Научная статья на тему 'Особенности формирования туристских дестинаций на основе территориально обособленных ансамблей города Москвы'

Особенности формирования туристских дестинаций на основе территориально обособленных ансамблей города Москвы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
601
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ АНСАМБЛИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / TOURIST DESTINATION / GEOGRAFHICALLY SEPARATE ENSEMBLES / THE MOSCOW GOVERNMENT / THE STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галанина Н. М.

В статье рассмотрены проблемы формирования туристских дестинаций на основе территориально обособленных ансамблей города Москвы, показаны нормативные документы и государственные программы, регулирующие процесс развития индустрии отдыха и туризма в городе Москве, а также теоретические и практические аспекты формирования туристских дестинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Галанина Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING THE TOURIST DESTINATIONS BASED ON TERRITORIALLY SEPARATE ENSEMBLES OF MOSCOW

The paper considers the problem of the formation of tourist destinations based on geographically separate ensembles of Moscow, shows the regulations and government programs that regulate development of recreation and tourism in the city of Moscow and the theoretical and practical aspects of the formation of tourist destination.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования туристских дестинаций на основе территориально обособленных ансамблей города Москвы»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫХ АНСАМБЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

Галанина Н.М., аспирант МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича

В статье рассмотрены проблемы формирования туристских дестинаций на основе территориально обособленных ансамблей города Москвы, показаны нормативные документы и государственные программы, регулирующие процесс развития индустрии отдыха и туризма в городе Москве, а также теоретические и практические аспекты формирования туристских дестинаций.

Ключевые слова: туристские дестинации, территориально обособленные ансамбли, Правительство москвы, государственная программа.

FEATURES OF FORMING THE TOURIST DESTINATIONS BASED ON TERRITORIALLY SEPARATE ENSEMBLES OF MOSCOW

Galanina N., The post-graduate student, MGIIT

The paper considers the problem of the formation of tourist destinations based on geographically separate ensembles of Moscow, shows the regulations and government programs that regulate development of recreation and tourism in the city of Moscow and the theoretical and practical aspects of the formation of tourist destination.

Keywords: tourist destination, geografhically separate ensembles, the Moscow Government, the state program

Москва - один из крупнейших мегаполисов мира, столица России, ее политический, деловой и культурный центр. Город с богатейшей историей, Москва продолжает расти и преображаться, откликаясь на новые архитектурные тенденции, становясь все более динамичным и современным мегаполисом, сохраняя при этом свой особый колорит.

Несмотря на многочисленные разрушения, которым подвергался город на протяжении своей истории, ему удалось сохранить ряд выдающихся памятников архитектуры и истории, вошедшие в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В границах города Москвы расположены 5241 объект культурного наследия.1

В соответствии со Статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации» объекты культурного наследия подразделяются на: памятники, ансамбли и достопримечательные места. Согласно вышеуказанному Федеральному закону ансамбли - это четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

В городском Реестре недвижимого культурного наследия города Москвы учтены 1170 ансамблей2, к примеру такие как: Московский Кремль; музеи-заповедники и музеи-усадьбы «Царицыно», «Коломенское», «Измайлово», «Останкино», «Кусково», «Кузьминки», «Люблино»; храмовые комплексы и монастыри: Ансамбль Новодевичьего монастыря, Ансамбль Марфо-Мариинской обители, Ансамбль Донского монастыря. Безусловно, большое количество ансамблей, расположенных в границах города Москвы, ставит задачу не только их сохранения и приспособления под современное использование, но и повышения уровня привлекательности для туризма, как одной из важных сфер экономики города, другими словами, формирования туристских дестинаций на основе территориально обособленных ансамблей.

Понятие «туристской дестинации» введено в оборот отечественной туристики сравнительно недавно и является заимствованным из английского языка (англ. distination) и означает «местонахождение, место назначения». Согласно определению Всемирной туристской организации (ЮНВТО, ЦЫ^ТО) - основным элементом туристической системы является территория, которая привлекает туриста, куда он совершает свою поездку и где проводит какое-то время - туристская дестинация.3 В статье Машковича Е.А., опубликованной в периодическом издании Известия ИГЭА представлены определения понятия «туристская дестинация», предлагаемые зарубежными и отечественными авторами: 4

1. В. Альтхоф. Определенное место назначения или целевой регион. В качестве дестинации могут выступать, например, места для загородных прогулок, сооружения для проведения свободного времени, региона, города, страны.

2. Лейпер. Географическая территория, обладающая привле-катель -

ностью для туристов.

3. П. Пирс. Место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции.

4. Т.А. Себекина. Место, имеющее реальную и умозрительную границу (физическую, политическую, географическую, рыночную): страна, область, остров и т.п., которое посещают туристы с определенной целью.

5. А.Ю. Рябуха. Дестинацией могут выступать либо местность, либо сооружения, обладающие туристским потенциалом, т.е. это то, что турист выбираетдля своего посещения и что продают производители услуг.

