Научная статья на тему 'Особенности формирования законодательной базы промышленной политики на примере России и Германии'

Особенности формирования законодательной базы промышленной политики на примере России и Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ШТАНДОРТНАЯ ПОЛИТИКА / POLICY / REGIONAL CLUSTER / THE EUROPEAN UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION / SHTANDORT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Валерия Владимировна

В статье рассматриваются особенности формирования за­конодательной базы промышленной политики, сравнивается опыт России и Германии. Выявляются принципы и закономерности реализации про­мышленной политики на региональном и наднациональном уровнях. Исследуется влияние обязательств, принятых Российской Федерации в рамках вступления в ВТО, на развитие российской промышленности. Анализируются различные примеры легальных дефиниций промышленной политики в рамках имеющихся проектов федеральных законов. Сравнива­ются цели и задачи, стоящие перед государственной промышленной поли­тикой в России и Германии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of formation of legislative base of industrial policy on the example of Russia and Germany

The features of formation of the legal framework of industrial policy are discussed in this article, also compared to the experience of Russia and Germany. It identifies the principles and laws of industrial policy at the regional and supranational levels. The impact of commitments, which was made by the Russian Federation to the WTO accession on the development of Russian industry are examined in the article. The various examples of industrial policy legal definitions are analyzed in the existing federal bills. The author compares the goals and tasks of the state industrial policy in Russia and Germany. Provides new mechanisms for integration in a common industrial policy of the Eurasian Economic Union member countries, which are also compared with the basic principles of the European Union Industrial Policy. The author concludes that formation of the feasibility of legislative perfection is the priority for effective industrial policy.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования законодательной базы промышленной политики на примере России и Германии»

Родина

Валерия

Владимировна

кандидат политических наук

Особенности формирования законодательной базы промышленной политики на примере России и Германии

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования законодательной базы промышленной политики, сравнивается опыт России и Германии. Выявляются принципы и закономерности реализации промышленной политики на региональном и наднациональном уровнях. Исследуется влияние обязательств, принятых Российской Федерации в рамках вступления в ВТО, на развитие российской промышленности. Анализируются различные примеры легальных дефиниций промышленной политики в рамках имеющихся проектов федеральных законов. Сравниваются цели и задачи, стоящие перед государственной промышленной политикой в России и Германии.

Приводятся новые механизмы интеграции в условиях общей промышленной политики стран-участниц Евразийского экономического союза, которые также сравниваются с основными принципами промышленной политики Европейского союза. В своей статье автор приходит к выводу о целесообразности совершенствования законодательства для проведения эффективной промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, региональный кластер, Евразийский экономический Союз, Европейский Союз, штандортная политика.

В условиях внешнеполитических рисков, угрозы санкций, роста барьеров для трансферта технологий перед Россией стоит первоочередная задача - модернизация национальной промышленности.

Проводимая государственная политика в сфере развития промышленности способна повлиять не только на экономику, но и на все общественные институты, поскольку она признана определить наиболее значимые, стратегические направления развития страны, реализация которых способствует процветанию нации и обеспечению ее суверенитета.

Тем не менее, в настоящее время применение инструментов поддержки промышленности ограничено правилами ВТО. Выполнение обязательных соглашений ВТО потребовало пересмотра ряда мер государственной поддержки отечественных предприятий, однако в новых условиях Российской Федерации стали доступны такие инструменты поддержки, которые уже не первый год применяются во многих развитых странах, участницах торгового Союза.

В целом новая линия Правительства Российской Федерации по модернизации промыш-

ленного сектора лежит в общем тренде Таможенного Союза и Евразийского экономического союза, ее характеризует изменение парадигмы в реализации промышленной политики, которая с начала российских реформ не поддерживалась ведущими либеральными экономистами.

Логика либерального подхода заключается в том, что основа возможных экономических выгод от производства и торговли лежит, прежде всего, в импорте: чем импорт дешевле, тем лучше, даже если получается дефицит торгового баланса. Несколько иное мнение по вопросам промышленной политики было сформулировано в рамках неоклассицизма, когда, с одной стороны, предполагается создание конкурентоспособной промышленности, с другой - отстаивается конкурентная среда, стимулирующая процессы международной специализации и научно-технический прогресс.

В современных условиях важными задачами государства в реализации промышленной политики, характерных как для России, так и для ряда западных стран являются: > нормативное правовое регулирование промышленной деятельности;

У создание новых инструментов поддержки и развития промышленной инфраструктуры, а также модернизация уже действующих; У создание промышленного сектора, конкурентного с иностранными предприятиями; У развитие ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых производств.

