Научная статья на тему 'Особенности и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Японией'

Особенности и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Японией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
660
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЯПОНИЯ / JAPAN / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC TRADING RELATIONS / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименов Павел Сергеевич

Торгово-экономические связи России с Японией занимают видное место в общем комплексе двусторонних отношений. В последние годы роль экономического взаимодействия между двумя странами заметно возросла. Уровень российско-японского товарооборота и его структура не отвечают экономическим возможностям двух стран, располагающих крупным экономическим потенциалом и ресурсной базой. Причина заключается в большой разнице экономического развития двух стран, что более отчетливо проявилось в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and prospects of development of economic trading relations between Russia and Japan

Economic trading relations between Russia and Japan occupies considerable place in the complex of two-way relations. Lately the role of economic cooperation between two countries has increased greatly. The level of Russian-Japanese turnover and its structure don't meet the economic means of the countries which have large economic potential and recourses. The reason is in great differences of economic development in both countries. This becomes obvious under the conditions of economic crisis.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Японией»

П.С. Пименов

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ

Торгово-экономические связи России с Японией занимают видное место в общем комплексе двусторонних отношений. В последние годы роль экономического взаимодействия между двумя странами заметно возросла. Уровень российско-японского товарооборота и его структура не отвечают экономическим возможностям двух стран, располагающих крупным экономическим потенциалом и ресурсной базой. Причина заключается в большой разнице экономического развития двух стран, что более отчетливо проявилось в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: Россия, Япония, торгово-экономические отношения, региональное развитие.

Современное развитие международных экономических отношений диктует необходимость активизации Россией восточного направления внешней деятельности, в частности торговых отношений с Японией. В среднесрочной и долгосрочной перспективе японская экономика важна для России.

Несмотря на то, что состояние договорно-правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических связей, а также на то, что уровень российско-японского товарооборота и его структура явно не отвечают экономическим возможностям двух стран, располагающих крупным экономическим потенциалом и ресурсной базой, в настоящее время российско-японские экономические отношения находятся на новом этапе своего развития. На сегодняшний день Япония является одним из ведущих торговых партнеров России среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В последнее время было совершено большое количество поступательных действий в сфере сближения и улучшения торгово-эко-

© Пименов П.С., 2011

номических отношений Японии и России на уровне глав государств и правительств1.

Важная роль в активизации двусторонних контактов на деловом уровне принадлежит таким японским организациям, как Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) и Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), которые на регулярной основе организуют различные семинары и симпозиумы, направленные на ознакомление японских деловых кругов с возможностями налаживания и укрепления торгово-инвестиционного взаимодействия с Россией и ее отдельными регионами, направляют в Россию специализированные миссии заинтересованных представителей японского бизнеса, что способствует расширению числа участников двусторонних хозяйственных связей. В июне 2009 г. состоялся визит японской частно-правительственной делегации (свыше 70 человек) под эгидой РОТОБО и МЭТП Японии в Дальневосточный федеральный округ, в ходе которого японская сторона была подробно ознакомлена с ходом подготовительных работ к запланированному на 2012 г. саммиту АТЭС во Владивостоке, а также ходом реализации проекта сооружения нефтеналивного терминала в бухте Козьмино.

В настоящее время Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в азиатском регионе, занимая 3-е место по объему товарооборота. В 2003-2008 гг. торгово-экономические связи с Японией демонстрировали устойчивую положительную динамику. По данным ФТС, товарооборот России с Японией в 2008 г. составил 29 млрд долл. (+42,3%), в том числе экспорт российских товаров - 10,4 млрд долл. (+36,2%), импорт - 18,6 млрд долл. США (+45,9%). Доля России в общем объеме внешней торговли Японии в 2008 г. составила около 1,6%, удельный вес Японии во внешнеторговом обороте России - 3,9%.

