Научная статья на тему 'Особенности формирования торговых палат и деловых советов государства Израиль и стран Балтии'

Особенности формирования торговых палат и деловых советов государства Израиль и стран Балтии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛАТЕРАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА / СОВЕТ СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ / ИЗРАИЛЬ / СТРАНЫ БАЛТИИ / BILATERAL СHAMBER OF СOMMERCE / COUNCIL FOR ECONOMIC COOPERATION / ISRAEL / BALTIC STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимова Е. А.

Рассматривается деятельность торговых палат и советов содействия экономическому сотрудничеству Израиля и стран Балтии. Выделяются три модели взаимодействия. Израиль и Литва пошли по европейскому пути, предполагающему прочную договорно-правовую базу. Латвийско-израильские отношения характеризуются опорой на репатриантский бизнес. Взаимодействуя с Эстонией, Израиль может реализовать модель, опирающуюся на правила международных экономических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF FORMATION OF CHAMBERS OF COMMERCE AND COUNCILS FOR ECONOMIC COOPERATION OF THE STATE OF ISRAEL AND THE BALTIC COUNTRIES

The article deals with the activities of chambers of commerce and councils for promoting economic cooperation between Israel and the Baltic States. Three models of cooperation are highlighted. Israel and Lithuania that have strong legal frameworks are following the European example. Latvian-Israeli ties are characterized by the reliance on repatriates’ business. In its interaction with Estonia, Israel could implement a model based on the principles of international economic organizations.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования торговых палат и деловых советов государства Израиль и стран Балтии»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (1), с. 390-396

УДК 327

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ПАЛАТ И ДЕЛОВЫХ СОВЕТОВ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ И СТРАН БАЛТИИ

© 2014 г. Е.А. Якимова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

yaki-elizaveta@yandex.ru

Поступила в редаицию 24.12.2013

Рассматривается деятельность торговых палат и советов содействия экономическому сотрудничеству Израиля и стран Балтии. Выделяются три модели взаимодействия. Израиль и Литва пошли по европейскому пути, предполагающему прочную договорно-правовую базу. Латвийско-израильские отношения характеризуются опорой на репатриантский бизнес. Взаимодействуя с Эстонией, Израиль может реализовать модель, опирающуюся на правила международных экономических организаций.

Ключевые слова: билатеральная торговая палата, совет содействия экономическому сотрудничест-

ву, Израиль, страны Балтии.

Развитие структур двустороннего экономического сотрудничества в последние годы стало важной составляющей внешнеэкономической стратегии Государства Израиль. Такого рода организации давно и успешно способствуют расширению связей Израиля со странами Западной Европы и Северной Америки. К 2013 г. сложилась своеобразная сеть торговых палат и деловых советов Израиля и государств - членов СНГ.

Страны Балтии в данном контексте находятся в противоречивом положении. С одной стороны, в двух из трех прибалтийских республик, а именно в Литве и Эстонии, у еврейского государства нет полноценного дипломатического представительства. С другой - власти стран, выступая на пресс-конференциях по случаю международных выставок или бизнес-форумов, подчеркивают сходство своих экономик и говорят об имеющемся потенциале для взаимодействия.

Кроме того, нельзя не учитывать исторический путь, пройденный странами Балтии. За короткий срок они переориентировали свою внешнюю политику с решения задач, возникших после обретения ими независимости (вывод российских войск, выстраивание отношений друг с другом и странами, также прежде входившими в СССР), на более тесное включение в состав структур Евросоюза и улучшение позиций в системе международных экономических отношений [1, р. 120]. Таким образом, развивая взаимоотношения именно с прибалтийскими республиками, Израиль одновременно может реализовывать свою внешнеполитическую активность на двух направлениях: Европейский союз и страны постсоветского пространства.

Еще одним важным аспектом исследования отношений Израиля со странами Балтии является то, что, вопреки распространенному в российской и зарубежной науке подходу, их не следует рассматривать как единое целое [2, р. 16]. Каждое из государств обладает экономическими, политическими и культурными особенностями. Эти специфические черты позволяют каждой из республик занять собственную нишу в европейском регионе и влияют на процесс институционализации торгово-экономических контактов. В этой связи видится целесообразным рассмотреть историю формирования и основные направления деятельности билатеральных палат и советов по экономическому сотрудничеству Израиля с Латвией, Литвой и Эстонией отдельно.

