Научная статья на тему 'Особенности и проблемы развития современных мегаполисов'

Особенности и проблемы развития современных мегаполисов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3437
62864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ЗАСТРОЙКА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ST. PETERSBURG / MEGALOPOLIS / REGIONAL ECONOMY / SPATIAL DEVELOPMENT / COMPLEX CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максимов С. Н., Семененко В. В.

В статье раскрыты особенности современных мегаполисов, показано их влияние на социально-экономическое развитие региона, дана характеристика экономического развития Санкт-Петербурга, выявлены проблемы мегаполисов как сложных социально-экономических систем и показана необходимость оптимизации их пространственного развития на основе комплексной застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificities and problems in development of contemporary megalopolises1St. Petersburg State Engineering Economy University

The article describes specific features of contemporary megalopolises, shows their impact upon the socio-economic development of their region, and discusses socio-economic development of St. Petersburg. The authors distinguish the problems of megalopolises as complex socio-economic systems, and argue for the optimization of their spatial development on the basis of complex construction.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы развития современных мегаполисов»

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕГАПОЛИСОВ

С.Н. Максимов,

заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,

доктор экономических наук snm@engec.ru

В.В. Семененко,

Председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга

В статье раскрыты особенности современных мегаполисов, показано их влияние на социально-экономическое развитие региона, дана характеристика экономического развития Санкт-Петербурга, выявлены проблемы мегаполисов как сложных социально-экономических систем и показана необходимость оптимизации их пространственного развития на основе комплексной застройки.

Ключевые слова: мегаполис, региональная экономика, пространственное развитие, комплексная застройка, Санкт-Петербург

УДК 332.1 ББК 65.04

Характерной особенностью современного этапа развития общества является высокий уровень урбанизации — концентрации населения в городах, особенно крупных. Если в начале Х1Х века в городах мира проживало 3% населения Земли, то в настоящее время этот показатель составляет более 70%. В России статус города имеют 1100 населенных пунктов [1]. Распределение городов по численности населения представлено в табл.1.

Таблица 1

Классификация городов России по численности населения

Категория Количество городов Численность городского населения

ед. % тыс. чел. %

Города-миллионники (от 1 млн и более) 12 1,09 28203,6 28,92

Крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн) 25 2,27 15755,9 16,16

Крупные (от 250 до 500 тыс.) 36 3,27 12151,6 12,46

Большие (от 100 до 250 тыс.) 91 8,27 14102,3 14,46

Средние (от 50 до 100 тыс.) 155 14,09 10859,0 11,13

Малые (до 50 тыс.) 781 71,00 16451,6 16,87

Всего 1100 100,00 97524,0 100,00

Приведенные в таблице данные подтверждают тенденцию урбанизации. Так, в городах проживает 68% населения России, при этом почти 30% горожан проживают в городах-миллионни-ках, которые составляют только 1% от общего числа городов. В целом в крупных городах (от 250 тыс. чел. и более) проживает более половины городского населения. Притягательность города как места проживания обусловлена предоставляемыми возможностями для труда и отдыха: разнообразие вариантов трудоустройства, развитая сфера обслуживания, широкие возможности для проведения досуга и т.п.

Современные крупные города являются не только средоточием населения страны, но и центрами ее политической, экономической, общественной жизни, они играют ведущую роль в территориальной системе расселения и хозяйствования, являются основными транспортными узлами, связывающими регионы между собой и с остальным миром. В России крупные города, как правило, являются центрами субъектов РФ и вносят большой вклад в развитие региона, что показано в таблице 2, составленной по данным Росстата за 2010 год [2]. В таблице выборочно представлены центральные города субъектов РФ по каждому федеральному округу.

Приведенные данные показывают, что центральные города региона оказывают значительное влияние на его развитие, их доля в таких показателях, как объемы работ по строительству,

Таблица 2

Удельный вес центрального города в основных социально-экономических показателях региона (%)

Города — центры субъектов РФ Объем работ по строительству Ввод жилья Оборот розничной торговли Инвестиции в основной капитал

Смоленск 56,4 60,7 72,2 15,0

Калининград 81,2 69,0 94,3 70,4

Волгоград 65,8 48,8 72,2 46,4

Челябинск 44,2 45,4 65,1 39,9

Томск 51,2 80,3 90,0 31,7

Ставрополь 18,7 44,0 54,0 10,0

Самара 58,5 56,6 68,1 43,3

Хабаровск 23,0 90,2 82,7 29,7

ввод жилья, оборот розничной торговли, доходит до 80-90% и выше (Калининград, Томск, Хабаровск). Такие города привлекают и значительную долю инвестиций в регион.

