Научная статья на тему 'Особенности формирования системы зрительного восприятия у детей Европейского Севера России'

Особенности формирования системы зрительного восприятия у детей Европейского Севера России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
959
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ДЕТИ-СЕВЕРЯНЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / VISUAL PERCEPTION / NORTHERN CHILDREN / PSYCHOPHYSIOLOGICAL MATURITY / SENSOR DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Л. В., Звягина Н. В., Теребова Н. Н.

Рассмотрены проблемы формирования системы зрительного восприятия у детей 6 лет 7,5 года, проживающих в условиях приполярного региона. Приведены данные о трудностях реализации отдельных компонентов зрительного восприятия у детей разных возрастных групп. Особо подчеркивается интегративность нарушений восприятия, приводящая к проблемам в освоении школьных навыков. Среди причин трудностей реализации зрительного восприятия авторы выделяют функциональную незрелость головного мозга, сенсорную депривацию и нарушения зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Л. В., Звягина Н. В., Теребова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SYSTEM OF VISUAL PERCEPTION IN CHILDREN IN EUROPEAN NORTOF RUSSIA

The problems of formation of the system of visual perception in children at the age 6-7,5 y. o. living in the conditions of the polar region have been cosidered. The data about the difficulties of realization of separate components of visual perception in children form different age groups have been given. Integrative nature of perception disorders causing problems in mastering school skills has been especially emphasized. Among the reasons of the difficulties in visual perception realization, the authors separate the brain functional immaturity, sensor deprivation and vision disorders.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы зрительного восприятия у детей Европейского Севера России»

УДК [616.12-005.4:616-008.9]-053.9-085.32(470.331)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ

© 2007 г. Л. В. Морозова, Н. В. Звягина, Н. Н. Теребова

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Рассмотрены проблемы формирования системы зрительного восприятия у детей 6 лет - 7,5 года, проживающих в условиях приполярного региона. Приведены данные о трудностях реализации отдельных компонентов зрительного восприятия у детей разных возрастных групп. Особо подчеркивается интегративность нарушений восприятия, приводящая к проблемам в освоении школьных навыков. Среди причин трудностей реализации зрительного восприятия авторы выделяют функциональную незрелость головного мозга, сенсорную депривацию и нарушения зрения.

Ключевые слова: зрительное восприятие, дети-северяне, психофизиологическая зрелость, сенсорная депривация.

Ведущую роль в сенсорно-перцептивной деятельности человека играет зрительный анализатор. Зрительное восприятие является индикатором многих психических процессов, отражая особенности развития высших психических функций и функционального развития мозга [1]. Следует отметить комплексный характер процесса зрительного восприятия, включающего большое количество структурных компонентов, таких как зрительно-моторные интеграции, константность и помехоустойчивость восприятия, пространственное восприятие (ориентация в трехмерном пространстве и зрительно-пространственное восприятие двумерных объектов), зрительный анализ и синтез и т. д.

Онтогенетическое изучение системной организации зрительного восприятия позволяет раскрыть закономерности его формирования на разных этапах возрастного развития ребенка, проанализировать их феноменологию и структуру, определить параметры и условия эффективной реализации в реальных условиях обучения и определить соотношение факторов возрастного развития и факторов обучения.

Изучая проблему возрастных особенностей формирования зрительного восприятия, известный русский психолог Л. С. Выготский (1960) указал на то, что у взрослых нарушения зрительного восприятия носят характер частичного дефекта, не приводящего к нарушению уже сложившихся речевых и интеллектуальных функций. В отличие от взрослых, у детей дефицит зрительного восприятия не только приводит к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает основу для формирования всех других психических процессов, которые строятся на базе наглядно-образной деятельности.

В нашем исследовании мы предприняли попытку выявить особенности формирования системы зрительного восприятия у детей 6 лет

— 7,5 года, проживающих в условиях приполярного региона.

