Научная статья на тему 'Особенности государственного управления угледобывающими предприятими в арктических районах Республики Саха (Якутия)'

Особенности государственного управления угледобывающими предприятими в арктических районах Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / МЕСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ARCTIC REGIONS / LOCAL ENERGY SOURCES / OPTIMIZATION OF NORTHERN DELIVERIES / STATE PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батугина Н.С., Романова Е.Р.

В статье рассмотрены проблемы доставки угля в арктические районы Республики Саха (Якутия). Поставки топливно-энергетических ресурсов отличаются сложностью, многозвенностью, разновременностью начала и окончания навигации. Показано, что освоение местных угольных месторождений в арктических районах Якутии позволит снизить сроки от добычи до потребления, уменьшить количественные и качественные потери топлива, резко упростить логистику, повысить энергоэффективность районов Якутии. Определены основные моменты государственного участия в проектах по добыче местных топливно-энергетических ресурсов взамен их привоза, что позволит облегчить функционирование предприятий по добыче угля в арктической зоне РС (Я) и повысить энергобезопасность населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батугина Н.С., Романова Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificities of state regulation in coal extraction enterprises in the arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia) (Russia, Yakutsk)

The article discusses coal transportation into the arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia) – a complex multi-stage process depending on the beginning and the end of the navigation period. Development of local coal resources in the arctic regions of Yakutia will shorten the chain between extraction and consumption of coal, as well qualitative and quantitative losses of fuel, simplify logistics and increase the energy efficacy of the Republic’s regions. The authors define the major aspects of state participation in local fuel extraction projects, which will make it easier for coal extraction enterprises to function in the arctic zone and increase the energy safety of the population

Текст научной работы на тему «Особенности государственного управления угледобывающими предприятими в арктических районах Республики Саха (Якутия)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИМИ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)*

Н.С. Батугина,

доцент, старший научный сотрудник Института горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН (г. Якутск),

доктор экономических наук batuginan@mail.ru

Е.Р. Романова,

доцент кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук, RER 77@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы доставки угля в арктические районы Республики Саха (Якутия). Поставки топливно-энергетических ресурсов отличаются сложностью, многозвенностью, разновременностью начала и окончания навигации. Показано, что освоение местных угольных месторождений в арктических районах Якутии позволит снизить сроки от добычи до потребления, уменьшить количественные и качественные потери топлива, резко упростить логистику, повысить энергоэффективность районов Якутии. Определены основные моменты государственного участия в проектах по добыче местных топливно-энергетических ресурсов взамен их привоза, что позволит облегчить функционирование предприятий по добыче угля в арктической зоне РС (Я) и повысить энергобезопасность населения.

Ключевые слова: арктические районы, местные источники энергии, оптимизация северного завоза, государственное участие

УДК 33+342.5:622.33 (571.56) ББК У + Х81:У 9 (2) 305.651 (2Р54-6Я)

К арктическим районам Республики Саха (Якутия) относятся 13 муниципальных районов, находящихся за полярным кругом. Они занимают территорию более 1,6 млн км2. Численность населения, проживающая на такой огромной территории, составляет менее 73927 человек, в том числе около 38 тыс. человек (56%) в районных центрах и городских поселениях. Остальное население (около 33 тыс. человек) рассредоточено по территории районов.

Арктические районы РС (Я) отличаются от других районов Крайнего Севера более высокой стоимостью строительства жилых, производственных и инфраструктурных объектов, затратами на содержание техники и на обустройство одного работника промышленно-производственного персонала. Проблема развития арктических районов, в том числе и РС (Я), состоит в сложности реализации природно-ресурсного потенциала на неосвоенных и необжитых территориях [1].

В Стратегии развития Арктической зоны РФ** оптимизацию экономических механизмов «северного завоза» пред-

лагается осуществлять, в том числе, «за счет использования местных источников энергии, энергосберегающих технологий, модернизации энергетических установок». Разработка местных месторождений угля является одним из потенциально эффективных направлений рационального использования минеральных ресурсов региона. Но это требует учета широкого спектра социально-экономических, природно-климатических, георесурсных, технологических, энергетических и других факторов.

