Научная статья на тему 'Особенности и типические черты городской среды Белгорода'

Особенности и типические черты городской среды Белгорода Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
296
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская среда / Белгород / культурный ландшафт / культурные группы / символы и культурные объекты / социокультурные функции. / urban environment / Belgorod / cultural landscape / cultural groups / symbols and cultural objects / socio-cultural functions.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — О. В. Вербина, В. Г. Туркина

В статье рассматриваются основные черты городской среды Белгорода. Авторы, анализируя специфические особенности формирования городской среды Белгорода в процессе исторических и социокультурных трансформаций, рассматривают также основные факторы ее образующие, выделяют символические элементы, культурные объекты и их социокультурные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND TYPICAL TRAITS OF THE URBAN ENVIRONMENT OF BELGOROD

The main features of the urban environment of Belgorod are considered in the article. The authors, analyzing the specific features of the formation of Belgorod's urban environment in the process of historical and sociocultural transformations, also consider its main factors, identify symbolic elements, cultural objects and its sociocultural functions.

Текст научной работы на тему «Особенности и типические черты городской среды Белгорода»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 711.01/.09;712.3/.7

ОСОБЕННОСТИ И ТИПИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ БЕЛГОРОДА

О.В. Вербина1), В.Г. Туркина2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: oksverb@rambler.ru 2)e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru

В статье рассматриваются основные черты городской среды Белгорода. Авторы, анализируя специфические особенности формирования городской среды Белгорода в процессе исторических и социокультурных трансформаций, рассматривают также основные факторы ее образующие, выделяют символические элементы, культурные объекты и их социокультурные функции.

Ключевые слова: городская среда, Белгород, культурный ландшафт, культурные группы, символы и культурные объекты, социокультурные функции.

Современный этап общественного развития характеризуется быстрым ростом городов и увеличением доли городского населения. Развитие городской среды осуществляется в определенном природном ландшафте и включает в себя несколько факторов ее образующих: абиотические (неживые), т.е. физические и химические по своему характеру (свет, температура, влажность, давление, минеральный состав и т.д.); биотические (живые), представляющие собой взаимодействие организмов как одного, так и различных видов; антропогенные, т.е. разнообразные формы деятельности человека, которые приводят к изменению окружающей среды и непосредственно сказываются на их жизни. Последний наиважнейший фактор развития городской урбосистемы (нестабильная природно-антропогенная система, включающая в себя архитектурно-строительные объекты и нарушенные естественные экосистемы) - горожане, трансформирующие природную среду в культурный ландшафт, используя при этом многообразные символы, которые наделяют различными значениями материальные объекты в пространстве городской среды. Эти символы являются социокультурными феноменами, они включают в себя ландшафты,

определенные горожанами как подходящие или неподходящие для них же самих в пространстве городской среды.

Физическая среда преобразуется в культурный ландшафт, который представляет собой рефлексию общественного самоопределения в пределах группы или современной городской культуры. В то время, когда технологические процессы и инновации или исторические события бросают вызов смыслам городской среды, то, следовательно, концепция человеческого экзистенциализма изменяется в процессе утверждения нетрадиционных символов и значений.

По сути, культурные группы конструируют городскую среду из окружающей среды посредством культурных символов, и затем материализуют их. «Общество непрерывно использует природные феномены, преобразовывая их в культурные объекты и интерпретируя их посредством культурных идей»1.

Символы и их семантика трансформируются с течением времени, но у них остается постоянство, которое обеспечивает им продолжительная преемственность. Барч считает, что понять систему символов - значит понять взаимосвязь между природой, обществом и окружающей средой.

Социокультурные группы применяют символы с целью определения окружающей городской среды и приспособления ее для постоянных повседневных практик, где организуются общественные отношения и отношения с окружающей средой.