Организация и методы исследования

Для оценки уровня развития зрительного восприятия нами использовалась «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет» М. Безруких, Л. Морозовой [2]. Данная методика позволяет оценить уровень развития зрительного восприятия в целом и отдельных его компонентов: зрительно-моторных интеграций (субтест 1), помехоустойчивости (субтест 2), константности (субтест 3), зрительно-пространственного восприятия (субтесты 4 и 5) и анализа-синтеза зрительного стимула (субтест 6). Все задания выполнялись графически каждым ребенком в ходе индивидуального тестирования. Рассчитанные средние результаты выполнения отдельных субтестов позволяют определить возрастные эквиваленты (ВЭК) уровня развития компонентов зрительного восприятия. Так, если результат выполнения

первого субтеста равен 10 баллам, ВЭК соответствует

5 годам, то есть уровень развития зрительно-моторных интеграций у данного ребенка соответствует пятилетнему возрасту, результат равен 12 — ВЭК соответствует 5,5 года и т. д. Анализ ВЭК позволяет определить разницу между паспортным возрастом ребенка и уровнем развития исследуемого компонента зрительного восприятия. По результатам тестирования уровня развития зрительного восприятия в целом и каждого из его компонентов дети были разделены на три категории: соответствие возрастной норме, отставание от возрастной нормы в пределах года и отставание более года.

В исследовании приняли участие 1 146 детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных учреждений и первые классы общеобразовательных школ из разных районов г. Архангельска, возрастной диапазон от 6 лет до 7,5 года. В эксперимент отбирались дети, не имеющие грубых патологий органа зрения. Соотношение мальчиков и девочек — 50,15 и 49,85 % соответственно.

Такой массив обследованных позволяет говорить не просто о тенденциях формирования системы зрительного восприятия, но о региональных и возрастных особенностях данного процесса. Для удобства обработки и представления результатов дети были разделены на 4 возрастные группы с полугодовым интервалом:

6 лет (139 человек), 6,5 года (205 человек), 7 лет (417 человек), 7,5 года (385 человек).

Выбор возрастного диапазона определен рядом факторов. Во-первых, по мнению многих исследователей, к 6—7 годам заканчивается критический период формирования системы зрительного восприятия. Так, к этому возрасту закончены наиболее существенные перестройки зрительной коры мозга и ее нейроны достигают степени зрелости взрослых, практически закончен рост ассоциативных областей мозга и диффе-ренцировка нервных элементов отдельных слоев коры. Во-вторых, следует отметить значительный опыт ассоциативной деятельности и зрительного опыта, связанный с подготовкой к обучению и его началом. Это, с одной стороны, интенсивная тренировка, с другой — не всегда соответствующие возрастным возможностям требования научения, интенсивности зрительной работы, создающие определенную установку организации данного вида деятельности.

Математическая обработка полученных данных проведена с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel, SPSS 11,5 для Windows.

Психофизиологическое обследование детей проводилось с письменного согласия их родителей.

Результаты и их обсуждение

Результаты нашего исследования показали, что проблема трудностей формирования системы зрительного восприятия актуальна для нашего региона, только у (55,97 + 1,34) % всех обследованных детей уровень развития зрительного восприятия соответствует возрастной норме, (26,52 ± 1,19) % детей

имеют отставание от возрастной нормы в пределах года, (17,51 ± 1,03) % — отставание более года.

Анализ данных в группах с полугодовым интервалом показал, что количество детей с отставанием уровня развития зрительного восприятия от возрастной нормы не только не уменьшается при переходе к старшему возрасту, а, наоборот, увеличивается (рис. 1). Число детей с отставанием от возрастной нормы в пределах года увеличивается от (4,35 ± 1,12) в 6 лет до (33,51 ± 2,41) % в 7,5 года, с отставанием более года — от (4,35 ± 1,12) % до (24,16 ± 2,18) % соответственно. На наш взгляд, основной причиной ухудшения показателей зрительного восприятия является не снижение его качества, а недостаточно эффективное совершенствование. Так, требования к системе зрительного восприятие к 7—8 годам возрастают, соответственно изменяются и критерии оценки, а зрительное восприятие ребенка остается на уровне 6 лет — 6,5 года. В каждом случае это вызывается разными причинами, но приводит к одинаковому результату — ребенок попадает в группу «незрелых». %

Возраст, лет

♦ Соответствует возрастной норме ■ ■ ■ Отставание от возрастной нормы в пределах года —А ■ Отставание от возрастной нормы более года

Рис. 1. Количество детей (%) с разным уровнем развития зрительного восприятия

При анализе качества выполнения отдельных субтестов нами отмечено достаточно большое количество детей с уровнем развития компонентов зрительного восприятия, соответствующим возрастной норме. Однако количество детей, имеющих задержки формирования тех или иных компонентов зрительного восприятия, также значительно и колеблется в пределах от 22 до 44 %, причем большая часть этих детей имеют отставание от возрастной нормы более чем на год (рис. 2). Такая длительная задержка формирования наиболее характерна для таких компонентов, как зрительно-моторные интеграции (1 субтест), константность восприятия (3 субтест), зрительный анализ-синтез (6 субтест).

