Научная статья на тему 'Особенности формирования системы менеджмента качества в интегрированной корпоративной структуре специализирующейся в сфере строительства и проектирования'

Особенности формирования системы менеджмента качества в интегрированной корпоративной структуре специализирующейся в сфере строительства и проектирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина Татьяна Анатольевна

К числу современных инструментов, способствующих повышению конкурентоспособности интегрированных корпоративных структур можно отнести СМК, соответствующую требованиям и рекомендациям МС ИСО серии 9000. Создание и совершенствование СМК в корпорациях разных типов является актуальной задачей. Процесс внедрения СМК является сложным проектом в силу особенностей корпоративной структуры, характеризующейся наличием самостоятельных бизнес единиц, многоуровневым характером внутрикорпоративных коммуникаций, сложностью системы управления, сложным механизмом взаимодействия между управляющей и дочерними структурами и т.д. В связи с этим наибольшую актуальность сегодня приобретают методологические и практические вопросы, связанные с формированием эффективной системы менеджмента качества в интегрированных корпоративных структурах как современного способа повышения конкурентоспособности корпораций. Отмеченные обстоятельства предопределили актуальность темы диссертационного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы менеджмента качества в интегрированной корпоративной структуре специализирующейся в сфере строительства и проектирования»

Список использованной литературы

1. Будаева М.С. Методики расчета платежей по кредиту и лизингу, построенные на применении корректирующих коэффициентов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 2. С. 215-219.

2. Гайнанов Д.А., Кантор О.Г., Казаков В.В. Оценка уровня социально-экономического развития территориальных систем на основе метрического анализа // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 138-144.

3. Лелецкий П. Р. Об экономической эффективности форфейтинга // Управление собственностью. - М.: Современная экономика и право. - 2010. - 96 с.

4. Маркина С.С. Внимание, форфейтинг! // Двойная запись. 2014. № 2. С. 11 - 16.

5. Нечаев А.С., Прокопьева А.В. Идентификация и управление рисками инновационной деятельности предприятий // Економiчний часопис-XXI. 2014. № 5-6. С. 72-77.

6. Нечаев А.С., Антипина О.В. Налогообложение в России: анализ и тенденции развития // Економiчний часопис-XXI. 2014. Т. 1. № 1-2. С. 73-77.

7. Остапенко С.П., Мешков В.К. Финансовая поддержка форфейтинга // Финансы. - 2014.- № 10. - С. 11-14.

© И.А. Кузина, 2015

УДК 37.014

Левина Татьяна Анатольевна

ст. преп. кафедры «Экономическая безопасность, анализ и учёт», Рязанский государственный радиотехнический университет ,

г. Рязань, РФ e-mail: gta03@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ В СФЕРЕ

СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация

К числу современных инструментов, способствующих повышению конкурентоспособности интегрированных корпоративных структур можно отнести СМК, соответствующую требованиям и рекомендациям МС ИСО серии 9000. Создание и совершенствование СМК в корпорациях разных типов является актуальной задачей. Процесс внедрения СМК является сложным проектом в силу особенностей корпоративной структуры, характеризующейся наличием самостоятельных бизнес единиц, многоуровневым характером внутрикорпоративных коммуникаций, сложностью системы управления, сложным механизмом взаимодействия между управляющей и дочерними структурами и т.д. В связи с этим наибольшую актуальность сегодня приобретают методологические и практические вопросы, связанные с формированием эффективной системы менеджмента качества в интегрированных корпоративных структурах как современного способа повышения конкурентоспособности корпораций. Отмеченные обстоятельства предопределили актуальность темы диссертационного исследования.

Ключевые слова

Система менеджмента качества, интегрированная корпоративная структура.

В современных условиях именно корпоративная форма в наибольшей степени способствует адекватному приспособлению к рынку и развитию по различным направлениям. Среди факторов, способствующих формированию интегрированных корпоративных структур можно выделить следующие.

Таблица 1

Факторы, способствующие формированию корпоративных структур

Международные Глобализация мировой экономики Интернационализация мирового рынка Расширение ВТО

Экономические Привлечение отечественных и иностранных инвестиций Необходимость диверсификации ассортимента выпускаемой продукции Необходимость диверсификации операций, то есть выделение наиболее перспективных направлений Усиление конкуренции между компаниями Перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности

Управленческие Повышение эффективности менеджмента Повышение устойчивости ведения бизнеса и управления рисками Повышение значимости разнообразной маркетинговой, консалтинговой и другой помощи

Социальные Повышение удовлетворенности заинтересованных сторон компаний (акционеры, персонал, общество, государство и др.)

