Научная статья на тему 'Особенности государственно-правовых взглядов представителей либерализма и консерватизма в России второй половины XIX – начала XX века'

Особенности государственно-правовых взглядов представителей либерализма и консерватизма в России второй половины XIX – начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3559
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ / МОНАРХИЯ / САМОДЕРЖАВИЕ / CONSERVATISM / LIBERALISM / THE RIGHT / THE CONSTITUTION / A MONARCHY / AUTOCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сурков Олег Сергеевич

Статья посвящена исследованию отличительных черт русского либерализма и консерватизма. В ней анализируются отношения консервативных и либеральных мыслителей к основным сегментам социума: праву, экономике, церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of State-legal Sights of Representatives of Liberalism and Conservatism in Russia Second Half XIX – Beginning XX Centuries

The article is devoted research of distinctive features of Russian liberalism and conservatism. Analyzes the relationship of conservative and liberal thinkers to the basic segments of society: to the right, church, economy.

Текст научной работы на тему «Особенности государственно-правовых взглядов представителей либерализма и консерватизма в России второй половины XIX – начала XX века»

О.С. Сурков

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Статья посвящена исследованию отличительных черт русского либерализма и консерватизма. Анализируются отношения консервативных и либеральных мыслителей к основным сегментам социума: праву, экономике, церкви.

Ключевые слова: консерватизм, либерализм, право, конституция, монархия, самодержавие.

O.S. Surkov

FEATURES OF STATE-LEGAL SIGHTS OF REPRESENTATIVES OF LIBERALISM AND CONSERVATISM IN RUSSIA SECOND HALF XIX - BEGINNING XX CENTURIES

The article is devoted research of distinctive features of Russian liberalism and conservatism. Analyzes the relationship of conservative and liberal thinkers to the basic segments of society: to the right, church, economy.

Keywords: conservatism, liberalism, the right, the constitution, a monarchy, autocracy.

Анализ русского консерватизма и либерализма имперского периода осложняет тот факт, что данные явления применительно к нашей стране имеют несколько условный характер, обусловленный исторической спецификой развития нашей страны. Наибольшее сходство русский консерватизм имеет с аналогичными доктринами Германии в силу особой роли, выполняемой государством в обеих странах1. Русские политические течения, как либеральные, так и консервативные, в целом носили этатистский характер2. Наглядно увидеть это можно, рассмотрев некоторые основные составляющие вышеназванных политико-правовых взглядов применительно к нашей стране.

Начнем с анализа социальной принадлежности представителей консервативной и либеральной идеологии в России. С самого зарождения Московского царства (XIV в.), а позднее и Российской империи, сложилась традиция поглощения государством всех доходных отраслей народного хозяйства (монопольное право покупки у зарубежных купцов в XVI в.). В силу этого буржуазия в нашей стране не получила такого самостоятельного экономического и политического статуса, как в Западной Европе, т. к. все ее основные предпринимательские стратегии были связаны с государством3. Кроме того, большинство населения империи (крестьянство), находилось на стадии развития сознания, называемой догосудар-ственной (или архаической4), поэтому государственно-правовые взгляды либералов и консерваторов не могли найти отражения в сознании и правовой жизни российского крестьянина. Поэтому, кроме бюрократии, единственными носителями обеих идеологий была интеллигенция, которая составляла подавляющее большинство как либералов, так и консерваторов5. Исключительность ситуации

© Сурков Олег Сергеевич, 2013

Аспирант кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: ura-gegel@rambler.ru 35

заключалась в том, что политическая борьба вышеназванных направлений разворачивалась не в публичном пространстве, а на уровне интеллектуальных споров между представителями интеллигенции, разбавляемой дворянством. Профессиональная деятельность этих людей состояла в службе по найму в той или иной его разновидности (в основном в государственных учреждениях разного уровня), что определяло характер и стиль их мышления, а также выбор методов реализации своих идей. Данная ситуация отражает особенности сложившейся в России ситуации.

В России во второй половине XIX - начале XX в. имело место определенное противоречие между обществом и церковью, что нашло отражение в либеральной и консервативной литературе. Взгляды русских консерваторов характеризовались помещением сакральных проблем в центр всех социальных противоречий, идентификацией Российской империи как православной цивилизации и переносом многих антагонизмов из общественной сферы в духовную, что было свойственно также многим представителям философии объективного идеализма6. Российские же либералы относились к этим проблемам достаточно спокойно, испытывая симпатии к светскому государству и решению социально-политических проблем юридическими средствами. Однако в целом с лидирующей ролью православия они не спорили7.