От величины города во многом зависят темпы его экономического развития, характер планировки и застройки, развитие социальной сферы и инфраструктуры, типы и объемы вводимого жилья. Самых больших городов, которые в таблице 1 указаны как города-миллионники, в России насчитывается 12: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа. Волгоград. Такие города являются центрами притяжения и сосредоточения экономических ресурсов и культурных ценностей. Они выступают центрами социально-экономического развития не только своего региона, но и окружающих регионов. Некоторые из них — Москва, Санкт-Петербург и другие, расположенные близко к границам, служат такими центрами и для стран СНГ и Азии. Их значимость в этом качестве зависит не только от числа жителей, но и от других факторов: уровня доходов населения, накопленного экономического и культурного потенциала.

Следует отметить также особое отношение федерального правительства к городам-миллионникам, поскольку они являются крупными рынками не только сами по себе, но и для близлежащих территорий, привлекают инвестиции в промышленность, торговлю и сферу услуг (дилерские центры, филиалы банков, пункты федеральных и международных торговых сетей и т.п.). Такие города оказывают существенное влияние на экономическое развитие не только своего региона, но и всей страны. Например, доля Москвы во внутреннем региональном продукте РФ составила в 2009 г. 22,6%, Санкт-Петербурга — 4,6%.

Самой крупной формой городского расселения являются мегаполисы, образующиеся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.[3] Термин происходит от названия древнегреческого города Ме-

галополь (греч. Megalopolis — Великий город), возникшего в результате слияния более 35 поселений. В урбанистику этот термин был введен в 60- годах прошлого столетия Дж. Готма-ном, который применил его для обозначения полосы сплошной застройки, протянувшейся на северо-востоке США от Бостона до Вашингтона. В настоящее время этот мегаполис включает в себя 15 агломераций и в нем проживают 40 млн человек. Готман впервые выделил мегаполисы из числа крупнейших городов в самостоятельную группу, что ознаменовало новый этап в исследовании процессов урбанизации.[4]

К особенностям мегаполиса, помимо больших размеров, относят его ведущую роль как делового, политического и финансового центра национального и мирового уровня, наличие международных организаций, выдающееся значение как центра культуры и искусства, роль крупного международного транспортного узла, развитость сферы услуг, концентрацию высококвалифицированных видов деятельности.

Современные мегаполисы играют большую роль в экономике своих государств. Так, например, в Европейских странах на долю мегаполисов приходится до 50% ВВП: Копенгаген обеспечивает 49,6%; Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт — 4247%; Вена, Лондон, Париж, Стокгольм — 28-34%.[5]

В России к мегаполисам относят, по разным оценкам, 22-25 городских агломераций с численностью населения более 1 млн чел. [6,7]. К числу мегаполисов относится и Санкт-Петербург. По величине это второй после Москвы город России, четвертый город в Европе (после Москвы, Парижа и Лондона), единственный европейский город, центр которого целиком занесен в список сокровищ ЮНЕСКО. С административно подчиненными территориями город занимает площадь 1,4 тыс.кв. км, в нем проживают 4848,7 тыс. чел. [1, с.16]. Здесь находятся представительства международных организаций, консульства зарубежных государств, территориальные органы федеральных министерств и ведомств. Город имеет мировое культурное, политическое и экономическое значение, он является европейскими воротами России, ее стратегическим центром, наиболее приближенным к странам Евросоюза.

Вокруг города сформировалась моноцентрическая городская агломерация, включающая всю территорию города и часть территории Ленинградской области. Это вторая по величине агломерация в России после Московской. Она активно развивается, стимулом к чему послужило, в том числе, и строительство Кольцевой автомобильной дороги. По данным Росстата [2] составлена таблица 3, характеризующая экономическое развитие Санкт-Петербурга.

Приведенные в таблице данные показывают положительную динамику почти всех показателей, за исключением ввода в действие дошкольных образовательных учреждений (снижение почти на 40%). При этом школ введено в 6 раз больше по сравнению с 2009 г. Наблюдается рост инвестиций в основной капитал, причем — внебюджетных.

