Научная статья на тему 'Особенности и структура управления региональным строительным комплексом Краснодарского края'

Особенности и структура управления региональным строительным комплексом Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелин А. А.

В работе представлена существующая структура управления строительным комплексом, изложены проблемы данной отрасли и предложены пути преодоления некоторых факторов, мешающих становлению и развитию комплекса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и структура управления региональным строительным комплексом Краснодарского края»

- население, обладающее культурными, социальными, демографическими, этническими, лингвистическими характеристиками;

- вмещающий географический ландшафт и экосистема, определяющие обеспеченность природными ресурсами, экологическую динамику, преимущества и недостатки территориальной расположенности;

- региональное хозяйство, обусловливающее взаимодействие с ландшафтом и другими территориальными системами;

- административно-правовая структура, основа территориальной управления системой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ (сроки разработки и реализации) // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 1. - Новосибирск. 1995.

2. О концепции региональной политики // «Экономист». 1995. № 4.

3. Программа углубления экономических реформ. - М., 1992.

4. Программа Правительства Российской Федерации « Реформы и развитие Российской экономики в 1995-1997 г.г.» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 3907.

5. Селиверстов В.Е.. Современные тенденции региональной политики и федерализма и России // Федерализм и региональная политика: Проблемы России и Зарубежный опыт. Вып.2.

- Новосибирск.1995.

6. Сепик Д. И. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. Российско-Европейский центр экономической политики. - M.; 2005.

ЗАБЕЛИН А.А.

ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,

спорта и туризма», аспирант, e-mail: apk@sochi.ru

ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В работе представлена существующая структура управления строительным комплексом, изложены проблемы данной отрасли и предложены пути преодоления некоторых факторов, мешающих становлению и развитию комплекса в целом.

Ключевые слова: строительный комплекс; инвестирование; ипотечное кредитование; управление инвестициями; региональная экономика; устойчивое развитие

Коды классификатора JEL: R11, R32, R38

Строительство является важнейшей отраслью экономики, поскольку обеспечивает расширенное воспроизводство основных фондов и производственных мощностей для всего народного хозяйства. Результатом или продукцией строительства являются здания и сооружения различного функционального назначения.[1]

Проведенные научные исследования сущности регионального строительного комплекса (РСК) позволяют дать определение региональному строительному комплексу с экономической точки зрения, как виду экономической деятельности, части сферы материального производства региона, представляющего сложную систему экономических, производственных и социальных взаимоотношений при создании основного капитала различного назначения, оказания специфических услуг и приносящая доходы. Данное определение дает возможность указать, что на РСК воздействует совокупность разнохарактерных факторов: экономических, производственных и социальных.

Изучение сущности РСК с позиций системного подхода [5] позволило определить, что он занимает центральное место в системе народного хозяйства. По сути, функциональная среда регионального строительного комплекса разнородна по своему составу и выполняемым функциям. Но при этом прослеживается тесная взаимосвязь между всеми ее составляющими.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

Исследования функциональной среды строительного комплекса позволяют установить, что строительный комплекс характеризуется не только обширной сферой прямых производственных связей, но и косвенными взаимосвязями с отраслями других комплексов [6]. В связи с этим возникают трудности в управлении и предпосылки необходимости его совершенствования.

Из вышесказанного следует, что строительный комплекс региона представляет собой межотраслевую экономическую систему, обеспечивающую получение конечного строительного продукта. Разнообразие организационных связей по управлению строительным комплексом связано с поиском рационального сочетания интересов всех участников инвестиционного процесса. Поскольку деятельность каждого участника имеет свою специфику и цели, обусловленные территориальными особенностями условий строительства, разделением общественного труда, межотраслевого и регионального характера строительной продукции.

В современных условиях важнейшей задачей для строительного комплекса становится формирование целостной отраслевой системы управления, ориентированной на преодоление спада строительного производства и удовлетворения социальных потребностей населения в конечной продукции и услугах отрасли [2]. Реализация этой задачи должна осуществляться на основе системы перспективных и текущих целей, приоритетов и прогрессивных организационных средств управления строительным комплексом. При этом основная стратегическая цель государственной политики управления строительным комплексом на длительную перспективу - формирование социально-ориентированного инвестиционно-строительного рынка,

обеспечивающего конкурентоспособность строительной продукции, преобразования в технологической структуре производства, гибкое приспособление производства к спросу, высокая восприимчивость субъектов инвестиционно-строительной деятельности к технологическим, конструкционным, организационно-управленческим, информационным и иным инновациям.

Возможность выполнения названных приоритетных задач отрасли во многом зависит от степени эффективности управления сложным многофункциональным и зависимым от целого ряда факторов комплексом.[4]

В этих целях нами исследована современная система управления РСК. В данном случае объектом является строительный комплекс Краснодарского края.

