Научная статья на тему 'Особенности государственной социальной политики России в отношении беспризорных детей в современных условиях'

Особенности государственной социальной политики России в отношении беспризорных детей в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2657
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПОДДЕРЖКА / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / УКАЗ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / AUTHORITIES (LAW ENFORCEMENT / ADMINISTRATION) / SOCIAL ASSISTANCE / SUPPORT / NEGLECT AND HOMELESSNESS / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / DECREE / PATRONAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суслин Григорий Евгеньевич

В статье рассматривается особенности государственной социальной политики России в отношении беспризорных детей. Дается характеристика понятий беспризорность, безнадзорность, сиротство. Показаны проблемы возникновения и реализации беспризорности. Отображены направления государственной политики по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Суслин Григорий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PUBLIC SOCIAL POLICY IN RUSSIA REGARDING NEGLECTED CHILDREN IN THE CURRENT CIRCUMSTANCES

This article discusses features of public social policy in Russia regarding neglected children. The author defines such concepts as neglect, homelessness, orphanage, considers problems of how children become neglected and observes main directions of the state policy concerning the issues.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной социальной политики России в отношении беспризорных детей в современных условиях»

УДК 323 Суслин Григорий Евгеньевич

специалист по учебно-методической работе Российского государственного социального университета dom-hors@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Suslin Grigory Evgenyevich

Specialist of the teaching and guiding department, Russian State Social University dom-hors@mail.ru

FEATURES OF PUBLIC SOCIAL POLICY IN RUSSIA REGARDING NEGLECTED CHILDREN IN THE CURRENT CIRCUMSTANCES

Аннотация:

В статье рассматривается особенности государственной социальной политики России в отношении беспризорнык детей. Дается характеристика понятий беспризорность, безнадзорность, сиротство. Показаны проблемы возникновения и реализации беспризорности. Отображены направления государственной политики по данной проблеме.

Ключевые слова:

социальная помощь, поддержка, беспризорность, законодательство РФ, указ, правоохранительные органы, органы попечительства, органы управления.

Summary:

This article discusses features of public social policy in Russia regarding neglected children. The author defines such concepts as neglect, homelessness, orphanage, considers problems of how children become neglected and observes main directions of the state policy concerning the issues.

Keywords:

social assistance, support, neglect and homelessness, legislation of the Russian Federation, decree, authorities (law enforcement, patronage, administration).

Российские проблемы социально-экономического характера привели к изменению жизни населения. В современных условиях снижение ценности семьи, социальная незащищенность женщины-матери, распространение женского алкоголизма, лишение родительских прав являются результатом появления сиротства, беспризорности и безнадзорности детей.

Так, по России в 2010 г. насчитывалось 697 тысяч детей-сирот. Две трети из них социальные сироты: дети-сироты при живых родителях, дети, родители которых лишены родительских прав, оставленные в роддомах, сбежавшие из семьи [1, с. 4].

Точное же количество детей-беспризорников пока не определено. По разным оценкам, по всей стране их от 100 тысяч до 5 миллионов. Статистика считает тех, кто задерживается милицией либо попадает в приюты. Основная масса таких детей в 2008 г. оказалась в детских домах (53 737 человек), школах-интернатах для детей сирот (12 577 человек), школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья (32 486 человек).

Безнадзорность является благоприятной почвой для беспризорности. С точки зрения П.Д. Павленка, безнадзорность - «это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств - объективного или субъективного свойства -этот надзор отсутствует» [2, с. 19].

Понятие беспризорность имеет множество значений, но наиболее четко они отражаются в семейной и юридической энциклопедии.

Беспризорность (по семейной энциклопедии) - отсутствие у детей семейного или государственного попечения, нормальных условий жизни и воспитательного влияния.

Беспризорность (по юридической энциклопедии) - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся: а) отсутствием постоянного места жительства, жилья для проживания (бездомностью); б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т. п.; в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений); г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой) [3].

Таким образом, отличие безнадзорного от беспризорного ребенка характеризуется тем, что первый живет вместе с родителями и поддерживает на определенном уровне отношения с семьей, но часто такие отношения находятся под угрозой. Второй же предоставлен самому себе. Порядок и устой своей жизни он полностью делает сам. В молодом возрасте это проявляется в проведении свободного времени на улице, забрасывании учебы и ведении жизни без каких-либо целей. Безнадзорность - это фактически первый шаг к угасанию развития процесса

социализации, нарушению морально-этических норм и, как следствие, переход от статуса безнадзорного к беспризорнику.

