Научная статья на тему 'Особенности и проблемы внедрения системы "электронный муниципалитет"'

Особенности и проблемы внедрения системы "электронный муниципалитет" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ / ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ / БАРЬЕРЫ / E-GOVERNMENT / E-MUNICIPALITY / ADVANTAGES OF E-GOVERNMENT / E-GOVERNMENT CHALLENGES / BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корюкаев Алексей Владимирович

Проблема идентификации комплекса внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие концепции электронного правительства традиционна для отечественных и зарубежных экономических исследований. Учет данных факторов при реализации проектов внедрения системы "электронный муниципалитет" направлен на оптимизацию планово-управленческих решений и повышение эффективности функционирования внедряемой системы. В статье на основании исследования и обобщения теоретических и практических подходов, существующих в зарубежной экономической литературе, выявлены основные барьеры внедрения электронного муниципалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корюкаев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics and problems of introducing the system "e-municipality"

The problem of identification the complex of internal and external factors that influence the e-government concept development is traditional for foreign economics research. Accounting for these factors in the implementation of the system implementation of the project "the municipality" is aimed at optimizing the planning and management solutions, and improving efficiency of the system being implemented. The article based on the study and synthesis of theoretical and practical approaches that exist in the foreign economic literature, identified the main barriers to the introduction of e-municipality.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы внедрения системы "электронный муниципалитет"»

2-х т. Т. 1. Теория и методология прогнозирования / И. С. Светуньков. - М.: Юрайт, 2014. - 351 с.

3. Сидняев Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учеб. пособие / Н. И. Сидняев. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2015. -495 с.

4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник / М.И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2013. -411 с.

5. Сёмин А.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование : учебник / А.Н. Сёмин, Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко,- М.: КНОРУС, 2016. -308 с.

6. Шаляпина И.П. Планирование на предприятии АПК : учебное пособие / И.П. Шаляпина, О.Ю. Анциферова. - СПб.: Лань, 2016. - 176 с.

7. Natsubidze A.S., Rodina Е.А., Gornostaeva Z.V., Alehina E.S./The oretical foundations of industrial enterprise management-World Applied Sciences Journal. - 2013. -T. 28. - № 10. - C. 1463-1468.

8. Gornostaeva Z.V./The improvement of the technology of the service processes for the development of barrier-free russian market of services.-Life Science Journal. - 2014. - Т. 11. - № 11s. -C. 412-416.

THE CHARACTERISTICS AND PROBLEMS OF INTRODUCING THE SYSTEM "E-MUNICIPALITY"

Koryukaev Alexey Vladimirovich, Student, Vologda State University, Head of the Department of Information Technologies and Information Protection, Vologda City Administration, Vologda E-mail: koryukaeva@mail.ru

The problem of identification the complex of internal and external factors that influence the e-government concept development is traditional for foreign economics research. Accounting for these factors in the implementation of the system implementation of the project "the municipality" is aimed at optimizing the planning and management solutions, and improving efficiency of the system being implemented. The article based on the study and synthesis of theoretical and practical approaches that exist in the foreign economic literature, identified the main barriers to the introduction of e-municipality.

Keywords: e-government; e-municipality; advantages of e-government; e-government challenges; barriers.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ"

Проблема идентификации комплекса внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие концепции электронного правительства тра-диционна для отечественных и зарубежных экономических исследований. Учет данных факторов при реализации проектов внедрения системы "электронный муниципалитет" направлен на оптимизацию планово-управленческих решений и повышение эффективности функционирования внедряемой системы. В статье на основании исследования и обобщения теоретических и практических подходов, существующих в зарубежной экономической литературе, выявлены основные барьеры внедрения электронного муниципалитета. Ключевые слова: электронное правительство; электронный муниципалитет; преимущества внедрения; проблемы внедрения; барьеры.

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

© Корюкаев A.B., 2016

КОРЮКАЕВ Алексей Владимирович, студент, Вологодский государственный университет, начальник Управления информационных технологий и защиты информации, Администрация города Вологды, Вологда когуикае уа@таН. г и

Современный Интернет как открытая, безопасная, совместимая и надежная платформа служит основой высокотехнологичного информационного общества благодаря его способности обеспечивать передачу данных и информации поверх границ. Рост и развитие Интернета в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) стали важным фактором повышения эффективности управления всеми сферами общественной жизнедеятельности.