Городская среда как семантическая конструкция материализуется культурной группой. Бергер П.Л. и Лукман Т. считают, что «материализация предполагает, что человек способен забывать свое собственное авторство человеческого мира... Человеческие смыслы больше не понимаются как произведенные, но как бытийствующие, в свою очередь продукты природы вещей»2. Вследствие этого, семантические социальные конструкции - включая культурные ландшафты города -становятся частью реального мира. Культурные группы действуют с интуитивным знанием, а, следовательно, их отношения к окружающей среде не могут быть другими.

Культурные группы создают конструкцию городской среды как рефлексии самих себя. В процессе природная, социальная, культурная и городская среды становятся частью общих символов участников группы. В результате, городская среда и ее преобразования обретают различные смыслы исходя из того какие социальные и культурные символы связаны с ней. Герберт Блумер следующим образом понимает суть данных отношений: «Человеческое существование выглядит как жизнь в мире объектов, наполненных смыслом.. Этот мир есть социальный продукт, в котором смыслы созданы посредством процесса социальной интеракции. Таким образом, различные группы развивают различные миры. И эти миры меняются как объекты, поскольку меняются смыслы. Для понимания и идентификации жизни группы необходимо идентифицировать их мир объектов.»3.

Чаще всего символы соотносятся с городской средой и культурными корреляциями внутри общества, в результате чего создается культурный ландшафт города.

1 См.: Bennett J.W. The Ecological Transition: Cultural Antropology and Human Adaptation. New York: Pergamont Press, 1976.

2 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

3 См.: Blumer H. Industrialization as an Agent of Social Change: A Critical Analysis. Edited with an introduction by D. Maines and T. Morrione. New York: Aldinede Gruyter, 1990.

Анализируя особенности городской среды Белгорода, вызывает интерес несколько символических элементов. Стоит отметить, что городская среда Белгорода ощущала влияние нескольких периодов в истории своего развития, каждый из которых отложил отпечаток на ее формирование. В различные исторические периоды окружающей природной среде в пространстве города отводилось гораздо большее значение.

Формирование символов городской среды г. Белгорода происходит исходя из самого названия города (топонима). В наименовании города заключается важнейший системообразующий фактор: название Белгорода произошло от сочетания слов «белый» и «город». Обращаясь к этимологии слова «Белгород», не следует путать корень «город» с корнем «град». На первый взгляд, нет никакой разницы в значении понятий, разве что «град» (в словаре С.И. Ожегова помечен «церк. - книжн., поэт. устар.») скорее кажется «старинно-торжественным» подобно «золото» - «злато» и поэтому выглядит более подходящим, в частности, для поэтической речи: «Красуйся град Петров...». Ученые, занявшиеся системным анализом различия между «городом» и «градом» на материалах памятников литературы Древней Руси, сделали вывод: слово «город» понималось более широко и обозначало населенный пункт, в котором было укрепление. В отличие от «города», «град» обозначало собственно крепостную стену, укрепление. По-видимому, не случайно в названии многих древних городов, к числу которых относится Белгород, фигурирует «город» и никогда - «град»: ведь имя принадлежало всему поселению, а не одной крепости. Поэтому неверным будет считаться определение многих исследователей белгородской старины: «Белый город» - крепость, стены которой построены из белого камня. В данном случае, это не просто крепость, а город-крепость, окруженный крепостной стеной из белого камня (см. также «кремль»). Другое толкование связывается с названием горы (так называемая «Белая гора»), на склонах которой и в пойме притока Северского Донца реки Везелка и расположен Белгород. Возможно, из названия горы и заимствовано прилагательное «белый», тогда топоним Белгород имеет значение «город на белой горе»4. В данном наименовании определение «белый» сопряжено с белым цветом грунта: город частично занимает высокую меловую гору и находится в центре Мелового Юго-Запада5.

Влияние названия наиболее очевидно относительно культурного ландшафта городской среды. В наименовании местности, как правило, применяется слово или несколько слов с целью ее отождествления и отличия от других местностей. Название места играет важнейшую роль в социальном проектировании пространства. Именно с помощью географических названий и написания их в документах, осуществляется конструирование местной (городской) идентичности. Наименование места нередко способствует в мемориальных целях и может постигаться как «символический монумент, который серьезно влияет на общественную память»6.