Латвию можно назвать основным партнером Израиля в Прибалтийском регионе. Дипломатические отношения между государствами были установлены 6 января 1992 г. Первое десятилетие XXI века стало временем активного обмена взаимными визитами. Так, в 2005 г. тогдашний президент Израиля М. Кацав впервые приехал с официальным визитом в Латвийскую Республику. В 2006 г. и 2008 г. президент Латвии В. Ви-ке-Фрейберга побывала в еврейском государстве и приняла участие в ряде важных мероприятий, включая конференцию «Лицом к будущему», инициированную Ш. Пересом для обсуждения ключевых экономических и политических проблем. В 2007 г. глава министерства иностранных дел Латвии А. Пабрикс посетил Израиль, а в 2010 г. ответный визит совершил его израильский контрпартнер А. Либерман.

Несмотря на то что в ходе встреч глав государств и внешнеполитических ведомств неоднократно указывалось, что основным приоритетом развития латвийско-израильского сотрудничества является именно экономика, а в ряде случаев в состав делегаций входили бизнесмены и профильные министры, до 2011 г. было принято говорить о том, что торговоэкономические контакты стран недостаточно развиты. Одной из причин можно считать то, что взаимодействие происходило исключительно на уровне государств, а не представителей бизнеса и реализовывалось через экономические отделы посольств, а не на уровне негосударственных организаций. В результате сложилась ситуация, в которой за годы сотрудничества для каждой из стран устоялась номенклатура экспорта и импорта, но интерес предпринимателей к рынкам друг друга не был подкреплен работой соответствующих структур.

Еще одним препятствием в развитии латвийско-израильских торгово-экономических контактов стало то, что у потенциальных партнеров не было необходимой и достаточной информации об условиях ведения бизнеса и проводимых тендерах. Существенно осложнял ситуацию тот факт, что, в отличие от израильтян, латвийские компании зачастую не размещали объявлений о проводимых коммерческих конкурсах на английском языке. Специфика работы экономического отдела посольства, одной из функций которого является предоставление информации по запросу от конкретной фирмы, а не мониторинг планируемых проектов, в реализации которых могли бы быть задействованы и израильские бизнесмены, не позволяла устранить данную недоработку.

Заключение соглашения «Об избежании двойного налогообложения» в январе 2007 г. некоторым образом содействовало росту объемов взаимной торговли, но последствия мирового экономического кризиса 2008 г., серьезным образом сказавшегося на Латвии, не позволили этой тенденции развиться.

Важным этапом на пути создания билатеральной торговой палаты и совета содействия сотрудничеству Израиля и Латвии стали бизнес-форумы, проводимые, как правило, одновременно с официальными визитами первых лиц государств. Они способствовали заключению соглашений о взаимодействии предприятий и организаций двух стран, однако такой формат встреч никак не влиял на количество латвийских и израильских компаний, привлекаемых к работе. Организаторы подобных мероприятий делали ставку на включение в состав делегаций бизнесменов - лидеров в ключевых экспортно-

импортных отраслях, что затрудняло обсуждение иных проектов.

Таким образом, к указанному периоду в Израиле сложилось представление о Латвии как о стране, экспортирующей в еврейское государство древесину и изделия из нее, продовольственные товары, прежде всего рыбную продукцию, а также копировальное оборудование и оптическое волокно. Израиль, в свою очередь, воспринимался в Латвии как поставщик электрооборудования, продукции химической, косметической промышленности, а также сельского хозяйства [3]. Следовательно, не предполагалось, что позиции Израиля как внешнеторгового партнера Латвийской Республики, занимающего 35-е место по импорту и 37-е место по экспорту, существенным образом изменятся.