Об интенсивном экономическом развитии города свидетельствует строительство в период с 2006 по 2010 год свыше 25 современных промышленных предприятий и создание более 20 тысяч новых рабочих мест. Под размещение промышленных предприятий было подготовлено 8,3 тыс. га земли в 16 промзо-нах. В городе сформировались новые отрасли промышленности — по выпуску автомобилей, информационным технологиям Автомобильную отрасль сформировали такие заводы, как Toyota (2007 год), General Motors (2008 год), Scania (2008 год), Nissan (2009 год), Hyundai (2010 год). Общий объем вложений в строительство только первых очередей составил 38,2 млрд. рублей. Начато строительство завода по производству легковых гибридных автомобилей «Ё-мобиль» и грузовых автомобилей «Яровит Моторс». Объем инвестиций по данным проектам составит 15 млрд рублей. [8]

В Санкт-Петербурге сформировалась отрасль информационных технологий. Здесь размещены R&D-центры* ведущих международных компаний, таких как Microsoft, EMC, Oracle, Intel, «Яндекс», Google, Hewlett-Packard, Motorola Mobility, EPAM, LGSoftLab, Siemens, T-Systems. Сегодня ИТ-индустрия Санкт-Петербурга — это около 36 тысяч высококвалифицированных специалистов (1,4% от экономически активного населения города) со средней заработной платой около 50 тысяч рублей в месяц, обеспечивающих 6,2% ВРП Санкт-Петербурга [8]. Экономическое развитие города влияет и на условия жизни местного населения (табл. 4).

Динамика почти всех приведенных показателей позитивна. Имеется лишь незначительное снижение показателя обеспеченности населения жильем (на 2,9%).

Развитие города подтверждает мнение ученых о том, что мегаполисы способны обеспечить прогресс общественного развития.[6, 7, 9] Являясь деловыми, финансовыми, образовательными, культурными и политическими центрами, они привлекают большое число высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, требует развитой системы образования, здравоохранения, торговли, сферы услуг и т.д. В результате в мегаполисах наблюдается интенсивный экономический рост,

* Research & Development — исследования и разработка.

Таблица 3

Показатели экономического развития Санкт-Петербурга

Показатели Годы Изменение, %

2009 2010

Число действующих организаций, в т.ч. по видам деятельности: 17655,0 19017,0 107,7

добыча полезных ископаемых 147,0 158,0 107,5

обрабатывающие производства 16931,0 18221,0 107,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 577,0 638,0 110,6

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млн руб.: 1099842,0 1347438,0 122,5

добыча полезных ископаемых 801,0 1649,0 205,9

обрабатывающие производства 994090,0 1222391,0 123,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 104951,0 123398,0 117,6

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн руб. 340616 358901 105,4

Ввод в действие объектов за счет всех источников финансирования:

жилые дома, тыс. м2 общей площади 2603 2657 102,1

квартиры 38990 42761 109,7

дошкольные образовательные учреждения, мест 1315 800 60,8

общеобразовательные учреждения, ученических мест 654 3950 604,0

больничные учреждения, коек 550 743 135,1

Оборот розничной торговли, млн руб. 605691 685051 113,1

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 334074 375016 112,3

Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств в общем объеме инвестиций, % 39,8 34,5 86,7

в том числе за счет федерального бюджета 19,3 15,1 78,2

Показатели уровня и условий жизни в Санкт-Петербурге

Таблица 4

Показатели Годы Изменение, %

2009 2010,0

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 23884,4 27189,5 113,8

Средний размер назначенных пенсий, руб. 7249,4 8824,5 121,7

Общая площадь жилых помещений (в среднем на одного жителя), кв. м 23,9 23,2 97,1

Доля пенсионеров в общей численности населения, % 28,3 27,7 97,9

Число зарегистрированных преступлений, тыс. 77,1 64,4 83,5

который оказывает существенное влияние на развитие всей экономики.

Несмотря на то, что современные мегаполисы имеют существенные различия по экономическим, географическим, природно-климатическим, этническим, конфессиональным и другим признакам, они обнаруживают целый ряд не только схожих характеристик, но и проблем — социальных, экономических, экологических. В статье Шмелевой И.А. представлены результаты сравнительного анализа индикаторов устойчивого развития Санкт-Петербурга и Лондона, которые показывают, что два этих мегаполиса имеют схожие проблемы и нуждаются в растущих объемах энергии и других ресурсов, в сокращении выбросов от расширяющегося парка автомобилей, в переработке больших объемов бытовых и промышленных отходов и т.п. [9]

Социальные проблемы развития мегаполисов обусловлены значительной дифференциацией населения по уровню доходов, этническим признакам, культурному уровню, социальному статусу и т.д. Кроме того, в них наблюдается большой приток мигрантов, имущественный статус которых весьма неоднороден, что также оказывает влияние на специфику развития мегаполисов. Например, по данным Управления федеральной миграционной службы в 2011 г. в Санкт-Петербурге поставлено на миграционный учет 1,5 млн чел. Основными целями въезда в город являются туризм (43%), посещение друзей и родственников (25%), работа (14%) [10] За счет притока мигрантов численность населения города увеличивается на 30%, что усиливает нагрузку на коммунальную и транспортную инфраструктуру, приводит к росту преступности.