Белгород - один из исторических и культурных городов центрального Черноземья. Территория, исторические процессы и изменения, частичная аккультурация, этническое, религиозное и культурное разнообразие, политические влияния - все это является частью уникального и неповторимого культурного ландшафта городской среды Белгорода.

4 Лаптев А.С. История географических названий Руси. Litres, 2017. С. 215.

5 Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. С. 23.

6 См.: Grounds R.A. Tallahassee, Osceola and the Hermeneutics of American Place-Names, 2001. Journal of the American Academy of Religion 69:2, 287-322.

Провинциальная городская среда формируется по двум основным векторам: центр и периферия.

И если центр - это лицо города, обладающее идентичностью, уникальностью среды и социокультурных функций, а главное - большим разнообразием различных типов поведения, видов общения и деятельности, то периферия анонимна, обезличена7.

Город, как и в эпоху Ренессанса, всегда остается театром, публичные центральные пространства которого, воспринимались как сцена, подмостки для бесконечного праздника жизни, а жилые кварталы являлись закулисьем этого праздника. Именно в эпоху Возрождения был сформирован эстетический идеал городской площади.

Изначально жилыми районами центральной части города владели горожане с высоким социальным статусом и уровнем доходов, в то время как периферию занимало бедное население. В эпоху индустриализации и коллективизации периферия расширяется за счет присоединения ближайших районов и поселений области. Таким образом, в период двух волн индустриализации (1950 г. и 1970 г.) в процессе миграции населения из сельской местности в город и их интеграции в культурный ландшафт была сформирована специфика городской среды Белгорода. Для поселения массового притока крестьян были построены бюджетные кварталы, которые абсолютно видоизменили городской ландшафт. В советский период в центре города продолжилась активная застройка монотипными зданиями административного назначения. Архитектурный облик центра города в этот период формировался под влиянием социалистической модернизации. В это время периферия становится средой промышленного рабочего класса. Социалистическая система городской застройки была представлена серым ландшафтом. В этот период строились жилые и общественные здания, архитектура которых отличалась скромностью и простотой без явных стилистических амбиций. Проектирование спальных районов формировались, как правило, по принципу плотной заселенности с недостаточным количеством зеленых массивов, площадок для отдыха и игр. При этом в этих районах было ограниченное количество административных и культурных учреждений, что предполагало их зависимость и подчинение центру города. В большинстве случаев эти районы города были лишены туристических и культурно-массовых целей.

В конце XX - начале XXI века с распространением свободы, индивидуализма, расширением жилых территорий, увеличением материальных возможностей и желанием жить за городом происходит убывание обеспеченных горожан в развивающийся пригород, застраивающийся таунхаусами и коттеджными поселками.

Жилые кварталы в центре города постепенно заселяет население со средним и слабым социальным статусом и финансовым положением. В это время центр теряет свою значимость, происходит отрицание важности культурного исторического пространства в пользу застроек в новых микрорайонах города. И только за последние пять-семь лет мы можем наблюдать процесс реанимирования исторического центра города путем строительства новых элитных зданий жилого, досугового, рекреативного и культурного назначения.

Пространство городской среды любого города по своей структуре имеет ряд специфических особенностей и состоит из определенных ландшафтов. Городской

7

Масталерж Н.А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды / Архитектон: известия вузов №43 Сентябрь 2013. URL: http://archvuz.ru/2013_3/6 (дата обращения 07.05.2018).

ландшафт Белгорода выделяется следующим образом: культурный ландшафт исторического центра города; ландшафт социокультурных учреждений; рекреативный ландшафт; индустриальный и ландшафт жилых территорий.