В силу вышеизложенной позиции консерваторов и либералов определялось и их отношение к роли и месту права в социальной и политической жизни страны. Если российские либералы испытывали определенную слабость к юридическим процедурам и формализации отношений между властными структурами, то а консерваторы, напротив, тяготились решением проблем в указанном русле, т. к. ? испытывали недоверие к праву и опасения перед подчинением ему духовной при-§ роды самодержавной власти8. Консерваторы даже подчеркивали неполитический и неправовой характер своих учений, негативно относились к формализации и I юридической фиксации отношений между властью и обществом.

1 Например, Р.А. Фадеев писал, что все европейские конституции, кроме ан-

го

| глийской, есть ложь. А последняя, в свою очередь, не подлежит пересадке на

§ чужую почву9. И.С. Аксаков утверждал, что удержать власть от вмешательства

| в частную сферу можно нравственным способом, который должен быть осо-

2 знан самой властью, а вовсе не внешней формальностью, как называл право ° знаменитый славянофил10. Даже после Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об « усовершенствовании государственного порядка»11 консерваторы продолжали | отстаивать свою позицию о надправовом характере русского самодержавия. I Особенно активно защищали эту точку зрения П.Е. Казанский12 и Н.Е. Мар-1 ков13. Либералы походили на консерваторов тем, что выделяли идеальную

о

° составляющую права — правосознание и делали акцент на необходимость

(Го

¿5 правового просвещения, которое способно безболезненно и бесконфликтно

* « « 14

! сподвигнуть российский народ к переменам14.

| При столь несхожем отношении к формальному праву у российских либералов

и консерваторов наблюдается сходство в отношении к государству. Противоречие разрешается само собой, если вспомнить анализируемый выше социальный состав носителей исследуемых государственно-правовых взглядов. Дело в том, что большинство не только консерваторов, но и либералов в России состояли на службе в государственных учреждениях и не являлись предпринимателями, как 36 в Западной Европе. Поэтому русский либерализм не был идеологией торговцев,

что в корне отличало его от западного, т. к. его представители отводили ключевую роль в решении всех основных социально-экономических и политических проблем государству15. И это не удивительно, если принять во внимание их социальное положение и воспитание.

Так, рассуждая о роли общественных организаций на разных этапах развития российского общества, консерваторы откровенно отдавали предпочтение бюрократии16. К.Н. Леонтьев, например, предпочитал видеть в дворянстве наследственное чиновничество, хотя и подчеркивал при этом его демократизм и доступность для всех путем заслуг17. По мнению М. Астахова, общественным организациям в России дозволялось существовать только при лояльности правительству18. Либералы также сдержанно относились к оппозиции государственной власти, предпочитая опираться на государство19. Например, Б.Н. Чичерин считал, что народ должен доказать свое право на оппозицию и представительство в государственных делах20.

И консерваторы, и либералы критиковали бюрократию. Но если охранители предпочитали мириться с ней, допуская существование лишь крайне ограниченного местного самоуправления, то либералы занимали двойственную и подчас противоречивую позицию. С одной стороны, они рассуждали о свободе, но не видели средств ее достижения вне существующего государства21.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что русские либеральные мыслители не создали экономической доктрины, как в странах Западной Европы, которая бы дополнила их рассуждения. Консерваторы не сделали этого по объективным причинам. Они в принципе отрицали самоценность экономических отношений и выступали противниками капиталистических преобразований общества. ш Например, А.А. Киреев с горечью констатировал, что «наступление эры капи- н тализма неизбежно, что удел государства стать акционерной компанией, где С

а

господствуют адвокаты и банкиры», и подчеркивал, что данный тип общества т

о

не является его идеалом22. к

о

Кроме того, консерваторы утверждали, что капиталистическая индустриа- о' лизация не должна затрагивать интересы аграрного сектора23. Поэтому главной | проблемой, имевшей отношение к экономике и волновавшей консерваторов, была в

судьба крестьянской общины24. |

о

Если консерваторам, исходя из их теоретической позиции, не было необхо- Ю димости создавать экономическую доктрину, то в отношении либералов все не и так просто. Классические либералы Запада ставили в центр своих рассуждений с

к

рынок и разрабатывали на этой основе глубокие теории о причинах социаль- а ных изменений. У русских либералов аналогичные построения отсутствовали. Л За исключением эпизодических высказываний о роли состоятельных людей в | установлении конституции и свободы, не наблюдается четко сформированной • экономической позиции25, что коренным образом отличает их от либералов стран 9 Западной Европы (Т.Р. Мальтус, Ж.Б. Сэй, Д. Рикардо)26.

