоприятствовать формированию активной жизненной позиции и самостоятельной точки зрения, приобщать личность к так называемым общечеловеческим, вечным ценностям, т.е. способствовать ее интеграции с миром. Система отечественного высшего образования должна стремиться к их формированию также в силу многонациональности нашей культуры. К тому же ценности образования не должны вступать в противоречие с ключевыми ценностями традиционной культуры.

Несомненно, что в рамках любого образовательного процесса (в том числе и вузовского) обучающимся должны предлагаться ориентиры духовного развития. Сам образовательный процесс должен также способствовать их активному духовному творчеству. Студент должен не просто знать (и иметь желание знать) то, что знает современная наука, но он должен приложить значительные усилия к пониманию, почему она пришла к таким выводам, каковы перспективы их опровержения.

Максимально остро задачи и проблемы высшей школы проявляются в инклюзивном образовании, которое сегодня становится нормой и открывает для людей с ограниченными возмож-

ностями дверь в будущее. Инклюзивное образование в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» характеризуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [7]. Это значит, что сегодня многие вузы страны расширяют свою специализацию, увеличивают поток абитуриентов, приобретают студентов, имеющих серьёзную мотивацию к профессиональному обучению. В результате инклюзивное образование формирует не только дипломированного специалиста, но и мотивированного профессионала [3]. К сожалению, как справедливо заметила Я.Г. Колтакова, «научные работы российских ученых в основном носят описательный характер и в меньшей степени посвящены столь важным вопросам, как стратегии, методы и подходы к инклюзивному образованию» [2]. Как же развивается методическая практика инклюзивного образования сегодня?

В ходе проведения занятий по философии и культуре речи у слабослышащих студентов по специальности «Машиностроение» в ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» нами были выделены следующие особенности образовательного процесса.

Для формирования одной из важнейших общекультурных компетенций -коммуникативной - у слабослышащих студентов, а также для навыка диалога, их необходимо учить лексикону гуманитарных дефиниций. Для преподавателей философии и русского языка это - особая задача, поскольку за две с половиной тысячи лет в философии и за несколько веков русского языкознания было создано, переосмыслено, отрицается и постоянно корректируется огромное количество понятий и категорий. Учтем также тот факт, что из философии заимствуются понятия и в другие гуманитарные дисциплины.

Наша методика продолжает традиции концептуального и герменевтического подходов.

Табл. 1. Учет особенностей обучения в группе слабослышащих студентов при методической разработке учебного курса

№ п/п Особенности восприятия учебной информации Принципы построения занятий, освоения курса

1 Отсутствие или ослабление слуха • Специальные подготовительные курсы для абитуриентов; • присутствие на занятиях сурдопереводчика; • оборудование аудитории специальной техникой: усилителями звука, экраном и проектором; • специально разработанный электронный курс; • наличие у студентов персонального компьютера для самостоятельной работы с электронным курсом

2 Трудность общения студентов друг с другом • Задания, развивающие навыки общения и способствующие социализации: работа в парах, выступления с небольшими сообщениями

3 Работа в основном кратковременной памяти, отсутствие образного мышления • Многократное повторение терминов в процессе занятия и курса; • подробные примеры: иллюстрации, схемы, социальные зарисовки; • занятия в небольших группах (не более 10 человек)

4 Ограниченный словарный запас, трудности построения сложных предложений и логически связных текстов • Использование в качестве контролирующего материала тестов; • ведение тетради-словаря (общей для всех дисциплин), чтобы исключить жёсткую привязку к отдельным темам

5 Целеустремлённость, соревновательность, ответственность, мотивация • Возможность выполнить задание повторно; • повышение оценки за оперативность; • систематическая самостоятельная работа над курсом, требующая письменного отчёта

Концептуальный подход, представленный научными трудами Н.Д. Арутюновой, В.В. Колесова, И.А. Стернина и др., отвечает методологии профессиональной педагогики, трактующей профессиональное образование как процесс непрерывного профессионального развития будущего специалиста. Согласно герменевтической традиции мы рассматриваем философствование как размышление, открытое как разночтениям, критике, так и согласию с важнейшими идеями в осмыслении (и проговарива-нии) философской или лингвистической категории. Вслед за В.В. Бибихиным, мы утверждаем, что значимое слово культуры - это «слово, прошедшее испытание молчанием» [1], преодолевшее порог молчания. Это особенно важно для слабослышащих студентов: научиться готовиться к публичному выступлению, даже небольшому, перед одногруппниками, научиться работе с текстами различных

стилей, уметь создавать научные тексты на высоком уровне [4].

