Особенности
иллюстрирования
глянцевого
журнала
Т.С. Васильева,
к.ф.н., доцент кафедры издательского дела и книговедения
Понятие «глянцевый журнал» используется для обозначения определенной категории, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками. А именно - это престижный иллюстрированный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего. Глянцевый журнал - это энциклопедия гламурной жизни, это красочная картинка, это набор статей, которые учат нас, как жить, что читать, что смотреть, как одеваться и что дарить любимому. Термин «глянцевый журнал» имеет не только техническое, но и категориальное значение. Это подтверждается тем фактом, что наряду с глянцевыми существует и другой тип иллюстрированного журнала - имиджевый. По технике производства он принципиально не отличается от глянцевого журнала, однако, в отличие от последнего, ориентирован на представителей высших слоев общества и представляет собой элитарный журнал, рассчитанный на покупателей с высокими доходами. Что касается содержания этих двух типов журналов, то главное и принципиальное различие между ними заключается в составе рекламируемых в них товаров. В гламурных журналах, как правило, представлена реклама почти исключительно предметов роскоши и других товаров элитарного спроса. Глянцевые журналы рекламируют более широкий круг товаров, вплоть до товаров повседневного спроса. Еще одно важное отличие - уровень статей, стилистика и язык их написания.
Значение термина «глянцевый журнал» складывается из двух смыслов: прямой: глянцевая блестящая оболочка, использование глянцевой бумаги; переносный: лоск и блеск в передаче информации, идеальность образов, граничащая с неестественностью. Глянцевый журнал -это, прежде всего, очень высококачественная подборка иллюстраций, текстового контента там минимум. Издание ориентировано не на мысль, а на чувства.
155
Классификация глянцевых журналов осуществляется путем анализа их содержательной направленности. Основное деление глянца происходит по гендерным признакам, то есть адресованы аудитории определенного пола. В контексте данного исследования рассматриваются, прежде всего, особенности содержания женских глянцевых изданий. Основные сюжеты женского журнала касаются ухода за собой, ухода за домом, устройства семьи, путешествий, карьеры и формирования определенного образа жизни, характеризующегося подчиненностью временным циклам (неделя делится на будни и уикенды, в году есть еще праздники и время отпуска). Этими циклами определяются занятия и образ жизни. Еще одна характерная особенность женского глянца -псевдодраматизация жизни. Этот эффект возникает вследствие появления на журнальных страницах многочисленных женских историй в рубриках под названием «Крик души», «Признание» и т. п. Сложность жизни доказывается посредством «подглядывания» в чужую жизнь (интервью со звездами, вымышленные жизненные истории, так называемых простых женщин). Жанры душевного доверительного интервью и «исповеди», формирующие спектр женских эмоций и поведенческих реакций провоцируют возникновение у читательниц журнала навязчивой привычки к вуайеризму. Женский журнал разговаривает с читательницами от лица коллективного женского «мы», что дает возможность последним отождествить себя с журнальными образами, расслышать в голосах говорящих со страниц журнала женщин свой голос.
Вся разветвленная система местоимений, используемая в женском «глянцевом» дискурсе, по сути, обслуживает одну-единствен-ную ситуацию - задушевный разговор женщины с подружкой, сводя все разнообразие местоимений к женскому «мы». Задушевность предполагает исповедальность. Специфическую для «глянца» эстетику, основанную на синтезе словесного и изобразительного ряда, в случае женского журнала можно охарактеризовать как фотомодельную. Портретный принцип действует на обложке, сохраняется он и на страницах самого журнала. Это еще одна его отличительная особенность. Самоидентификация читательницы журнала не только с текстами, но и с иллюстрациями превращает фотопортрет в автопортрет. В автопортрете автобиографическое реализуется иначе чем в «истории жизни».
Автобиографичность, сводимая к автопортрету, дополняется в этих журналах описанием определенного женского стандарта, «идеальной» модели жизни женщины. Программируется жизненный цикл, но при этом игнорируется сама жизненная история, составляющая материал биографии.
Женские журналы - это ворох разрозненных элементов, заимствованных из текстов и вписанных в годовой цикл взрослой жизни. В качестве путеводителей по жизни они продуцируют инфантилизм как
156
основу женского мироощущения. То, что должно быть получено однажды в детстве и стать основой для получения индивидуального опыта, началом жизненного пути, предполагающего осознанный выбор и принятие решений, в журнале растягивается на годовой и жизненный цикл, оказываясь мнимой заменой собственно личного опыта. В результате автобиографический дискурс в «глянцевом» журнале теряет временное измерение.
Российская журнальная индустрия одна из самых прибыльных и привлекательных для инвесторов отрасль российской экономики. Журнальный рынок «здоров» на сегодняшний день, приносит прибыль и довольно быстро развивается. В журнальной отрасли, так же, как и во всех остальных СМИ, происходит много технологических изменений. Никогда потребители СМИ не имели такого огромного выбора, как сейчас. Именно потребители СМИ сейчас задают направление журнальной индустрии. И поэтому издательства должны приспосабливаться к желаниям и стилю жизни и аудитории СМИ, так как они решают, что они хотят потреблять и когда.