Так, в ноябре 2010 г., давая оценку перспективам латвийско-израильского взаимодействия, посол Латвийской Республики в Тель-Авиве М. Пертс заявил: «Израиль должен рассматривать Латвию скорее в качестве плацдарма. В нашей стране есть три незамерзающих порта, от нас рукой подать до Скандинавии» [4]. Также он подчеркнул, что большинство предпринимателей, принявших решение выйти на латвийский рынок, являются репатриантами, когда-то жившими в этой прибалтийской республике. По его словам, коренные израильтяне и выходцы из других государств пока с настороженностью относятся к участию в совместных латвийско-израильских инициативах.

Ситуация изменилась в ноябре 2011 г., когда в Тель-Авиве открылась торговая палата «Израиль - Латвия». Это событие положило начало институционализации латвийско-израильских отношений на уровне предпринимательского сообщества. Данная организация взяла на себя функции содействия сближению законодательной базы сторон, а также усилия по облегчению экспортно-импортных операций, организацию бизнес-миссий, инжиниринговые и консалтинговые услуги. Это означало упрощение процесса налаживания контактов между компаниями двух стран, снижение рисков по выходу на новый рынок и возможность сотрудничать в новых областях.

Следующим шагом стало учреждение в марте 2012 г. в Латвии Совета по содействию экономическому сотрудничеству с Израилем (ССЭСИЛ). Несмотря на кажущееся сходство с деятельностью торговой палаты, совет призван решать несколько иные задачи. Целью его деятельности было заявлено информирование предпринимателей об условиях ведения бизнеса в Израиле и Латвии, помощь в установлении прямых контактов между фирмами.

Важной особенностью данной организации стало то, что она была создана на основании решения Совета еврейских общин Латвии (СЕ-ОЛ). Это обстоятельство добавляет в число вопросов, решением которых может заниматься ССЭСИЛ, ряд специфических проблем. Среди них реституция и компенсация за собственность, принадлежавшую до Второй мировой войны еврейским организациям, а также тема холокоста, все чаще упоминаемая в последние годы в рекламных кампаниях как в Израиле, так и в странах Балтии. Следует ожидать, что, в случае возникновения спорных ситуаций, затрагивающих один из упомянутых выше вопросов, ССЭСИЛ не останется в стороне от их решения.

Более того, председателем СЕОЛ и руководителем ССЭСИЛ является один и тот же человек - банкир А. Сухаренко. С одной стороны, это еще более усиливает связь ССЭСИЛ с еврейской общиной Латвии. С другой - первым банком, в который могут обратиться за кредитными и финансовыми услугами израильские компании, желающие вести бизнес в Латвии, будет Rietumu Banka, возглавляемый А. Суха-ренко. Это обстоятельство в будущем может неоднозначно сказаться на работе ССЭСИЛ. Учитывая поддержку, в первую очередь финансовую, которую израильские бизнесмены оказывают тем или иным партиям на выборах, а также влияние по линии профессиональных структур, спектр которых варьируется от профильных организаций до объединения промышленников, они могут оказывать влияние на внешнеэкономическую деятельность Израиля [5, с. 336]. Этот механизм может способствовать продвижению проектов, реализуемых в сотрудничестве именно с Латвией. Однако кажущаяся легкость при необходимости обращения в банк или СЕОЛ со временем может перерасти в замкнутость, замедляющую работу совета.

Данные Центрального статистического бюро Израиля за 2011-2013 гг. позволяют сделать некоторые выводы о работе торговой палаты «Израиль - Латвия» и ССЭСИЛ за истекший период. Так, за 2012 г. товарооборот двух стран вырос на 105.7 млн долл., что позволило Латвийской Республике занять третье место во внешнеторговом обороте Израиля среди стран постсоветского пространства [6]. Разумеется, нельзя считать эти показатели исключительно заслугой двух рассмотренных выше структур. Однако, учитывая сравнительно недавнее вступление Латвии в ЕС и недостаточную проработанность договорно-правовой базы латвийско-израильского взаимодействия в предшествующий период, торговая палата и ССЭСИЛ вносят гораздо более существенный вклад в развитие

двусторонних торгово-экономических связей, чем их аналоги в государствах Центральной Европы или США.