Учиться словесному мышлению - вот самая важная и первая задача студентов (кстати, не только слабослышащих). Развивая положения герменевтики и концептуального подхода, мы разработали следующие методические инструменты для обучения философии и русскому языку - создание смысловых алгоритмов различных уровней сложности, подвижной терминологической карты, Карты индивидуального маршрута обучения русскому языку и философии.

Идея создавать смысловые алгоритмы появилась в процессе обсуждения возможных вариантов понимания философских, психологических и филологических понятий на семинарах по философии [5]. В 2008-2015гг. для нормально слышащих студентов было составлено более 190 смысловых алгоритмов на основе ключевых слов, указывающих на различ-

го

X

3

< <

го"

СО

О

к ^

ю ф

^ ф

О Ш й

ные особенности и состояния человека: творчество, вдохновение, здоровье, бессмертие, любовь, семья, судьба и др. В 2015/16 учебном году для первого набора группы слабослышащих студентов по специальности «Машиностроение» эти смысловые алгоритмы были адаптированы, часть заданий по ним упрощена, слабослышащим студентам дается больше времени на выполнение таких заданий.

Например, начиная с артикуляции определений таких понятий, как совесть, обычай, событие, речь, мы приходим к проговариванию таких абстрактных категорий, как культура, государство, человек.

Метод создания смысловых алгоритмов включает в себя:

• Специально отобранные «ключевые слова» - слова, несущие оценку/характеристику поведения человека, явления общественной жизни;

• Задание по выстраиванию ассоциативной цепочки однокоренных, а затем и синонимичных слов с целью прояснения исходного ключевого слова;

• Проверку точности ассоциативной цепочки в коллективном обсуждении на семинарских занятиях по философии и русскому языку.

По степени сложности можно выделить первый, второй и третий уровни смысловых алгоритмов [6].

Создание комплексной методики обучения словесному мышлению на занятиях по философии и русскому языку должно учитывать два аспекта: теоретический (понимание правил рождения и управления смыслами, действующих в языке, т.е. понимание языка как живой системы, меняющейся во времени и пространстве) и практический (приобретение практических навыков созидания смыслов). Кроме того, создание комплексных методик для инклюзивного обучения, безусловно,

требует от преподавателей коллабора-ции и ежедневного взаимодействия.

Апробируемая нами в настоящее время комплексная междисциплинарная методика строится на взаимодействии различных разделов языкознания: лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации, а также на взаимодействии языкознания (лингвистики) и литературоведения (занятия по русскому языку); практические занятия по философии проводятся по методике создания смысловых алгоритмов, формирующей ассоциативные связи между понятиями и категориями философии и культурологии, истории, социологии, филологии.

В ходе исследования выяснилось, что кроме количественных показателей, связанных с освоением новой лексики (например, абстрактной), необходимо замерять у слабослышащих студентов также и качественные показатели: скорость освоения незнакомого материала, глубину его понимания, умение использовать в речи новые слова. Появилась необходимость создать Карту интеллектуального развития для слабослышащего студента, а также Карту индивидуального маршрута изучения гуманитарных дисциплин. Полагаем, это станет целью нашего ближайшего исследования.

Итак, инклюзивное образование -это долгосрочная стратегия, а потому необходимо учитывать все выявленные особенности и принципы образования слабослышащих людей не только в высших, но и в общеобразовательных, и в средне-специальных учебных заведениях. Человек, попавший в сложную жизненную ситуацию по состоянию здоровья, должен понять, почувствовать, что он нужен не только своей семье, но и всему обществу, что он может не только то, что могут другие, но и значительно больше.

