Научная статья на тему 'Особенности и функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования'

Особенности и функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голодок Д.А.

В статье дана характеристика особенностей методического обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования в России. Дано описание основных функций методического обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

пространстве игровой гостиной» Государственное бюджетное учреждение «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Следует отметить, что экспертный совет уральского федерального округа выбрал Центр Илизарова образовательной базой по лечению ортопедических осложнений ДЦП.

В Тюменской области действуют проекты «Подготовка особых детей с детским церебральным параличом к школе «Хочу учиться как все!» автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Областной центр реабилитации инвалидов».

«Растём и развиваемся вместе» Автономное учреждение Упоровского муниципального района «Комплексный центр социального обслуживания населения». А также своевременную (как можно более раннюю) и качественную диагностику оказывают в ГАУЗ ТО «Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда», который находится в г. Тюмень.

В Челябинской области «Движение без ограничений» Государственное учреждение социального обслуживания «Кусинский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В самом городе Челябинск обосновался медицинский центр «Сакура», который открылся в 2011 году. Основное направление работы - это лечение и реабилитация детей с детским церебральным параличом. Особенности центра - это индивидуальные занятия лечебной и адаптивной физкультурой. Занятия проводят специалисты - реабилитологи, имеющие физкультурное и медицинское образование. В разработке программ реабилитации для пациентов участвуют невролог, педиатр, травматолог - ортопед. В центре имеется возможность проводить ЭЭГ видеомониторинг (дневной, ночной сон). Также для реабилитации используются рефлексотерапия, иглоукалывание, индивидуальные занятия с логопедом, речевой и зондовый массаж.

Комплексные занятия с детьми с ДЦП дают заметные результаты в развитии. Причем, чем раньше начать занятия, тем они эффективнее.

Список использованной литературы:

1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009

2. Жуховицкий М.С., Айзиков Г.С., Трудотерапия в лечении детских церебральных параличей.- В кн.: Проблемы восстановления при паралитических заболеваниях у детей. М., 1964.

3. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений

4. С.А. Немкова, Н.Н. Заваденко, М.И. Медведев «Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения Перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича»

5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

© Гилёва Н. В., Пахомова Ю. М., Полукарова А. А., 2016

УДК 37

Д.А. Голодок, к.п.н. АНО ДПО «Академия ГлавСпец» г. Краснодар, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье дана характеристика особенностей методического обеспечения деятельности учреждений

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

дополнительного образования в России. Дано описание основных функций методического обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова

Дополнительное образование, функции, методическая работа, сопровождение

Термин «методическое сопровождение» - производное от терминов «методическая работа», «методическая деятельность» и «сопровождение». Методическая деятельность учреждения дополнительного образования определяется Л.Н. Буйловой и С.В. Кочневой как целостная система мер, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Методическая служба рассматривается ими как объединение занимающихся методической деятельностью специалистов [1].

Термин «сопровождение» обозначает «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, сопутствовать, сопровождать какое-либо явление».

Особенность дополнительного образования состоит в отсутствии образовательных стандартов, ярко выраженной ориентации на интересы, потребности детей, на максимальную вариативность образования. Однако при этом существует проблема недостаточной квалификации педагогов, поскольку значительное их количество не имеет специального педагогического образования. Возникает необходимость постоянной методической помощи педагогам в овладении педагогическими и психологическими знаниями [4].

Исходя из вышеизложенного, методическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования мы определяем как постоянную помощь методической службы педагогам, направленную на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности. Методическое сопровождение является элементом организационно-управленческого компонента системы и направлено на повышение его эффективности. Организационно-управленческий компонент деятельности учреждения дополнительного образования предполагает:

- необходимость проведения диагностических мероприятий по выявлению познавательных и творческих потребностей детей, профессиональных приоритетов педагогов дополнительного образования;

- разработку и реализацию образовательной программы учреждения, программы развития, программы мониторинга, помощи педагогам в разработке образовательных программ;

- повышение квалификации педагогов;

- обеспечение принципа научности в деятельности учреждения [5].

Модель методического сопровождения учреждения дополнительного образования детей с определением цели, содержания деятельности, функций, форм, методов деятельности отражена на рис. 1.