Во многом благодаря деятельности совета и двусторонней торговой палаты, Израиль и Латвия сделали шаг к более тесному сотрудничеству. Свидетельством тому стала инициатива по созданию совместного технологического инкубатора, неоднократно высказываемая первыми лицами и главами дипломатических представительств двух стран. Вот как в одном из интервью посол Государства Израиль в Латвийской и Литовской республиках Х. Бен-Яков прокомментировала реализацию данной идеи: «Надеюсь, что этот проект будет блестящим подтверждением развивающихся и растущих экономических связей между нашими странами. На данном этапе мы находимся на стадии разработки концепции проекта и стратегии действий. Более того, при помощи заинтересованных предпринимателей мы уже определили сферу применения - это будет сектор информационных технологий» [3].

Следует ожидать, что в ближайшие годы создаваемый Израилем и Латвией технологический инкубатор сможет начать реализацию инициатив, сходных с деятельностью бизнес-инкубатора «Ингрия», расположенного в Санкт-Петербурге. В частности, он проводит программу по выводу российских проектов в области биотехнологий и медицины на израильский рынок.

Взаимодействие Израиля с Литвой носит несколько иной характер. С одной стороны, установив дипломатические отношения 8 января 1992 г., власти еврейского государства предпочли, чтобы израильский посол в Латвии выполнял функции по представлению интересов их государства и в Литве, также страны развивают институт почетных консулов.

С другой стороны, Израиль активно использует Литовскую Республику для продвижения своих интересов на международной арене. Так, 31 октября 2011 г. Литва была в числе 14 стран, проголосовавших против принятия Палестины в ЮНЕСКО. Однако в первую очередь Литва интересна Израилю с точки зрения влияния на Европейский союз. Особенно четко данная тенденция проявилась в 2013 г., после того, как

1 июля полномочия председателя ЕС перешли к Литве. Так, во время встречи президента Израиля с его литовской коллегой Д. Грибаускай-те в рамках его рабочего визита в Вильнюс в августе 2013 г. стороны уделили особое внимание вопросам отношения ЕС к израильским поселениям, находящимся за «зеленой чертой», а также производимым там товарам и необходимости признания Евросоюзом Хезболлы терро-

ристической организацией. Также следует упомянуть, что в межгосударственных контактах Израиля и Литвы огромное значение придается памяти о холокосте и пресечению любых попыток проявления антисемитизма.

Все это составляет политический фон взаимодействия, при анализе которого создается впечатление, что экономические контакты сторон не отличаются высокой интенсивностью. Однако это утверждение соответствует реальности лишь отчасти. Действительно, основные товарные позиции экспорта из Литвы (минеральные продукты, продукты питания, машины и оборудование, продукция лесной и текстильной промышленности) и круг областей, в которых может развиваться литовско-израильское торгово-экономическое сотрудничество, недостаточно широк. При этом не следует забывать, что именно Литовская Республика представляет крупнейшую экономику Балтии. Следовательно, существует потенциал для взаимодействия в иных отраслях, а также возможность привлечения фондов ЕС.

История литовско-израильских экономических отношений также весьма своеобразна. С одной стороны, как упоминалось выше, не имея постоянного дипломатического представительства в Литве, Израиль лишил себя возможности сотрудничать по линии экономических отделов посольств и торгпредств. По этой причине до вступления в ЕС литовские власти активно использовали возможность участия в программах центра международного сотрудничества МА-ШАВ при министерстве иностранных дел Г осу-дарства Израиль [7]. Его деятельность сосредоточена на организации образовательных программ для повышения квалификации специалистов в различных областях от медицины до сельского хозяйства, прибывших из разных стран. Сложившиеся в этом направлении связи оказались настолько прочными, что даже после присоединения к Евросоюзу, что автоматически означает прекращение взаимодействия через МАШАВ, литовские специалисты по-прежнему посещают курсы, проводимые в центре CINADCO в кибуце Шфаим.

