Научная статья на тему 'Особенности индивидуально-личностных свойств и проявления эмоционального выгорания успешных спортсменов гандболистов'

Особенности индивидуально-личностных свойств и проявления эмоционального выгорания успешных спортсменов гандболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ НА УСПЕХ / МОТИВАЦИЯ НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ / EMOTIONAL BURNOUT / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PERSONAL ANXIETY / ACHIEVEMENT MOTIVATION / FEAR OF FAILURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штефаненко Ирина Ивановна

Цель работы – выявление индивидуально-личностных свойств спортсменов-гандболистов, отличающих более успешных от менее успешных, развитие которых может стать ресурсом повышения эффективности деятельности, и выявление различий в протекании эмоционального выгорания с учетом уровня развития групп. Вопрос актуален, так как в спорте успешность определяется результативностью выступлений на соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular individual personality traits and manifestations of burnout of successful athletes – handballists

The aim of this scientific investigation is to identify individual personality characteristics of athleteshandball that distinguish more successful from less successful, the development of which can improve the effectiveness of activities and identify differences in the course of burnout. The question is actual because success in sport is determined by the effectiveness performances at competitions.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуально-личностных свойств и проявления эмоционального выгорания успешных спортсменов гандболистов»

УДК 159.9: 796

Штефаненко Ирина Ивановна

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

shtefanenko_ira@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УСПЕШНЫХ СПОРТСМЕНОВ - ГАНДБОЛИСТОВ

Цель работы — выявление индивидуально-личностных свойств спортсменов-гандболистов, отличающих более успешных от менее успешных, развитие которых может стать ресурсом повышения эффективности деятельности, и выявление различий в протекании эмоционального выгорания с учетом уровня развития групп. Вопрос актуален, так как в спорте успешность определяется результативностью выступлений на соревнованиях.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональный интеллект, личная тревожность, мотивация на успех, мотивация на избегание неудач.

Эмоциональное выгорание и факторы, оказывающие влияние на его развитие, активно изучается в последние годы. В своих трудах Н.Е. Водопьянова обнаружила корреляцию между степенью выраженности профессионального выгорания и показателями стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Было выявлено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех испытуемых, которые предпочитают «избегание» и «приспособление», «уход от решения проблемы», а личности с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» менее склонны к выгоранию [2]. По мнению Д.Г Трунова, предпосылкой преодоления эмоционального выгорания является эмоциональный интеллект [9].

В спортивной психологии существуют данные, говорящие о том, что основными личностными регуляторами синдрома выгорания у спортсменов являются личностная тревожность, мотивация достижения успеха, самооценка и локус контроля [3]. В своем исследовании R. Smith высказал предположение, что психическому выгоранию более подвержены спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта [14]. В некоторых исследованиях отмечается, что социальная поддержка может быть своеобразным буфером между стрессорами и результатами их деятельности. Лица, получающие поддержку, лучше сопротивляются стрессовым воздействиям и тем самым менее подвержены выгоранию [12]. В большинстве проведенных исследований факторы, способствующие выгоранию, традиционно группируются в два больших блока: особенности профессиональной деятельности (организационные факторы) и индивидуальные характеристики самих профессионалов [13].

Наше исследование посвящено спортивному виду деятельности. Эффективность спортивной деятельности определяется результативностью выступлений на соревнованиях. Соревновательная активность является стрессовым фактором для спортсменов. Реакция же на хронический стресс -эмоциональное выгорание. Проблематика эмоционального выгорания в спорте активно разрабаты-

вается в последние годы, но эмоциональные регуляции рассматриваются у отдельных спортсменов и не изучаются совокупно в спортивной команде [1].

Профилактика эмоционального выгорания является одним из способов повышения конкурентоспособности спортсменов. Для того чтобы методы профилактики эмоционального выгорания были эффективны, необходимо знать, на что именно они должны быть направлены. Ведь в спортивных командах, специализирующихся на игровых видах спорта, спортсмены тренируются в практически одинаковых условиях, но одни показывают более высокие результаты на соревнованиях, чем другие, при этом их результативность в тренировочном процессе может быть одинаковой. Поэтому одним из перспективных направлений исследования в спортивной деятельности является, по нашему мнению, изучение особенностей эмоционального выгорания в спортивных командах игровых видов спорта с учетом уровня развития группы и индивидуально-личностных свойств членов команды.