В настоящее время в заполярные районы республики наряду с углеводородным топливом для нужд ЖКХ, основного потребителя в Заполярье, поставляется порядка 205 тыс. т. угля в год с созданных еще в советское время шахты «Джеба-рики-Хая» (филиал ОАО «Якутуголь») и «Зырянского угольного разреза» (ЗАО в составе УК «Колмарпроект»). Углем первого из них обеспечиваются потребители в низовьях реки Лены и бассейна Яны, второго — потребители, находящиеся в бассейнах рек Колыма и Индигирка. Авторы в работах [2-3] отмечают,

Рис. 1. Стоимость угля с учетом транспортировки и хранения по арктическим районам РС (Я), руб./т (данные ГКЦ РЭК РС (Я)) [3]

* Работа выполнена в рамках проекта «Научно-техническое обоснование целесообразности освоения угольных месторождений Арктической зоны Северо-Востока России», выполняемого в рамках Программы Президиума РАН.

** Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утв. Президентом РФ 08.02.2013 г. — № Пр-232.

259

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

что для схем поставки топливно-энергетических ресурсов потребителям арктических районов РС (Я) характерны многозвенность, разновременность начала и окончания речной и морской навигаций, работы автозимников, тысячекилометровые маршруты. Всё это приводит к увеличению стоимости топлива с одновременным ухудшением его качества.

Общая протяженность транспортного пути угля с шахты «Джебарики-Хая» для нужд Депутатской ТЭЦ составляет 2,8 тыс. км, продолжительность 1-1,5 года. С Зырянского разреза уголь поставляется автотранспортом до причала на р. Колыма (до 50 км), максимальные расстояния от места добычи до Момского района составляет более 2800 км, срок доставки — до 1 года.

Давно существующая проблема северного завоза в последние годы особенно обострилась не только из-за мелководья рек, но и кратного роста цен на доставку топливно-энергетических ресурсов. Стоимость котельнопечного топлива для труднодоступных северных районов по данным ГКЦ РЭК РС (Я) колеблется от 2,5 тыс. руб./т до 10-13 тыс. руб./ т (Верхоянский, Усть-Янский, Абыйский, Момский районы), нефти — 40-45 тыс. руб./т и превосходит цену на мировом рынке в 3-5 и более раз (рис. 1).

На осуществление досрочного завоза угля ежегодно из средств федерального и региональных бюджетов выделяются порядка 1,77 млрд руб. (таблица 1).

Доля транспортной составляющей в структуре стоимости топлива может достигать 70-75%.

Объемы отгрузки угля в арктические районы РС (Я) для нужд ЖКХ приведены в таблице 2.

На долю самого угля в структуре его себестоимости на месте потребления в наиболее труднодоступных районах, приходится, по данным РЭК РС (Я), всего 15-20% (для Абыйского, Момского, Усть-Янского и Верхоянского районов) (рисунок 2), для остальных арктических районов — 37-50% (Жиганский район, Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский районы).

Для нескольких районов стоимость доставки превышает стоимость добычи настолько существенно, что разработка месторождений местного топлива в непосредственной близости от основных точек потребления, наряду с повышением энергетической безопасности, может сократить затраты бюджетов на северный завоз.

Помимо постоянного удорожания доставки угля, также ежегодно увеличиваются и затраты на добычу на добывающих предприятиях. Так, за период с 2008 г. по 2014 г. цены на уголь, отгружаемый с шахты Джебарики-Хая, выросли в 2,7 раза, с 889 руб./т до 2423 руб./т. Для дальнейшей добычи угля требуется модернизация предприятия с вложением существенных инвестиций в размере не менее 3 млрд руб.

Однако, даже это не позволит предприятию выйти не безубыточный уровень. Цена реализации угля останется выше 3 тыс. руб./т и будет постоянно возрастать (данные ОАОХК«Якутуголь»). В настоящее время между Правительством РС (Я) и ХК «Якутуголь» прорабатываются варианты по переходу на открытый способ добычи угля на прилегающих к шахте участках.

Аналогично росту цен на добычу угля на шахте, произошло увеличение цены у ЗАО «Зырянский угольный разрез» более чем в 2 раза по сравнению с 2008 г. В 2014 г. отпускная цена на уголь достигла 2283 руб./т (данные ГКЦ-РЭК РС (Я)).

