Научная статья на тему 'Особенности функционирования Регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов'

Особенности функционирования Регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД / REPAIR / REGIONAL FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Е. Б.

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с целью обеспечения проведения капитального ремонта домов, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнов Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF A REGIONAL FUND REPAIR AND MODERNIZATION OF APARTMENT BUILDINGS

The article deals with the establishment and operation of a regional fund repair and modernization of apartment buildings to provide major repairs of homes located in the corresponding region of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования Регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов»

печить трансфер знаний и информации по всей продуктовой цепочке.

По результатам исследования сделан вывод о том, что сопутствующее инженерное сопровождение процесса продуктовой коммерциализации является стратегическим решением проблемы снижения рисков строителей/девелоперов.

Сопутствующая коммерциализация является предиктором коммерческого успеха. Существенным барьером для продуктовой инновации является барьер первичного принятия продукта рынком. Если данный барьер будет преодолен, то успех инновации будет наиболее вероятным.

Литература:

1. Badinelli R.D., McCoy A. P., Koebel C.T., Thabet W. Concurrent Commercialization and New-Product Adoption for Construction Products//European Journal of Innovation Management, 2010, Volume 13, Issue 2, pp. 222 - 243.

2. Chase R., Jacobs F.R., Aquilano N. Operations Management for Competitive Advantage 11th Ed., McGraw-Hill.Clark K.B., Wheelwright D.C. 2006

3. Cornford A. Innovation, Commercialization and Knowledge Based Economic Competitiveness, GT Management Ltd. 2004.

4. Management Ltd.: p. 51. Dubois, Anna and Gadde, Lars-Erik (2002). “The construction industry as a loosely coupled system: implications for productivity and innovation.” Construction Management and Economics, Vol. 20, pp. 621-631.

5. HUD «Overcoming Barriers to Innovation in the Homebuilding

Industry.» Silver Spring, MD, U.S. Department of Housing and Urban Development. April 2005.

6. McCoy A. P., Badinelli R.D., Thabet W. Validating a Commercialization Model for Innovation in Residential Construction: Industry Case Study Analysis// Construction Innovation: Information, Process, Management, 2011, Volume 11, Issue 1, pp. 114 - 133.

7. NAHB Research Center «Commercialization of Innovation: Lessons Learned.» Upper Marlboro, MD, U.S. Department of Housing and Urban Development, Office of Policy Development and Research. August 28, 2001.

8. PATH - Partnership for Advancing Technology in Housing (August 28, 2001) Commercialization of Innovation: Lessons Learned.

9. Pritchard C.L. Risk Management: Concepts and Guidance. ESI International: Arlington, Virginia. 1997.

10. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. The Free Press. New York, NY. 2003.

11. Toole T.M. Uncertainty and Home Builders’ Adoption of Technological Innovations// Journal of Construction Engineering and Management, 1998, 124(4), pp. 323-332.

12. Widen K. Innovation Diffusion in the Construction Sector. Division of Construction Management. Lund, Lund University. 2006.

13. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу// http://mon.gov.ru/work/ nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf

14. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. - М: Академический проект, 2004.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

Смирнов Е.Б., д.э.н., профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного архитектурностроительного университета

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с целью обеспечения проведения капитального ремонта домов, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Ключевые слова: капитальный ремонт, региональный фонд

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF A REGIONAL FUND REPAIR AND MODERNIZATION OF APARTMENT BUILDINGS

Smirnov E., Doctor of Economics, Professor, Vice Chancellor for Research St. Petersburg State Architectural University

The article deals with the establishment and operation of a regional fund repair and modernization of apartment buildings to provide major repairs of homes located in the corresponding region of the Russian Federation.