Многие специалисты выделяют следующие причины возникновения сиротства и безнадзорности в России:

- социально-экономические причины - это факторы, в течение длительного времени нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей: экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, миграционные процессы;

- социально-психологические причины - кризис семьи, разводы, утеря одного из родителей, жестокое обращение с детьми: сексуальное, физическое и эмоциональное насилие со стороны взрослых;

- психологические причины - увеличение числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения [4, с. 23].

В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей) [5, с. 24].

Следовательно, все обозначенные причины имеют социальный характер и приводят к увеличению роста числа безнадзорных детей, распространению преступных форм беспризорности: попрошайничества, мелких краж, проституции, наркомании и детского рабства.

Согласно исследованию, проведенному Международным детским фондом ЮНИСЕФ, каждое пятое преступление в России совершают подростки; дети входят в состав 85 % преступных группировок и банд. В России каждый четвертый безнадзорный подросток совершил уголовно наказуемое преступление [6, с. 87].

Практически все они вовлечены в криминальную цепочку. Младшими управляют старшие, а последними - преступники, для которых дети стали живым товаром, и за их счет делают нелегальный бизнес, сопровождающийся криминалом. Этот факт озвучил Дмитрий Медведев 30 ноября 2010 г. в «Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации» [7].

Важно заметить, что вышесказанное является показателем неэффективности российской социальной политики. Государственные социальные структуры не функционируют в комплексе по диагностике, противодействию проблем, а каждая организация по социальной поддержке, помощи и защите работает в «отдаленности» друг от друга.

Как и в 20-е годы прошлого столетия основным органом по борьбе с беспризорностью являются правоохранительные органы, и это в целом оправдано, так как сильно переплетается с криминалом.

В связи с этими реальностями государство и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации [8].

Таким образом, правоохранительные органы выполняют свои обязанности, подразумевающие «отлов» за хулиганство, разъяснительную работу и помещение их в специальные учреждения, которые, как указывалось Министерством здравоохранения и социального развития РФ в государственном докладе (06.12.06 г., автор Г.Н. Тростанецкая, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, президент Ассоциации социальной помощи детям «О положении детей в России» [9]), являются основным звеном по профилактике безнадзорности и беспризорности.

В настоящее время в РФ созданы и действуют государственные, коммерческие и смешанные учреждения и управления нуждающимся детям в социальной защите, поддержке и помощи. К ним относятся:

Органы управления социальной защитой населения - осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или законными их представителями.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - это социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям:

социальные приюты - учреждения временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которые принимают детей по направлению Комитета социальной защиты из семей, по направлению Комитета по образованию, по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Органы опеки и попечительства.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы управления образованием и образовательные учреждения (детские дома, школы-интернаты).

Органы по делам молодежи - разрабатывают целевые программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы внутренних дел.

Органы управления здравоохранением.

На 01.01.2004 г. в РФ действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке, 754 стационарных отделения для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей. Указанными выше учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс. несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности подобных учреждений остается работа с семьей, направленная на ликвидацию трудной жизненной ситуации и возвращение в нее ребенка по окончании социально-медицинской реабилитации. Из 129,3 тыс. детей, находившихся в стационарных отделениях учреждений, 62 % детей возвращены в семьи [10, с. 36].

Однако до сих пор отсутствует четкое понимание: каким образом обеспечить беспризорным детям нормальную, здоровую жизнь. Например, в Москве существуют специальные центры по беспризорникам, где им оказывается социальная помощь. Но они, как правило, плохо финансируются, отсутствие профессиональных кадров также тормозит их развитие, и зачастую работа данных учреждений сводится лишь к сбору статистики.

Кроме того, приюты и подобные учреждения очень редко направлены именно на социализацию личности. Дети в подобных учреждениях имеют низкую самооценку. Нет представления о положительной семье, несмотря на то что практически все свое время они проводят в окружении коллектива и работников, которые должны выступать в роли «приемной матери». Половина выпускников детских домов оторвана от общества, часть из них становится алкоголиками, другие возвращаются на улицу или ведут противоречивый образ жизни. Выходя из приюта или исправительного учреждения, ребенок без социального опыта и навыков жизни становится добычей для криминальных структур. В результате получается, что подобные исправительные учреждения выпускают не подготовленных к жизни детей, а будущих уголовников.

