Научная статья на тему 'Особенности и проблемы профессиональной социализации современных социологов'

Особенности и проблемы профессиональной социализации современных социологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1574
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОЛОГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / SOCIOLOGISTS / SOCIOLOGICAL EDUCATION / EMPLOYMENT ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайсбург Александра Владимировна

Анализируются особенности профессиональной социализации производственных социологов в современной России на различных уровнях и этапах. Приведены результаты социологических исследований проблем профессиональной социализации среди выпускников-социологов 2006 2007 гг. г. Твери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities and problems of professional socialization of modern sociologist

Peculiarities of professional socialization of production sociologists in modern Russia at different levels and steps are examined. The results of sociological researches of problems of professional socialization between sociologists-graduates of 2006 2007 in Tver are given.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы профессиональной социализации современных социологов»

востоящие значительному воздействию на целевую аудиторию, мы пришли к выводу, что в каждом конкретном случае для создания убедительной коммуникации необходимо учитывать различные условия передачи информации. Результаты многочисленных исследований, осуществленных К. Ховландом, актуальны и в настоящее время. Используя выводы, сделанные этим ученым, можно и нужно создавать убедительную коммуникацию с максимальным приближением к идеальным условиям реализации.

Следует заметить, однако, что далеко не каждый результат может быть применен на практике. Еще П. Лазарсфельд говорил о том, что сложно результаты, полученные экспериментальным методом, применить в действительно сложившейся ситуации [1: 15 - 16]. Ведь при получении какой-либо информации через СМИ каждый человек может «выйти из игры», т. е. переключить канал, перевернуть страницу газеты или настроить свой радиоприемник на другую частоту, исключив тем самым подобное влияние. Или, наоборот, воздействие может распространяться на совершенно случайных людей, которые оказались «в нужном месте в нужное время». А это означает, что если во время экспериментов воздействие является не всегда эффективным, то в реальной жизни вероятность его эффективности еще меньше.

Литература

1. Hovland C.I. Communication and persuasion / C.I. Hovland, I.L. Janis, H.H. Kelly. New Haven - London: Yale university press, 1964. 315 p.

2. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. СПб.: Ювента, 1999. 318 с.

Conception of forming of persuasive communication

The conception of persuasive communication of Karl Howland is examined in details which is set out in his book “Communication and persuasion The important factors affecting auditoria’s opinions are exposed.

Key words:persuasive communication,

Karl Howland, affecting objective auditory, group influence, decision-making.

А.В. ВАЙСБУРГ (Тверь)

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГОВ

Анализируются особенности профессиональной социализации производственных социологов в современной России на различных уровнях и этапах. Приведены результаты социологических исследований проблем профессиональной социализации среди выпускников-социологов 2006 - 2007 гг. г. Твери.

Ключевые слова: профессиональная социализация, социолог, социологическое образование, трудоустройство.

В настоящее время в обществе и государстве происходит все большее количество изменений, которые требуют регулярного изучения, анализа и координации на основе принятия обоснованных управленческих решений. Такие управленческие решения возможно принимать благодаря теоретическому и эмпирическому изучению социальной реальности социологами. Поэтому значимость профессии социолога повышается с каждым годом.

Для успешного функционирования спе-циалиста-социолога важно уделять должное внимание процессу его профессиональной социализации, благодаря благополучному прохождению которого он становится высококвалифицированным специалистом. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что данной проблеме в России и за рубежом не уделяется должного внимания.

Профессиональная социализация - это многопараметральное и социетальное явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Оно направлено на развитие личности профессионала и его профессиональной культуры. Данный вид социализации протекает на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном. Институциональный уровень формирует профессиональные качества социолога, обусловливает его жизнеспособность. Групповой уровень связан с окружением человека, его социокультурной средой.

© Вайсбург А.В., 2009

Профессиональная группа, к которой принадлежит социолог, воздействует на него, определяя его дальнейшее профессиональное поведение. Личностный уровень — это формирование собственного профессионального опыта индивида, согласно его включению в сферу профессиональной деятельности.

Процесс профессиональной социализации в СССР происходил без соблюдения всех этапов, необходимых для ее успеха. Этап получения профессионального образования в соответствии со своим профессиональным выбором практически полностью отсутствовал. В советский период социологи были достаточно востребованы и работали на каждом промышленном предприятии в отделах планирования, научной организации труда, службах социального развития предприятия, но они не имели социологического образования.

Со временем процесс профессиональной социализации социологов трансформировался вследствие изменений, происходящих с развитием социологии вообще и социологического образования в частности. В 1989 г. лишь 6 вузов осуществляли подготовку социологов (из них только 2 располагали факультетами, 2 имели отделения и 2 - кафедры социологии). В настоящее время 105 вузов России готовит социологов. Более 20 тыс. выпускников за эти годы получили социологическую специальность [1]. Социологическое образование становится общепризнанным, институционально оформленным и активно включается в процесс профессиональной социализации социологов. Однако, как показывает анализ научной литературы, настоящее развитие социологического образования имеет ряд особенностей [2].