Перечисленные задачи в России уже частично реализуются по средствам проводимой государственной политики путем принятия федеральных целевых программ, отраслевых стратегий, государственных программ.

Правительством РФ были утверждены 5 государственных программ. Из них 4 отраслевые госпрограммы - авиационная, электронная и радиоэлектронная, фармацевтическая и медицинская, судостроительная - и 1 госпрограмма имеет межотраслевой характер. Также Мин-промторгом России администрируется 16 стратегий развития различных отраслей и подотраслей промышленности.

Кроме того, для адаптации российской промышленности к новым условиям работы в рамках ВТО Правительством Российской Федерации был разработан План действий Правительства, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, и План повышения темпов роста российской экономики, предусматривающие также мероприятия по поддержке секторов обрабатывающей промышленности.

Тем не менее, для систематизации мер развития промышленности, определения полномочий государственных органов и органов местного самоуправления реализуемая государством промышленная политика должна обладать полноценным правовым документом, имеющим фундаментальный характер.

В целях эффективной реализации ключевых инструментов промышленной политики в России необходимо наличие законодательного акта, предметом регулирования которого будут являться отношения, связанные с развитием промышленной деятельности.

Однако анализ выявил, что термин «промышленная политика» на федеральном уровне в законодательстве современной России не определен ни одним нормативно-правовым актом.

Понятие «промышленная политика» впервые упоминается в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» № 1392

от 16.11.1992 г., но Указ не содержит никакого определения промышленной политики .

Существуют либо отклоненные, либо еще не принятые проекты, вводящие на федеральном уровне определение промышленной политики. К ним можно отнести - проект федерального закона №75357-5 «О развитии промышленности» (внесен в Государственную Думу ФС РФ 24.06.2008) и проект федерального закона №98281-5 «О национальной промышленной политике Российской Федерации», (внесен в Государственную Думу ФС РФ 11.09.2008).

В Проекте федерального закона №753575 «О развитии промышленности» в статье 3 дано следующее определение: «промышленная политика - система согласованных правовых, социально-экономических, организационных, информационных, научно-технических и иных мер, направленных на поддержку и рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и высокой конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу исходя из приоритетов устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития территорий и страны в целом».

В Проекте федерального закона 982815 «О национальной промышленной политике Российской Федерации» в статье 3 дано следующее определение: «Национальная промышленная политика — система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

В Проекте федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», который был разработан Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и внесен в Правительство РФ и Государственную Думу РФ в июне 2014 года, в статье 3 дано следующее определение: «Промышленная политика — комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной качественной продукции, повышение производительности труда, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-эко-

номического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации».

Данный проект закона подготовлен в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. Проект закона имеет вполне инструментальный характер, и потому проходил длительное общественное обсуждение и согласование в различных ведомствах. Несмотря на рамочных характер, он содержит правовые инструменты реализации промышленной политики.

Приведенные в перечисленных законопроектах формулировки в целом достаточно универсальны и единообразно отражают задачи, которые стоят перед государством, осуществляющим промышленную политику. Они подчеркивают, что к приоритетным задачам относится формирование правовой системы, обеспечивающей эффективную промышленную деятельность, направленную на развитие промышленного потенциала РФ.

Практически каждое определение включает в себя основное целеполагание - необходимость стимулирования промышленного производства, восполнение технологического отставания, снижение зависимости от импорта, низкой эффективности и повышение конкурентоспособности. Также определения содержат акцент на введении экологичных и энергосберегающих методов производства.

Отсутствие определения промышленной политики в законодательстве ряда стран, в том числе с развитой промышленностью, а так же отсутствие полноценного закона о промышленной политике достаточно типичное явление в зарубежной юридической практике.

В результате анализа открытых источников было выявлено, что в нормативно-правовых актах Германии определение промышленной политики (1пёи8Шеро1Шк) отсутствует. Кроме того, отсутствует и документ, который бы регулировал промышленную политику на федеральном уровне, задавал рамки функционирования промышленной политики.

Также в открытых источниках отсутствует информация о наличии или подготовке федерального законопроекта о промышленной политике в ФРГ.

Расходятся и экспертные мнения относительно формулировки определения «промышленная политика». Так, авторитетная не-

мецкая энциклопедия «Meyers Lexikon online» определяет промышленную политику следующим образом: «Промышленная политика это любые действия государства (международные, федеральные, государственные или местные) в региональной и структурной политике, направленные на поддержание, формирование, регулирование и распространение промышленности».