Для нормального функционирования мегаполиса ему необходима сложная система инженерной и транспортной инфраструктуры. Концентрация мощных энергетических установок, транспортных сооружений, плотность сетей (водопроводных, канализационных, газовых и т.п.) создают риски техногенных катастроф. Для российских мегаполисов характерен высокий уровень износа инженерной и транспортной инфраструктуры, рост аварий на сетях, особенно в зимнее время.

К проблемам мегаполисов следует также отнести наличие уплотненной застройки центра и близлежащих к нему районов, несоответствие между инфраструктурой и плотностью застройки, размещение промышленных предприятий вблизи жилых кварталов, сокращение площадей зеленых зон и др. В последние годы все чаще наблюдается нарушение архитектурного облика городов в результате строительства высокодоходных, но противоречащих «духу» города зданий.

В результате масштабного действия антропогенных факторов в мегаполисах наблюдается весь комплекс экологических проблем. Использование значительного промышленного потенциала мегаполиса, рост числа автомобилей приводит к превышению допустимых порогов загрязнения воздуха химическими веществами и соединениями. Активное использование сотовой связи, компьютерной и бытовой техники привело к появлению понятия «электромагнитный смог», характерного для мегаполисов [11]. Одним из последствий интенсивной хозяйственной деятельности является биогенное разрушение городской среды. Например, многие жилые и нежилые здания в центре Санкт-Петербурга поражены различными микроорганизмами, разрушительно действующими на строительные конструкции. Такие микроорганизмы опасны не только для зданий, но и для здоровья человека.

В энциклопедии «Города России» выделено пять категорий экологического состояния городов: 1 — благополучное, 2 — удовлетворительное, 3 — умеренно напряженное, 4 — напряженное, 5 — критическое. [6] Мегаполисы согласно этой градации отнесены к 5 категории. При этом негативное влияние на экологию

распространяется далеко за пределы мегаполиса, прямо или косвенно воздействуя на глобальные биосферные процессы.

Для мегаполисов характерно не только глобальное загрязнение окружающей среды, но и загрязнение городских улиц, большое скопление бытовых отходов. Нарушение санитарных требований повышает опасность возникновения эпидемий и требует значительных затрат на их предупреждение и прекращение.

Изложенное выше показывает, что мегаполис — это не только большая застроенная территория, это еще и сложная социально-экономическая система, которая динамично развивается и активно взаимодействует с внешней средой, оказывая на нее как позитивное, так и негативное влияние.

Для изучения сложных систем применяется их декомпозиция по различным признакам. Как территориальное образование мегаполис может быть разделен на административные районы, функциональные зоны, кадастровые кварталы и т.п. Как экономический феномен его можно исследовать, выделяя отраслевую структуру экономики, градообразующие и градооб-служивающие сферы, первичный и вторичный рынок жилья и т.д. Мегаполис как социальную общность образуют различные по возрасту, образованию, семейному положению, политическим и религиозным убеждениям слои населения.

Декомпозиция сложной системы позволяет определить и проанализировать свойства входящих в нее элементов. В то же время, при объединении элементов в единую, целостную систему, у этой системы появляются новые свойства, которые не характерны для ее отдельных элементов. Это свойство систем называется эмерджентностью (от анг. emerge — возникать, появляться). Эмерджентность свидетельствует о целостности системы, вместе с тем эти понятия не тождественны. Целостность системы обеспечивается вкладом каждого элемента в достижение ее целей.

По нашему мнению, системообразующая роль, т.е. преобразование отдельных элементов в некую целостную общность, способную достигать поставленных целей, принадлежит системе управления мегаполисом. Именно система управления способна формировать цели развития мегаполиса таким образом, чтобы они соответствовали потребностям объекта управления (мегаполиса в целом) и потребностям его элементов.

Развитие мегаполиса представляет собой процесс преобразования его экономической, политической, социальной, пространственной и экологической сфер, приводящий к качественным изменениям условий жизни и деятельности проживающих в нем людей. Поэтому и цели развития мегаполиса должны быть связаны с улучшением качества жизни горожан. Достижение таких целей зависит от эффективного использования имеющихся ресурсов, важнейшим среди которых является земля и иная недвижимость как материальная база развития мегаполиса.

Земля обусловливает территориальную связанность элементов мегаполиса, поскольку все они существуют в рамках определенной, ограниченной размерами мегаполиса, территории. Для мегаполисов характерны интенсивность градостроительной деятельности и дефицит пригодных для капитального строительства территорий, что приводит к высокой стоимости городских земель, с одной стороны, и их инвестиционной привлекательности, с другой. Это актуализирует проблему рационального использования городских земель, размещения объектов капитального строительства на территории города, оптимизации его пространственного развития.