В городской среде после 90-х годов происходят радикальные изменения. Прежний центр города меняется в большей степени, приобретая при этом характерные черты «торгового центра», в точке пересечения которого есть здания, храмы, рынок. Сохранить свой первозданный вид удалось социокультурным учреждениям (школы, вузы, дома и центры народного творчества). Повышение количества обучающихся способствовало строительству корпусов, которые не всегда соответствовали стилевым направлениям уже имеющихся старых зданий.

Таким образом, центр города выполняет культурную и социальную функции. Определение социальной функции города обусловлено историческим прошлым и настоящим, т.к. является тем местом, где сосредоточена интенсивность общественных контактов, где человеческий опыт воплощается в наибольшей степени.

Старый исторический центр, в сущности, является местом, которое сегодня аккумулирует и консолидирует историко-культурные ценности города, необходимые для жизни местного населения. Расположение достопримечательностей в «сердце» города показывает эволюцию развития городской среды Белгорода.

Исторический уголок Белгорода - территория, ограниченная проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром. Этот квартал города имеет богатейшую историю, так как отсюда берет свое начало современный Белгород8.

Осенью 1650 г. к валу Белгородской черты, перекрывавшему Муравскуюсакму между Ворсклой и Сев. Донцом, в районе бывшего пивзавода на пр. Б. Хмельницкого (приблизительное место расположения Везелицких ворот) был пристроен деревянный острог (населенный пункт с более слабым укреплением (бревнами)) с обломами и 11 башнями, в т. ч. 4 наугольными и 4 проезжими. В плане острог имел форму трапеции, причем южная стена с 5 башнями проходила по валу Черты и имела длину 370 м. Восточная стена длиной 240 м. несла 3 башни; западная стена длиной 220 м. также имела 3 башни (проезжая - Болховская); северная стена с 4 башнями имела длину 350 м. В ней находилась также главная Московская проезжая башня. В 50-х и 60-х годах XVII в. крепость неоднократно перестраивалась и расширялась, одновременно сокращалось число башен. Это и был кремль третьей Белгородской крепости, который существовал около 100 лет9. В последующее время кремль несколько раз перестраивался. После ликвидации последнего пожара в 1766 г. деревянное зодчество по плану застройки сменялось каменной архитектурой, в то время как границы крепости оставались неизменными. На периферии с этого момента разрешалось строить деревянные дома, но только на каменном фундаменте. Вплоть до начала XIX века в городе возвышались земляные валы некогда грозных бастионов его третьего кремля.

Новый план города был утвержден в 1768 году императрицей Екатериной II, который имел отличительную от кремлевской постройки планировку, не имея уже диагонального положения. «Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе

8 Медведева И. Исследователь белгородской старины (К 185-летию со дня рождения архимандрита Анатолия) // Наш Белгород. 2013. №15(1402). URL:http://nbgazeta.ru/stramcy-istorii-nashey/15-1402/issledovatel-belgorodskoy-stariny (дата обращения 25.03.2018.).

9 Ильин А.И., Лимаров А.И. Белгородский кремль. Харьков: Коллегиум, 2008. С. 17.

приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов»10.

В итоге, по генеральному плану, разработанному А.В. Квасовым острог (деревянный город) был ликвидирован и на его месте согласно плану осуществлялась застройка с открытым поселение «с «регулярной» планировкой взаимно перпендикулярных улиц, существующих и поныне11, что было характерно социальной, политической и культурной ситуации эпохи. Исследователь и автор работ по истории Белгорода А.И. Лимаров в своих статьях пишет о том, что в этот период реализовался принцип застройки улиц «сплошноюфасадою», что сочеталось с прямыми улицами и переулками, регулярными площадями. Этот принцип в XVIII веке выражался в короткой формуле: «красота регулярства»12.

Городская среда Белгорода формировалась постепенно, претерпевая исторически процессы, катаклизмы, отражавшиеся на ее облике. Строительство центральной Соборной площади начинается по утвержденному Екатериной II плану в последней четверти XVIII века. Место, выбранное для строительства, имело свои отличительные географические черты, предполагавшие осушение озера. Осушение болот - одно из самых известных мероприятий по формированию культурного ландшафта путем воздействия антропогенного фактора. Покорение природы, воздействие на нее, как известно, одно из направлений философии эпохи Просвещения.