Инновационные Проведение технического перевооружения на инновационной основе Необходимость объединения производства и науки в единый научно-производственный комплекс

Необходимость формирования системы менеджмента качества в ИКС в целом, а также на уровне их отдельных бизнес единиц может возникать под воздействием значительного числа факторов и предпосылок, которые можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние (рис. 1) [1, с.145].

Рисунок 1- Внешние и внутренние предпосылки разработки и внедрения системы менеджмента качества в

корпорации

Важнейшими побудительными мотивами для разработки и внедрения СМК корпорации может стать желание высшего руководства выпускать стабильно качественную продукцию и услуги, минимизировать негативное влияние на окружающую среду, оптимизировать управляемость финансовых потоков корпорации и обеспечить заинтересованность персонала в конечном результате своего труда. [2, с. 29]

В связи с этим руководителям российских ИКС необходимо принять целый комплекс мер по приведению своих управленческих структур в соответствии с международными стандартами. Мотивация создания СМК в корпорациях регулярно исследуется Международной организацией по стандартизации (ISO). В табл. 1 представлена статистика, которая основана на результатах исследования, проведенного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Техническими комитетом 176 ISO. В исследовании приняли участие более 2000 руководителей и директоров по качеству крупнейших корпораций мира.

Таблица 2

Основные факторы, повлиявшие на выбор стандарта ISO 9001:2008 для целей сертификации

Факторы Исследование ISO, %

Повышение удовлетворенности потребителей 36

Потребность рынка 31

Обязательное требование потребителя 28

Подтверждение для внутренних целей 19

Другое 5

Лидирующими мотивами формирования СМК выступают: повышение удовлетворенности потребителей (36%) и потребность рынка (31%). Также интересные результаты можно увидеть при анализе ответов на вопрос о выгодах от использования ISO 9001:2008 для организации (табл. 3).

Таблица 3

Наиболее важные выгоды от использования ISO 9001:2008 для Вашей организации? (не более 3 -х ответов)

Выгоды %

Улучшение удовлетворенности потребителей 50

Стандартизация бизнес-процессов 50

Повышение приверженности (обязательств, заинтересованности) руководства 35

Эффективное использование данных в качестве инструмента управления бизнесом 35

Более эффективный обзор (анализ) управления 34

Улучшение коммуникаций с потребителями 31

Увеличение эффективности работы поставщиков 20

Это требование потребителя 19

Улучшение коммуникаций с поставщиками 19

Улучшение финансовых результатов 11

Опрос ISO показывает приоритеты для компаний по всему миру - это улучшение удовлетворенности потребителей и стандартизации бизнес-процессов.

Особенности формирования СМК в корпорации с сфере проектирования вытекает их специфики отрасли и потенциала компании, к которым можно отнести:

1. Большое количество нормативной документации на услуги, работы и процессы.

В своей деятельности ИКС в сфере проектирования руководствуется нормативными правовыми документами федерального, регионального и местного уровней. Непосредственно регулируют организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий достаточно большое количество нормативных актов.

Требования многочисленных внешних документов должны быть трансформированы во внутренние правила корпорации с целью обеспечения качества и стабильности работы компании. В связи с этим СМК направлена на достижение указанной цели.

2. Сложный цикл выполнения работ.

Проектирование производится в несколько стадий и этапов. С начала определяются цель инвестирования, назначение и мощность объекта, местоположение объекта; возможности финансирования и достижения ТЭП. По результатам обоснований в местные органы исполнительной власти представляется ходатайство о намерениях. Только после согласования с органами принимается решение о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой и социальной целесообразности инвестиций. На его основе осуществляется проектная разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации. [3]

Обоснование инвестиций включает материалы маркетингового исследования, обоснование выбираемой технологии производства, а также сроки и очередность строительства, общие положения по организации строительства, потребность в ресурсах, оценка эффективности инвестиций. Документ

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

утверждается на основе заключения государственной экспертизы и местной администрации о согласовании места сооружения объекта.

Рабочая документация разрабатывается на основании утвержденного проекта. Она включает также проекты производства работ по отдельным объектам и комплексам работ, локальные сметы, ведомости объемов работ и потребности в материалах, сборники спецификаций оборудования.

Только после завершения всех этапов разработки необходимо прохождение Государственной экспертизы проектной документации и получение ее положительного заключения, после чего можно приступать к разработке рабочей документации на объект. Перед согласованием и экспертизой необходимо проверить разработанную проектно-сметную документацию и удостоверить записью ее полное соответствие СНиПу, инструкциям, государственным стандартам.