В строительном комплексе Краснодарского края создаётся 18% регионального валового продукта и формируется до 16% всех налоговых поступлений в бюджетную систему. В настоящее время в стройкомплексе занято свыше 170 тысяч человек. Основой производственный потенциал составляют 480 крупных и средних подрядных организаций, 90 крупных промышленных предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, 27 ведущих проектно-изыскательских организаций и более 10 тысяч предпринимательских структур. Результаты деятельности строительного комплекса за последние 5 лет имеют положительную динамику.

По основным показателям деятельности строительный комплекс Краснодарского края занимает ведущие позиции в масштабах Южного федерального округа:

- в общих объёмах подрядных работ доля Краснодарского края за последние 5 лет возросла с 42% в 2004 году до 49,8% в 2008 году и составила в абсолютном выражении 54,6 млрд. руб.;

- в общих объёмах выпуска промышленной продукции доля Краснодар-ского края за последние 5 лет возросла с 33,3% в 2004 году до 40,8% в 2008 году и составила в абсолютном выражении 9,97 млрд. руб.;

- в объёме ввода жилья доля Краснодарского края стабильно составляет 35-38%.

По объёмам и масштабам жилищного строительства Краснодарский край лидирует в Южном федеральном округе и занимает 4 место среди регионов России.

Для решения проблемы обеспечения жильём жителей Кубани необходимо добиться среднегодового увеличения объёмов ввода жилья не менее, чем на 15%, причём это воз-

можно только за счёт значительного увеличения объёмов строительства не индивидуального, составляющего 75% в общем вводе жилья, а индустриального строительства жилья за счёт увеличения мощностей действующих домостроительных комбинатов, подрядных организаций и строительства новых заводов по производству изделий для быстровозво-димого жилья. Администрацией края разработана краевая целевая программа «Жилище» на 2005-2010 годы, призванная объединить все существующие жилищные программы в крае и привести в соответствие с федеральными стандартами краевое законодательство, регулирующее отношения в жилищной сфере. Основная идея краевой программы - создание условий, обеспечивающих доступность жилья для разных категорий граждан. Общий объем финансирования Программы до 2010 года составляет 116,4 миллиарда рублей. Для выполнения программы консолидируются все источники: средства краевого бюджета в объеме 2,7 миллиарда рублей; федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилище" - до 4-х миллиардов рублей; средства местных бюджетов - около 2,7 миллиарда рублей. Основной источник - ипотечные кредиты, средства инвесторов и граждан - 107,0 миллиардов рублей. По предварительной оценке за годы реализации программы объемы строительства жилья в крае возрастут в 1,7 раза и составят 3,2 миллиона квадратных метров, жилищные условия улучшат свыше 124,5 тысячи семей, в том числе 95 тысяч семей с помощью ипотеки.

Реализация стратегических целей как раз и направлена на решение конкретных задач не только в отрасли в целом, но и на отдельных предприятиях. Только при наличии самостоятельных устойчиво работающих предприятий и организаций строительного комплекса будет устойчиво развиваться вся отрасль [7]. В рамках этой программы разворачиваются крупномасштабные работы по развитию морских портов и строительству терминалов. Новый этап развития охватывает сферу туризма и отдыха. На качественно новом уровне возрождаются объекты АПК. Огромные планы связаны также с социальным развитием села. Реализация этих мероприятий возможна лишь при одновременном развитии энергетических мощностей, автомобильных дорог, инженерной и коммунальной инфраструктуры [3].

Таким образом, инвестиционно-строительный комплекс играет одну из основных ролей в развитии региона в целом, а также оказывает прямое воздействие на экономику и социальную сферу Краснодарского края в частности. При становлении и устойчивом развитии строительного комплекса Краснодарского края автоматически решится ряд социальных проблем. Естественно, остается необходимым грамотное вмешательство и должный контроль со стороны государства для скорейшего развития инвестиционно-строительного комплекса Краснодарского края и России в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антошкина С.В. Система поддержки принятия решений в документационном обеспечении управления // Информационные технологии в социально-экономических системах. - М.: ВНИИПВТИ, 2007.

2. Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса региона. Монография.

3. Асаул. А. Н. Институциональное взаимодействие субъектов инвестиционно-строительного комплекса.

4. Иванова Е.И. Информационные проблемы управления региональной экономикой. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» 5(44) - 2007 май.

5. Калина А.В. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро и макроуровни): Учеб.-метод. пособие. 3-е изд. перераб. и доп. - К.: МАУП, 2003.

6. Региональная экономика / Под ред. М. В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2000.

7. Социально-экономические проблемы управления инвестиционно-строительным и жилищно-коммунальным комплексами. Сборник научных трудов. - М.: МИКХиС, 2006.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.