6. С.С. Николаев. Под сформировавшейся туристской дести-нацией понимается некая социально-географическая местность (место, район, город, парк), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов:

- достопримечательность (то, что побуждает туриста совершать путешествие);

- удобства (все то, что создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией);

- доступность (транспортная);

- вспомогательные службы, которые предоставляют необходимую информацию и услуги;

- обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие.

3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок. Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Таким образом, можно сделать вывод, что дестинация - это место (территория) посещения, привлекающее людей своими спе-

цифическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием, обладающее всеми необходимыми удобствами не только для туристов, но и для местных жителей.

С целью обеспечения динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы Правительством Москвы разработаны Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016» года и Государственная программа города Москвы «Культура Москвы 2012-2016 гг.».

В рамках указанных программ в Москве планируется в 2012 -2016 гг.:

- выполнить масштабные работы по благоустройству территорий, ремонту зданий и сооружений, озеленению в парках культуры и отдыха и, таким образом, улучшить качественное состояние территорий;

- оборудовать объекты и территории, в том числе ансамбли, для беспрепятственного доступа маломобильными группами людей, включая инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности;

- превратить музеи Москвы в культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни путем создания современных музейных экспозиций с применением инновационных мультимедийных технологий;

- развивать общегородские межмузейные проекты и культурные акции «Дни исторического и культурного наследия», «Ночь в Музее», «Семейное путешествие. Всей семьей в музей», «Вечер в музее» и др.;

- внедрить и реализовать проект «Московская усадьба», предусматривающего реставрацию и приспособление к современному использованию усадебных комплексов: «Царицыно», «Останкино», «Кусково», «Кузьминки»;

- планируется создание новых современных экспозиций, популяризирующих отечественное и мировое культурное наследие в контексте истории, с применением инновационных технологий;

- поэтапное проектирование и реставрация комплекса «Провиантские магазины» и создание новейших экспозиций и выставок музейного комплекса «Музей Москвы».

Безусловно, достаточно мер в отношении формирования туристских дестинаций на территориально обособленных ансамблях принималось и ранее, например:

- в течение 2008-2010 гг. построены и введены в действие новые музейные комплексы: Музей-заповедник «Царицыно», «Коломенское»;

- за последние 5 лет отреставрированы 57 объектов, в том числе: «Усадьба Кусково XVIII века», «Комплекс зданий Рогожской старообрядческой общины, «Даниловский монастырь», «Усадьба «Свиблово», «Сретенский монастырь».

Реставрация территориально обособленных ансамблей не единственный путь формирования туристских дестинаций в городе Москве, необходимо также расширять ассортимент и увеличивать объемы услуг, предоставляемых музеями посетителям, разрабатывать и вводить дополнительные услуги путем модернизации материально-технической базы и применения инновационных технологий в целях популяризации культурного наследия.

Опыт показал, что при внедрении в музеях современных инновационных методов просветительской, образовательной, воспитательной, экологической, рекреационной работы с населением, создание новых экспозиций с применением интерактивных технологий и использования достижений музейной педагогики существенно увеличивают долю туристов, семейных и молодежных посещений.

Развитие и применение современных технологий (познавательные стенды, мультимедийные витрины, аттракционы, тематические видеосеансы), а также развитие дополнительных платных услуг (кружковые занятия, студии, точки общественного питания) позволяют увеличить комфортность и время, проведенное посетителем в музее, и, как следствие, увеличить доходность музеев.

Правительством Москвы согласно Государственной программе города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 20122016» запланировано освоить 70,6 млрд. руб. на формирование ком-

фортной среды отдыха и туризма, в том числе для гостей столицы на территориях парков культур и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб.

Значительные средства планируется направить на развитие материально-технической базы, строительство и реконструкцию объектов отрасли, комплексную информатизацию и модернизацию оборудования учреждений культуры.

Таким образом, для формирования устойчивых туристских де-стинаций на территориально обособленных ансамблях города Москвы необходимо решить следующие проблемы:

- объёмы и виды услуг, оказываемые учреждениями культуры, не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям туристов и граждан;

- недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности любительских объединений;

- обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе маломобильных и с другими ограничениями жизнедеятельности;

- в аварийном состоянии находятся усадебные комплексы Останкино, Кусково, Кузьминки, Измайлово, Люблино. Деревянный дворец музея-усадьбы «Останкино» признан аварийным. Комплексная реставрация усадьбы Кусково последний раз проводилась в 1970-е годы. Комплексная реставрация усадьбы Кузьминки не проводилась с 1917 года.

1 Информация опубликованная на официальном сайте Департамента культуры города Москвы // www.dkn.mos.ru.

2 Отчет о работе Комитета по культурному наследию городам Москвы за 2010 год. Информационно-аналитические материалы к хозяйственно-экономическому активу, 2011.

3 Pike S. Destination branding. An integrated marketing communication approach. - Oxford: Elsevier, 2008.

4 Машкович Е.А. Оценка понятия «туристская дестинация» в контексте современной ткристики // Известия ИГЭА, 2007. - № 6 (56).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.