И только к концу XIX века Соборная площадь приобрела окончательный вид. Площадь, на территории которой были построены каменные сооружения, делилась на храмовую (Новый Сквер) и торговую части. Гостиный двор был построен выше, там, где сейчас находится администрация области13. Таким образом, культурный ландшафт городской среды синтезировал природное и культурное начала. С этого момента площадь соединяла административную, культурную и торговую функции.

После революции 1917 года площадь подверглась серьезным изменениям. Храмовые комплексы были разрушены, а главным идеологическим, культовым, композиционным центральным местом города стал сквер, в котором установили памятник В.И. Ленину, почетную городскую доску. В этот период сквер был декоративно благоустроен, границы его были расширены. Параллельно с формированием культурного ландшафта в центре города и в отдельных районах осуществляется застройка типовыми двухэтажными домами.

С момента присвоения городу в 1954 году статуса областного центра возникла необходимость в оформлении города в соответствии с его положением. Центральная площадь застраивается гостиницей, домом Советов в стиле «сталинского ампира».

Для осуществления плана строительства, разработанного и представленного ленинградскими архитекторами, потребовалось вмешательство в центральный

10 Пилявский В.И. История Русской архитектуры: учеб. для вузов / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. Л.:Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 2004. С. 117.

11 Ильин А.И., Лимаров А.И. Белгородский кремль. Харьков: Коллегиум, 2008. С. 19.

12 Лимаров А.И. Красота регулярства // Наш Белгород. №64 от 24.08.2011.; Лимаров А.И. Красота регулярства. URL: // http://sanchess-city31.livejournal.com/23940.html (дата обращения: 22.03.2018).

13 Белгород: очерк о прошлом, настоящем и будущем города. Белгородское книжное издательство, 1963. С. 117.

городской ландшафт14. Были разрушены существовавшие ранее соборы, часть сквера была отдана под застройку. Произошла полная модернизация городской среды, по сути, центральный облик города перестал существовать.

После присвоения городу статуса административного центра Белгородской области, начинается бурное развитие города, что не могло не отразиться на его городской среде. Эпоха сталинизма также наложила определенный отпечаток на формирование городского культурного ландшафта. Л.М. Лемайкина и В.Б. Махаев отмечают, что «в годы культурной революции должны были ликвидировать традиционные черты («деревенскую» застройку, культовые здания и комплексы), резко расширить промышленные зоны, развить транспорт и благоустройство. На основе полудеревенского поселения требовалось сформировать жизнеспособный городской организм, полноценную городскую среду как форму антропогенного ландшафта. Необходимым условием городского развития являлось форсированное развитие тяжелой промышленности, так как город рассматривался основным ресурсом индустриализации»15. Для центра городского культурного ландшафта Белгорода архитектор В. Васильев определил два важнейших объекта, которые должны были заложить основы стилистики всего архитектурного ансамбля городской площади: гостиницу и дом Советов. Они должны были стать «городскими» доминантами главной ландшафтной системы»16.

В российских провинциальных городах, облик которых создавался в XX столетии, своеобразие отдельной части городской среды проявляется наиболее заметно, чем своеобразие городской среды в целом. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в культурном ландшафте центра Белгорода прослеживаются определенные доминанты, возникшие в период «сталинского неоклассицизма» и отражающие структуру традиционного городского культурного ландшафта в провинциальной городской среде.

Описание городской среды Белгорода следует начать с исторического центра и одного из основных архитектурных сооружений - дома Советов. Здание соединяет в себе монументальность, строгость линий, гармоничность. Является доминирующим над остальными в центральной части города. Центральная гостиница «Белгород» стала вторым объектов в структуре культурного ландшафта города.