С другой стороны, отсутствие полноценного взаимного дипломатического представительства не помешало Израилю и Литве развивать договорно-правовую базу их взаимоотношений. В период с 1994 г. по 2006 г. стороны подписали соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций», «О сотрудничестве в сфере здравоохранения и медицины», «О сотрудничестве в области телекоммуникаций, почтовой связи и информатизации», «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Важным этапом на пути укрепления контактов стала встреча Ц. Ливни, на тот момент занимавшей пост министра иностранных дел Израиля, с ее литовским коллегой П. Ваитиекуна-сом, прибывшим с визитом в еврейское государство 28 февраля 2008 г. На ней главы внешнеполитических ведомств пришли к выводу, что к указанному моменту все необходимые документы подписаны и вступили в силу, а для дальнейшего сотрудничества необходимо содействовать прямым контактам предпринимателей.

Таким образом, взаимоотношения, которые начали складываться еще в 90-е годы XX в., и сформированная договорно-правовая база стали фундаментом для создания билатеральных торговых палат Израиля и Литвы, открывшихся в 2009 г. в Вильнюсе и Тель-Авиве. Следует подчеркнуть, что руководители структур, помимо весьма традиционной цели содействия налаживанию отношений между представителями предпринимательского сообщества, поставили себе ряд более конкретных задач. Среди них ежедневное обновление информации о проводимых тендерах и информирование о них потенциальных участников из числа членов палаты, консультирование и помощь в оформлении документов, необходимых для ведения бизнеса в Литве и Израиле, услуги по продвижению товаров и услуг членов палат на рынках друг друга.

Свидетельством успеха на последнем направлении стало решение об открытии представительства израильской компании Wix.com, занимающейся разработкой сайтов, в Литве. Необходимо отметить, что фирма планирует не просто открыть офис в Вильнюсе для обеспечения более успешной деятельности в данной стране, но и вести работу по созданию новых интернет-приложений, чем, как предполагается, займутся литовские специалисты. Это стало возможным во многом благодаря услугам, предоставляемым палатами.

Еще одним приоритетом данной структуры является биотехнология. Во-первых, генеральным директором палаты «Литва - Израиль» стал глава компании Sicor Biotech В. Бумелис. Во-вторых, в сотрудничество на таком уровне с израильской стороны включился лидер фармацевтической промышленности Teva Pharmaceutical Industries Ltd. Результатом работы стало завершение модернизации завода по производству биопрепаратов. Этот проект стал не просто успешным замыслом, реализованным при содействии палаты, но и примером сотрудничества Израиля и Литвы с привлечением инвестиционных фондов ЕС. Благодаря тому что данная инициатива была составной частью программы развития информационных технологий Балтийского и Се-

вероевропейского регионов, израильская сторона вышла на новый уровень как взаимодействия с Евросоюзом в целом, так и со странами Балтии в частности [8].

Третьей страной, о которой пойдет речь, является Эстония. С ней Израилю еще предстоит выработать механизм сотрудничества на уровне представителей бизнеса и создать соответствующие структуры. С одной стороны, это обстоятельство свидетельствует о том, что более чем за 10 лет отношений, которые были установлены в 1991 г., государства так и не смогли укрепить свои связи. Как и в случае с Литвой, у Израиля нет дипломатического представительства в Эстонии, его функции исполняет посольство еврейского государства в Финляндии. Однако до 2009 г. и за связи Эстонской Республики и Израиля отвечал посол-нерезидент. Экономические отношения стали налаживаться только в последние годы (в 2008 г. товарооборот Эстонии и Израиля составил около 12 млн евро [9], в 2010 - 22.94 млн евро [10]).

Также общую картину отношений омрачает ситуация с антисемитизмом в Эстонии. Несмотря на то что в 2005 г. в ходе визита тогдашнего президента Израиля М. Кацава в Таллин он подчеркнул, что, по его сведениям, в этой прибалтийской республике не наблюдается таких случаев, а его эстонский коллега несколькими месяцами ранее осудил холокост в своей речи в день открытия мемориала жертвам фашизма в концлагере Клоога, в настоящий момент положение вновь ухудшилось. Имели место случаи использования темы катастрофы еврейского народа в рекламе, размещенной на сайте компании GasTerm и на страницах газеты Esti Express1 [11, 12]. В этой связи следует ожидать, что, в случае принятия решения о создании торговой палаты или делового совета «Израиль -Эстония», эти организации будут уделять внимание и подобной проблематике.