Последние два десятилетия ознаменовались ускорением децентрализации электронного управления за счет эффективных, комплексных и индивидуализированных взаимодействий граждан и правительственных структур разных уровней. Как ответ на вызовы нового времени в процессе эволюции методов регионального управления "электронный муниципалитет" стал одной из функциональных форм концепции "электронного правительства" [8], опосредующей воздействие совокупности субъектов государственной власти на различные сферы общественной жизни с использованием ИКТ.

Важность проблемы информатизации муниципалитетов и муниципального управления в России обусловлена осознанием необходимости формирования общества знаний, ориентиром развития которого является информационное общество и его инфраструктура [1; 2; 3]. Кроме того, наметившаяся в последние годы тенденция расширения использования системы электронного муниципалитета предопределена: 1) осознанием необходимости интенсификации внедрения электронного правительства в стране, неравномерностью информатизации территории России; 2) культурными, социальными, политическими и экономическими различиями регионов; 3) повышенным вниманием к финансированию местного самоуправления в целях информатизации деятельности муниципальных органов, в т. ч. поддержки создания, развития и использования системы электронного муниципалитета; 4) расширением участия граждан в предоставлении муниципальных услуг, ростом требований к качеству обслуживания на муниципальном уровне; 5) снижением вмешательства центрального (регионального) правительства в процесс принятия решений на местном уровне.

Расширение внедрения электронного правительства в регионах, формирование качественной, надежной и эффективной системы электронного правительства на уровне муниципалитета предполагают учет в процессе реализации проектов внедрения всей совокупности причин и условий, которые непосредственно влияют на управление проектом внедрения и в этой связи должны быть подвергнуты анализу и контролю со стороны менеджеров проекта. Поскольку становление методологии и методики электронного муниципалитета в России находится на начальном этапе (так, все еще отсутствует единый подход к пониманию электронного правительства на уровне органов местного самоуправления -прим. автора), значительный практический интерес представляют исследования подходов к барьерам внедрения системы электронного муниципалитета, существующих в зарубежной экономической литературе.

Электронный муниципалитет

(е-тип1с1раШу)

Совокупность субъектов государственной власти (федерального и (или) регионального уровня), осуществляющих на основе ИКТ реализацию своих полномочий, в том числе во взаимоотношениях с другими государственны-

ми органами, гражданами и организациями, обозначается термином "электронное правительство" [2, с. 119]. Данное определение подразумевает, что непосредственное участие в этой единой системе взаимодействия принимают и муниципальные органы, информатизация деятельности которых органично вписывается в общую логику расширения и развития электронного управления в стране.

Электронный муниципалитет является одной из функциональных форм электронного правительства. Цель функционирования системы электронного муниципалитета, согласно определению, данному Дж.К. Скоттом, состоит в предоставлении электронных услуг населению конкретного муниципального образования [10, с. 150-152]. В определении А. Тутса "электронный муниципалитет предполагает использование информационных и коммуни-кационныхтехнологий (ИКТ) (от факса до более продвинутых форм средств связи) в целях содействия эффективной реализации ежедневных управленческих задач исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (особенно задач, связанных предоставлением муниципальных услуг) [13]. В этой связи электронный муниципалитет целесообразно рассматривать в концептуальном смысле как "новое" качественное состояние муниципального управления, реализуемое при активном освоении и использовании муниципальными служащими в своей работе информационно-коммуникационных технологий.

Существует достаточно исследований, подтверждающих, что в том случае, если в муниципальном образовании в процессе реализации проекта созданы все необходимые условия для внедрения системы электронного муниципалитета, возможно снизить степень информационного неравенства населения, повысить ответственность органов муниципального управления при представлении электронных услуг, обеспечить повышение качества и доступности муниципальных услуг [7], снизить стоимость предоставления услуг для граждан, повысить их удовлетворенность качеством предоставленных услуг [11, с. 20] и даже улучшить бизнес-среду за счет передачи частному бизнесу некоторых услуг по обслуживанию системы на аутсорсинг. Реализация проекта электронного муниципалитета является позитивным шагом в направлении совершенствования бизнес-процессов в производстве и доставке муниципальных услуг. Существуют исследования, доказывающие, что реинжиниринг бизнес-процессов в долгосроч-

ен

1-Н

О си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

123

> <

X

■X.