Для формирования большинства исследуемых компонентов зрительного восприятия характерно нарастание трудностей реализации при переходе к старшей возрастной группе (табл. 1). Так, значительно снизилось число «зрелых» детей от 6 лет до 7,5 года при выполнении заданий на зрительно-моторные интеграции (1 субтест), константность восприятия (3 субтест),

зрительно-пространственное восприятие (5 субтест).

%

• Соответствует возрастной норме Субтесты

■ ■ ■ Отставание от возрастной нормы в пределах года Отставание от возрастной нормы более года

Рис. 2. Количество детей (%) с разным уровнем включенности компонентов зрительного восприятия

Зрительно-моторные интеграции — один из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное обучение. Уже в возрасте 3—6 месяцев зрительная и двигательная системы объединяются в общую функциональную систему, которая к 7 годам приобретает все признаки, свойственные взрослым. У детей 6—7 лет, проживающих в Архангельской области, отмечается слабое развитие мелких мышц кисти, что ведет отсутствию в полной мере точной координации мелких тонких движений пальцев и может определять трудности зрительно-моторных координаций в дошкольном и младшем школьном возрасте [3].

В нашем исследовании трудности зрительно-моторных координаций отмечены почти у половины обследованных детей (см. рис. 2), причем количество таких детей возрастает в период от 6 лет до 7,5 года (см. табл. 1). Специфика этого вида нарушений в том, что это не зрительный и не моторный дефицит отдельно, а интегративное нарушение, дающее особую картину трудностей при обучении.

Константность восприятия — это относительное постоянство восприятия свойств предметов при меняющихся условиях. Отечественные ученые отмечают константность как проявление предметного характера восприятия, складывающегося в процессе практического овладения предметным миром. Согласно нашим данным, константность восприятия также затруднена у большого числа детей во всех возрастных группах.

Значительное число трудностей также отмечено при выполнении 6 субтеста, направленного на зрительный анализ-синтез, который является интегративным показателем и отражает общую зрелость системы зрительного восприятия. Согласно мнению многих исследователей, к 6—7 годам заканчивается критический период формирования системы зрительного восприятия, однако наши данные не подтверждают эту точку зрения. Лишь половина — (58,33 ± 1,33) % детей не испытывали трудностей при выполнении

6 субтеста, значительная часть — (31,14 + 1,25) % имели отставание в реализации зрительного анализа-синтеза боле года от возрастной нормы.

Таблица 1

Количество детей (%) 6 лет — 7,5 года с разным уровнем включенности компонентов зрительного восприятия

Возраст, лет Уровень развития 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 5 субтест 6 субтест

6,0 Соответствует ВН 91,30±5,9 86,96±7,0 78,26±8,6 86,96±7,0 91,3±5,9 47,83±10,4

Отставание от ВН в пределах года 4,35±4,3 8,7±5,9 13,04 + 7,0 4,35±4,3 4,35±4,3 13,04±7,0

Отставание от ВН более года 4,35±4,3 4,35±4,3 8,7±5,9 8,7±5,9 4,35±4,3 39,13±10,2

6,5 Соответствует ВН 63,73±3,4 83,82±2,6 68,63±3,3 87,25±2,3 75,00±3,0 60,78±3,4

Отставание от ВН в пределах года 17,65±2,7 5,88±1,7 10,29±2,1 5,88±1,7 14,71±2,5 5,39±1,6

Отставание от ВН более года 18,83±2,7 10,29±2,1 21,08±2,9 6,86±1,8 10,29±2,1 33,82±3,3

7,0 Соответствует ВН 58,72±2,2 83,72±1,6 63,57±2,1 85,08±1,6 73,84±1,9 64,53±2,1

Отставание от ВН в пределах года 13,95±1,5 6,59±1,1 9,30±1,3 6,40±1,1 0,39±0,3 12,79±1,5

Отставание от ВН более года 27,33±1,8 9,69±1,3 27,13±1,9 8,53±1,2 25,78±1,9 22,67±1,8

7,5 Соответствует ВН 49,09±2,6 71,69±2,3 50,13±2,6 74,03±2,2 58,44±2,5 54,81±2,5

Отставание от ВН в пределах года 7,27±1,3 8,31±1,4 11,43±1,6 4,16±1,0 17,92±1,9 11,69±1,6

Отставание от ВН более года 43,64±2,5 20,00±2,0 38,44±2,5 21,82±2,1 23,64±2,2 33,51±2,4

Примечание. ВН — возрастная норма.