С другой стороны, практически одновременное вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2010 г. свидетельствует о том, что у государств есть шанс построить взаимоотношения на совершенно иных принципах. Кроме того, сотрудничество с данной прибалтийской республикой может быть выгодно для израильских властей в том случае, если они решат заниматься экспортом голубого топлива, так как Эстония стремится развивать технологии работы со сжиженным природным газом, хотела бы видеть на своем внутреннем рынке нескольких поставщиков. К тому же Израилю в таком случае не стоит опасаться столкновения интересов с компанией «Г азпром», потому что эстонский газопро-

вод не является частью газотранспортной сети по поставкам в Калининград.

В целом, билатеральные торговые палаты и деловые советы сегодня являются эффективным инструментом расширения контактов Израиля с зарубежными партнерами. Создавая сеть таких структур в Прибалтике, израильские власти, с одной стороны, укрепляют экономические связи, которые гораздо сложнее разорвать в случае охлаждения дипломатических отношений. С другой - даже в формате негосударственных структур нередко имеет место обсуждение важных для еврейского государства политических вопросов.

Несмотря на сравнительно небольшие размеры региона и сходство основных товарных позиций экспорта и импорта, страны Балтии представляют собой три модели развития сотрудничества по линии билатеральных торговых палат и деловых советов. Так, Литва является примером применения европейских принципов работы таких структур. Этот путь подразумевает создание прочной законодательной базы сотрудничества и обсуждения проектов на встречах представителей властей государств и бизнеса. Немаловажно и то, что торговая палата в Литве имеет аналог в Израиле, что облегчает работу в таком формате.

Латвийская республика и Государство Израиль в процессе создания торговой палаты и Совета по содействию экономическому сотрудничеству пошли по пути, характерному для большинства стран постсоветского пространства. Его отличает опора на сотрудничество с израильскими предпринимателями-репатриантами, стремление привлекать организации, которые предполагалось наделить исключительно функциями по укреплению экономического сотрудничества к участию в решении общинных вопросов, а также отсутствие дублирующей структуры в самом Израиле.

Эстония может последовать любому из примеров, названных выше, но если власти обоих государств приложат максимум усилий, то они могут первыми реализовать модель, опирающуюся на принципы деятельности международных экономических и финансовых организаций, в первую очередь ОЭСР. Этот вариант стал бы наиболее выигрышным в свете выбранной Израилем национальной экономической стратегии, которая направлена на развитие сектора высоких технологий. Сочетание опыта государств - членов ОЭСР с возможностью использовать фонды ЕС позволило бы Израилю и Эстонии развивать инновационные отрасли и создавать совместные бизнес-инкубаторы.

Таким образом, углубление отношений с прибалтийскими республиками сегодня состав-

ляет одну из важных задач как внешнеэкономической, так и внешнеполитической деятельности Государства Израиль, так как позволяет и обозначить свое присутствие на постсоветском пространстве, и налаживать контакты с Европейским союзом. Двусторонние торговые палаты и советы по содействию сотрудничеству являются важным механизмом в достижении данных целей, так как представляют собой площадку не только для решения важных экономических вопросов, но и обсуждения ключевых политических проблем. Кроме того, создание данных структур способно превратить особенности дипломатического представительства Израиля в странах Балтии из недостатка в достоинство. Отлаженная работа в нынешнем формате в сочетании с расширением возможностей экономического сотрудничества, которое стало реальным в силу создания палат и советов, позволит решать ранее недоступные задачи без необходимости содержания большого количества дипломатического персонала.

Примечание

1. 23 августа 2012 г. на сайте газовой компании GasTerm была размещена реклама, в которой использована фотография ворот Освенцима с надписью «Труд освобождает»; в сентябре 2012 г. в газете Esti Express была опубликована реклама таблеток для похудения, слоганом которой стала фраза «Таблетки для похудения доктора Менгеле сотворят с тобой чудо. В Бухен-вальде не было ни одного толстого». Оба материала в короткие сроки были удалены [11, 12].

Список литературы

1. Mole R. The Baltic states from the Soviet Union to the European Union: Identity, discourse and power in the post-communist transition of Estonia, Latvia and Lithuania. Oxon: Routledge, 2012. 216 p.