Одним из путей решения данной проблемы может быть вовлечение в отработку участков или месторождений местных углей. Например, на участке «Согинский» месторождения Краснореченское в Абыйском районе можно осуществлять добычу угля на снабжение трех районов (Момский улус —

23,2 тыс. т, Абыйский улус — 20,4 тыс. т, Аллаиховс-кий — 16,4 тыс. т). Капитальные затраты на освоение участка Соголох месторождения Краснореченское

Таблица 1

Расходы на приобретение и доставку угля в арктические районы РС (Я), тыс. руб. (по данным ГКЦ РЭК РС (Я))

Район 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Верхоянский 260510 303561 369081 415313 530280 833592

Жиганский 5966 6896 7943 9517 61278 83602

Усть-Янский 219392 274010 298986 326419 441433 451963

Нижнеко- лымский 11763 14828 15663 17494 21592 25440

Абыский 35228 39165 46652 51670 147425 164487

Верхнеко- лымский 57345 63910 66443 66736 73751 85007

Момский 16848 26176 30209 29367 25712 33204

Среднеко- лымский 41474 64548 67456 73844 79082 88488

всего затрат 648526 793093 902434 990360 1380552 1765781

составляют в пределах 180-250 млн руб., при окупаемости не более 8 лет (средний срок службы оборудования). Ежегодные эксплуатационные затраты на добычу угля составят в пределах 1600-2200 руб./т при нулевой рентабельности и без учета капитальных затрат, необходимая цена должна составлять 3200-3400 руб./т. При таких условиях окупаемость составит 7,5 лет и будет иметь минимальные требования, предъявляемые к оценке эффективности инвестиционных проектов: ЧДД больше нуля (ЧДД составляет 160760 тыс. руб.), внутренняя норма доходности 12%. В расчетах не учитывалась замена одного вида топлива (нефти, газового конденсата, дров) другим видом топлива (угля) и не бралась в расчет необходимость модернизации или замены котельных в Аллаиховском районе при переводе их с жидкого на твердое топливо.

Суммируя, можно говорить о том, что в случае замещения привозного зырянского угля добываемым на участке Соголох в Абыйском районе местным твердым топливом расходы бюджета сократятся на 20-50% и более при планируемом объеме добычи и потребления. В суммарном выражении для района это составит порядка 150-200 млн руб.

Освоение местных угольных месторождений в арктических районах РС (Я) имеет достоинства и недостатки.

К положительным моментам следует отнести:

— затраты бюджета в случае освоения участка могут снизиться на 20-40% (в настоящее время стоимость доставки составляет 11,5 тыс. руб./т);

— повышается энергобезопасность района и надежность обеспечения его ТЭР;

— значительно упрощается транспортно-логистическая схема доставки угля до потребителей;

Таблица 2

Отгрузка угля в арктические районы РС (Я) для нужд

ЖКХ, т по данным ГКЦ РЭК РС (Я) )

Отгрузка угля (только ЖКХ), тонн 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Уголь с шахты Джебарики-Хая

Верхоянский район 48479 47958,4 50279 48138 52632 65322

Жиганский район 2643 2524 2539 2686 19356 22636

Усть-Янский район 42216 45241,4 40398 38107 41075 40736

Уголь с Зырянского угольного разреза

Абыйский район 6407 5752 5750 5485 14166 14355

Верхнеколымский 35069 33667 33551 1804 32846 33667

Момский район 4417 3936 4228 2921 3363 3901

зырянский уголь 2898 2243 2376 1765 1674 2126

аркагалинский уголь 1519 1693 1852 1156 1689 1775

Нижнеколымский уголь 4514 4520 4463 4503 4644 5093

Среднеколымский уголь 12330 15606 15237 1765 14944 15390

Итого 160491 163140 160672 108330 186387 205000

джебарики-хайский уголь 93337 95724 93216 88931 113062 128694

зырянский уголь 61 219 61 787 61 376 15 322 68 273 70 630

аркагалинский уголь 1519 1693 1852 1156 1689 1775

260

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

а)

хранение

переработка

50%

б)

Рис.2. Структура стоимости угля с учетом транспортировки и хранения, %

а) Абыйский, Момский, Усть-Янский и Верхоянский районы

б) Жиганский район, Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский районы

(по данным ГКЦ РЭК РС (Я))

— снижаются количественные и качественные (по энергетической ценности) потери угля;

— повышается эффективность работы котельного оборудования.