Журналы «глянцевого» типа представляют собой богато иллюстрированные массовые издания, носящие информационно-развлекательный характер. Сложность иллюстрирования «женского» журнала состоит в том, что на его полосах содержится разнообразный материал, который должен быть так построен и выделен, чтобы читательница, даже при беглом просмотре, смогла отделить важное и наиболее ее интересующее от второстепенного. При этом желательно, чтобы ни одна часть текста или элемента оформления не ускользнула от внимания читателя.
Основными элементами художественного оформления любого иллюстрированного журнала являются заголовки и иллюстрации. Иллюстрация - наиболее важная составляющая «женских» журналов. Иллюстрации поясняют и дополняют текст. По характеру соотношения с текстом различают две группы иллюстраций. К первой группе относятся рисунки, фотографии, которые раскрывают объемность, цвет и другие особенности предметов и явлений. Ко второй группе относятся художественные иллюстрации, которые в зрительных формах раскрывают образы, созданные автором текста. Эти иллюстрации способствуют образному восприятию текста.
Размещение иллюстраций в журнале определяется тремя основными факторами: необходимостью расположения иллюстраций в непосредственной близости с текстом, к которому они относятся; стремлением поставить иллюстрацию на наиболее удобное и заметное для читателя место на странице, на развороте и в целом в номере журнала; стремлением учесть взаимосвязь между шрифтом, организованным в полосу, а также полями и иллюстрациями.
157
Из года в год растут и расширяются возможности визуальной передачи информации, графическо-изобразительные материалы занимают все большую площадь в периодических изданиях. Благодаря современным полиграфическим возможностям в «глянцевых» журналах используется самый широкий спектр иллюстративного материала: фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, коллажи и другие.
Работая над иллюстрациями, в первую очередь следует опасаться возможного несоответствия иллюстраций содержанию статьи. Для избежания такого рода недочетов редактор должен контролировать, правильно ли расположены иллюстрации, соответствуют ли они тексту. Следует также учитывать, что однообразные хоть в одном из аспектов фотографии создают у читателя впечатления, что все издания делаются из штампов, так как изобразительные материалы первыми бросаются в глаза и первыми «прочитываются». Журнал, по сравнению с газетой, рассчитан на внимательное, сосредоточенное, неторопливое и тщательное изучение. Однообразные иллюстрации резко снизят внимание читательниц к содержанию статей и, скорее всего, журнал не будет прочитан до конца. Вот почему редактор «женского» журнала должен планировать иллюстрации таким образом, чтобы в номере (а тем более на развороте и отдельных страницах) не сталкивались, не встречались снимки одного плана, одного жанра (точнее - одного характера), одного сюжета, одного размера, одной конфигурации (вертикальные или горизонтальные) и даже одной тональности.
Оформление каждого выпуска журнала должно соответствовать не только замыслам авторов и редакторов, но оно также должно соответствовать стилю журнала в целом. Журнал должен быть «узнаваем», иметь сове «лицо». «Лицо» журнала - это его обложка. Большинство «женских» журналов сегодня помещают на обложке краткую информацию о тех статьях, которые заинтересуют большинство женщин: мода, кухня, интерьер, брак и т. д. В данном случае задача редактора отобрать из всего разнообразия статей и публикаций именно те, которые являются самыми «выигрышными». Обычно названия таких статей даются крупным шрифтом, но при этом важно рассчитать так, чтобы они не закрывали фотографию и не портили общего эстетического впечатления. Подавляющее большинство «глянцевых», «женских» журналов выходит один раз в месяц, реакторы имеют возможность тщательно проверить каждую публикацию, каждый фотоснимок на степень его (ее) соответствия общему стилю издания. Композиция обложки должна подчиняться определенной логике. Логичность композиции заключается в такой организации текста и остальных элементов (фотография, орнамент, линейки, рамки и прочее) на странице, при которой композиционно выделяется главная часть, все же остальное подчиняется этой главной части по степени смысловой и композиционной значимости.
158
В «женских» журналах чаще всего главным элементом обложки становятся фотография и название журнала. Интересно отметить, что приятное улыбающееся лицо на обложке может стать одним из стимулов к покупке этого журнала. Расположение всей остальной информации на обложке (выходные данные журнала, анонсы самых «ярких» статей) зависит от характера фотографии. Однако чаще всего редакторы «женских» журналов придерживаются традиционного расположения материала: название журнала - сверху, по центру - фотография, а по краям обложки - анонсы статей, помещенных в номере. Гармоничность и привлекательность обложки достигается тщательно продуманным композиционным размещением всех элементов, различием в размерах, рисунке и характере (плоскостном или объемном) букв шрифта, а также цветовым решением.
Перспективы развития женского журнала - вопрос непростой. Возможно, наряду со специализированными изданиями, будут издаваться узконаправленные издания, которые будут ориентированы на определенную женскую аудиторию.
Библиографический список
1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013.
2. Лу Мими. Женская печать: Эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества : дисс... канд. филол. наук / Лу Мими. - М., 1998.
3. Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М. : Аспект Пресс, 2007.
159