Keywords: repair, regional fund

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г № 185 ФЗ Федеральный фонд ЖКХ предоставляет финансовую поддержку Региональному фонду финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД), которыйосу-ществляет следующие функции[3]:

— аккумулирует и учитывает средства граждан (в разре-зеМКД), предназначенные для проведения капитального ремонта;

— осуществляет финансирование капитальных ремонтов МКД на основании утвержденныхмуниципальных программ по проведению капитального ремонта и заявокуправляющих организаций (ТСЖ, ЖК);

— в случаях, когда размер затрат превышаетразмер накопленных средств по МКД, а срок проведения капитального ремонтаис-текает — предоставляет займы, погашение которых осуществляет УО (ТСЖ, ЖК)за счет средств собственников (ежемесячной платы на проведение капитальногоремонта);

— проводит мониторинг расходования средств на выполнение капитальныхремонтов МКД, осуществляет строительный контроль.

Организационно-экономический механизм функционирования Регионального фонда приведен на рис.1.

Этот механизм представляет собой систему целей, задач, прин-

ципов, методов, функций и ресурсов, использова-ние которых позволяет заложить организационные и экономические основы формирования и обеспечения функционирования системы финансирования капитального ремонта МКД путем создания некоммерческих организаций, осуществляющих функции по накоплению средств и по их предоставлению в виде финансовой поддержки на проведение капитального ремонта МКД, т.е. создания и эффективного функционирования нового института жилищной сферы - Регионального фонда капитального ремонта и модернизации МКД (Регионального фонда).

Целью деятельности Регионального фонда является обеспечение проведения капитального ремонта МКД, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, отвечающего требованиям энергетической эффективности, в том числе оснащение таких МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Региональный фонд осуществляет следующие функции [2, 3]:

1) рассматривает заявки лиц, осуществляющих управление МКД, на проведение капитального ремонта МКД за счет средств Регионального фонда (далее - заявки);

2) ведет сбор и учет средств, поступивших в Региональный фонд, от лиц, осуществляющих управление МКД, применительно к каждому МКД;

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 13

Рис. 1. Основные элементы организационно- экономическогомеханизмафункционирования регионального фонда капитального ремонта и модернизации МКД

ЭКОНОМИКА

Структура Общая Потребности в Размер со- Размер

жилищного площадь капитальном финансиро- государственной

фонда в жилищного ремонте вания поддержки капремонта

разрезе фонда по жилищного капитального из бюджета субъекта

муниципаль формам фонда в ремонта из РФ (субсидии МО,

ного собственности муниципальном бюджета адресные жилищные

образования образовании субъекта РФ субсидии и т.д.)

Уровень субъекта РФ

Уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ

У твержденный лимит бюджетного финансирования капитального ремонта за счет субъекта РФ

Лимит финансовых средств из Федерального фонда

О

(X

ьО

X

и

М

о

Он

Система

показателей

планировани

я

финансового обеспечения капитальног о ремонта МКД

-►

К

К Я -►

оз

м

о

СП

03

О.

ю о >

о

Г-1

о

я

л

ц

св -►

с

Я

я

Я

я -►

S

§

я

<D -►

Ц

я

03

о*

с

>

л

я

<D

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

о

о*

>

>

Общая площадь жилищного фонда

Данные мониторинга технического состояния жилищного фонда.

К-во управляющих организаций, обслуживающих жилищный

Общий тариф оплаты за жилищные и коммунальные

Оценка потребности в капитальном ремонте

Оценка требуемых финансовых ресурсов

Оценка наличия бюджетных средств на цели капитального ремонта

Размер финансирования из местного бюджета

Размер субсидий на капитальный ремонт

Уровень управления многоквартирными домами

Организационные формы управления многоквартирными домами

Оценка технического состояния конструктивных элементов инженерного оборудования и дома в

Выбор вида капитального ремонта и сроков его выполнения

Привлечение инвестиций, в т.ч. средства управляющей организации, как стратегического инвестора, средства собственников

Рис. 2.2 Система показателей планирования финансового

3) перечисляет на основании заявок средства для оплаты услуг и работ за проведение капитального ремонта МКД организациям, оказавшим указанные работы и услуги, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту;

4) управляет временно свободными денежными средствами в установленном порядке;

5) осуществляет мероприятия по привлечению кредитных ресурсов;

6) предоставляет лицам, осуществляющим управление МКД, имеющиеся в его распоряжении временно свободные денежные средства в качестве займа для финансирования работ по осуществлению капитального ремонта;