Сайт Федерального агентства гражданского образования (Bundeszentrale f r politische Bildung, bpb) дает следующее определение: «Сумма всех политических и организационных мероприятий, а также законодательных мер, которые направлены на поддержание промышленной структуры государства, на адаптацию промышленности к новым рыночным условиям (например, путем экспортных субсидий) или к новым экономическим и технологическим задачам (например, путем поощрения научных исследований и разработок)».

Один из основоположников немецкой концепции промышленной политики Гуттманн рассматривал её как «сумму всех мероприятий, как прямых, так и косвенных, по оказанию воздействия на предприятия промышленного сектора экономики», то есть исключал из неё другие сектора, в частности, сектор услуг. Другой немецкий эксперт Гален считал, что промышленная политика есть синоним «секторальной структурной политики», другими словами, использование методов структурной политики применительно к различным секторам, включая сектор услуг [1].

Ряд специалистов настаивает на том, что эта политика всё-таки должна ограничиваться только промышленным сектором экономики. Большинство экспертов сходятся во мнении, что промышленную политику в общем виде можно рассматривать как реакцию на проблемы отдельных секторов и отраслей и как поддержку структурной трансформации, в том числе, в направлении перехода на «инновационные пути развития» [2].

Все эти перечисленные определения свидетельствуют о том, что в научном сообществе Германии до сих пор ведутся дискуссии по формированию единого подхода к проведению промышленной политики.

Несмотря на отсутствие определения промышленной политики в национальном законодательстве и единых подходов к реализации промышленной политики как в России, так и в Германии, законодательное регулирование промышленной сферы можно встретить в ряде

документов регионального законодательства, а также международных соглашениях.

Появление нормативно-правовых актов, определяющих промышленную политику, в регионах России было связано, в первую очередь, с кризисными явлениями в промышленном секторе, которые были наиболее ощутимы на уровне субъектов Федерации. Необходимо было оперативно реагировать на вызовы времени.

Преимущественно механизмы поддержки региональной промышленности определялись не подзаконными актами, а системообразующим для всей правовой базы нормативно-правовым актом - региональным законом. Это указывает на постоянный характер закрепляемых положений и некую преемственность в реализации промышленной политики. Региональные законы, в первую очередь, определили приоритетные направления промышленной деятельности, приоритетные виды продукции, объекты государственного регулирования, способы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности и источники финансирования.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации Закон о промышленной политике принят в 29 субъектах страны.

Так, в Законе г. Москвы от 16.06.1999 № 21 «О промышленной деятельности в городе Москве». В статье 2 «термины и определения» указано: «Промышленная политика города Москвы - скоординированный комплекс мер (система) органов власти города Москвы, направленных на законодательное, экономическое, информационное, организационно - распорядительное регулирование в области промышленной деятельности, учитывающих промышленную политику федеральных органов государственной власти и интересы субъектов промышленной деятельности» .

В региональных законах обозначаются экономические, правовые и организационные основы промышленной политики. Преимущественно промышленная политика основывается на следующих принципах:

У создание условий для развития и увеличения промышленного и интеллектуального потенциалов, позволяющих субъектам промышленной деятельности активно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям внутреннего и внешнего рынков; У поэтапное повышение эффективности промышленной деятельности, ориентированной на создание высоких и наукоемких техноло-

гий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции; У приоритетное развитие ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых производств;

У улучшение экологической обстановки; У обеспечение занятости городского населения; У содействие подготовке и переподготовке кадров;

У содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов с другими регионами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья; У равенство прав и ответственности всех субъектов промышленной деятельности; У расширение налогооблагаемой базы.

Тем не менее, региональные законы характеризуются структурной неоднородностью и различными подходами к определению предмета промышленной политики, кроме того, регионы не демонстрируют единого подхода в правовом регулировании.

Помимо законов в регионах разработаны концепции и программы развития промышленности. Такая структура характерна порядка для 20 регионов РФ.

Подобный региональный подход к реализации промышленной политики характерен для многих западных стран: в настоящее время в нормативно-правовых актах Германии государственное регулирование промышленной политики происходит в рамках штандортной (территориальной) политики.

Немецкий экономист Альфред Вебер в своей работе «О штандортах промышленности. Чистая теория штандорта» еще в начале XX века предложил методологическую схему выбора оптимального места размещения предприятий. В ее основу он положил не столько принцип минимизации издержек производства и сбыта, сколько ввел понятие «фактор размещения» как четко выраженное преимущество, возникающее в процессе экономической деятельности. Данная теория позволяет рассматривать регионы (земли) как целостное хозяйственно-политическое и социальное пространство, имеющее свои четко определенные интересы и цели.