Исходя из этого, целью нашего исследования было определение существования различий в протекании эмоционального выгорания у более успешных и у менее успешных спортсменов. В число задач исследования входило: определить различия индивидуально-личностных свойств более успешных и менее успешных спортсменов; выявить возможные различия в протекании эмоционального выгорания у более успешных и менее успешных спортсменов.

Для решения задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ научнометодической литературы, методы психодиагностики, методы математической статистики (Ькрите-рий Стьюдента, кластерный анализ).

С мая 2010 г. по май 2011 г. нами было проведено исследование на базе училища олимпийского резерва по гандболу. Выборка составила 49 человек. В исследовании принимали участие две женские команды и одна мужская. Возраст спортсменов 14-16 лет. Состав первой женской команды -23 спортсменки, второй женской - 12 и третьей мужской - 14 спортсменов.

© Штефаненко И.И., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

89

Таблица 1

Социометрические данные кластеров трех команд

Показатели № X т = и Я ° £ а = о & ю н 3 | и о о Н 5 * = 4 о X - X т = ° £ а = о & ю н 3 | и о о Н 5 я 5 13 г S 4 о И Количество выборов деловая социометрия 1 Количество выборов деловая социометрия 2

Женская команда 1 Кластер 1 n=11 23 23 22 22

n=23 Кластер 2 n=12 0 0 1 1

Женская команда 2 Кластер 2 n=6 1 1 0 1

n=12 Кластер 2 n=6 11 11 12 11

Мужская команда Кластер 2 n=3 11 10 10 11

n=14 Кластер 2 n=11 3 4 4 3

В исследовании нами были использованы следующие методики: методика диагностики эмоционального интеллекта (тест Н. Холла), диагностики уровня развития малой группы [10], методика определения стратегий поведения спортсменов в конфликтных ситуациях (тест Томаса) [7], методика для оценки эмоционального выгорания Athlete Burnout Questionnaire в адаптации Е.И. Гринь [4], шкала личной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным [11], методика Т. Элерса «Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудач» [8], социометрический тест для диагностики социального статуса членов групп по деловому критерию и по критерию личной симпатии-антипатии [6].

В течение одного года мы пять раз проводили исследование динамики эмоционального выгорания, что необходимо для выявления возможных изменений эмоционального выгорания в различные периоды тренировочного цикла.

Для определения психологических параметров, отличающих успешных спортсменов в таком виде спорта, как гандбол, мы использовали кластерный анализ во всех трех командах.

В первой женской команде первый кластер состоял из 11 спортсменок, семь из них имели звание КМС и четыре первый разряд. Стаж этих спортсменок в избранном виде спорта составлял от 5 до 9 лет. Спортсменки, попавшие в первый кластер, принимали активное участие в соревнованиях разного уровня, за исключением одной. Второй кластер состоял из 12 спортсменок, четыре из которых имели звание КМС, остальные - первый разряд, они принимали менее активное участие в соревнованиях, чем представительницы первого кластера и уровень соревнований, где представительницы второго кластера принимали участие, ниже.

Также был проведен кластерный анализ во второй женской команде. Второй кластер этой команды состоял из шести спортсменок. Четыре из них имели первый разряд и две второй разряд. Стаж этих спортсменок в избранном виде спорта составлял 4-6 лет. В основной состав команды входили пять представительниц второго кластера, в запасной состав входили одна представительница второго кластера и все представительницы первого кластера. Первый кластер состоял из шести представительниц, у одной из которых первый разряд, у остальных - второй.

Первый кластер мужской команды состоял из 3-х спортсменов, а второй из одиннадцати. Спортсмены из первого кластера более успешны в спортивной деятельности, два представителя из первого кластера участвуют в федеральных соревнованиях, а один в европейских.

Для выявления статуса спортсменов мы проводили социометрию по двум направлениям: личную и деловую. Два вида вопросов были направлены на выявление возможных различий в выборе спортсменов. Данные социометрического исследования спортсменов, входящих в выделенные кластеры, приведены в таблице 1.

Из данных таблицы следует, что более высокостатусными являются в первой женской команде спортсмены из первого кластера, во второй женской - спортсмены из второго кластера, в мужской команде статус выше у представителей первого кластера. Исходя из того, что существенных различий нет в данных личной и деловой социометрий, можно сделать вывод о том, что спортсмены не дифференцировали свои симпатии на деловую, то есть по результативности спортивной деятельности, и на личную. Следовательно, статус спортсменов зависит от успешности в избранном виде спорта.

