Научная статья на тему 'Особенности формирования жизненной стратегии современной молодежи.'

Особенности формирования жизненной стратегии современной молодежи. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1442
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / жизненная стратегия / личность / типологические различия / тип личности / современное общество / модель успеха
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования жизненной стратегии современной молодежи.»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ

Медведев А.М.,

ГОУ ВПО «Северо - Кавказский Государственный Технический Университет».

Medvedev A.M.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Автор статьи поднимает тему формирования стратегии личности современной молодежи, связанную с ее будущим, выдвижением целей и способов их достижения.

FEATURES OF FORMATION OF VITAL STRATEGY OF MODERN YOUTH

SUMMARY. The author of article lifts a theme of formation of strategy of the person of the modern youth, connected with its future, promotion of the purposes and ways of their achievement.

Ключевые слова: молодежь, жизненная стратегия, личность,

типологические различия, тип личности, современное общество, модель успеха.

Keywords: youth, vital strategy, the person, typological distinctions, type of the person, modern society, success model.

Каждое поколение, идущее на смену прошлому, для того чтобы занять свое место в жизни общества, должно успешно пройти процесс социализации. Только в этом случае можно говорить, что общество развивается, сохраняя при этом свои традиции, культуру и духовность. Существует, однако, ряд факторов, способных оказать крайне негативное влияние на процесс вхождения молодежи в общественную жизнь. Именно такая ситуация сложилась в нашей стране в 1990-е годы, главным образом из-за неблагоприятной социально-экономической ситуации, возникшей по причине смены государственного строя, и перемены государственной идеологии, выполнявшей весьма важную функцию общественной ориентации для прошлых поколений. Слишком резкая смена курса со стороны государства привела к тому, что для формирования новой идеологии оказалось недостаточно времени, и определённый период можно назвать «духовно пустым». Наряду с этим, происходило разрушение системы морали и нравственности, присущей обществу ранее, упразднялась роль авторитетов, признаваемых в прошлом. Неблагоприятная ситуация усугублялась также и отсутствием возможности передавать духовное наследие от родителей к детям. Главным образом, это было обу-

словлено кризисом, которые переживало старшее поколение в связи с разрушением «идеологической системы».

Таким образом, образовался «духовный вакуум», который нужно было чем-то заполнять, и как можно скорее. В данной ситуации необходимость формирования жизненной стратегии среди молодого поколения становилась все очевиднее.

Стоит отметить, что наряду с процессами в духовной сфере, в этот период наблюдались изменения и в материальной области. Так, например, происходило формирование «западно-ориентированных» стандартов жизни среди молодежи, что позволяло говорить о «революции притязаний», которая выражалась в изменении запросов к жизни. Характеристиками человека стали такие понятия как «богатый» и «бедный», а не «плохой» и «хороший».

Процесс социального расслоения и деления общества в зависимости от материальной обеспеченности привел к тому, что на грани бедности оказались те категории населения, которые придерживались типичных жизненных целей и ценностей, господствовавших ранее в обществе. В результате, типичные жизненные стратегии оказались стратегиями, не способными привести к достижению социального успеха, а новые типы легальных массовых жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Думается, что вышеперечисленные факторы привели к тому, что современная жизненная стратегия молодого поколения сегодня зачастую строится не на основании духовно-нравственных принципов, а лишь с учетом материальных ценностей и индивидуальности.

Теперь мы должны определиться, что мы будем понимать под данной категорией. К.А. Абульханова-Славская определяет стратегию жизни человека как некоторый способ организации человеком собственной жизни, разрешения жизненных противоречий, способность к приведению жизненных условий в соответствие с собственными ценностями и индивидуальным своеобразием [1]. Направляя себя в будущее, намечая цели, человек выбирает определенный путь в достижении намеченных целей, осуществления и организации собственной жизни.

Жизненная стратегия личности захватывает сферу жизненного пути личности, которая связана с ее будущим, выдвижением целей и способов их достижения, с учетом отношения к прошлым событиям собственной истории.

Жизненная стратегия важна, прежде всего, в своем функциональном аспекте. Она регулирует целостность жизнедеятельности конкретного человека, а так же определяет его жизненный путь. Содержательное своеобразие жизненной стратегии проявляется в том, что, выступая интегральной характеристикой личности, она в первую очередь представляет ориентацию человека на определенные цели, в основе которых лежат «базовые» ценности, характеризующиеся системообразующим качеством в структуре персональных ценностей. Таким образом, ядром жизненных стратегий выступают ценности и ценностные ориентации, направляющие человека на определенные цели [2; 3].