Зрительное восприятие — многокомпонентная система, и зачастую нарушение одного компонента не приводит к общей задержке формирования всей системы благодаря компенсаторным механизмам. Если же задержка формирования отмечена у ряда компонентов, это может привести к сложным, тяжело компенсируемым трудностям зрительного восприятия и обучения ребенка. Согласно нашим данным, количество детей, не имеющих трудностей реализации ни одного компонента зрительного восприятия, невелико и составляет (19,14 + 2,45) %. Максимальное количество детей имеют трудности реализации лишь одного какого-либо компонента, около 20 % — двух компонентов, а (36,5 ± 2,5) %

— трех и более (рис. 3). Сочетанность задержек формирования компонентов зрительного восприятия приводит к трудностям освоения навыков письма и чтения, затрудняет оперирование визуальной информацией, причем во многих случаях эти трудности практически не проходящие.

%

30

25

20

15

10

5

0

24,48

19,14

19,88 16,32

4 5 6

Количество субтестов

Рис. 3. Доля детей (%), имеющих нарушения в разном количестве субтестов

Многие исследователи в качестве доминирующей причины трудностей формирования зрительного восприятия выделяют функциональную незрелость головного мозга, которая может проявляться в задержке формирования корковой ритмики и дисфункции стволовых структур [4, 5]. В процессе индивидуального развития различные структуры головного мозга, вносящие особый вклад в построение зрительного акта, созревают гетерохронно, что дает возможность выявить определенные этапы мозговой организации этой функции. Так, интенсивное созревание межцен-тральных связей корковых областей в возрасте 5—

7 лет позволяет рассматривать его как критический и сенситивный для совершенствования механизмов зрительного восприятия, развития целостного восприятия сложных изображений и ситуаций [9, 10].

Нами были проведены исследования функциональной зрелости головного мозга детей 7 лет с помощью визуального анализа электроэнцефалограммы, которые показали, что у (31,19 ± 4,44) % детей функционально незрелая кора больших полушарий, у них отмечено наличие полиритмичного альфа-ритма и усвоение ритма световых мельканий в диапазоне 4 —

6 Гц. По состоянию регуляторных структур у (61,50 ± 4,66 ) % детей показатели не соответствовали возрастной норме. Нельзя исключить, что боль-

шинство этих детей составит группу «незрелых» по показателям развития зрительного восприятия.

Обращает на себя внимание и тот факт, что для детей-северян характерны задержки созревания различных систем организма. Так, В. П. Пономаревым [7] и Ж. Ж. Рапопортом [8] показано, что в условиях Севера созревание костно-мышечной системы ребенка происходит с задержкой на 6—12 месяцев по сравнению с физическим развитием детей средней полосы России. Как показали исследования Т. С. Копосовой и др. [3, 6], большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Архангельска имеют задержку физического развития, которая ведет за собой снижение темпов созревания ряда психофизиологических функций, в том числе и зрительного восприятия. В условиях Севера особое внимание необходимо уделять вопросам совершенствования двигательной активности ребенка, особенно тонким движениям кистей рук. Результаты многих исследований говорят о значительных задержках моторики рук детей (точность, сила, двигательная память). У детей северных территорий именно с этой задержкой связывают задержку развития зрительно-моторных интеграций.

Еще одной причиной трудностей формирования системы зрительного восприятия может служить сенсорная депривация, характерная для нашего региона. Психологами установлено, что жители Севера страдают от отсутствия света и ярких красок, от однообразного серебристо-серого или голубого цвета неба, снега, у них притупляется эффективность зрительного восприятия. В период полярной ночи северяне длительное время вынуждены рассматривать объекты, только близкорасположенные или находящиеся в помещении, т. к. за его пределами — темнота. Длительное времяпровождение детей в закрытых помещениях при искусственном освещении, бедность окружающей среды зрительными элементами создают ситуацию информационного «голода». Тогда как зрительный опыт в детском возрасте, особенно до 7 лет, оказывает значительное влияние на формирование ассоциативных областей коры, участвующих в анализе зрительных стимулов, и становление психофизиологических механизмов зрительного восприятия [9, 10].