При широком распространении социологического образования на данном этапе оно сталкивается с рядом проблем, влияющих на качество подготовки специалистов и эффективность прохождения ими процесса профессиональной социализации: недостаточный уровень квалификации преподавателей, массовое распространение платного образования, малая кооперация и координация международного социологического сообщества, низкое качество значительного количества учебной литературы. Успех профессиональной социализации и степень владения социологами практическими навыками зависят от уровня подготовки, который зачастую прояв-

ляется в неумении превращать полученную информацию в управленческие решения и рекомендации, согласующиеся с типом управления организации, отсутствии представлений у социологов о данной работе и специфике организации.

При профессиональной социализации современных социологов в России также наблюдается противоречие: социологическое образование активно распространяется, считается социально значимым, однако профессия социолога на предприятиях остается невостребованной в силу отсутствия у руководителей знаний о возможностях и функциях социологов в организации. Вследствие этого при профессиональной социализации в период трудоустройства и работы современных социологов существует множество социальных барьеров. К ним относятся следующие: необходимость доказывания социологами своей самостоятельности и необходимости в организациях; недоверие к результатам проведенных социологических и маркетинговых исследований; отсутствие заинтересованности руководителей в развитии социологических подразделений; игнорирование рекомендаций социологов.

Существует еще одна особенность профессиональной социализации социологов в современной России: этот процесс протекает по-разному у специалистов, проживающих в столицах и регионах России. На профессиональную социализацию региональных социологов оказывают влияние как общие факторы профессиональной социализации (планетарный, природно -географический, социально -демографи -ческий, социально-экономический, производственно -технологический, социально-правовой, социокультурный, национально - этнический, социально -психологи -ческий и т.д.) [3], так и специфические факторы. Среди последних выделяют поколенческую принадлежность социолога, обусловленную этапами развития социологии в России; доступность и качество профессионального социологического образования в регионах; емкость локального рынка труда для социологов; характер профессиональной деятельности самого социолога (преподавание, академическая или коммерческая направленность); характер социальных сетей, в которые включен тот или иной профессионал (связи с заказчиками, властями, ведущими социологическими сообществами России и зарубежья) [4].

В Москве и Санкт-Петербурге больше возможностей для успешной профессиональной социализации. Отмечаются достаточно высокий уровень профессиональной подготовки, востребованность социологов на рынке труда, широкие возможности их трудоустройства. Небольшая часть региональных социологов для повышения эффективности профессиональной социализации едут работать в столицу. Большая часть трудоустраивается по смежным с социологией направлениям: в маркетинге, РЯ, менеджменте и т. д. Из-за этого профессиональная социализация социолога в регионе меняет вектор своей направленности в сторону выбранной сферы деятельности, и наибольшее развитие получают те компоненты профессиональной социализации, которые важны для выбранного вида деятельности.

С целью изучения проблем профессиональной социализации социологов в регионе в 2006 - 2007 гг. были проведены социологические исследования среди выпускников специальности «Социология» Тверского государственного технического университета и Тверского государственного университета, а также работодателей, представляющих государственные и коммерческие организации региона.

В опросе приняли участие 34% всех выпускников очной, заочной и заочной сокращенной форм обучения ТГТУ и 50% выпускников очной формы обучения ТвГУ, в возрасте 21 - 38 лет. Согласно полученным результатам, планируют или, скорее всего, планируют трудоустроиться по профессии 58,8% респондентов. 41,2% выпускников предполагают возникновение проблем в трудоустройстве, связанных с приобретенной ими профессией социолога.

Среди таких проблем основными названы невостребованность социологов на рынке труда - 58,3% и отсутствие стажа работы - 16,8%. В то же время около 85% участников опроса считают, что социолог обладает или, скорее, обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для работы в современной организации. Это свидетельствует о достаточно высокой оценке выпускниками своего профессионального уровня. Среди недостатков вузовской профессиональной подготовки были названы плохое знание ЗРЗЗ, иностранного языка и недостаточная подготовка в области прикладной социологии.

Выпускники (68,8%) считают, что для большего соответствия требованиям, предъ-

являемым современными организациями к молодым специалистам-социологам, необходимо усилить подготовку по ряду дисциплин (иностранный язык, маркетинг, компьютерные технологии, реклама, PR, деловое общение, организация прикладных исследований). Чуть более половины выпускников (56,2%) оценивают спрос на социологов-выпускников в организациях Тверского региона как низкий, 21,9% -как средний и 6,3% - как высокий.