К отрицательным сторонам относится:

— отсутствие современных данных по теплотехническим свойствам угля и его соответствия применяемым и перспективным технологиям сжигания;

— стоимость реализации угля остается высокой в сравнении с другими добывающими предприятиями: средняя цена 1 т реализованной продукции может составить в первые годы 5-6 тыс. руб./т;

— выгодность проекта по требованиям методики оценки эффективности инвестиционных проектов не очевидна, определяется ценой на уголь;

— недропользователь без государственной помощи не заинтересован в реализации проекта;

— невозможность наращивания объемов добычи угля при существующей ёмкости рынка сбыта.

Разработка местных ресурсов угля способствует оптимизации затрат бюджетных ресурсов, транспортных грузопотоков, повышается социальный и транспортно-логистический эффект. Несмотря на возможность снижения затрат, цен на уголь у конечного потребителя, просрочки привоза или непоставки угля, упрощения доставки, повышения энергобезопасности населения, существуют высокие риски, связанные с убыточ-

ностью функционирования подобных предприятий в удаленных арктических районах.

Для предприятий, которые осуществляли бы добычу в арктической зоне на малых и сверхмалых угольных разрезах получение прибыли может быть не основной целью. Работа горнодобывающих предприятий на грани нулевой рентабельности или даже убыточно в условиях ограниченного количества ресурсов вполне возможна в рыночных условиях [4]. Необходимость и целесообразность существования таких предприятий обусловлена повышением энергетической безопасности и эффективности региона, созданием новых рабочих мест, снижением социальной напряженности и др. Подобные месторождения имеют в большей степени социальное, чем коммерческое значение [5].

А.А. Калинина, В.П. Луканичева отмечают [6], опыт северных стран (Норвегия, Гренландия, северо-западные канадские территории, Аляска — США) показывает, что проблемы развития таких территорий не могут быть решены в рамках «чистого бизнес-подхода», ориентированных только на коммерческую эффективность. Новые проекты на неосвоенных северных территориях могут быть успешными только при самом активном участии государства в лице федеральной и местных властей, особенно в части развития необходимой инфраструктуры.

Государство должно стимулировать низкорентабельные проекты в стратегических отраслях экономики, тем самым стимулировать добычу, развивать новые технологии, улучшать инфраструктуру и повышать занятость населения в Северных и Арктических территориях. При этом, привлечение частных инвесторов, даже с предоставлением налоговых льгот и преференций, экономически не целесообразно.

В связи с этим, актуальным, на наш взгляд, остаются вопросы государственного участия в проекте по добыче угля в рассматриваемых районах. Варианты участия государства могут быть следующими:

1. Учреждение казенного предприятия на праве хозяйственного ведения. ГК РФ определяет ведение планов финансово-хозяйственной деятельности подобно госбюджетному учреждению. При этом до него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В качестве вклада в уставный капитал может быть передано государственное или муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (ср. ст. 295 — 297 ГК РФ). Преимущество такой правовой формы заключается в том, что казенное предприятие не может быть объявлено банкротом, так как при недостатке имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по долгам. На территории Республики Саха (Якутия) имеется положительный опыт применения подобной правовой формы при реорганизации государственных унитарных предприятий, занятых аэропортовым обслуживанием на Севере. При этом, для защиты государственной собственности и получения льгот и преференций следует вновь созданное предприятие включить в перечень стратегически значимых предприятий РС (Я) [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Создание удаленного подразделения в действующем предприятии государственной формы собственности с выполнением работ по освоению месторождений угля и его добычи. Таким действующим предприятием может выступить ГУП «ЖКХ РС (Я)», целью которого является обеспечение бесперебойного и устойчивого теплоснабжения населения, обеспечение комфортного проживания людей республики. Следует заметить, что ГУП «ЖКХ РС (Я)» включен в перечень системообразующих предприятий [8] и перечень стратегически значимых для республики [9]. При всем этом, риск утраты платежеспособности для ГУП «ЖКХ РС (Я)» при организации процесса добычи угля в арктических улусах достаточно велик.

3. Рассмотреть возможность создания вертикально интегрированной компании на базе ГУП «ЖКХ РС (Я)» путем создания отдельного юридического лица. Такой холдинговый тип организации бизнеса позволит дочернему предприятию защитить активы, снизить налоговую нагрузку для материнской компании, оптимизировать затраты, в том числе за счет аутсорсинга. Важным обстоятельством является то, что мате-

26 1

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

ринское предприятие не отвечает по обязательствам дочернего предприятия.