Так, обсуждая проекты по отмене крепостного права середины XIX в., ли- 3 беральные мыслители писали о том, что необходимо освобождать крестьян с землей и при этом вознаградить помещиков, но не создали ни одного системного экономического проекта. Исключением стала работа К.Д. Кавелина. Не было предложено конкретных финансовых стратегий, которые могло использовать правительство России. Либералы поддерживали идею постоянного государственного вмешательства и контроля над ходом реформ, причем никто не заговорил о 37

рыночной свободе в отношении земли, кроме В. Кокорева, но т. к. он не являлся мыслителем, а был знаменитым купцом и откупщиком, то его одиночество является исключением, которое подтверждает правило. Б.Н. Чичерин ратовал в то же самое время за усиление чиновничества при решении данного вопроса и был в этом не одинок среди русских либералов (К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский и др.)27.

На протяжении всего своего существования российские либералы так и не смогли выработать всесторонней экономической доктрины, которая бы пропагандировала и последовательно проводила идею о закреплении земли в частную собственность, создание соответствующей инфраструктуры, свободного оборота земель, между равными перед законом участниками этого рынка. Также не получил должного освещения вопрос о свободной торговле, являвшийся центральным в классических либеральных доктринах28. Русские либералы неохотно анализировали рынок, потому что предприниматели и собственники (в отличие от стран Западной Европы) не составляли их социальной базы. На наш взгляд, наличие классического либерализма в России второй половины XIX в. представляется проблематичным. Таким образом, в российской политико-правовой мысли второй половины XIX в. не был представлен классический европейский либерализм.

Что касается начала XX в., то считающаяся классической либеральной партия конституционалистов демократов (кадетов) и ей подобные (Партия демократических реформ, «прогрессисты», «мирнообновленцы» и т. д.), то в своих программах они делали акцент на социальной защите населения в ущерб классическим либеральным принципам, в частности, предпочитали не высказываться по по-а воду частной собственности29. При этом кадеты позиционировали себя как над? классовую партию, что не вписывалось в либеральную методологию. На Западе § либералы стали обращать внимание на социальные проблемы только в XX в., но это уже были либералы второй волны, или социал-демократы (П.Н. Милюков, I В.А. Маклаков и др.). На наш взгляд, к социал-демократам можно отнести и ка-

1 детов. Если сравнивать с классическим либерализмом, то либеральные партии

го

| России в период зарождения представительства в 1905-1917 гг., несомненно,

§ ближе к социалистам30.

| Все вышеизложенное подводит к основному критерию различия взглядов

2 либералов и консерваторов как в России, так и в Европе, а именно — к взгляду ° представителей обоих течений на природу общественных групп и отношений « между ними.

| Отнести российского мыслителя к либеральному либо к консервативному

I лагерю всегда было не просто. Некоторые исследователи относили к либералам

1 тех, кто выступал за отмену крепостного права в России31. Поэтому в либералы

0

° было записано большинство славянофилов, что представляется весьма сомни-

(ТО

тельным32.

1 Самым распространенным критерием отличия либеральных мыслителей | от консервативных выступает указание на то, что первое течение отстаивает

исключительно приоритет частных интересов над всеобщими, а последние, в свою очередь, выступают за растворение индивидуума в социуме того или иного уровня (М.Ю. Чернавский).

Думается, такой подход является необоснованным в силу того, что и либералы, и консерваторы уделяли достаточное внимание как общим, так и

38

групповым интересам. Обоими течениями признавалась необходимость и важ-

ность решения одних и тех же проблем, введения одних и тех же социальных институтов (например, местного самоуправления). Поэтому представляется правильным провести разграничительную линию в другом месте, а именно — путем выяснения разницы в понимании категории «общее» в либеральной и консервативной мысли.

1 См.: Мусихин Г.И. Консерватизм в Германии и России: общее и особенное: дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 1997.

2 См. : Жирнов Н.Ф. Консерватизм и неоконсерватизм: политические и управленческие идеи Эдмунда Бёрка в теории и практике. Саратов, 2007. С. 16.

3 См.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 421.

4 См.: Яковенко И.Г. Политическая субъектность масс. Культорологический аспект политической жизни в России. М., 2009.

5 См.: Лебедев С.В. Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века: дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2004; Самойлова Е.Г. Консервативные круги российской интеллигенции в период подъема революции 1905-1907 годов: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2004; Бакулина О.В. Либеральная идея и ее носители в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века (по материалам центрально-черноземных губерний): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2007; Наумов А.С. Российский либерализм: истоки, содержание, влияние на социально-экономические процессы в стране: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2007.

