Научная статья на тему 'Особенности и проблемы проведения маркетинговых исследований туристической фирмой'

Особенности и проблемы проведения маркетинговых исследований туристической фирмой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1668
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / TOURIST COMPANY / MARKETING STUDIES / EXTERNAL AND INTERNAL AMBIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедханова С. Т.

Анализируются и совершенствуются общие подходы к проведению маркетинговых исследований туристической фирмой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES AND PROBLEMS OF THE UNDERTAKING THE MARKETING STUDIES BY TOURIST COMPANY

Analyzed and improved general approaches to market research firm Tourism.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы проведения маркетинговых исследований туристической фирмой»

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ

Ахмедханова С.Т., к.э.н., доцент кафедры ИСЭ Дагестанского государственного технического университета Анализируются и совершенствуются общие подходы к проведению маркетинговых исследований туристической фирмой. Ключевые слова: туристическая фирма, маркетинговые исследования, внешняя и внутренняя среда.

PARTICULARITIES AND PROBLEMS OF THE UNDERTAKING THE MARKETING STUDIES BY TOURIST COMPANY

Ahmedkhanova S., Ph.D., assistant professor, ISE chair, Dagestan state technical university Analyzed and improved general approaches to market research firm Tourism.

Keywords: tourist company, marketing studies, external and internal ambience.

Концепция маркетинга за многие годы своего существования претерпела ряд изменений. Сегодня наибольшую популярность приобрела модель «маркетинговых аспектов в управлении», т.е. долгосрочное планирование и прогнозирование на основе результатов исследования рынка, поведения и потребностей покупателя, использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования посредников, удовлетворение потребностей конкретных целевых групп потребителей. В центре современной концепции маркетинга находится потребитель. Если до последнего времени возможность оценки его основных характеристик представлялась практически нереализуемой, то по мере становления и развития информационных технологий и систем потребности о «прозрачном» покупателе стали приобретать реальные формы.

Туристическая фирма, как экономический субъект, обычно действует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся как внутри нее самой, так и при взаимодействии с другими экономическими субъектами рынка. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Она во многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке детально изучаться в процессе проведения маркетинговых исследований.

Для того, чтобы определить и реализовать маркетинговую стратегию, руководство туристической фирмы должно иметь углубленное представление:

- о внутренней среде туристической фирмы, ее потенциале, а также тенденциях и возможностях развития;

- о внешней среде, ее особенностях и месте, занимаемом в ней фирмой. Для изучения внутренней и внешней среды туристической фирмы требуется исследование их состояний проведение глубокого анализа данных состояний.

Внутренняя среда (микросреда) представляет собой часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри фирмы и контролируется ею. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Обычно внутренняя среда анализируется по следующим основным направлениям:

- кадры (их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение; оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.);

- организация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения);

- финансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей);

- маркетинг (стратегия туристического продукта; ценовая стратегия; сбытовая стратегия; коммуникационная стратегия).

Цель исследования внутренней среды сводится к выяснению сильных и слабых сторон туристической фирмы. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие должно опираться в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны. Их выявляют с целью наискорейшего устранения основных из них.

Внутренняя среда определяет возможности эффективного фун-

кционирования туристической фирмы. Она также может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования имеющихся потенциальных возможностей.

Если действия различных служб и персонала туристической фирмы не объединены единой маркетинговой стратегией, то может возникнуть эффект недопонимания друг другом различных подразделений ее системы управления. Например, когда отдельные подразделения и сотрудники не заинтересованы в реализации общих целей управления или целей проведения маркетинговых исследований. Подобной ситуации можно избежать, если попытаться поднять культуру производства на фирме, которая должна подвергаться самому серьезному анализу в процессе маркетинговых исследований и оценки надежности информационных связей между различными подразделениями фирмы. Таких условий функционирования туристическая фирма можно достичь только при использовании информационных систем управления, опирающихся на самые передовые информационные технологии.

Культура туристической фирмы складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми руководствуется ее администрация в своей деятельности. Культура охватывает существующую на фирме систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Высокий уровень культуры может помочь туристической фирме грамотно работать, отсутствие культуры, напротив, будет препятствовать нормальной реализации ее делового поведения. Все здесь имеет значение — начиная от оформления офиса и заканчивая тем, какую реакцию у сотрудников вызывает тот или иной вариант маркетинговой стратегии.