Если проект утвержден, на его основании разрабатывается рабочая документация: локальные сметы, ведомости объемов строительно-монтажных работ, перечень необходимых материалов, спецификации оборудования и приборов.

Современные тенденции в строительстве указывают на востребованность высотного проектирования, что, конечно, сказывается и на проектной деятельности. Сейчас проектируются здания, достигающие 16 этажей. В связи с этим возникает много вопросов нормативного характера.

Учитывая сложность и комплексность проектов, внедрение СМК позволит уделить особое внимание предупреждающим и корректирующим действиям. Тем самым, ориентация на предупреждение появления несоответствий в таких процессах снизит затраты на брак, а также уменьшит число жалоб со стороны потребителей.

3. Высококвалифицированный персонал корпорации.

Любая корпорация, специализирующаяся в сфере строительства или проектирования, должна располагать специалистами высокой квалификации. Только наличие квалифицированного персонала позволит корпорации получить допуск к проектированию или допуск для осуществления отдельных видов строительной деятельности.

Важно учесть, что требуемые специалисты в строительстве должны иметь диплом о получении соответствующего профильного образования, удостоверение Ростехнадзора, а также удостоверения государственного образца о повышении квалификации в установленные сроки.

Кроме того, специалисты работающие в корпорации осуществляющей свою деятельность в проектировании и строительстве должны иметь среднее или высшее профильное образование в определённых специальностях, достаточный стаж работы по специальности и т. д.

Специалисты строительных компаний подлежат обязательной аттестации. Об этом сказано в федеральном законодательстве, вступившем в силу в 2010 году, касательно Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также смежных законодательных актов.

На федеральном законодательном уровне также установлены конкретные требования к кадровому составу строительной организации, которая имеет право на осуществление опредёленных видов деятельности. Исходя из законодательных норм для юридического лица, желающего получить необходимые допуски, сотрудники должны иметь профессиональное образование нужного направления, а также как минимум трехлетний стаж работы (для сотрудников с высшим образованием) или пятилетний стаж (для сотрудников с дипломом о среднем образовании). Если учебное заведение было окончено специалистом более 5 лет назад, он должен иметь удостоверение о повышении квалификации в определённом направлении.

4. Ориентация на потребителей и необходимость поддержания высокого уровня конкурентоспособности корпорации, позитивного имиджа на рынке.

Отрасль, в которой работает корпорация, отличается высоким уровнем конкуренции.

Для многих корпораций характерны проблемы формирования СМК, типичные для всех типов организаций. К подобным проблемам можно отнести:

1. Международный стандарт ИСО 9001 внедряется только с целью получения сертификата. При этом необходимость последнего может быть продиктована положениями об участии в конкурсах и тендерах, требованиями заинтересованных сторон при заключении контрактов, желанием быть не хуже других и др.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

При таком подходе все усилия сосредоточены на разработке документации и выполнении формальных требований органов по сертификации. Специалисты, принимающие технические, экономические и управленческие решения, остаются в стороне, а персонал делает только то, что необходимо для проверяющих. В результате появляется неэффективная система с набором бесполезных документов. Такое внедрение приносит больше вред, чем пользу для корпорации.

2. Разработка и внедрение СМК происходит по типовому сценарию, который не учитывает специфику деятельности корпорации, ведущей свою деятельность в соответствующей области.

Стандарт ИСО 9001 - это базовый набор требований которые должны быть реализовано в корпорации. А реализуется он самой корпорацией путем интерпретации того как реализовать заданные стандартом требования, опираясь при этом на специфику отрасли и вида деятельности конкретных бизнес-единиц корпорации. Для того чтобы реаилизовать требования ИСО 9001 в деятельность конкретной корпорации, необходимо проанализировать и учесть весь объем отраслевых нормативных документов, а также соответствующие законодательные и правовые акты, распространяющиеся на корпорацию, а где необходимо - требования международных документов. Должны учитываться и корпоративные особенности, и стратегия. Поскольку каждая бизнес-единица корпорации (даже одной и той же отраслевой принадлежности) уникальна, то и СМК корпораций неизбежно будут оригинальны.

3. Одной из причин, препятствующей эффективному внедрению СМК, также является изолированность менеджмента качества от общего менеджмента корпораций.

4. Непонимание высшим руководством необходимости внедрения СМК.

Не все руководители корпораций осознают тот факт, что конкурентоспособность компании, ее инвестиционная привлекательность и положение на рынке напрямую зависят от качества менеджмента. Поэтому менеджмент качества зачастую воспринимается как некоторый довесок, который не дает немедленной отдачи, заставляя в то же время отвлекать персонал и ресурсы.