7) организует и проводит мероприятия по осуществлению строительного контроля при осуществлении работ по капитальном ремонту МКД;

обеспечения капитального ремонта по уровням управления

8) осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом капитального ремонта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления, управляющими организациями и их саморегулируемыми организациями, кредитно-финансовыми организациями, общественными и иными заинтересованными организациями;

9) предоставляет Федеральному фонду капитального ремонта информацию о финансовых ресурсах и результатах реализации мероприятий по проведению капитального ремонта МКД и другую информацию в пределах своей компетенции.

Указанные функции осуществляются Региональным фондом за счет следующих источников (ресурсов):

1) средств, перечисляемых лицами, осуществляющими управление МКД;

2) средств, предоставляемых, в том числе на безвозмездной

основе, субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления;

3) финансовой поддержки Федерального фонда;

4) доходов от размещения временно свободных средств;

5) кредитных ресурсов;

6) других, не запрещенных законом поступлений.

Средства, перечисляемые региональному фонду от лиц, осуществляющих управление МКД, для проведения капитального ремонта, учитываются в Региональном фонде отдельно по каждому МКД, и на указанные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам Регионального фонда либо лиц, осуществляющих управление МКД.

В случае не перечисления или не полного перечисления в установленные сроки Региональным фондом денежных средств на оплату работ и услуг по капитальному ремонту МКД по обстоятель-

ствам, не зависящим от лиц, осуществляющих управление МКД, на субъект Российской Федерации должна возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам Регионального фонда.

Формирование текущих и перспективных планов и программ капитального ремонта должно обеспечиваться на основе общих плановых принципов сбалансированности интересов собственников и органов местного самоуправления. Анализ системы планирования капитального ремонта жилищного фонда показал, что в дореформенный период сформировалась достаточная нормативная база, теоретические основы и практическая реализация оценки состояния жилых домов. Инструментарий планирования, базирующийся на использовании балансовых и оптимизационных моделей потребностей позволяет определять наличие ресурсов и их распределение при

Рис. 3. Схема долгосрочного механизма финансирования капитального ремонта МКД

формировании планов капитального ремонта. В целом, методологические основы планирования не теряют своей актуальности и могут использоваться при формировании системы планирования капитального ремонта в рыночных условиях с учетом ее адаптации к новой структуре управления, переходу на софинансирование капитального ремонта и формирование новых источников финансирования.

Система показателей планирования финансового обеспечения капитального ремонта МКД по уровням управления приведена на рис. 2.

Учетсредств, перечисляемых в Региональный фонд:

1. Региональный фонд ведет учет средств, поступивших от лиц, осуществляющих управление МКД, применительно к каждому введенному в эксплуатацию МКД.

2. Основанием для учета средств, поступивших от лиц,

осуществляющих управление МКД, являются сведения о вводе МКД в эксплуатацию, предоставляемые органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшим соответствующее разрешение.

3. Порядок учета указанных средств должен устанавливаться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принимаемым на основании правил учета средств, поступивших в Региональный фонд, устанавливаемых Федеральным фондом.

4. Порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с Региональными фондами в рамках предоставления сведений о введенных в эксплуатацию МКД должен устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

5. Размер денежных средств, подлежащих перечислению в Региональный фонд, а также средняя рыночная стоимость отдельных видов работ по капитальному ремонту на очередной финансовый год должна устанавливаться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, исходя из технических характеристик, вида, типа и местонахождения МКД, затрат на проведение его капитального ремонта или отдельных видов работ по капитальному ремонту, иных существенных обстоятельств.

6. Размер перечислений в Региональный фонд на очередной финансовый год не может быть выше максимальных и (или) ниже минимальных размеров, устанавливаемых ежегодно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на основе анализа стоимости работ по капитальному ремонту МКД.