Следует отметить, что важную роль в маркетинге играет эффективное решение проблемы определения границ области проводимых исследований, в соответствии с поставленной целью. При этом следует отметить, что если поставленная цель конкретизируется, то обычно границы области проводимых исследований сужаются. В противном случае, при обобщении поставленной цели, границы области проводимых исследований обычно расширяются и размываются. Таким образом, общую цель проведения маркетинговых исследований целесообразно конкретизировать путем ее разбиения на отдельные подцели и провести выделение соответствующих этим подцелям границ проводимого исследования. Это позволяет конкретизировать решаемые проблемы и повышает оперативность сбора информации, необходимой для принятия решений.

Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды нахождения туристической фирмы. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них может испытывать на себе ее влияние индивидуальным образом и не может управлять ею.

При этом изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристической фирмы. В этом случае маркетинг должен рассматривать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по

отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, рынок туризма людей пожилого возраста является в настоящее время самым быстрорастущим. Международный туризм 55-летних и старше в период с 1995 г. по 2010 г. возрос на 65 %, а до 2015 г. предположительно возрастет еще на 78 %. Например, на Кавказских Минеральных Водах 68% от общего числа туристов составляют путешественники зрелого возраста.

Демографические изменения затрагивают и семьи. Для каждой группы населения, классифицированной по тому или иному демографическому признаку, требуется «свой» туристический продукт. У каждой такой группы свой бюджет, что также должно изучаться специалистами по маркетингу с целью формирования туристических продуктов для наиболее массовых сегментов рынка.

К группе демографических факторов относится и урбанизация, т.е. увеличение доли городского населения. Она является одной из основных предпосылок развития массовых форм туризма, т.к. степень выезда населения в туристические поездки прямо пропорциональна степени урбанизации. Так в пределах одной страны в городах степень туристической активности значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристические поездки. Это объясняется, прежде всего, тем, что основной предпосылкой развития массовых форм туризма во второй половине 20 и начале 21 века явилась потребность в отдыхе (связанная со сменой обстановки, с путешествием), вызванная перегрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем крупнее город. К тому же на решение о выезде в познавательные туристические поездки оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения[1].

Собрав данные о тенденциях в демографических процессах, можно проанализировать возможное их влияние на деятельность туристической фирмы, определить направления приложения основных усилий и прогнозировать результаты будущей работы.

Экономические факторы внешней среды не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще, сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристические услуги от уровня дохода населения, а также целесообразно сегментировать рынок туристических услуг по разным уровням доходов населения страны.

Таким образом, немаловажно определить структуру распределения доходов между различными группами населения. Неравномерность такого распределения — вполне закономерное явление. Поэтому при выборе для обслуживания определенного сегмента рынка фирма должна исходить из материального положения своих потенциальных клиентов. Кроме того, чрезвычайно важно исследовать структуру расходов потребителей. Это позволяет приблизительно определить, какая доля расходов каждой группы населения приходится на потребление туристических услуг. Так, в мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли туристических услуг в общей структуре потребления населения.

Природные факторы не могут не влиять на деятельность туристического предприятия, тем более, что вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, природные факторы (климат, топография, флора и фауна) — важнейший элемент побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну. Так, например, природные ресурсы Республики Дагестан позволяют привлечь туристов не только в летний период, что в значительной степени могло бы положительно сказаться на экономическом развитии региона. При этом в регионе имеются высокие природные возможности реализации практически всех видов туризма. Так как природопользование все больше подпадает под контроль государства, то фирмы в своей маркетинговой деятельности должны учитывать и данный аспект.

Маркетинг туристической фирмы находится под воздействием социально-культурных факторов. Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень

важно, так как они влияют, как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду фирмы (например, отношение сотрудников к работе)[2].

Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов туристических продуктов, их сбыта и совершенствования обслуживания потребителей. Научнотехнический прогресс несет в себе огромные возможности и не менее серьезную угрозу для фирмы. Любые новшества грозят вытеснением устаревших технологий и методов работы, что чревато самыми неприятными последствиями, если не проявить должного внимания к исследованию факторов научно-технического характера.

Исследование политико-правовых факторов макроокружения должно проводиться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает туристическому предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. При этом необходимо изучать законодательно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в целом, и туристический бизнес в частности.

Проводя исследования факторов макросреды, очень важно иметь в виду два принципиальных момента.