о и! т

о

ПС

о

со

124

нои перспективе позитивно влияет на производительность муниципальных служащих и организационной структуры муниципалитета в целом [5; 6; 8].

Тем не менее сам факт внедрения системы электронного муниципалитета не только не гарантирует повышения уровня производственной эффективности, но и может привести к снижению качества различных сервисных операций. В зарубежных исследованиях, основанных на опыте внедрения системы электронного правительства, выделено несколько основных проблем и препятствий (барьеров), которые могут снизить результативность проектов внедрения системы электронного муниципалитета и как результат оказать негативное влияние на дальнейшее ее функционирование. Рассмотрим их.

1. Технические барьеры

Реализация проектов электронного правительства сталкивается с некоторыми технологическими трудностями, такими как отсутствие общих стандартов и совместимой инфраструктуры между различными органами государственной власти и управления. Кроме того, критически важным фактором, оказывающим влияние на успешность реализации электронного правительства, является озабоченность гражданского общества вопросами конфиденциальности и безопасности [4; 5; 9].

Развитие инфраструктуры ИКТ является одной из основных задач, связанных с внедрением электронного правительства: следует обеспечить надлежащий обмен информацией и использование новых каналов для связи и предоставления новых услуг. Для перехода к электронному муниципалитету необходимо создать соответствующую архитектуру, т. е. руководящий набор принципов, моделей и стандартов работы. Цифровой разрыв или цифровое неравенство сегодня является одним из барьеров успешного внедрения электронного муниципалитета в России: отсутствует возможность развернуть необходимую для электронного правительства инфраструктуру ИКТ. Инфраструктура ИКТ - это не только эффективные телекоммуникации и компьютерная техника. Электронная готовность и грамотность в области ИКТ также необходимы для того, чтобы муниципальные служащие и население муниципалитета имели возможность пользоваться преимуществами электронного правительства [12; 14].

2. Организационные барьеры

Реализация проектов электронного правительства не является чисто техническим воп-

росом и напрямую зависит от ее организации. Организационные барьеры могу включать отсутствие поддержки процесса внедрения со стороны руководства муниципалитета, сопротивление сотрудников проводимым изменениям, низкий уровень сотрудничества и взаимодействия между соответствующими органами государственной власти и управления, нехватка квалифицированных кадров и низкий уровень их подготовки [11; 13; 14].

В зарубежных исследованиях выделяются различные критерии и показатели "электронной готовности" (е-геасМпезз) к реализации проекта электронного муниципалитета [9, с. 219-222]. Наиболее важными из них являются организационная готовность,системная готовность и готовность инфраструктуры. Организационная готовность исследователями определяется как готовность к использованию ИКТ в целях интеграции бизнес-процессов, наличие соответствующих ИКТ и инфраструктуры, понимание правовых аспектов информационных технологий и должный уровень профессионализма руководителей проекта внедрения системы электронного муниципального.

Электронное правительство представляет собой новое явление, которое на рабочем месте означает переход от ручных методов работы к электронным. Эти новые изменения создадут новую прогрессивную рабочую среду, которую многие сотрудники могут рассматривать как угрозу потерять рабочее место и лишится имеющего статуса в коллективе [4, с. 51 ]. Чтобы уменьшить сопротивление системе электронного управления необходимо довести до всех сотрудников понимание важности и необходимости внедрения системы электронного муниципалитета, убедить их в том, что не существует опасности потери рабочих мест при условии их переподготовки и повышения квалификации.

3. Социальные барьеры

В качестве основных препятствий на пути реализации электронного правительства исследователями называются не технические, а социальные и культурные последствия новых технологий [14]. Социальные проблемы при внедрении системы электронного муниципалитета в основном связаны с несколькими аспектами: психологической готовностью населения к новым технологиям предоставления муниципальных услуг; различиями в культурном и образовательном уровне, в т.ч. электронной грамотностью населения, уровнем доходов. В этой связи непосредственное вни-

мание в проекте внедрения должно уделяться информированию и образованию населения, а также интерфейсу электронного муниципалитета, обеспечению должно уровня его доступности и интуитивной понятности.