Решение этой проблемы возможно путем комплексной застройки — совместного возведения зданий и сооружений различного назначения, инженерных сооружений и коммуникаций, связанных единством технологических процессов, планировоч-

ных замыслов и очередностью осуществления. Комплексная застройка в наибольшей степени отвечает задаче обеспечения рационального использования городских земель, поскольку предусматривает комплексное освоение территорий, включающее проведение инженерных изысканий, подготовку проектов планировки и межевания территории, строительство объектов инженерной инфраструктуры, благоустройство территории, осуществление жилищного и иного строительства. Комплексная застройка территорий имеет целый ряд преимуществ — наличие более широкого придомового пространства, предоставляющего возможности для развития зон отдыха, озеленения и благоустройства территории; однородность социальной среды и высокая степень безопасности проживания; наличие собственной инфраструктуры. Реализация подобных проектов позволит не только обеспечить комфортные условия проживания, но и сформировать принципиально новую жилую среду, создать микрорайоны, в которых есть все необходимое для жизни: жилье, инфраструктура, места приложения труда.

Санкт-Петербург, как и другие мегаполисы, испытывает потребность в жилищном строительстве, которая оценивается примерно в 3,5-4 млн кв.м. жилья в год. Такой объем вводимого жилья позволит решать накопившиеся проблемы с коммунальными квартирами, а также сохранить баланс спроса и предложения на рынке жилья. Наибольший объем жилья должны давать проекты комплексного освоения территорий. В 2010 году доля комплексной застройки в объеме ввода жилья в городе составила 43,4%. В настоящее время в городе заявлено около 70 проектов комплексного освоения территорий. Исходя из заявленных сроков реализации этих проектов, в ближайшие 7-8 лет перераспределится нагрузка на транспортную инфраструктуру и социальную сферу. При этом возникает необходимость одновременного обеспечения этих территорией необходимой инженерной, социальной инфраструктурой, подключения их к

дорожно-транспортной сети. В результате инфраструктура несколько отстает от темпов строительства жилья, что обусловливает необходимость определения приоритетных проектов и обеспечения своевременного завершения уже начатых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проекты комплексного освоения городских территорий требуют значительно больше инвестиций, чем уплотнительная застройка. Поэтому встает проблема привлечения инвестиций в такие проекты и в целом активизации инвестиционно-строительной деятельности в мегаполисах. В этом направлении важнейшая задача — это обеспечение территорий массового строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Средств бюджета на эти цели в мегаполисах, как правило, недостаточно, поэтому необходимы альтернативные финансовые инструменты. Один из таких инструментов хорошо известен — это государственно-частное партнерство (ГЧП). В Санкт-Петербурге, например, с использованием ГЧП осуществлен инфраструктурно-транспортный проект (аэропорт Пулково), проект строительства школы и детского сада в Шушарах. Таким образом, ГЧП применяется при реализации проектов по созданию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Решая проблемы развития мегаполисов, необходимо думать о современных общественных пространствах, выделять территории под парки, строить современные спортивные, культурные и торговые объекты. Качественная среда проживания должна обеспечивать горожанам все виды социальных сервисов на той территории, где они проживают, и не вынуждать их ехать в другой район для их получения. Такой подход, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует современной концепции устойчивого, сбалансированного развития мегаполисов, способствует повышению его конкурентоспособности за счет лучших условий проживания, обеспечивает способность мегаполиса справляться со всеми настоящими и будущими вызовами.

Литература

1. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб. / Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2011.

2. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2011: Стат. сб. / Росстат. — М., 2011.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Середина М.И. Тенденции развития современных мегаполисов мира // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — № 4 (23).

5. Еремеев С.Г. Мегаполис в национальной инновационной системе // Вестник института экономики РАН. — 2009. — №2.

6. Лаппо Г.М. Города России. Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия. 2008.

7. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика. — 2010. — № 12.

8. Новейшая история Санкт-Петербурга: 2003-2011. — СПб: Журнал Учета Вечных Ценностей «Адреса Петербурга», 2011.

9. Шмелева И.А. Устойчивое развитие Санкт-Петербурга: цели, проблемы, стратегии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sustainabledevelopment.ru/index.php?id=36

10. Управление федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Результаты деятельности за 2011 год. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ufms.spb.ru/news/idn-1056.html

11. Тихонов М.Н., Довгуша В.В. Электромагнитная безопасность: постижение реальности // МОСТ. — 2001. — №48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.