Динамику спроса в дальнейшем выпускники видят достаточно оптимистично. Более половины (66,7%) опрошенных считают, что спрос в будущем на выпуск-ников-социологов возрастет, из них 51,5% считают, что он возрастет незначительно, а по 15,2% - что он возрастет значительно и останется прежним, соответственно. С точки зрения выпускников, с целью повышения эффективности процесса профессиональной социализации желательно в рамках учебного процесса проводить исследования для конкретных организаций Тверской области. Это позволит увеличить степень информированности потенциальных работодателей о возможностях профессиональных социологов и наладить сотрудничество социологических факультетов и кафедр с предприятиями и организациями еще на стадии обучения специалиста с перспективой дальнейшего трудоустройства.

Таким образом, основные проблемы профессиональной социализации социологов в регионе связаны с трудностями, с которыми они сталкиваются во время учебы в вузе, в период трудоустройства и во время работы в организации. Профессиональная подготовка социологов в вузе осложняется недостаточной квалификацией части преподавателей, изъянами учебнометодического обеспечения, слабой практической направленностью социологического образования. Трудоустройство и адаптация вчерашних выпускников затруднены смутными представлениями работодателей о возможностях социологов. Из-за невостребованности на региональном рынке труда многие молодые социологи уходят работать в смежные с социологией отрасли.

Литература

1. Добреньков В.И. Социологическое образование и общество / В.И. Добреньков // Тезисы 3-го Всероссийского социологического конгресса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. lib. socio.msu. ru/l/library.

2. Добреньков В.И. Социологическое образование в России / В.И. Добреньков, Г.Е. Зборовский, В.Я. Нечаев. М., 2003.

3. Мудрик А.В. Социализация как социально-педагогическое явление / А.В. Мудрик // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1999. №4. С. 142 - 148.

4. Тартаковская И. Жизненный путь и карьера социолога [Электронный ресурс] / И. Тартаковская / / Поволжский региональный семинар «Жизненный путь социолога: образование, практика, карьера» / НИЦ «Регион». 1997. Режим доступа: http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/ appendix2.

Peculiarities and problems of professional socialization of modern sociologist

Peculiarities ofprofessional socialization of production sociologists in modern Russia at different levels and steps are examined. The results of sociological researches ofproblems ofprofessional socialization between sociologists-graduates of2006 - 2007 in Tver are given.

Key words: professional socialization, sociologists, sociological education, employment assistance.

О.В. БЕССЧЁТНОВА (Балашов)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Обсуждаются эмпирические данные по проблеме семейного насилия, собранные в ходе анкетирования 182родителей, имеющих детей от 4 до 18 лет, проживающих на территории Саратовской области. Выявлены наиболее распространенные виды, формы и причины семейного насилия, обоснована необходимость проведения информационно -профилактической работы по снижению уровня жестокости в семье.

Ключевые слова: жестокость, семейное насилие, детско-родительские отношения, гуманистически ориентирования педагогика.

Проблематика насилия - это обширная область, представленная во многих отраслях отечественной и зарубежной науки, например, в психиатрии (Ч. Ломброзо,

Р. Крафт-Эббинг, И. С. Кон); психологии (3. Фрейд, Э. Фромм, Р. Кочю-нас, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, М. Раттер, И. Г. Малкина-Пых); педагогике (Ж. Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, К. Н. Венцель и др.); социологии (М. Мид, С. С. Тауэр, М. А. Страус, Р. Дж. Геллес, Д. Рассел, В. В. Денисов, Я. И. Гилинский); социальной работе (Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал).

В последние годы наряду с исследованием насилия активно идет процесс изучения понятия «ненасилие», о чем свидетельствует появление новых научных направлений - педагогики ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов), психологии ненасилия (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл), философии ненасилия (Н. В. Абаев, Р. Г. Асперсян, Ж. Госс,

A. А. Гусейнов, М. В. Колтыпина, Г. С. По-меранц). Большой вклад в проблему воспитания детей в духе ненасилия внесли

B. А. Сухомлинский, которого можно отнести к современной отечественной гуманистически ориентированной педагогике, а также современные педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, С. И. Лысенкова, В. Ф. Шаталов и др.

В течение ряда лет проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения [6: 5]. В средствах массовой информации насилие в семье было представлено в достаточно усеченной, трансформированной форме, часто как прерогатива малоимущих, асоциальных, неполных семей. Вместе с тем, как показывают современные отечественные и зарубежные исследования, данное явление происходит в любых социальных стратах, независимо от классовых, культурных, расовых, религиозных, социально-экономических факторов.

В современном обществе существуют значительные национальные, культурные и религиозные различия в традициях воспитания детей, которые касаются обучения, приемлемости физических наказаний, детско -родите льских взаимоотношений. Говоря о насилии по отношению к детям, в научной литературе часто употребляют

© Бессчётнова О.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.