Белгородский академический театр имени М.С. Щепкина создан по типовому проекту театрально-концертных зданий. В основе формирования культурного ландшафта городской среды лежал принцип отдельной театральной зоны, стилистически вписанной в историческую площадь, но несущей оригинальный колорит. Таким образом, в ансамбле возник второй центр восприятия, противоположность сложившейся доминанте. Здание театра - одно из самых значимых архитектурных строений города, в котором удалось совместить монументализм и элементы классических античных традиций, сделав его тем самым

14 См.: Крупенков А.Н. Пройдемся по старому Белгороду. 5-е изд., испр. и доп. Белгород: Константа, 2011.

15 Лемайкина Л.М., Махаев В.Б. Язык городского пространства: культурный ландшафт провинциального советского города начала XX в. // Материалы II Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». Саранск, 26.09.-31.10.2011 г. (Язык. Культура. Общество. Выпуск 3. 2011 г.). URL: http://yazik.info/2011-29.php (дата обращения: 10.04.2018).

16 Ежова Н.А. К эволюции развития культурного ландшафта // Аналитика культурологии. Электронное научное издание. 2007. Выпуск 2 (8). URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1653.html (дата обращения: 15.04.2018).

визитной картой города. Культурный ландшафт города дополнился зеленым массивом, разделенным на сквер и парк Победы. Вблизи самого театра были заложены два фонтана, которым удалось, на тот момент, сделать парадную площадку возле театра завершенной композиционно и соразмеренной в пространстве. В. Каганский природный ландшафт считает важным в формировании провинциальной городской среды. «Природная основа и природная специфика культурного ландшафта провинции ясно читается и, несомненно, переживается населением. Оно знает и ценит

17

природные памятники своей территории наряду с культурными» .

Трансформация культурного ландшафта городской среды во второй половине XX века явилась следствием серьезных изменений. Продолжалось строительство новых зданий в разных частях города, происходил процесс приспособления городского пространства к многообразным видам деятельности, который не всегда приводил к сбалансированному формированию городской среды.

В конце XX века доминанта парка выходит за рамки техногенного пространства, сохраняя при этом роль и место в городской среде. Льюис Мамфорд утверждал, что планирование парков не может не выходить за границы парка. Парковая система должна быть одной из главных составляющих полноценного городского планирования.

Зеленые массивы и традиционные парки Белгорода обеспечивают культурную, рекреативную и мемориальную функции. К числу исторических парков города относятся парк имени А.Ю. Гагарина, связанный с историческими событиями времен Великой Отечественной войны и Архиерейская роща (дореволюционное название), которая является малой частью бывшего Архиерейского леса. В XVIII веке в нем, по утверждению историков, находилась загородная резиденция высшего белгородского духовенства. По одной из версий, там обитал покровитель Белогорья св. Иосаф Белгородский18.

На территории парка им. А.Ю. Гагарина в период с октября 1941 по август 1942 гг. было расстреляно и зарыто в ямы свыше 2500 человек. Во время оккупации Белгорода немецко-фашистские захватчики изрыли всю территорию парка окопами и траншеями, установили полевые укрытия от снарядов и огневые точки. Сюда также свозили тела казненных и замученных в других местах города. В 1995 году место с захоронениями расстрелянных советских граждан получило название «Сквер Памяти». Скульптуры А.А. Шишков и А.А. Пшеничный создали памятник жертвам фашизма, на железобетонном стилобате которого, рельефно показали расстрел жителей города будто бы «зависших» между жизнью и смертью.

В каждом городе советского периода в независимости от его масштабов и доли населения создавались места памяти, посвященные Победе в Великой Отечественной войне. Так и в Белгороде был заложен Парк Победы - символ города, главной функцией которого был памятный, мемориальный характер. На территории озелененного и организованного пространства ежегодно стали проводиться мероприятия, посвященные празднованию Победы в мае 1945 года.

Отдельные символы городской среды Белгорода в последнее время стали воплощением современных культурных реалий, духовно-нравственных идеалов, а также социокультурных проектов и проектов благоустройства объектов городской среды. Одним из подобных реализованных проектов, а впоследствии, ставшим

17 Каганский В. Россия. Провинция. Ландшафт // Отечественные записки. 2006. №5. С. 250.