7. Если МКД на основании распоряжения соответствующего органа исполнительной власти признан аварийным и подлежит сносу, с учетом согласия всех заинтересованных лиц, средства, поступившие от собственников помещений в таком доме в Региональный фонд, подлежат возврату лицам, бывшим на момент сноса МКД собственниками помещений в этом доме, в размере сумм уплаченных ими средств в Региональный фонд, за вычетом использованных на проведение капитального ремонта средств.

Расходование средств регионального фонда капитального ремонта на капитальный ремонт МКД

Перечень работ по капитальному ремонту МКД, осуществляемых за счет средств Регионального фонда, а также правила определения сроков проведения таких работ должны утверждаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о проведении работ по капитальному ремонту МКД принимается на общем собрании собственников помещений в МКД.

Если размер затрат, необходимых на проведение капитального ремонта МКД, превышает объем средств, учтенных Региональным фондом по этому МКД, Региональный фонд должен быть вправе предоставить имеющиеся в его распоряжении временно свободные денежные средства в качестве займа уполномоченным кредитным организациям либо лицам, осуществляющим управление МКД, для финансирования работ по капитальному ремонту.

Региональным фондом финансирование работ по капитальному ремонту должно производиться после поступления на счет МКД необходимой суммы, в том числе с учетом средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на поведение капитального ремонта и денежных средств, полученных в результате привлечения кредитно-финансовых ресурсов.

Порядок подачи и рассмотрения заявок на финансирование капитального ремонта МКД

Финансирование капитального ремонта МКД за счет средств

Регионального фонда осуществляется на основании заявки управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, а в случае осуществления непосредственного управления МКД - лицом, председательствующим на общем собрании собственников помещений в МКД.

Решение общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капитального ремонта должно содержать указания о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме и перечне видов работ, стоимости материалов, порядке и источниках финансирования капитального ремонта, сроках возмещения расходов и другие сведения, связанные с условиями проведения капитального ремонта, которые принимаются с учетом предложений управляющей организации.

Типовая форма решения общего собрания собственников помещений в МКД о привлечении средств для проведения капитального ремонта и примерная форма договора о привлечении средств кредитной организации и максимальный размер процентов на сумму предоставляемых средств устанавливается Федеральным фондом.

Заявка должна соответствовать типовой форме заявки, утверждаемой

Федеральным фондом. К заявке прилагаются:

- адрес лица, подавшего заявку;

- договор на выполнение работ по капитальному ремонту, соответствующий типовому договору, утвержденному Федеральным фондом;

- решение общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капитального ремонта;

- договор займа с Региональным фондом;

- договор с кредитной организацией, в случае если такая организация выбрана собственниками помещений в МКД самостоятельно.

Заявка рассматривается Региональным фондом в течение десяти рабочих дней со дня ее поступления.

Региональный фонд осуществляет на основании заявки, по которой принято решение о финансировании капитального ремонта МКД, перечисление средств за проведение капитального ремонта организациям, выполнившим работы, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту в течение пяти рабочих дней. Средства Регионального фонда могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту МКД в размере не более 30% от стоимости соответствующего вида работ по капитальному ремонту.

Схема функционирования долгосрочного механизма финансирования капитального ремонта МКД приведена на рис.3.

Собственники — на общем собрании принимают решение о размере ежемесячной платы на расходы по капитальному ремонту (не ниже федерального стандарта стоимости капитального ремонта); ежемесячно вносят плату за капитальный ремонт УО (ТСЖ, ЖК).

УО, ТСЖ, ЖК— ведут сбор и отдельный учет денежных средств, предназначенных на проведение капитального ремонта; перечисляют данные средства в Региональный фонд; передают информацию о состоянии МКД; составляют и направляют в Региональный фонд заявку на финансирование капитального ремонта; осуществляют выбор подрядных организаций путем проведения аукциона в электронной форме.

Литература:

1. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

2. Проект Федерального закона «О регулировании деятель-

ности по управлению многоквартирными домами, а также об обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме». Электронный ресурс :Ьі1р://’№’№’№.тіпге§іоп.гиМоситеп1в/

^ай_^ситеп1в/377.Ь1;т1

3. Федеральный закон от 21.07.07 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.