Во-первых, все факторы макроокружения туристической фирмы сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а системно, в комплексе. Следовательно, комплексно следует и реагировать на данные факторы, что часто затрудняет принятие эффективных управленческих решений. Выходом из такой ситуации является использование методов многопараметрической и многокритериальной оптимизации с применением информационных технологий, связанных с их реализацией.

Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на различные фирмы неодинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, особенностей деятельности и т.д. Следовательно, необходим индивидуальный подход к организации управленческих решений, а при наличии накопленного опыта управления следует осторожно подходить к его использованию.

Кроме того, фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наиболее существенное влияние. Поэтому важно выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменения которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.

Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней экономической среды, с которыми туристическая фирма находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. Для эффективного взаимодействия и образования устойчивых связей фирма должна стремиться к построению корпоративной вычислительной сети со своими партнерами субподрядчиками по бизнесу.

Первыми «среди равных» в непосредственном внешнем окружении туристической фирмы являются, безусловно, потребители. Изучение их потребностей и возможностей позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.

Следующей важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, участвующие в непрекраща-ющемся соперничестве за предпочтения потребителей. Американский специалист в области маркетинга Дж. Пилдич в своей книге «Путь к покупателю» подчеркивает, что знать своих конкурентов,

— значит, не жалея времени и сил, скрупулезно изучать их. Для чего это необходимо? А для того, что именно конкуренты задают те критерии, которые фирме предстоит достичь или превзойти[3].

Учитывая чрезвычайную важность первых двух составляющих непосредственного окружения внешней среды туристической фир-

мы, изучение потребителей и исследование конкурентов обычно выделяются в самостоятельные направления маркетинговых исследований.

Практически ни одна туристическая фирма не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всем необходимым: транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание, досуг и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации (субподрядчики), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании туристов: средства размещения; транспортные фирмы; экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов; посреднические туристические предприятия; торговые предприятия; предприятия общественного питания и т.д.

Существенное влияние на деятельность туристической фирмы оказывают отношения с контактными аудиториями. Они представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться, как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней.

Основными контактными аудиториями, окружающими туристическую фирму, являются:

-финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и другие финансово-кредитные институты); -средства массовой информации (пресса, радио, телевидение); -общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы, например, жители курортной зоны);

-персонал фирмы, от мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение к работе. Кроме того, хороший имидж фирмы в глазах ее собственных работников благотворно воздействует и на другие контактные аудитории. Следовательно, от руководства туристического предприятия требуются усилия по повышению уровня информированности служащих о деятельности фирмы, проведение мероприятий по стимулированию их труда, повышению социальных гарантий.

При изучении внешней среды задача маркетинговых исследований обычно состоит в получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, предвидении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью.

Таким образом, туристическая фирма на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных факторов и субъектов рынка, которые составляют ее внешнюю среду. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача фирмы сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.

Для оценки характеристик рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:

-основным предметом купли-продажи являются услуги; -кроме покупателя и продавца в механизм туристического рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;

-спрос на туристические услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации и большой отдаленностью по времени и месту от туристического предложения;

-туристическое предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристические услуги); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность.

Общая цель исследования рынка туристических услуг обычно состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристических услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристические услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка. При этом целью анализа конъюнктурной информации является выявление закономерностей и тенденций формирования конъюнктуры исследуемого рынка. С помощью данных показателей можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала.

Проведение маркетинговых исследований рынка обязательно должно дополняться маркетинговыми исследованиями туристического продукта. Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательностью предлагаемого к реализации туристического продукта. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). Но туристический продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;

- основные фонды туристической фирмы и субподрядных организаций (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;

- возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения.

Туристический продукт городов - курортов представляет собой результаты усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз и нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Сюда добавляются также информационные связи, необходимые для поиска компромисса между лучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большей прибыли производителями.

При анализе туристического продукта необходимо получить ясный ответ на вопрос: «Что в действительности будет покупать турист?» Ведь до определенного момента туристический продукт не имеет для потребителя абсолютно никакой ценности. Люди приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность.

Как известно туристический продукт представляет собой сложную составную услугу, включающую продукты различных субъектов туристического рынка, объединяющих свои усилия для удовлетворения различных потребностей туристов во время путешествий и подлежащую оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если турист приобретает их самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными.

Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу туристических услуг.

Основным туристическим продуктом в практической деятельности является комплексное обслуживание — стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете» (пэкидж-туры).