С конца 2008 г. на динамику российско-японского товарооборота стали оказывать заметное влияние последствия мирового экономического кризиса и в первую очередь сужение рынков в обеих странах и резкое снижение мировой конъюнктуры на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта в Японию. Воздействие кризисных факторов на российско-японскую торговлю оказалось более существенным, чем в целом на внешнеторговые операции нашей страны. По итогам 10 месяцев 2009 г. при сокращении российской внешней торговли на 42,1% по сравнению с предыдущим годом объем товарооборота с Японией снизился на 52,9%. Доля Японии в российском товарообороте снизилась до 3,16%. При этом Япония осталась на 14-м месте в списке импортеров российской

продукции (доля в российском экспорте выросла с 2,21% до 2,39%) и опустилась с 3-го на 7-е место в списке ведущих зарубежных экспортеров на российский рынок (доля в российском импорте сократилась с 6,96% до 4,56%). По абсолютной величине товарооборота за десять месяцев этого года - 11,7 млрд долл. - Япония опустилась на 11-е место в списке торговых партнеров России, уступив США, Франции и Польше.

За рассматриваемый период текущего года наиболее существенно сократился импорт из Японии (на 62,1%), в то время как российский экспорт снизился менее заметно (на 36,3%). Эта динамика способствовала выравниванию баланса во взаимной торговле (341 млн долл. в пользу Японии), характеризовавшегося в последние годы значительным отрицательным сальдо2.

В товарной структуре российского экспорта в Японию доминируют четыре основных группы: минеральное сырье и топливо, металлы и металлоизделия, древесина и продукты ее переработки, а также рыба и морепродукты. Доминирующей тенденцией последних пяти лет был ускоренный рост российского экспорта в Японию нефти и нефтепродуктов, доля которых в объеме экспорта за этот период выросла с 26% до 58%. Удельный вес других важных статей российского экспорта - черных и цветных металлов, драгоценных металлов и камней, а также морепродуктов - наоборот, неуклонно снижался. В наибольшей степени - с 19,4% до 6,2% - снизилась доля древесины в объеме российских поставок в Японию3.

В 2008 г. доля основных товарных групп в стоимостном объеме экспорта выросла до 94%, а за январь-сентябрь 2009 г. - до 96,4%. Под влиянием кризиса произошли изменения в удельном весе каждой из этих товарных групп в общем объеме экспорта. Так, доля нефти и нефтепродуктов за три квартала 2009 г. сократилась с 58% до 50,5%. При этом заметно выросла доля каменного угля - с 5,6% до 11,2%; после ввода в строй завода СПГ на Сахалине в структуре экспорта появилась заметная новая статья - углеводородные газы (4,1%). Структура экспорта данной группы товаров в Японию в значительной степени корреспондируется со структурой общероссийского экспорта в целом, в составе которого за тот же период времени на долю нефти и нефтепродуктов пришлось 49,5%, а всех топливно-энергетических товаров - 66,3% (для Японии - 66,1%). Стоимостный объем поставок российского минерального сырья и топлива в Японию за 9 месяцев составил 3,1 млрд долл. (против 5,1 млрд долл. за тот же период 2008 г.).

По итогам 10 месяцев 2009 г. российский экспорт в Японию снизился по отношению к аналогичному периоду 2008 г. в меньшей степени (-36,3%), чем в целом по всем зарубежным партнерам Рос-

сии (-42,2%). При этом выросли российские поставки в Японию рыбы и морепродуктов (+145%), каменного угля (+26%), а также обработанных лесоматериалов (+10%).

В 2008 г. импорт из Японии в Россию продолжал расти опережающими темпами и отрицательное сальдо торгового баланса превысило 8 млрд долл. США.

Импорт из Японии в значительной степени пострадал от мирового финансово-экономического кризиса: за 10 месяцев 2009 г. его объем сократился на 62,1% к соответствующему периоду 2008 г., в то время как тот же показатель для общероссийского импорта из-за рубежа составил всего 41,9%.

В импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция, на долю которой за 9 месяцев 2009 г. пришлось около 85% (в 2008 г. - 92%) стоимостного объема импорта. При этом около 67% (более 3 млрд долл.) совокупного объема поставок этой товарной группы заняли транспортные средства - легковые, грузовые автомобили и автобусы (за 9 месяцев 2008 г. - 10,0 млрд долл. или 77,3 %). Именно на эту группу товаров за рассматриваемый период пришлось наибольшее сокращение российской внешней торговли вследствие кризиса. При сокращении российских закупок в целом на 76-80% совокупный импорт транспортных средств из Японии снизился на 69,6%. Заметно сократился также ввоз в Россию японских электротехнических товаров (почти на 60%).

Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества является топливно-энергетический комплекс, где наиболее перспективным направлением является реализация сахалинских нефтегазовых проектов, в которых принимают участие ряд японских компаний (доля японской стороны в проекте «Саха-лин-1» составляет 30%, «Сахалин-2» - 22,5%).

Сахалинские нефтегазовые проекты продолжают оставаться крупнейшими объектами инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией. С 1 октября 2005 г. началась промышленная добыча нефти и газа в рамках проекта «Сахалин-1». С завершением строительства нефтяного терминала в порту Де-Кастри в 2006 г. начались отгрузки нефти зарубежным потребителям, в том числе и в Японию. Уже заключенными с крупнейшими электроэнергетическими и газовыми компаниями Японии контрактами в рамках проекта «Сахалин-2» предусматривается суммарный ежегодный объем поставок СПГ в количестве 6,5 млн т (около 8% потребностей японского рынка в этом виде энергоносителя). С декабря 2008 г. начались круглогодичные отгрузки нефти в рамках данного проекта из поселка Пригородное на Сахалине. 18 февраля 2009 г. в присутствии руководителей России и Японии Д.А. Медведева

и Т. Асо прошла торжественная церемония пуска завода по сжижению газа в рамках проекта «Сахалин-2», а в апреле был отгружен первый танкер с сахалинским СПГ.

Наращивание объема поставок сахалинской нефти на японский рынок и ожидаемое в текущем году появление в структуре российского экспорта нового товара - сжиженного природного газа - наряду с созданием в рамках сахалинских проектов новых объектов энерготранспортной инфраструктуры и последовательной реализацией других перспективных проектов в сфере электроэнергетики, угледобычи, нефте- и газохимии, телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры, даже в условиях кризиса может увеличить объем двусторонней торговли и будет способствовать приданию ей более сбалансированного характера.

К числу перспективных направлений относится также сотрудничество в области освоения космоса, информационных технологий и связи, а также охраны окружающей среды, в частности, по реализации проектов совместного осуществления в рамках Киот-ского протокола.

В сотрудничестве в области транспорта основные усилия направлены на привлечение дополнительных объемов грузов к транспортировке по Транссибирской железнодорожной магистрали и обеспечение участия японской стороны в проектах модернизации транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке России (строительство новых и расширение действующих терминалов по перевалке внешнеторговых грузов в портах Ванино, Восточный и других). На решение этих задач направлена, в частности, деятельность межведомственной рабочей группы по российско-японскому сотрудничеству в области транспорта, второе заседание которой состоялось в Токио 28 октября 2009 г.

Начало крупномасштабному сотрудничеству в области прямых капиталовложений в производственную сферу России было положено принятыми в 2005-2006 гг. решениями компаний «Тойота» и «Ниссан» об инвестировании 150 млн долл. США и 200 млн долл. США соответственно в строительство своих сборочных предприятий под Санкт-Петербургом. В 2007 г. аналогичные договоренности были достигнуты с японскими компаниями «Исудзу» и «Судзу-ки». С конца декабря 2007 г. на сборочном предприятии в поселке Шушары под Санкт-Петербургом ведется производство автомобилей марки «Toyota Camry» 6-го поколения, а 30 марта 2009 г. подписаны соглашения о строительстве второй очереди этого завода. Открытие завода по производству автомобилей марки «Ниссан», также под Санкт-Петербургом, состоялось 3 июня 2009 г. В конце декабря 2007 г. компания «Мицубиси Моторз» подписала соглаше-