2. Purs A. Baltic facades: Estonia, Latvia and Lithuania since 1945. L.: Reaktion books, 2012. 203 p.

3. Интервью Чрезвычайного и полномочного по-

сла Израиля в Латвийской и Литовской республиках Бен-Яков Х. // Карьера. URL: http://embassies.gov.il/ riga/Rakstiunintervijas/V estniece_Karjerai.pdf. (дата

обращения 07.10.2013).

4. Интервью посла Латвийской Республики в Израиле Пертса М. // IzRus. URL: http://izrus.

co.il/dvuhstoronka/article/2010-11-09/12381.html (дата обращения 08.10.2013).

5. Гейзель З. Политические структуры Государства Израиль. М.: Мосты культуры, 2013. 391 с.

6. Summary of Israel’s Foreign Trade by Countries 2012. Jerusalem, 2013. URL: www.cbs.gov.il/ read-er/newhodaot/hodaa_template.html?hodaa=20131605 (дата обращения: 01.10.2013).

7. MASHAV. URL: http://www.mashav.mfa.gov.il/ mfa/mashav/Pages/default.aspx (дата обращения:

03.10.2013).

8. Sicor Biotech/Teva стремится увеличить экспорт биопрепаратов из Литвы // Еженедельник Аптека. URL: http://www.apteka.ua/article/74726 (дата обращения: 10.10.2013).

9. Summary of Israel’s Foreign Trade by Country

2008. Jerusalem, 2009. URL: http://www.cbs.gov.

il/reader/newhodaot/hodaa_template_eng.html?hodaa=2 00916011 (дата обращения: 5.10.2013).

10. Summary of Israel’s Foreign Trade by Country 2010. Jerusalem, 2011. URL: http://www.cbs.gov.il/ read-er/newhodaot/hodaa_template_eng.html?hodaa=2011160

11 (дата обращения: 8.10.2013).

11. Shefler G. Fake ad for 'Mengele' weight pills

causes furor // Jerusalem Post. URL: http://

www.jpost.com/Jewish-World/Jewish-News/Fake-ad-for -Mengele-weight-pills-causes-furor (дата обращения:

5.10.2013).

12. Estonian gas company uses Auschwitz to advertise products // Times of Israel. URL: http://www. time-sofisrael.com/estonian-gas-company-uses-auschwi-tz-to-advertise-products/ (дата обращения: 01.10.2013).

SOME PECULIARITIES OF FORMATION OF CHAMBERS OF COMMERCE AND COUNCILS FOR ECONOMIC COOPERATION OF THE STATE OF ISRAEL AND THE BALTIC COUNTRIES

E.A. Yakimova

The article deals with the activities of chambers of commerce and councils for promoting economic cooperation between Israel and the Baltic States. Three models of cooperation are highlighted. Israel and Lithuania that have strong legal frameworks are following the European example. Latvian-Israeli ties are characterized by the reliance on repatriates’ business. In its interaction with Estonia, Israel could implement a model based on the principles of international economic organizations.

Keywords: Bilateral Chamber of Commerce, Council for Economic Cooperation, Israel, Baltic states.

References

1. Mole R. The Baltic states from the Soviet Union to the European Union: Identity, discourse and power in the post-communist transition of Estonia, Latvia and Lithuania. Oxon: Routledge, 2012. 216 p.

2. Purs A. Baltic facades: Estonia, Latvia and Lithuania since 1945. L.: Reaktion books, 2012. 203 p.

3. Interv'ju Chrezvychajnogo i polnomochnogo posla Izrailja v Latvijskoj i Litovskoj respub-likah Ben-Jakov

H. // Kar'era. URL: http://embassies.gov.il/ riga/Rakstiu-nintervijas/Vestniece_Karjerai.pdf. (data obrashhenija

07.10.2013).

4. Interv'ju posla Latvijskoj Respubliki v Izraile Pert-sa M. // IzRus. URL: http://izrus. co.il/dvuhsto-ronka/article/2010-11-09/12381.html (data obrashhenija

08.10.2013).

5. Gejzel' Z. Politicheskie struktury Gosudarstva Izrail'. M.: Mosty kul'tury, 2013. 391 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.