18 См.: Крупенков А.Н. Пройдемся по старому Белгороду. 5-е изд., испр. и доп. Белгород: Константа, 2011.

символом города является Сквер Любви. Сквер, расположенный на берегу р. Везелка, стал популярным местом среди молодежи. В настоящее время это место часто посещают молодожены, т.к. на территории Сквера располагается освещенная Митрополитом Иоанном ротонда скульптуры Петра и Февронии Муромских, которые считаются покровителями супружеской любви и верности.

Город Белгород удален от крупных водных ресурсов, в связи с этим фонтаны также используются в качестве символа городской среды. Фонтаны города, как правило, расположены на территории парковых зон, скверов, образовательных учреждений, дополняя и тем самым создавая усиленное эмоциональное восприятие культурного ландшафта городской среды. Фонтан «Салют», построенный в 80-е гг. XX века и реконструированный в 2008 году к годовщине освобождения Белгорода от фашистов, находится рядом с музеем-диорамой на Музейной площади. Он получил свое название за возможность имитировать рисунок, похожий на залпы салюта. Самым известным фонтаном города является фонтан в парке Победы, построенный в те же годы. Тогда фонтан изображал Георгиевскую ленту, а в центре прямоугольного бассейна находилась плита, которая была окрашена в символические цвета. После реконструкции фонтан не имеет той семантической значимости, а скорее эстетизирует городскую среду. Фонтан «Покровитель», расположенный у здания Белгородского государственного университета, установлен в 2005 г. В центре фонтана расположена скульптурная статуя архангела Гавриила, держащего в руках светящийся шар, который символизирует Вселенную. Фонтаны «Победа» (увенчанный фигурой гимнастки) и «Ника» (украшен статуей богини победы с разноцветной динамичной подсветкой), установленные на Олимпийской площадке перед спортивным центром С. Хоркиной, также образуют культурный ландшафт городской среды.

Городская среда это обобщенное понятие, обозначающее искусственную среду, созданную людьми для существования и самореализации в условиях города. Это организованное единство материальных, символических объектов, технологий, нормативных образований, ценностных ориентаций и культурных традиций, включающих в себя как физические объекты, символы, так и звуки, образующие звуковой ландшафт города. Звуковой ландшафт города представляет собой совокупность природных, технических, социальных звуков, которые образуют структуру городской среды. Звуковой ландшафт по источнику возникновения делится на природный и социальный. Природные звуки бывают двух типов: живая природа (звуки животных, пение птиц, шелест листвы и т.д.) и неживая природа (шум урагана, дождя, ветра и т.д.). Природные звуки занимают важное место в ландшафте городской среды, положительно влияя на слуховое восприятие горожан, конечно, только в том случае, если будет увеличение объема зеленых насаждений, парков, скверов.

К социальным звукам относятся звуки, созданные и производимые человеком в процессе его деятельности. Наша точка зрения совпадает с Ж. Делезом, который

19

разделил социальные звуки на голоса, шумы и музыку19.

В городской среде Белгорода звуковой ландшафт, создаваемый с помощью социальных звуков, организуется в пространстве священном, сакральном (храмы, монастыри и т.п.), общественном (городские центры - кафе, кино, бар, ресторан и т.п.), пространстве искусства (концертно-зрелищные площадки - филармония, Дом

19 Делез Ж. Кино. М.: Ad Marginem, 2004. С. 559.

офицеров и т.п.), пространстве образования и культуры (музей, библиотека, университет и т.п.).

Таким образом, городская среда образуется путем взаимодействия многих культурных групп и позволяет создавать новые значения, используя при этом также феномены окружающей природной среды. Один из главных символов культурного ландшафта городской среды - топоним, связанный чаще всего с природными условиями и положением местности. Название места является важным факторообразующим компонентом городской среды, который предоставляет возможность управлять исторической памятью горожан.