6 См.: Тяпин И.Н. Философско-исторические идеи российского политического консерватизма XIX -начала XX века: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2009; Наумов А.С. Указ. соч.

7 См.: Андрейченко А.С. Консервативное правопонимание в России XIX-XX веков: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006; Некрасов А.В. Соотношение ортодоксально-христианской и либеральной аксиологической систем в контексте проблемы построения гражданского общества в России (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2009; Акашкин И.А. Формирование политико-правовой доктрины российского либерализма во второй половине XIX - начале XX века: дис. . канд. юрид. наук. М., 2009.

8 См.: Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма (2-я половина XIX - начало XX века): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008; Деникин А.В. Русский консерватизм XIX века как социально-философский стиль мышления: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000; Котов А.Э. Проблема государственного строительства в русской консервативной печати 70-90-х годов XIX века: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2006; Лукьянов М.Н. Российский консерватизм и реформа 1907-1914 годов: дис. ... д-ра ист. наук. Пермь, 2004; Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / под ред. В.Я. Гросула. М., 2000; Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. М., 2008.

9 См.: Фадеев Р.А. Письма о современном состоянии России. СПб., 1881. С. 63.

10 См.: Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России. М., 2002. С. 898.

11 См.: ПСЗРИ. Т. XXV, 26803. СПб., 1908. С. 754.

12 См.: Казанский П.Е. Власть Всероссийского императора. Очерки действующего русского права. Одесса, 1913.

13 См.: Государственная Дума: стенографические отчеты. Созыв третий. Сессия II. Ч. 2. СПб., 1909. Стб. 2355.

14 См.: Сидненко Т.И. Либеральное направление в отечественной историографии в концеXIX - начале XX века: дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2007.

15 См.: Багоян Е.Г. Идея правового государства в российской либеральной мысли (конец XIX - начало XX века): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Лыкосов М.В. Проблема развития России в русской консервативной печати в годы Первой мировой войны: июль 1914 - февраль 1917 года: дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2006.

16 См.: Киреев А.А. Краткое изложение славянофильского учения. СПб., 1896. С. 42.

17 См.: Леонтьев К.Н. Культурный идеал и племенная политика. Письма г-ну Астафьефу // Восток, Россия и славянство. М., 2007. С. 624.

18 См.: Астахов М. На темы дня. Торгово-промышленные Баяны и барды // Московские ведомости. 1915. 9 окт.

19 См.: Чичерин Б.Н. Разные виды либерализма // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 116-123.

20 См.: Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. С. 709.

21 См.: Кавелин К.Д., Чичерин Б.Н. Письмо к издателю // Опыт русского либерализма: антология. М., 1997. С. 22; Репинецкий С.А. Формирование идеологии российского либерализма в ходе обсуждения крестьянского вопроса публицистикой 1856-1860 годов: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009; Ключникова Н.В. Формирование либеральной идеологии в России и ее проявление в общественном движении на рубеже XIX-XX веков: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2005.

22 Цит. по: Котов А.Э. Указ. соч.

23 См. : Лыкосов М.В. Проблема развития России в русской консервативной печати в годы первой мировой войны июль 1914 - февраль 1917 года: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2006.

24 См.: Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

25 См.: Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 2: Политика. М., 1898. С. 204.

26 См.: Мальтус Т.Р. Опыт закона о народонаселении. М., 1895; Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. М., 2000; Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. М., 2007.

27 См.: Соловьёв И.В. Подцензурная печать 1858 - начала 1859 года и крестьянская реформа: дис. ... канд. ист. наук. М., 1995.

28 См.: Рикардо Д. Указ. соч.

29 См.: ЛеонтовичВ.В. История либерализма в России. М., 1995. С. 257.

30 См.: Деева Н.В. Эволюция концепций демократии в Российской политической мысли конца XIX -первой четверти XX века (либеральное, консервативное и социал-демократической направление): дис. ... канд. полит. наук. М., 2006; Егоров А.Н. Отечественная историография российского либерализма начала XX века: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2010; Бакулина О.В. Либеральная идея и ее носители в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века (по материалам центрально-чернозёмных губерний): дис. . канд. ист. наук. СПб., 2006.

31 См.: Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. М., 1983.

32 См.: Немцев И.А. Славянофильство в истории российского консерватизма XVIII - начала XX века: автореф. дис. . канд. ист. наук. Пермь, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.