Библиографический список

1. Бибихин, В.В. Язык философии [Текст] / В.В. Бибихин. - М.: Наука, 2007. - 392 с.

2. Колтакова, Я.Г. Предпосылки развития системы инклюзивного образования [Текст] / Я.Г. Кол-такова // Известия ВГПУ. - 2016. - № 1(270). - С. 31-33.

3. Лешер, О.В. Инклюзивное образование студентов университета: комплекс научных подходов [Электронный ресурс] / О.В. Лешер, Л.В. Деменина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18603.

4. Серебрякова, Ю.В. Проблемы инклюзивного образования в вузе: методический аспект (на примере обучения русскому языку и философии) [Текст] / Ю.В. Серебрякова // Стратегии и тенденции современного образования. - 2016. - №3. - С. 23-27.

5. Серебрякова, Ю.В. К вопросу о взаимосвязи критериев общекультурных компетенций и мониторинга предметного обучения философии [Текст] / Ю.В. Серебрякова // Aima mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 2. - С. 38-42.

6. Серебрякова, Ю.В. Творчество в словесном пространстве: практический аспект (смысловые алгоритмы как метод инклюзивного обучения в вузе) [Текст] / Ю.В. Серебрякова // Образование и наука в современных условиях: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.). - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1(6). - С. 176-178.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2013 г.

References

1. Bibikhin, V. V. The language ofphilosophy. M.: Nauka, 2007. P. 392. [in Russian].

2. Koltakova J.G. Prerequisites for the development of an inclusive education system. Izvestia VGPU, 2016. №1 (270). P. 31-33. [in Russian].

3. Lesher O.V., Demenna L.V. Inclusive education of University students: a set of scientific approaches. Sovremennyie problemy nauki i obrazovania, 2015. № 1-1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=18603 [in Russian].

4. Serebryakova Y.V. Problems of inclusive education in higher school: methodological aspect (on the example of teaching the Russian language and philosophy). Strategii i tendentsii sovremennogo obrazovania, 2016. №. 3. P. 23-27. [in Russian].

5. Serebryakova Y.V. To the question of the relationship of the criteria of general cultural competence and monitoring of subject teaching philosophy. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), 2013. №2. P. 38-42. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Serebryakova Y.V. Creativity in the verbal space: practical aspect (semantic algorithms as a method of inclusive education at the University). Education and science in modern conditions: materials of the VI Intern. scientific.-pract. Conf. (Cheboksary, 26 Feb. 2016). Cheboksary: izde-vo TsNS "Interactive plus", 2016. №1 (6). P. 176-178. [in Russian].

7. Federal law "On education in Russian Federation' № 273-FL of 21 December 2013 [in Russian].

Сведения об авторах: Серебрякова Юлия Вадимовна,

кандидат культурологии, доцент доцент,

кафедра философии, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск, Российская Федерация. Ктай: Julia_serebro@mail.ru

Шишкина Анастасия Андреевна,

кандидат философских наук, доцент,

кафедра философии, Ижевский государственный технический

университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск, Российская Федерация. Ктай: shishkinaa18@mail.ru

Information about the authors: Serebryakova Yulia Vadimovna,

Candidate of Sciences (Culturology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Philosophy, Faculty of Law and Humanities. Izhevsk State Technical University named after M. T. Kalashnikov, Izhevsk, Russia. E-mail: Julia_serebro@mail.ru

Shishkina Anastasiya Andreevna,

Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of Philosophy, Faculty of Law and Humanities. Izhevsk State Technical University named after M. T. Kalashnikov, Izhevsk, Russia. E-mail: shishkinaa18@mail.ru

H

i§ ф 3 ^ с,

i £ & s

ь * (0 .0

s s

lu

ф О m о

ca Q_ m »

Ю о

О °

21

о 5

ca x

m

ca

5 ig?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.