Необходим опыт, который может заключаться в реализации построения новых, нестандартных методов социальной помощи, поддержке и защите беспризорных детей. Коллектив беспризорников, находящихся в детских домах, есть «семья», каждая из которых является «ячейкой общества». Но главным преобразованием должна быть забота о таких детях, устройство их в замещающие семьи, в результате чего сокращается численность детских домов, усиливается социализация личности (в данном случае ребенка из детского дома) и формируется образ положительной семьи и привязанность к ней в условиях отрыва от настоящих родителей.

Важно отметить, что зародившиеся в начале 1990-х гг. новые ценности ознаменовались тем, что рождение и воспитание детей вышли из ранга приоритетных. Семья как социальный институт перестала проявлять достаточную заботу о детях, нередко создавая условия, несовместимые с развитием ребенка, порой носящие опасный характер для его жизни.

Нарастающее по масштабам и расширяющееся по формам социальное сиротство у детей при живых родителях требует постоянного совершенствования методов его изучения и необходимости со стороны государства оказывать адресную социальную поддержку населению.

Все эти факторы привели к новой группе социального сиротства, которую можно назвать «семейное сиротство». Данная группа динамично развивается в современной России и нуждается во внимании со стороны государства и общества для поиска, принятия результативных мер по ее предупреждению.

Последним заметным шагом вперед в этом вопросе стал прошедший в 2008 г. «ГОД СЕМЬИ», одобренный президентом РФ Д.А. Медведевым и премьер-министром В.В. Путиным, призвавшими осуществлять поставленные программы, цели и задачи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Принятые экономические и социальные меры для поддержки детей явились новой ступенью в развитии гражданского общества, социального государства. Повысились выплаты по пособию, расширился контингент получателей. Особое внимание было уделено здоровью детей. Созданная в городах сеть «горячих линий» и консультаций дает возможность родителям и детям обратиться за помощью. Данные методы по защите их прав показывают реальную заинтересованность власти.

Однако по-прежнему проблема беспризорности остается острым моментом в обществе, необходимо принимать чрезвычайные меры, о которых в октябре 2010 г. говорил Борис Грызлов, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» и Государственной думы. Отмечалось, что социальные службы, милиция должны работать по принципу МЧС, быть всегда в зоне стихийных бедствий; необходимо возводить теплые времянки в местах, где чаще всего «живут» беспризорники - на вокзалах, свалках, теплотрассах; необходимо наладить круглосуточные полевые кухни, там же раздавать теплые вещи; в помощь специалистам подтянуть добровольцев. Приюты и интернаты, социальные заведения должны быть открыты для детей, а депутаты в своих регионах обязаны проанализировать ситуацию и разработать методы спасения беспризорных.

Отправной точкой в реализации программ и направлений по борьбе с сиротством и безнадзорностью является Конвенция о правах ребенка. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., она признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в социальной защите. Конвенция выделяет необходимость особой заботы государства и общества о такой группе детей, как беженцы, сироты, беспризорники, правонарушители.

На основании данной конвенции в РФ принят ряд законов и указов президента и постановлений правительства. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» [11]. Фактически указ стал первым реальным преобразованием, положившим начало формированию государственной политики в данной области.

Основным направлением по социальному обслуживанию детей сирот и безнадзорных стала работа специализированных социально-реабилитационных учреждений, отнесенная к органам социальной защиты населения, что впоследствии было закреплено в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения в РФ» [12].

Одним из шагов по предотвращению социально сиротства послужил вступивший в силу в сентябре 2008 г. Федеральный закон № 8-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в котором впервые на законодательном уровне говорится о приоритетности реабилитации кровной биологической семьи как первостепенной государственной задачи в целях профилактики социального сиротства.

В октябре 2008 г. правительством города Москвы была разработана комплексная программа по преодолению и профилактике социального сиротства на 2009-2011 гг. Цель программы - это формирование единой городской политики преодоления социального сиротства, создание системы ранней профилактики детского и семейного неблагополучия, обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации защиты их прав и социальной адаптации, внедрение ювенальных технологий. Впервые, говоря о защите прав и интересов детей, законодатели обратились к семье как к единственной среде, жизненно необходимой для полноценного развития ребенка. Комплекс мер рассчитан на создание вертикальной и горизонтальной системы объединения усилий различных учреждений социальной сферы города для решения поставленных задач, обеспечения четкой координации действий, отработки единых технологий и документации, межведомственных механизмов по защите прав несовершеннолетних [13].