5. Во многих корпорациях разработка и внедрение документации СМК выполняется силами приглашенных внешних экспертов без участия специалистов корпорации.

6. Персонал корпорации, как правило считает, что разработка и внедрение СМК - это не нужная работа, которой загружают их высшее руководство.

Руководители заняты текущими делами, борьбой за высокие экономические показатели, а именно от них должно исходить решение по разработке СМК и руководители должны принимать активное участие в процессе формирования СМК, а не поручать всю работу только на службу качества или соответствующего специалиста. Зачастую приходиться преодолевать сильное сопротивление руководства и персонала корпорации к внедрению каких либо изменений.

СМК эффективна лишь в тех случаях, когда удается точно и достоверно донести понятие качества до персонала и заинтересованных сторон корпорации. Одним из важнейших приоритетов менеджера по качеству является то, чтобы как можно более ясно и понятно определить отдельные аспекты качества, значимые для корпорации на данном этапе развития.

СМК, соответствующая требованиям стандарта ИСО 9001, является гарантом стабильности деятельности корпорации, а также того, что никакие форс-мажорные обстоятельства не повлияют на возможности корпорации предоставлять потребителям продукцию требуемого качества.

В заключении, отметим, что, необходимость формирования СМК в корпорации обусловлена многими факторами. Основные из них: требования потребителей, необходимость повышения качества продукции и снижение ее себестоимости, выполнение требований законодательных и нормативных актов, желание стать лауреатом или победителем конкурсов в области качества, выход на международный рынок, возрастающая конкуренция и т.д.

Корпорации, осуществляющие формирование СМК, могут ожидать получения следующих основных выгод и преимуществ от его реализации при соблюдении базовых условий осуществления проекта: повышение престижа и конкурентоспособности корпорации, роста производительности, снижения процента дефектных изделий, снижение затрат в производстве, увеличение доли рынка, сокращение корректировочных работ и т.д.

Список использованной литературы:

1. Горбашко Е. А. Управление качеством : учеб. пособие / Е. А. Горбашко. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

2. Белоусова А.А., Замиралова Е.В. Актуальность разработки и внедрения системы менеджмента качества в организациях строительной отрасли / Проблемы сертификации и управления качеством: материалы ежегодной региональной научно-практической конференции. Красноярск: СибГТУ, 2009. -280с.

3. .Барченко С.А. Методические рекомендации для работников проектных организаций [Электронный ресурс]/ Барченко С.А. - ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». - http://www.complexdoc.ru

© Т.А.Левина,2015

УДК 339.37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лучина Наталья Александровна

канд.техн.наук, доцент НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: mokd@nsuem.ru Климова Эльвира Николаевна канд.экон.наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: mokd@nsuem.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация

В статье представлен анализ развития розничной торговли г.Новосибирска. Приведены преимущества торгово-развлекательных комплексов.

Ключевые слова

розничная торговля, торгово-развлекательный комплекс, формат стрит-ритейл.

В настоящее время потребительский рынок товаров и услуг Новосибирска, ранее преимущественно состоящий из разрозненных мелких сетей оптовых посредников и многочисленных мелких розничных торговцев, претерпевает значительные изменения: развиваются торговые сети, включая сети магазинов сниженных цен, магазинов шаговой доступности, объектов питания и бытового обслуживания населения.

Как следует из данных Новосибирскстата о социально-экономическом положении Новосибирской области за первое полугодие 2015 года в регионе произошло 17% падение оборота розничной торговли к аналогичному периоду прошлого года. Статистики указали, что структура формирования оборота розничной торговли в первом квартале 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года существенно не изменилась. Основная доля оборота по-прежнему приходится на крупные и средние организации, их вклад увеличился с 51,6% до 53,2%. При этом в структуре оборота наблюдается незначительное снижение доли малых предприятий (с 32,3% до 31,9%), индивидуальных предпринимателей (с 12,6% до 12,2%) и розничных рынков (с 3,5% до 2,7%).

Как видно из данных статистики, появившиеся в последние годы торгово-развлекательные комплексов (ТРК) постепенно вытесняют малые предприятия розничной торговли.

В 2013 г. Россия стала лидером в Европе по строительству новых торговых центров. Тем не менее, по соотношению торговых площадей и числа жителей Россия находится только на 28 - м месте среди европейских стран. На 1000 человек в России приходится только 111,4 кв. м торговой площади. В Норвегии, которая занимает 1-е место по этому показателю, на 1000 человек приходится 632,2 кв.м [1]. Важно отметить, что развивающаяся торговля выполняет не только утилитарную функцию, но и оказывает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.