Таким образом, государственное участие актуально для проектов по добыче угле, отличающихся высокой капиталоемкостью, долгосрочностью реализации проектов, длительным сроком окупаемости вложений, требующих значительных инвестиций для создания соответствующей производственно-

логистической и социальной инфраструктуры и вложений в экологические программы, особенно на Крайнем Севере и в Арктике. Создание вертикально интегрированной структуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволит оперативно реагировать на изменения ситуации в угледобывающей отрасли и обеспечит безопасность жизнедеятельности в удаленных местностях для жителей Республики Саха (Якутия).

Литература

1. Формирование стратегических приоритетов изучения и комплексного освоения арктических территорий Российской Федерации / Под общ. ред. А.И. Татаркина. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2013. — 374 с.

2. Захаров В.Е., Прохоров Д.В., Гаврилов В.Л. Потери энергетической ценности рядового угля при доставке до арктических потребителей Республики Саха (Якутия) // Известия ВУЗов. Проблемы энергетики. — 2013. — № 5-6. — С. 13-22.

3. Батугина Н.С., Гаврилов В.Л., Баракаева И.Д., Тарский Н.Д. Угольные месторождения арктических районов Республики Саха (Якутия): проблемы и возможности освоения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2014. — № 6. — С. 47-55.

4. Харитонова М.Ю., Мацко Н.А. Использование вероятностного подхода для определения конкурентных стратегий поведения горнодобывающих компаний Красноярского края // Геология и минерально-сырьевые ресурсы Сибири. — 2013. — №3. — С.83-87.

5. Хакимов Б.В. Ценообразование продукции геологического изучения недр в рыночных условиях. — М.: ООО «Геоинформ-марк», 2009. — 149 с.

6. Калинина А.А., Луканичева В.П. Комплексное освоение энергетических ресурсов малоизученных и слабововлеченных территорий европейского северо-востока: предпосылки и перспективы // Известия Коми научного центра УрО РАН. Вып.1(9). — Сыктывкар, 2012. — С. 97-106.

7. Романова Е.Р. Развитие процессов реструктуризации стратегических акционерных обществ алмазодобывающего комплекса в условиях Севера: Автореф. на соиск. уч. степени канд. экон. наук, 2013.

8. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.01.2009 г. №37-р «О Перечне системообразующих предприятий Республики Саха (Якутия)».

9. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20.11.2007 г. №689 «О перечне стратегических государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) и стратегических акционерных обществ с долей Республики Саха (Якутия)» (с изменениями и дополнениями).

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

П.П. Кривошапкин,

аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

pkwellthought@gmail.com

Р.Р. Ноговицын,

заведующий кафедрой менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института

Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук, профессор mailto:pkwellthought@gmail.com

В статье обосновывается необходимость оценки эффективности управления государственным имуществом. Проанализирована оценочная деятельность в Республике Саха (Якутия) за 2011-2013 гг. и предложены пути ее совершенствования.

Ключевые слова: государственное имущество, государственная собственность, управление государственным имуществом, оценка эффективности.

УДК 351/354 ББК 65.29

Республика Саха (Якутия) — один из субъектов Российской Федерации занимающий 3 083 523 км2. По состоянию на 01.01.2014 года в Реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия) числились:

— 45 государственных унитарных и казенных предприятий с остаточной стоимостью основных фондов 9,8 млрд рублей, общим количеством объектов недвижимости (зданий) 2496 единицы;

— 535 государственных учреждений с остаточной стоимостью основных фондов 32 млрд рублей, общим количеством объектов недвижимости (зданий) 4104 единицы.

Фактическую деятельность осуществляют 18 государственных унитарных и казенных предприятий и 511 государственных учреждений.

Общее количество объектов недвижимого и движимого имущества достигает более 10000 единиц [1]. На сегодняшний день, анализом эффективности использования государственного имущества занимается Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

Государственная собственность является экономической основой государства. Её цель — обеспечение и защита государственного суверенитета и экономической независимости страны.

Основные экономические цели деятельности в области использования государственного имущества это: оказание социальных государственных услуг; сохранение государственного капитала; целевое и эффективное использование государственного имущества и государственных средств.

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.