Данная программа примечательна тем, что это первый проект, который призывает работать все службы в комплексе, что позволяет достичь положительных результатов.

Работа министерств по социальной защите, поддержке и помощи беспризорных является ключевой и значимой по созданию благоприятных условий для таких детей, хотя механизмы по достижению положительного результата полностью и не отработаны. Существование внутренних, внешних факторов, влияющих на «работу» закона, приводят к тому, что ФЗ начинает приобретать двоякую сторону.

Например, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ внесло изменения и дополнения в Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Предусматривается наделение Минспорттуризма полномочиями по организационно-методическому обеспечению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [14].

Однако Министерство спорта, туризма и молодежной политики, с одной стороны, говоря о проблемах безнадзорных, с другой - закрывает для них различные спортивно-оздоровительные сферы, места проведения досуга и отдыха. Связано это в первую очередь с тем, что у таких детей, как правило, нет денег, чтобы оплатить, например, секцию по спорту, поездку с целью отдохнуть и т. д. Коммерциализация сферы спорта приводит к тому, что эти дети все больше отрываются от нормального общества и попадают в зону социального риска.

Таким образом, с точки зрения академика РАН В.И. Жукова, активизация государственных форм социальной помощи и поддержки развивается без комплексных преобразований социальной инфраструктуры, сохраняющиеся патерналистские настроения блокируют развитие рынка социальных услуг; границы ответственности за социальное самочувствие населения между федеральным и региональным уровнями власти размыты [15, с. 434].

Следует заметить, что при разделении, прописывании понятий «безнадзорность», «беспризорность» и «сиротство» в официальных документах, в большинстве федеральных законов и приказов, посвященных поддержке и оказанию помощи в социальной реабилитации этому слою молодых людей, в основном фигурирует понятие «сиротство», а «безнадзорность» -в меньшей степени. На законодательном уровне прописаны меры по поддержке молодых людей, по борьбе с названными явлениями.

По предотвращению и профилактике беспризорщины в стране не выработано четких, комплексных и конструктивных методов. За беспризорниками, как и много лет назад, следит полиция, которая, по сути, является «карательным органом» и не предусматривает иные меры по возвращению этих детей к нормальному образу жизни. Необходимо начать действовать на местном уровне, перейдя на определенное время с федерального. Социальная поддержка должна приобрести адресный характер, а также необходимо создать специальный орган управления, отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций, которые направлены на это.

В 2008 г. была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В ней определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Главная особенность концепции выражалась в переходе на инновационный путь развития, для реализации которого требуется объединение всех сил общества.

Особой конструктивной силой и носителем инновационного потенциала развития, по мнению государства, должна стать молодежь. Работа с молодежью становится приоритетным направлением государственной политики. Именно сегодняшнему молодому поколению предстоит реализовывать инновационные и стратегические направления и задачи.

В свою очередь государство обязуется оказывать поддержку в виде модернизации материально-технической базы, информационной помощи, реализации программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе, а также содействие в развитии и самореализации молодого поколения. Инновации в первую очередь должны коснуться образования, которое является основой социального развития молодежи и общества в целом.

Курс реформ, нацеленный на путь последовательного обновления всех сторон жизни нашего общества с целью придать высокий динамизм и эффективность развитию экономики, социальной сферы, культуры, обязан способствовать повышению социальной защищенности уязвимой части населения (в данном случае сирот и беспризорников), быть гарантией процветания и укрепления Российского государства.

Ссылки:

1. Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращение, судьбы родителей детей сирот / под ред. Т.З. Козловой. М., 2010.

2. Технология социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. М., 2011.

3. Беспризорность // Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13234 (дата обращения: 16.08.2012).

4. Технология социальной работы с различными группами населения...

5. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России». 2002. № 20 (176).

6. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей : сб. нормативных актов РФ. Федеральное правительство и правительство социального развитии РФ. Департамент по делам детей, женщин и семьи РФ. М., 2003.

7. Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/news/9637 (дата обращения: 16.08.2012).

B. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Доступ из информационно-правового портала «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/121160B7/2/ (дата обращения: 16.08.2012).

9. Обзор государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sirotstvo.ru/rus/info/info322.shtml (дата обращения: 16.08.2012).

10. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы. М., 2004.

11. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/18433O/#10oO (дата обращения: 16.0B.2012).

12. Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации : Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nashepravo.org/ in-dex.php?name=Pages&op=page&pid=51 (дата обращения: 16.0B.2012).

13. Утвержден Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bezprav.ru/4-utverzhden-kompleks-mer-po-preodoleniju.html (дата обращения: 16.08.2012).

14. Об итогах работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год в сфере молодежной политики : доклад заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Олега Рожнова. [Электронный ресурс]. URL: http://minstm.gov.ru/press-centre/speech/xPages/entry.4472.html (дата обращения: 16.08.2012).

15. Жуков В.И. Демографический потенциал России. М., 2010.

References (transliterated):

1. Sotsial'noye sirotstvo v sovremennoy Rossii: istoki i predotvrashcheniye, sud'by roditeley detey sirot / ed. by T.Z. Kozlova. M., 2010.

2. Tekhnologiya sotsial'noy raboty s razlichnymi gruppami naseleniya : manual / ed. by prof. P.D. Pavlenok. M., 2011.

3. Besprizornost' // Yuridicheskiy slovar'. [Electronic resource]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13234 (date of access: 16.0B.2012).

4. Tekhnologiya sotsial'noy raboty s razlichnymi gruppami naseleniya.

5. Klimantova G.I., Fedotovskaya T.A. O profilaktike besprizornosti i beznadzornosti nesovershennoletnikh, nakhodyash-chikhsya v trudnoy zhiznennoy situatsii // Analiticheskiy vestnik. Ser. № 46 «Osnovnyye problemy sotsial'nogo razvitiya Rossii». 2002. № 20 (176).

6. Normativno-pravovyye osnovy profilaktiki besprizornosti i beznadzornosti detey : sb. normativnykh aktov RF. Federal'noye pravitel'stvo i pravitel'stvo sotsial'nogo razvitii RF. Departament po delam detey, zhenshchin i sem'i RF. M., 2003.

7. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. [Electronic resource]. URL: http://prezident.rf/news/9637 (date of access: 16.0B.2012).

B. Osnovnyye napravleniya deyatel'nosti organov i uchrezhdeniy sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh. Federal'nym zakonom ot 22 avgusta 2004 g. № 122-FZ v stat'yu 11 nastoyashchego Federal'nogo zakona vneseny izmeneniya, vstupayushchiye v silu s 1 yanvarya 2005 g. Dostup iz informatsionno-pravovogo portala «Garant». [Electronic resource]. uRl: http://base.garant.ru/121160B7/2/ (date of access: 16.0B.2012).

9. Obzor gosudarstvennogo doklada «O polozhenii detey v Rossiyskoy Federatsii». [Electronic resource]. URL: http://www.sirotstvo.ru/rus/info/info322.shtml (date of access: 16.0B.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Rybinskiy Ye.M. Upravleniye sistemoy sotsial'noy zashchity detstva: Sotsial'no-pravovyye problemy. M., 2004.

11. Ukaz Prezidenta Rf ot 14 sentyabrya 1995 g. № 942 «Ob utverzhdenii Osnovnykh napravleniy gosudarstvennoy sotsi-al'noy politiki po uluchsheniyu polozheniya detey v Rossiyskoy Federatsii do 2000 goda (Natsional'nogo plana deystviy v interesakh detey)». [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/184330/#1000 (date of access: 16.0B.2012).

12. Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 10 dekabrya 1995 goda № 195-FZ v red. ot 22.08.2004 № 122-FZ. [Electronic resource]. URL: http://www.nashepravo.org/ in-dex.php?name=Pages&op=page&pid=51 (date of access: 16.0B.2012).

13. Utverzhden Kompleks mer po preodoleniyu sotsial'nogo sirotstva v gorode Moskve na 2009-2011 gody. [Electronic resource]. URL: http://www.bezprav.ru/4-utverzhden-kompleks-mer-po-preodoleniju.html (date of access: 16.0B.2012).

14. Ob itogakh raboty Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii v 2010 godu i zadachakh na 2011 god v sfere molodezhnoy politiki : doklad zamestitelya ministra sporta, turizma i molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii Olega Rozhnova. [Electronic resource]. URL: http://minstm.gov.ru/press-centre/speech/xPages/entry.4472.html (date of access: 16.0B.2012).

15. Zhukov V.I. Demograficheskiy potentsial Rossii. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.