4. Финансовые барьеры

Внедрение электронного правительства -дорогостоящий проект (например, стоимость вывода электронных услуг на портал государственных услуг в России обходится муниципалитету в более чем 350 тыс. рублей за одну услугу - прим. автора). Поэтому отсутствие финансовой поддержки рассматривается как существенное препятствие для реализации электронного правительства во многих странах [8, с. 424-426]. Из-за высокой стоимости внедрения и сопровождения компьютерных систем, основным препятствием для электронного муниципалитета является отсутствие финансовых средств для капитальных вложений в новые технологии [6]. Способность государственных учреждений предоставлять услуги онлайн и использовать технологии для повышения их качества зачастую сдерживаются бюджетными соображениями: общая стоимость, в том числе высокая стоимость аппаратных систем и технического обслуживания, программного обеспечения, обучения и образования, всегда рассматриваются как основные барьеры, предопределяющие отказ органов муниципальной власти от внедрения системы электронного муниципалитета.

Учет вышеуказанных барьеров при реализации проектов внедрения системы "электронный муниципалитет" в России позволит оптимизировать планово-управленческие решения, принимая во внимание принципиальные технические, организационные, социо-культур-ные и финансовые различия муниципалитетов, и повысить эффективности функционирования внедряемой системы в долгосрочной перспективе.

Литература:

1. Абрамова K.A., Смирнова B.C. Электронный муниципалитет как инновационный способ предоставления государственных и муниципальных

услуг // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. №6 (39): сборник статей по материалам XXXIX международной заочной научно-практической конференции. - М.: Интернаука, 2015. -С. 26-30.

2. Минат В.Н., Посельский А.А. Электронное правительство и электронный муниципалитет в системе регионального и муниципального управления // В сборнике: Современные энерго- и ресурсосберегающие экологически устойчивые технологии, и системы сельскохозяйственного производства. - 2016. - С. 118-123.

3. Скопинцев A.K. Основные факторы, влияющие на эффективность внедрения электронного правительства // Научный журнал КубГАУ. - 2016. -№121 (07). - http://ej.kubagro.ru/2016/07/pdf/83.pdf.

4. Blau A. Access isn't enough // American Libraries. - 2002. - Vol.33, no. 6. - S. 50-52.

5. Esteves J., Joseph R. A comprehensive framework for the assessment of e-Government projects // Government Information Quarterly. - 2008. - Vol. 25, no. 1.-S. 118-14.

6. Feng L. Implementing E-government Strategy is Scotland: Current Situation and Emerging Issues // Journal of Electronic Commerce in Organizations. -2003. - Vo.1, no. 2.-S. 44-65.

7. Gusev M. Local e-Governance in FYR Macedonia 2004 Recommendations and e-Model of Municipalities. -Retrieved April 15,2009.

8. Moon M.J. The Evolution of E-Government among Municipalities: Rhetoric or Reality // Public Administration Review.- 2002. - №62(4). - S. 424-433.

9. Roy J. E-Government and Local Governance in Canada: An examination of Front line challenges and Federal Tensions // Public Administration Quarterly. - 2006. - № 30(1/2). - S. 218-255. lO.Scott J.K. E- Services: Assessing the Quality of Municipal Government Web Sites // State and Local Government Review. - 2005. - №37(2). - S. 151-165. ll.Seifert W., Bonham G. The Transformative Potential of E-Government in Transitional Democracies. Public Management // Electronic journal Issue. - 2003. - № 2. - S. 19-22. 12.Swartz N. British Slow to Use E-government Services // Information Management Journal. - 2003. -Vol.37, no. 7.-S. 7.

13.Toots A. Take-up of municipality e-services: Some findings from citizens' survey in Tallinn. - Retrieved April 14, 2009. http://www.nispa.sk/_portal/files/ conferences/2007/papers/200704231034430.Toots_ f u11text_Kyiv_WG_eg ovm n t.pdf.

14.West D.M. State and Federal E-government in United States, 2001. - http://www.insidepolitics.org/ egovtOI us.html.

CO

i-H

О DJ

-О û-

Ш <

CU IT

125

CORRUPTION: CAUSES, SYMPTOMS, OBSTACLES

Kosenko Natella Vadimovna, Associate Professor, Chair of Economics and Management Engineering, Don State Technical University, Rostov-on-Don E-mail: natella_05@mail.ru

Shevchenko Mi/ana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: milana@msx.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.