Рисунок 1 - Модель методического сопровождения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Диагностико-аналитическая функция методической службы включает:

- исследование социальных потребностей общества, факторов влияния социальной среды;

- изучение ниши дополнительного образования детей, т.е. запросов, потребностей, интересов родителей и детей;

- исследование состояния психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования и педагогического потенциала коллектива с целью выявления как позитивных, так и негативных факторов проблем педагогической деятельности, сформированности профессионально значимых качеств личности, внедрения новых педагогических технологий;

- изучение потребностей и запросов педагогов в повышении профессиональной квалификации;

- изучение профессиональных потребностей педагогов дополнительного образования детей: устойчивых потребностей, связанных с ценностными ориентациями в профессиональной среде; общих в определенной сфере деятельности; частных в профессионально значимых знаниях и умениях; в информации, необходимой для успешной профессиональной деятельности (в актуализации, расширении, углублении научных знаний, ознакомлении с передовым опытом);

- анализ состояния образовательного процесса, содержания деятельности, форм, методов, технологий, результатов деятельности педагогов и детей, условий организации и реализации учебно-воспитательного процесса.

Моделирующая функция методической службы предполагает разработку модели методического обеспечения на основании данных, полученных на диагностико-аналитическом этапе, всестороннем их анализе:

- модели деятельности учреждения дополнительного образования детей (разработка миссии учреждения, программы развития, образовательной программы);

- модели деятельности методической службы с определенными категориями и группами специалистов (педагогами, методистами, управленцами системы дополнительного образования детей) по повышению квалификации, обобщению опыта работы;

- профессиограммы специалистов, работающих в системе дополнительного образования;

- содержания повышения квалификации педагогического коллектива, программы методического сопровождения образовательного процесса;

- системы мониторинга эффективности методического сопровождения образовательного процесса.

Реализация организационно-педагогической функции методической службы предполагает:

- создание системы взаимодействия методической службы со структурными подразделениями учреждения, социальными институтами района, города, области, занимающимися проблемами воспитания и защиты прав детей;

- организацию системы повышения квалификации на основе модели содержания повышения квалификации, создание банка специалистов, занимающихся проблемами педагогики, психологии, социологии;

- создание банка информации по вопросам методического сопровождения образовательного процесса (образовательные, целевые программы, программы сопровождения, нормативные документы, описание педагогических технологий, диагностические методики, сценарии и т.п.);

- организацию индивидуальной работы с педагогическими кадрами по повышению уровня методической компетентности;

- организацию различных мероприятий (конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов, творческих лабораторий, открытых занятий и т.п.), направленных на стимулирование и поддержку развития творческого потенциала педагогов;

- организацию издательской деятельности, освещающей содержание работы, нормативную базу дополнительного образования, инновации, авторские программы, педагогические технологии;

- обеспечение деятельности методических объединений.

Контрольно-коррекционная функция методической службы включает:

- определение диагностических методик, оптимальных для выяснения состояния изучаемого объекта,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

разработку системы мониторинга;

- отслеживание процесса внедрения в непосредственную педагогическую деятельность специалиста педагогических знаний, принципов, подходов и коррекцию в связи с этим содержания повышения профессиональной квалификации;

- помощь педагогам в разработке образовательных и целевых программ, их внедрении, корректировке с учетом социального заказа, индивидуальных особенностей, потребностей, интересов детей и их родителей;

- коррекцию форм и методов работы самой методической службы в зависимости от целей, содержания деятельности учреждения, запросов и потребностей педагогов и органов управления образованием, необходимости повышения эффективности методического сопровождения.

Научно-экспериментальная функция позволяет:

- анализировать эмпирические знания в ходе методической деятельности, осмысливать, проверять и превращать в материал для научного анализа и обобщения;

- определять для науки социальный заказ, исходящий из педагогической практики;

- организовывать экспериментальные площадки по апробации новых педагогических идей, методик, технологий.

Таким образом, функции методической службы взаимосвязаны и взаимообусловлены, являются общими и могут быть уточнены или конкретизированы (поскольку содержание дополнительного образования вариативно) в зависимости от задач, содержания деятельности, особенностей и проблем учреждения дополнительного образования детей. Список использованной литературы:

1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: "Сентябрь", 2004.

2. Добрецова, Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие / Н.В. Добрецова; под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005.

3. Дополнительное образование и высшая школа: проблемы, тенденции и перспективы: сб. ст. / под ред. З.М. Уметбаева, Н.В. Сергеевой. -Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001.

4. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования. - Автореферат д.п.н. - Челябинск, 2007.

5. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А.Соколова, Н.И. Фуникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 228 с.

© Голодок Д.А., 2016

УДК 37

Д.А. Голодок

к.п.н.

АНО ДПО «Академия ГлавСпец» М.С. Алексеева АНО ДПО «Академия ГлавСпец» г. Краснодар, Российская Федерация

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация

В статье дано описание негативных явлений и противоречий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ. Приведен механизм преодоления данных негативных явлений и противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.