Наиболее успешными примерами штан-дортной политики на уровне регионов являются западные федеральные земли - Бавария, Баден-Вюртенберг, Бремен, Гамбург и восточные - Саксония, Тюрингия, Бранденбург, а также Берлин.

Относительно новым явлением стал процесс кластеризации немецких штандортов. Реги-

ональный кластер - это территориально сгруппированные компании, связанные друг с другом кооперацией и разделением труда, что дает им возможность для усиления своих и получения дополнительных конкурентных преимуществ. На основе таких кластеров в немецких регионах стали создаваться так называемые сети и центры компетенций, которые представляют собой попытки бизнес-сообществ получить дополнительные преимущества от кластеризации конкретных штандортов. Такие сети содействуют превращению региональных кластеров в инновационные центры национального, европейского и даже мирового значения и соответственно росту конкурентоспособности регионов, в которых они расположены [1].

Таким образом, региональный принцип формирования промышленной политики является достаточно распространенным явлением в мировой практике. В России он обусловлен кризисными явлениями в промышленном секторе, необходимостью оперативно реагировать на проблемы, стоящие перед той или иной отраслью, а в ФРГ данный принцип появился в результате приоритетного развития территорий и желания оптимально эффективно развивать промышленный сектор.

Описание целей и задач промышленной политики можно встретить и в международных соглашениях.

Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о проведении единой структурной промышленной политики (Минск, 8 сентября 1999 г.) указано, что стороны будут осуществлять меры по проведению единой структурной промышленной политики.

В программе «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах» не дается нормативного определение промышленной политики, тем не менее, определяются цели и методы промышленной политики. «С учетом сегодняшнего состояния промышленности главная цель промышленной политики на современном этапе реформ определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и ее подъема. Методы промышленной политики, применяемые в условиях рыночной экономики, достаточно разнообразны. Главными из них являются следующие: > формирование институциональных и законодательных условий для развития позитивных структурных изменений в промышленности;

> реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения равномерности и посильности налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе самофинансирования;

> меры внешнеэкономической поддержки. В их число входят методы внешнеэкономического регулирования, такие, как ставки импортных тарифов, и меры специального регулирования, применяемые в рамках правил Всемирной торговой организации (ВТО)» .

В Соглашении о сотрудничестве в области промышленности и создании Совета по промышленной политике государств - участников СНГ (Ашхабад, 30 мая 2012 г.) под термином «промышленная политика» понимается следующее: «участие государств - участников настоящего Соглашения в формировании структуры и организации промышленности в целях стимулирования роста промышленного производства (обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу)» .

Кроме того, согласованная промышленная и экономическая политика с недавнего времени зафиксирована между Россией, Казахстаном и Белоруссией Договором о создании Евразийского экономического союза.

Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе открывает самые широкие перспективы для трех стран, но уже не только как для торговых партнеров в рамках Таможенного Союза: появляются новые механизмы интеграции в условиях общей промышленной политики. Россия, Белоруссия и Казахстан переходят на принципиально новый уровень взаимодействия, создают общее пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Государства «тройки» будут проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики - в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. В «Договоре о Евразийском экономическом союзе» в статье 62 «Промышленная политика и сотрудничество» дается определение целей промышленной политики: «Целями осуществления промышленной политики в рамках Союза являются ускорение и повышение устойчивости промышленного развития, повышение конкурентоспособности промышленных комплексов государств-членов, осуществление эффективного сотрудничества, направленного на повышение инновационной активности, устранение барьеров в промыш-

ленной сфере, в том числе на пути движения промышленных товаров государств-членов» .

Особенностью немецкой, как и других европейских промышленных политик, также является необходимость их согласования с соответствующими органами Евросоюза, среди которых особое место занимает Совет по конкурентоспособности.

В тексте Маастрихтского договора есть раздел «Промышленная политика», в котором говорится о необходимости «облегчения» приспособления европейской промышленности к структурным изменениям, что свидетельствует о переходе к активной промышленной политике в ЕС.

В редакции Ниццкого Договора 2001 г. речь идет об обеспечении конкурентоспособности промышленности Сообщества и государств-членов. Согласно Статье 157, действия государств-членов направлены на: У ускорение адаптации промышленности к

структурным сдвигам; У содействие созданию благоприятной среды развития во всем Сообществе предпринимательства, в особенности мелкого и среднего; У содействие созданию благоприятных условий

для сотрудничества между предприятиями; У содействие лучшему использованию промышленного потенциала политики инноваций, проведению исследований и технологического развития.