Возможной причиной широкого распространения трудностей реализации зрительного восприятия у детей может также служить миопия. Известно, что на Севере миопия у них встречается чаще, чем в умеренной полосе и на юге России. Большую частоту близорукости у детей и подростков, живущих на Севере, связывают с особенностями светового режима, спецификой питания (в частности, недостатком витаминов), влиянием урбанизации на образ жизни (гиподинамия, преимущественное пребывание детей в закрытых помещениях, просмотр телевизионных программ, широкое внедрение компьютеров), более часто наблюдающимся патологическим течением беременности и родов и обусловленной этим «дисгармонией рефрактогенеза».

Количество детей (%) 7 лет с разной остротой зрения и уровнем развития зрительного восприятия

Таблица 2

Острота зрения Уровень развития 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 5 субтест 6 субтест

Миопия Соответствует ВН 71,88±7,95 18,75±6,90 15,63±6,42 84,38±6,42 53,13±8,82 34,38±8,40

Отставание от ВН в пределах года 18,75±6,90 15,63±6,42 9,38±5,15 0,00 12,50±5,85 12,50±5,85

Отставание от ВН более года 9,38±5,15 65,63±8,40 75,00±7,65 15,63±6,42 34,38±8,40 53,13±8,82

е и н е р з е о н ч а а р о X Соответствует ВН 58,72±2,2 83,72±1,6 63,57+2,1 85,08±1,6 73,84±1,9 64,53±2,1

Отставание от ВН в пределах года 13,95±1,5 6,59±1,1 9,30±1,3 6,40±1,1 0,39±0,3 12,79±1,5

Отставание от ВН более года 27,33±1,8 9,69±1,3 27,13±1,9 8,53±1,2 25,78±1,9 22,67±1,8

Примечание. ВН - возрастная норма.

Среди обследованных нами была отобрана группа 7-летних детей с миопией. Наши данные свидетельствуют о том, что все дети с миопией имеют отставание в развитии зрительного восприятия в целом и отдельных его компонентов (табл. 2). Наибольшие трудности по сравнению с детьми с нормальной остротой зрения отмечены для помехоустойчивости и константности зрительного восприятия и зрительного анализа-синтеза.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что, несмотря на прогрессивное развитие, система восприятия 6-7-летних детей нашего региона не достигает еще зрелого типа функционирования, поэтому к началу обучения в школе ее возможности довольно ограниченны.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев. — М., 1964. — 304 с.

2. Безруких М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет : руководство по тестированию и обработке результатов / М. М. Безруких, Л. В. Морозова. — М., 1996. — 48 с.

3. Копосова Т. С. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Копосова, Н. В. Звягина, Л. В. Морозова. — Архангельск, 1997. — 159 с.

4. Корсакова Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихо-логическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова // Нейропсихология сегодня. — М., 1996. — С. 160.

5. Лукашевич И. П. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения / И. П. Лукашевич, Р И. Мачинская, М. Н. Фишман // Физиология человека. — 1994. — Т. 20, № 5. — С. 34.

6. Морозова Л. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости / Л. В. Морозова, Н. В. Звягина // Вестник Поморского университета. — 2003.

— № 2(4). — С. 48—55.

7. Пономарев В. П. Труд и здоровье человека в условиях Севера / В. П. Пономарев. — Архангельск, 1976. — 78 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Рапопорт Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере / Ж. Ж. Рапопорт. - Л., 1979. - 192 с.

9. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990. — 198 с.

10. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. — М., 2000. — 319 с.

FEATURES OF FORMATION OF SYSTEM OF VISUAL PERCEPTION IN CHILDREN IN EUROPEAN NORTH OF RUSSIA

L. V. Morozova, N. V. Zvyagina, N. N. Terebova

Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

The problems of formation of the system of visual perception in children at the age 6—7,5 y. o. living in the conditions of the polar region have been cosidered. The data about the difficulties of realization of separate components of visual perception in children form different age groups have been given. Integrative nature of perception disorders causing problems in mastering school skills has been especially emphasized. Among the reasons of the difficulties in visual perception realization, the authors separate the brain functional immaturity, sensor deprivation and vision disorders.

Key words: visual perception, northern children, psychophysiological maturity, sensor deprivation.

Контактная информация:

Морозова Людмила Владимировна — доцент кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Адрес: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4, ПГУ им. М. В. Ломоносова

Тел. (8182) 27-37-86

Статья поступила 12.05.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.