Обычно подкрепление туристического продукта качеством реализации в значительной степени способствует поиску и закреплению клиентов. Так, качество обслуживания определяется:

-оперативностью работы по подбору и организации туров по запросам клиентов;

-вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников туристической фирмы, их внимании к запросам каждого клиента, терпении при обсуждении маршрута;

-соответствием предлагаемого тура реальному содержанию;

-наличием согласования всех составных частей комплексного обслуживания.

Скорость обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента:

- сроками подбора маршрута;

- сроками оформления необходимых документов (загранпаспортов, виз, билетов и пр.);

- сроками получения справочной информации.

Как и любой товар, туристический продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. К таким стадиям следует отнести: внедрение турпродукта, рост его потребления, зрелость и спад потребления.

Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент, когда туристическое предприятие впервые предложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта, и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли. Длительность стадии внедрения продукта на рынок может варьироваться в широких пределах и определяется качеством продукта, его соответствием нуждам потребителей, правильно выбранной стратегией маркетинга и последовательным ее осуществлением.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта, и, как следствие, прибыли. Хотя затраты на маркетинг и остаются на достаточно высоком уровне, их доля в общих издержках фирмы существенно снижается.

Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией. Это может объясняться рядом факторов:

- изменением потребностей клиентов;

-выходом на рынок новых, более совершенных продуктов;

-усилением конкуренции;

-продукт может оказаться недостаточно рентабельным для фирмы ввиду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала.

Стадия спада означает наступление того момента, когда рынок туристических услуг начинает пресыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Переход туристического продукта в стадию спада может быть обусловлен рядом причин. Во-первых, это появление на рынке новых продуктов. Во-вторых, исчезновением потребности, которой соответствовал данный продукт. Таким образом, необходимо тщательно анализировать, как продукты, приносящие в течение нескольких лет мало прибыли, так и те, что хорошо известны на рынке, но для оживления сбыта, которых требуется изменить их имидж. На

данный момент все стадии жизненного цикла проходит туристический продукт, ориентированный на вывоз туристов за рубеж.

Таким образом, существование жизненного цикла туристического продукта означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы. Во-первых, она должна своевременно изыскивать новые (желательно инновационные) продукты для замены находящихся в стадии спада (проблема разработки новинок). Во-вторых, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с существующими продуктами на каждой из стадий их жизненного цикла (проблема стратегического подхода к стадиям жизненного цикла туристического продукта). И третья, не менее важная задача, состоит в оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их к различным стадиям жизненного цикла.

Особую роль при проведении маркетинговых исследований играют исследования конкурентов. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Степень развития туристического рынка, например, в Республике Дагестан, сложность работы на нем во многом определяются особенностями конкурентной среды туристической фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она задает многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

Литература:

1. Дурович А. Г. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. - 2-е изд; перераб. и доп. - М.: Новое знание, 2001.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - М.: Финансы статистика, 2001.

3. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. - М.: Экономпресс, 1998.

4. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ

Новиков С.А., соискатель ННГАСУ

Дана характеристика сложившихся подходов и направлений осуществления инновационной деятельности в агропромышленных компаниях. Определены перспективные направления развития научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса. Представлены результаты анализа влияния факторов инновационной активности, составляющих инновационную среду агропромышленных компаний, на результаты сельскохозяйственной деятельности.

Ключевые слова: формирование, инновационная среда, агропромышленные компании.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT IN AGRIBUSINESS FIRMS

Novikov S., the applicant, NNGASU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The characteristic of the developed approaches and directions of realization of innovative activity in the agroindustrial companies Is given. Perspective directions of development of scientific and technical progress in agriculture branches are defined. Results of the analysis of influence of factors of the innovative activity making the innovative environment of the agroindustrial companies, on results of agricultural activity are presented.

Keywords: formation, the innovative environment, the agroindustrial companies.

В условиях необходимости решения проблемы импотрозаме-щения в сельском хозяйстве возникает необходимость формирования конкурентоспособных российских агропромышленных компаний. При этом, учитывая масштабы проблемы импортозамещения (до 90% отечественного рынка) уместно предположить целесообразность формирования эталонных моделей благоприятной инно-

вационной среды в базовых крупных агропромышленных компаниях для последующего тиражирования благоприятной среды для осуществления эффективных инноваций в других агропромышленных компаниях. При этом синтез механизма формирования благоприятной инновационной среды агропромышленных компаний на основе эталонных моделей предполагается осуществить на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.