ние с Минэкономразвития России о создании сборочного производства на территории Калужской области. На середину 2010 г. в Ярославле намечен пуск завода по производству дорожно-строительной техники, строительство которого ведет японская компания «Комацу». Созданное в середине 2007 г. первое российско-японское СП «Соллерс» по производству в России грузовиков на базе моделей «Исудзу» изучает возможность размещения нового сборочного предприятия в Приморском крае. Ожидается, что приход на российский рынок таких крупных инвесторов будет способствовать широкому вовлечению японских компаний в создание на территории России производств высококачественной промышленной продукции и в ряде других областей (производство автокомпонентов, бытовая электротехника, оптико-волоконная связь, дорожно-строительная техника, логистика и другие).

В целом за последние 5 лет динамика притока японских инвестиций носила неравномерный характер. Показатели по ПИИ оставались незначительными относительно общего объема иностранных инвестиций, поступающих в Россию, и не отвечали потенциалу российско-японского сотрудничества.

Динамика японских инвестиций в российскую экономику в 2004-2009 гг. (млн. долл. США)4:

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

По- На- По- На- По- На- По- На- По- На- По- На-

сту- коп- сту- коп- сту- коп- сту- коп- сту- коп- сту коп-

пило лено пило лено пило лено пило лено пило лено пило лено

Всего 153 727 165 567 695 2 725 484 3 101 864 4 076 737 6 090

ПИИ 53 140 54 175 90 249 82 322 80 651 86 726

Развитие российско-японского взаимодействия в инвестиционной области в 2008-2009 гг. характеризуется высокими темпами роста.

Объем накопленных японских инвестиций в российской экономике, по данным Росстата на конец июня 2009 г., вырос до 6,09 млрд долл., увеличившись почти в полтора раза по сравнению с концом 2008 г. Почти 80% данной суммы составляют капиталовложения в добычу и переработку нефти, 3,4% - в лесную и деревообрабатывающую, 1,6% - в автомобильную промышленность, 2,6% - в сферу информационных и коммуникационных технологий.

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Японии на конец июня 2009 г. составил 726 млн долл., увели-

чившись на 11,5% по сравнению с концом прошлого года. Его большая часть сосредоточена в оптовой и розничной торговле (около 50%), обрабатывающих производствах (31,2%), значительно выросла доля сектора ИКТ (15,9% или 109 млн долл.).

Объем инвестиций, поступивших из Японии в Россию за январь-июнь 2009 г., составил 737 млн долл. США. При этом объем прямых инвестиций за полугодие на 7% превысил годовой показатель 2008 г. (доля ПИИ в структуре поступивших японских инвестиций выросла с 9,3% до 11,6%).

Официальные статистические данные о поступлении инвестиций из Японии не отражают полностью картину привлеченных капиталовложений. В силу определенной специфики участия японских компаний в крупных нефтегазовых проектах на шельфе о. Сахалин (в рамках консорциумов), финансирование из Японии проводится через спецсчета операторов проекта, в других случаях - через отделения японских фирм в Европе (как в случае с японской табачной компанией «Japan Tobacco International»).

Таким образом, уровень экономического развития двух стран сильно разнится и может выступить сдерживающим фактором экономического сближения России и Японии. Здесь следует также опасаться того, чтобы в подобном партнерстве Россия не играла бы роль «младшего брата» или не стала бы «сырьевым придатком» Японии. Хотя основной точкой соприкосновения экономических отношений являются различные совместные проекты в области энергетики.

Примечания

1 Подробнее см.: Официальный сайт Президента Российской Федерации. [М.,

2010]. URL: http://www.president.kremlin.ru (дата обращения: 26.02.2010).

2 Составлено по данным официального сайта Федеральной таможенной службы

России, в млн. долл. США (в процентах к предыдущему году). [М., 2010]. URL: http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/ (дата обращения: 15.01.2010).

3 Составлено по данным официального сайта ФТС России. [М., 2010]. URL:

http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/ (дата обращения: 02.03.2010).

4 Составлено по данным Росстат. [М., 2010]. URL: http://www.gks.ru/wps/por-

tal/OSI_VT (дата обращения: 19.02.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.