Государства-члены должны консультироваться друг с другом и с Комиссией и, в случае необходимости, согласовывать свои действия.

В Лиссабонском договоре, например, появляются уже взаимные обязательства финансового характера, в частности речь идет о расходах на НИОКР не менее 3% своего ВВП.

В новой стратегии «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста», принятой в 2010 году, в разделе «Промышленная политика в условиях глобализации» сформулированы основные принципы промышленной политики Европы. В частности, в стратегии говорится о помощи бизнесу (прежде всего малому и среднему) в преодолении экономического кризиса, его интеграции в мировой рынок, и введении экологичных методов производства в промышленность.

Поскольку формирование консолидированной промышленной политики зачастую передано на уровень наднациональных союзов, государства-участники вынуждены согласовывать свою промышленную политику между собой. Можно предположить, что передача части

суверенитета наднациональным союзам объясняет отсутствие единого нормативно-правого акта на государственном уровне, что во многом компенсируется наличием региональных законов по промышленной политике.

Таким образом, можно отметить, что отсутствие понятия «промышленная политика» в законодательстве Российской Федерации - неуникальное явление, в мировой практике подобная ситуация наблюдается, в том числе, в про-мышленно развитой Германии.

На основании анализа был выявлен региональный принцип законодательного регулирования промышленной политики, который присущ как российскому законодательству, так и германскому. Его появление определяется необходимостью оперативного и точечного реагирования на проблемы, стоящие перед промышленным сектором.

Наднациональный принцип в промышленной политике явление относительно новое, оно связано с быстро развивающимися тенденциями кооперации государств на международном уровне. Очевидно, что в скором времени согласование приоритетов промышленной политики, в том числе, механизмов ее реализации будет передано в наднациональные органы.

Необходимо отметить, что определение «промышленной политики», приведенное в проектах федеральных законов, подчеркивает приоритетность формирования правовой системы для проведения промышленной политики. Определяет способность промышленной политики обеспечить суверенитет государства, которое ее осуществляет.

Таким образом, в сложившихся экономических и политических условиях применение традиционных механизмов промышленной политики требует новых подходов, которые должны быть зафиксированы на уровне федерального закона.

Литература

1. Андрианов К.Н. Промышленная политика Германии: основные аспекты и важнейшие направления // Вестник МГИМО-Уни-верситета. М., 2012. [Электронный ресурс] : офиц. текст. — Режим доступа : http:// vestnik-old.mgimo.ru/fileserver/26/22_ andrianov.pdf

2. Дрожжина Е.В., "Промышленная политика европейских стран", Доклады института Европы № 259, Москва, 2010

3. Анисимов В.Ф. Формирование муниципального уровня промышленной политики (Тео-

ретические и методические аспекты) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2002.

4. Афанасьева М.В. Особенности государственной промышленной политики в условиях модернизации технологической среды : Дис. ... канд. экон.наук : 08.00.05 / М.В. Афанасьева ; [Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова].— Москва, 2011.

5. Башкирцев А.С. , Маковкина С.А. Элементы формальных институтов в организации региональной промышленной политики // Вопросы управления, Выпуск №1(22). 2013.

6. Гринберг Р.Г. О промышленном развитии России // Экономика и управление: Российский научный журнал. 2008. — №5.

7. Горин Е.А. Организационно-экономические основы реформирования регионального промышленного комплекса. [Текст] : Дис. ... докт. эконом. наук : специальность 08.00.05 / Е.А. Горин ; [С.-Петерб.гос.ун-т экон. и фин]. СПб., - 2001.

8. Романова О.А. Промышленная политика: эволюция механизмов реализации // Современная конкуренция, 2008. — №6.

9. Соколов А.В. Регулирование деятельности корпораций с участием государства как форма реализации промышленной политики: автореферат дис. ... докт. эконом. наук ; 08.00.05 / А. В.Соколов ; [ С.-Петерб.гос.ун-т экон. и фин].— СПб., 2011.

10. Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008. — № 2.

11. Шаккум М. Национальная промышленная политика в свете присоединения к ВТО // Промышленная политика в Российской Федерации, 2007. —№1.

12. Яньшина М.Н. Совершенствование механизма реализации промышленной политики в России : Дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.01 /М.Н. Яньшина ; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].—Волгоград, 2013.

13. Рыжов К.Б. Инкорпорация международных актов в российское законодательство и конкуренция юрисдикций // Мониторинг правоприменения. 2012. —№ 4. С.30-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.