Уделим внимание некоторым особенностям построения жизненной стратегии личности в целом. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия должна строиться на основе учета типологических различий в способе индивидуальной жизни. Необходимо также учитывать роль активно-

сти и пассивности, которые оказывают существенное влияние на строение жизненной стратегии личности. Активность личности в осуществлении её жизненной стратегии и проявляется как способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. Если в основе активности личности лежит ответственность, то такой тип личности всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным, готовым, заданным.

Важно найти правильное соответствие между типом личности и типом жизненной стратегии. Проблема стратегии жизни - найти оптимальное применение своей личностной индивидуальности.

В стратегии жизни учитывается также общая линия социального поведения, а отдельные события подстраиваются к ней. Также и тип социального мышления влияет на общую, устойчивую форму восприятия и интерпретации социальной реальности. Все частные акты мышления и поведения так или иначе укладываются в общий личностный тип.

Таким образом, мы видим, что стратегия жизни строится в соответствии с личностным типом, структурной активности, способом организации времени жизни, смысложизненной ориентации и т.п. Исходя из своей индивидуальности, личность программирует свою жизнь. Следовательно, на формирование жизненной стратегии индивида решающее воздействие оказывают особенности его личности.

Перейдем теперь к рассмотрению основной жизненной стратегии молодежи. Прежде следует отметить, что в современном обществе присутствуют все признаки переходности: радикальная переоценка ценностей, неясность перспектив, нарушение преемственности в отношениях между поколениями, отсутствие ясных социально признанных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий. Данные процессы приводят к отрицанию жизненных стратегий прошлого и необходимости построения новых.

Если сформулировать основную жизненную стратегию молодежи в наиболее общем виде, то оказывается, что молодое поколение желает добиться независимости от общества через получение престижного образования и, следовательно, достойного материального достатка. Достижение свободы позволит индивиду жить так, «как ему хочется», а не по общественным предписаниям, выйти за общие рамки и шагнуть дальше.

Наиболее отчетливо данная жизненная стратегия начинает проявляться в процессе получения образования, которое раньше было необходимо, прежде всего, для успешной интеграции индивида в общество. Сегодня роль образования изменилась, и оно призвано обеспечить человека «денежной» или престижной профессией. Сегодня наиболее востребованным образованием можно считать юридическое, экономическое, медицинское. При этом учитываются не интересы общества и его потребности, но прежде всего, размер заработной платы, которую получают представители данных отраслей. По сути, такой взгляд можно выразить следующими словами: я вступаю в социальный мир, потому что я хочу освободиться от общества и даже от семьи, не быть ни чем и ни с кем связанным, «делать, что хочу». Образование ныне «выступает в паре» с материальным благополучием. Оно, хотя и входит в

число наиболее значимых для молодых людей ценностей, несомненно, уступает по значимости материальному достатку.

Отчасти это вызвано тем, что нынешняя ситуация в России складывается таким образом, что обычные, так называемые «средние», профессии не способны удовлетворить пожелания молодого поколения.

Очевидно, что нынешняя модель успеха, питаемая мечтой о безграничной свободе, не более чем утопия. В то же время, она является естественной реакцией на страх перед криминализацией общества и все увеличивающейся пропастью между богатыми и бедными. Чрезмерная индивидуализация приводит также к угрозе девиации, что, в свою очередь, может привести к росту преступности.

Активность личности, которая занимает важное место в формировании жизненной стратегии личности, в данной ситуации зачастую направляется только в сторону материального развития. По этой причине духовное развитие личности отодвигается на второй план, что пагубно сказывается не только на состоянии самого индивида, но и всего общества.

Таким образом, можно говорить о том, что по причине ряда неблагоприятных факторов, которые имели место в прошлом, жизненная стратегия большинства представителей молодежи сегодня строится исходя лишь из вопросов материального благополучия и успеха. Если раньше в обществе господствовали идеи интеграции и солидарности, участия в общем деле, то сегодня каждый стремится к свободе от общества и достижению личного успеха. Чрезмерная индивидуализация может привести к различным девиациям, что, в свою очередь, может привести к росту преступности. Для повышения интеграции молодого поколения в общество и положительного влияния на его жизненные стратегии сегодня необходимо принимать целый ряд мер, среди которых могут быть развитие самовоспитания, социальная реклама, посвящённая теме единства и патриотизма, проведение социальных акций и компаний, освещающих данные темы. Однако, данные меры не способны коренным образом изменить сложившуюся ситуацию, так как они носят локальный характер. Для более эффективного воздействия необходима продуманная и своевременно реализуемая социальная политика государства с использованием федерального бюджета и средств массовой информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульхано-ва-Славская. - М., 1991.

2. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. - Кемерово, 2000.

3. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.