Таблица 2

Средние показатели индивидуально-психологических свойств и эмоционального выгорания в группах спортсменов с высокой и низкой успешностью (баллы)

Средние групповые показатели Достоверность различий

Показатели Более успешные спортсмены п=20 Менее успешные спортсмены п=29 Значение t Уровень достоверности

Управление эмоциями -2,55 -7,45 2,48 р<0,05

Интегративный уровень эмоционального интеллекта 31,05 13,79 4,42 р<0,001

Мотивация избегания неудач 16,7 17,14 2,59 р<0,05

Девальвация достижений 1 7,6 10,28 2,23 р<0,05

Девальвация достижений 2 9,9 13,17 2,35 р<0,05

Девальвация достижений 3 9,8 12,79 2,06 р<0,05

Девальвация достижений 4 9,7 11,52 2,23 р<0,05

Девальвация достижений 5 7,85 10,79 2,79 р<0,01

Остался открытым вопрос: только ли достижениями в спорте и высоким статусом в команде отличаются более успешные спортсмены от менее успешных? Для ответа на этот вопрос мы приняли решение провести сравнительный анализ показателей индивидуально-личностных свойств спортсменов в кластерах более успешных и менее успешных игроков. Для выявления статистически достоверных различий в двух кластерах каждой команды мы использовали ^критерий Стьюдента для независимых выборок. Полученные результаты свидетельствуют о том, что более успешные спортсмены отличаются от менее успешных по уровню управления эмоциями и по интегративному уровню эмоционального интеллекта (р<0,05). Также нами было обнаружено достоверное различие между более и менее успешными спортсменами и по девальвации достижений во всех 5 измерениях данного параметра эмоционального выгорания (р<0,05). Данные, достоверность различий которых доказана статистически, приведены в таблице 2.

Нами не была обнаружена статистическая достоверность различий по таким показателям как: стратегия поведения спортсменов в конфликтных ситуациях, личная тревожность, эмоциональное / физическое истощение, уменьшение чувства достижений (р>0,05).

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что более успешные спортсмены, обладающие высоким статусом в своих командах, отличаются от менее успешных по таким индивидуально-личностным свойствам, как мотивация избегания неудач, управление эмоциями, интегративный уровень эмоционального интеллекта, и по

такому параметру эмоционального выгорания, как «девальвация достижений», который является специфичным для спортивной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о значимости эмоциональной регуляции деятельности как фактора успешности в спорте. Они указывают на важность управления эмоциями и хорошей ориентации в собственных эмоциях и эмоциях окружающих для успешного командного взаимодействия. Специфичность показателей «девальвации достижений» для спортсменов находит свое подтверждение в работе Е.И. Гринь [5]. Применение методик, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта, снижения уровня мотивации избегания неудач и уровня эмоционального выгорания, может послужить ресурсом для повышения конкурентоспособности спортсменов.

Библиографический список

1. Босенко Ю.М. Гендерные аспекты совлада-ющего поведения в командных и индивидуальных видах спорта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - № 2. - С. 194-199.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 443-463.

3. Гринь Е.И. Личностные регуляторы эмоционального выгорания у спортсменов разной квалификации и пола // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. -

2008. - № 3. - С. 163-168.

4. Гринь Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: Авто-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

91

реф. дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар,

2009. - 24 с.

5. Гринь Е.И. Феномен эмоционального выгорания в спортивной деятельности // Материалы международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». - М., 2006. - С. 101-103.

6. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // СоцИс: Социологические исследования. - 2002. - № 4.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тест. - Самара: БАХРАХ-М,

2001. - 247 с.

8. Розанова В.А. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - 352 с.

9. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8.

10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.

11. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь,

2002. - 176 с.

12. Dolan S.L., Renaude S. Individual, organizational and social determinants of managerial burnout: A multivariate approach // J. of Social Behavior and Personality. - 1992. - Vol. 7(1). - Р. 95-110.

13. Schaufeli W.B., Enzmann D. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. -Washington DC: Taylor and France, 1999.

14. Smith R.E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout // The Journal of Sport and Exercise Psychology. - 1986. - Vol. 8. - P. 36-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.