Зеленые массивы города, парки, скверы являются важными элементами провинциальной городской среды. Помимо того, что они являются символами, они также выполняют культурную, рекреативную, мемориальную функции.

В городской среде Белгорода вода в качестве символа и элемента культурного ландшафта представлена преимущественно в виде фонтанов. Как известно, вода выступает в качестве символа во всех мировых культурах. Ровно как вода - вечное течение материального мира, символ гибкости и изменчивости, но при этом сохранения самой себя, своей сути - равным образом в процессе конструирования человеческой деятельности происходит идентификация жизни общества путем идентифицирования окружающего мира объектов и вещей.

Список литературы

1.Белгород: очерк о прошлом, настоящем и будущем города. - Белгород: Белгородское книжное издательство,1963. - 203 с.

2.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. -Белгород: Изд-во БелГУ. - 2002. - 410 с.

3.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995.

4.Делез Ж. Кино. - М.: Ad Marginem, 2004. - 622 с.

5.Ежова Н.А. К эволюции развития культурного ландшафта // Аналитика культурологии. Электронное научное издание. 2007. Выпуск 2 (8). - URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1653.html (дата обращения: 15.04.2018).

6.Ильин А.И., Лимаров А.И. Белгородский кремль. - Харьков: Коллегиум, 2008. - 56 с.

7.Каганский В. Россия. Провинция. Ландшафт // Отечественные записки. 2006. - №5. - C. 250.

8.Крупенков А.Н. Пройдемся по старому Белгороду. 5-е изд., испр. и доп. - Белгород: Константа, 2011. - 652 с.

9. Лаптев А.С. История географических названий Руси. - Litres, 2017. - 481 с.

10.Лемайкина Л.М., Махаев В.Б. Язык городского пространства: культурный ландшафт провинциального советского города начала XX в. // Материалы II Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». Саранск, 26.09.-31.10.2011 г. (Язык. Культура. Общество. Выпуск 3. 2011 г.). - URL: http://yazik.info/2011-29.php (дата обращения: 10.04.2018).

11.Лимаров А.И. Красота регулярства // Наш Белгород. - №64 от 24.08.2011.; Лимаров А.И. Красота регулярства. - URL: // http://sanchess-city31.livejournal.com/23940.html (дата обращения: 22.03.2018).

12.Масталерж Н.А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды // Архитектон: известия вузов. - № 43 Сентябрь 2013. - URL: http://archvuz.ru/2013_3/6 (дата обращения 07.05.2018).

13.Медведева И. Исследователь белгородской старины (К 185-летию со дня рождения архимандрита Анатолия) // Наш Белгород. - 2013. - №15 (1402). - URL: http://nbgazeta.ru/stranicy-istorii-nashey/15-1402/issledovatel-belgorodskoy-stariny (дата обращения 25.03.2018).

14.Пилявский В.И. История Русской архитектуры : учеб. для вузов / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 2004. - 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Bennett J.W. The Ecological Transition: Cultural Antropology and Human Adaptation. - New York: Pergamont Press, 1976.

16.Blumer H. Industrialization as an Agent of Social Change: A Critical Analysis. Edited with an introduction by D. Maines and T. Morrione. - New York: Aldinede Gruyter, 1990.

17.Grounds R.A. Tallahassee, Osceola and the Hermeneutics of American Place-Names, 2001. Journal of the American Academy of Religion 69:2, 287-322.

FEATURES AND TYPICAL TRAITS OF THE URBAN ENVIRONMENT OF BELGOROD

O.V. Verbina1), V.G. Turkina2)

1,2)Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: oksverb@rambler.ru 2)e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru

The main features of the urban environment of Belgorod are considered in the article. The authors, analyzing the specific features of the formation of Belgorod's urban environment in the process of historical and sociocultural transformations, also consider its main factors, identify symbolic elements, cultural objects and its sociocultural functions.

Keywords: urban environment, Belgorod, cultural landscape, cultural groups, symbols and cultural objects, socio-cultural functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.